Чайковский. Времена года. Октябрь — Осенняя песнь
Пётр Ильич Чайковский. Времена года
Октябрь. Осенняя песнь
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени — это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы — это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.
Вся пьеса — это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, — писал композитор.
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
(А. К. Толстой)
Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин).
«Осенняя песня» — одна из лучших пьес «Времен года» П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. Название пьесы не следует понимать буквально — это не песня в смысле музыкального жанра, имеющего свои определенные законы. Это скорее песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет».
В русской поэзии можно найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. Вот строки Тургенева:
Осенний вечер. Небо ясно,
А роща вся обнажена —
Ищу глазами я напрасно:
Нигде забытого листа
Нет — по песку аллей широких
Все улеглись — и тихо спят,
Как в сердце грустном дней далеких
Безмолвно спит печальный ряд.
В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Если вспомнить художников, наиболее близких Чайковскому, то это в первую очередь И. Левитан. Никто до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы.
Чайковский лучше чем кто бы то ни было другой в музыке выразил это состояние грусти и меланхолии.
Если попытаться сформулировать, какими средствами это достигнуто в «Осенней песне», то в первую очередь