Занятие по формированию целостной картины мира «Осень»
Елена Володченко
Занятие по формированию целостной картины мира «Осень»
Конспект занятия по формированию целостной картины мира
(ознакомление с природой)
с элементами художественного творчества.
Тема: «Осень»
Цель: закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе; создать у детей эмоциональный настрой, дать
возможность отразить свои впезатления в рисунках.
Задачи: -закрепить знания детей об очередности осенних месяцев;
-учить замечать красоту природы осенью;
-учить уметь различать, узнавать, называть деревья и плоды растущие на них; познакомить с понятием «лиственный», «хвойный», «смешанный» лес;
-развивать познавательный интерес к жизни птиц, животнных в условиях данного сезона, воспитывать бережное к ним отношение;
-закрепить представление о том, что следует одеваться по погоде;
-воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, уметь передавать в рисунке картину осени, используя нетрадиционную технику рисования «тампонирование».
Материалы и оборудование.
1. Конверт с письмом, украшенный осенними листьями.
2. Набор картинок с изображением природных явлений по временам года (зима, весна, лето, осень).
3. Макет дерева, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц.
4. Рисунки с изображением девочки и мальчика, картинки с изображением предметов одежды и обуви.
5. Картинки и изображением плодов с различных деревьев (яблоня, вишня, груша и т. д.).
6. Листы ватмана с изображением заранее приготовленного в контурном черно-белом варианте пейзажа.
7. Краски, вода, салфетки, кусочки ткани для нанесения рисунка.
8. Звукозапись П. И. Чайковский «Времена года».
1. Наблюдение на прогулках за погодой, за сезонными изменениями в жизни растений, животных, людей. Наблюдение листопада — рассматривание и сбор листьев красивой формы и окраски.
2. Дети знакомятся с рассказами, заучивают стихи на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, познавательного развития, разучивают и поют песни на осеннюю тему на музыкальных занятиях; рассматривают иллюстрации картин, знакомящих с осенними пейзажами.
Ход занятия.
-Ребята, какое сейчас время года? (Осень).
-А какой месяц начинает осень? (Сентябрь). А после сентября? (Октябрь). А после октября (Ноябрь).
-Ребята, вы любите осень? (Любим).
-За что вы любите осень? (Осенью красиво, деревья разного цвета, много листьев на земле, можно пошуршать, поиграть ими и т. д.).
-Да, осень красивое время года. Перед тем, как расстаться со своей одеждой осень надевает самый красивый наряд- разноцветные платья из листьев, цветов, пожелтевшей травы. Послушайте вот такое стихотворение об осени:
Осень.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпоре осеннем дуб некогда зеленый,
Утешает осень: «Не жалейте лета,
Посмотрите, роща золотом одета».
-Вот как красиво поэт говорит об осени. Вам понравилось стихотворение? (Да).
-Ребята, к нам пришло необычное письмо. (Дети рассматривают конверт, оклеенный осенними листочками). Далее дети вместе с воспитателем по листьям определяют и называют деревья.
-Да, в лесу растет много разных деревьев.
-А знаете ли вы, как будет называться лес, в котором растут только деревья с обычными листочками- лиственный. Есть еще деревья с особыми листьями- хвоинками (сосна, ель) -такой лес будет называться хвойным. А если в лесу растут лиственные и хвойные деревья, то такой лес называется смешанным.
-Посмотрите на конверт, из какого леса к нам пришло письмо. (Смешанного).
-Давайте же быстрее откроем конверт и прочитаем письмо. (Читают).
Здравствуйте, дорогие ребята!
На заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что уже пора менять летнюю шубку на зимнюю, а другая половина зайцев доказывает, что еще рано, до зимы далеко. Одни показывали, что небо уже хмурое, а другие, что- трава еще зеленая. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие спорили, что осень еще далеко. Мы не знаем, что делать. Подскажите пожалуйста. Нам, ребята! Вы уже взрослые, умные, много в детском саду узнали. Объясните нам, далеко ли осень и скоро ли она будет в нашем лесу. Представьте нам убедительные доказательства. Ведь менять шубки- для зайцев дело непростое! Надеемся на вашу помощь.
Заячье собрание из пригородного леса.
Воспитатель удивляется, действительно у зайцев из пригородного леса серьезные проблемы.
-Поможем зайцам? (Да). Докажем, что осень уже давно наступила и им пора готовиться к зиме, менять свои шубки.
-Ребята, а какая погода осенью? (Холодная, пасмурная, дождливая, солнце прячется за тучами, дует холодный ветер и т. д.)
Детям предлагается набор картинок с избражением разных природных явлений по сезонам года. Дети должны отобрать картинки, относящиеся к осени, объяснить почему?
Далее воспитатель подводит детей к макету дерева, на котором находятся силуэты разных птиц.
-Мы с вами вспомнили признаки осени, поговорили о погоде, о деревьях, растениях. Поговорим о птицах.
-Скажите, строят ли сейчас птицы гнезда? (Нет). Откладывают яйца? (Нет). Подросли ли у них птенцы? (Да).
-А что еще происходит с птицами? (Улетают в теплые края, потому что им нечего есть).
-Как называются птицы, которые улетают? (Перелетные).
-Ребята, а все ли птицы улетают? (Нет). Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие).
-Давайте мы назавем и определим перелетных и зимующих птиц, сидящих на дереве.
Дети называют птиц и кладут в синюю коробку зимующих, а в красную- перелетных птиц.
-Как животные готовятся к зиме? Такие, как медведь, еж, суслик? (Они много едят, накапливают жир, впадают в спячку).
-Что делают животные, которые не впадают в спячку (Волк, заяц, лиса, белка).
Дети (Делают запасы на зиму, утепляют жилище, мех у них становится гуще и теплее, меняется цвет).
Игра «Птичка села.»
Дети становятся в круг. Каждый получает карточку с изображением плодов фруктовых деревьев (ветка яблони с яблоком и т. д).Ведущий должен посадить птичку на дерево: «Птичка села на. яблоню». На яблоне посидела и на вишню полетела и т. д. Дети поочередно сменяют друг друга в роли птички. Тот, кто не может выбрать дерево выбывает из игры.
-Ребята, мы с вами сегодня говорим об осени и видим, что с ее приходом происходят изменения в жизни растений, птиц, животных. Опадают листья. Птицы улетают в теплые края. Животные впадают в спячку, утепляют жилище, меняют шубки. А как люди спасаются от холода?Вы сегодня как оделись? (Теплые куртки, штаны, кофты, шапки, теплые ботинки и т. д).
-А вот наши новые знакомые Саша и Маша никак не могут подобрать себе вещи для прогулки. Давайте им поможем. (Дети из предложенного набора картинок подбирают нужную одежду, объясняя почему именно эту.)
-Еще в начале занятия, я вам прочитала стихотворение об осени, но не только поэты в своих стихах описывают это красивое время года, но и
художники пишут картины с изображением осенних пейзажев.
-Хотите быть художниками и написать картину с изображением осеннего пейзажа? (Хотим).
-Тогда приступим к работе. (Детям предлагается заранее подготовленный в контурном черно-белом избражении пейзаж, который они должны раскрасить в соответствии осеннему времени года).
-Молодцы, красивый у вас получился лес.
-Итак, что мы ответим нашим зайцам. Наступила осень? (Да).
-Пора им менять серые шубки на белые? (Да).
-Правильно, т. к скоро наступит зима, а к ней надо готовится заранее.
Конспект НОД «Путешествие в Финляндию» Конспект НОД по образовательной области «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема. Путешествие.
Перспективное планирование по формированию целостной картины мира (старшая группа) Перспективное планирование по формированию целостной картины мира СЕНТЯБРЬ 1 Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное.
Источник
Конспект занятия в старшей группе «Осень. Деревья и кустарники»
Наталья Вышкваркова
Конспект занятия в старшей группе «Осень. Деревья и кустарники»
Занятие в старшей группе по теме «Осень».
«Деревья и кустарники»
ЗАДАЧИ: Систематизировать знания детей о различных деревьях и кустарниках.
• Учить детей различать деревья и кустарники, опираясь на схему.
• Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много)
• Развивать речь детей, умение слышать воспитателя.
• Воспитывать познавательный интерес к миру растений.
Оборудование: Схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников.
Ход конспекта
Воспитатель: Ребята, какое время года на улице?
Дети: Осень.
Воспитатель: По каким признакам мы определяем, что осень?
Воспитатель: Молодцы, ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами побеседуем о деревьях и кустарниках. Сейчас я вам прочитаю рассказ К, Д. Ушинского «Спор деревьев», слушайте внимательно.
«Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше?Вот дуб говорит: «Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою».
Услышала яблоня, как дуб хвастает,и молвила: «Не хвастай много, дубище,что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает».
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. «Погодите, — говорит, — похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья людям не было бы; я им печки топлю и избы строю».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какое дерево самое нужное? Посмотрите на иллюстрации (на картинке изображены разные деревья: дуб, сосна, липа, береза, осина, клен, ива, ель, рябина)
Воспитатель: Ребята, чем похожи деревья, чем отличаются? Где можно увидеть деревья? (В лесу, в городе, в парке, в сквере, на картинках, на участке детского сада и т. д.)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на схематическое изображение дерева и кустарника.
— Сколько стволов у дерева? (один)
— Сколько стволов у кустарника (много)
— Что общего у дерева и кустарника (ветки, листья)
Воспитатель:А сейчас давайте поиграем в игру: «Разложи правильно» (дети берут картинки деревьев и кустарников и раскладывают их по схемам)
Воспитатель: Молодцы, у вас ловко получилось. А сейчас физкультминутка, повторяйте за мной.
(Дети выполняют соответствующие движения.) Мы семечко посадим, Дождичек польет, оно подрастет.
Сначала листок, потом стебелек. Наши красивые деревья расправляют листики, ветерок чуть дышит, листики колышет.
Воспитатель: Я сейчас вам раздам карточки с изображением листьев разных деревьев, а вы должны угадать с какого дерева листок.
(С березы листок — березовый, с осины — осиновый, с дуба — дубовый, с клена — кленовый, с рябины — рябиновый и т. д.)
А сейчас я вам предлагаю рассказать об изменениях, которые происходят с деревьями в разные времена года.
У каких деревьев не опадают листья на зиму? (У сосны, ели.) Как называется явление, когда опадают листья? (Листопад.) Назовите дерево, на котором позже всех появляются листья? (У дуба.)
Воспитатель:Послушайте стихотворение: Кусты и деревья, Листочки на ветках. Лиственный лес, это помните, детки. Дуб в нем, березки, липы, рябинки, Лещина, шиповник, ясень, осинки. Если иголочки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови. Если же есть и листва и хвоинки, Рядом и ели растут и осинки. Смешанным лес тот зовется, друзья — Тут все деревья от А и до Я.
Воспитатель:А теперь игра с листьями: «Что умеет делать дерево?» Я вам задаю вопрос, вы отвечаете, за правильный ответ получаете листок.
Воспитатель задает детям вопросы:
—Что умеет делать дерево? (Расти, шуметь, питаться, качаться, гнуться, падать, стоять, скрипеть, шелестеть, ломаться, гореть и т. д.)
Во что могло превратиться дерево? (В мебель, посуду, бумагу, дрова, дом, игрушки, поделки, сундук и т. д.)
Итог: Ребята, о чем мы беседовали на занятии. (ответы детей)
Наше занятие окончено.
Календарное планирование работы «Деревья и кустарники» 30 сентября — 4 октября, 1 неделя по теме: Цели: формировать у детей представление о разнообразии деревьев и кустарников, уметь узнавать.
Календарный план работы на тематическую неделю «Деревья и кустарники» для старшей группы Тема недели: «Деревья и кустарники» 13.05-17.05.19г. Цель: Совершенствовать знания детей о деревьях и кустарниках (названия, строение).
Конспект НОД «Деревья и кустарники нашего участка» в средней группе Конспект НОД Для детей средней группы «Деревья и кустарники нашего участка». Воспитатель: Рупп Наталия Андреевна Цель: уточнить и расширить.
Конспект ООД по окружающему миру «Деревья и кустарники нашего края» Цель: Расширить и уточнить знания детей о деревьях и кустарниках нашего края. Задачи: Образовательные: – Формировать представление о деревьях.
Конспект занятия для старшей группы «Осень. Деревья осенью» Тема. Осень Деревья осенью. Коррекционно – образовательные задачи: • Активизация речевой деятельности • Совершенствование диалогической речи.
Конспект ООД по ФЭМП «Деревья и кустарники» в средней группе Цель: формировать представления о порядковом счете. Задачи: Учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать.
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Деревья и кустарники» в младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема «Деревья и кустарники» Цель. Закреплять у детей названий основных деревьев и кустарников,.
Предметно-развивающая среда в старшей группе для детей с ТНР по теме недели «Краски осени. Деревья и кустарники Урала» Предметно – развивающая среда в старшей группе для детей с ТНР по теме недели «Краски осени. Деревья и кустарники Урала»Центр речевого развития.
Проект «Деревья и кустарники нашего края» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» Проект «Деревья и кустарники нашего края» выполнен воспитанниками кружка «Юные исследователи.
Конспект занятия по окружающему миру для детей средней группы «Деревья и кустарники» Конспект занятия по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Деревья и кустарники» Цель: учить различать деревья и кустарники.
Источник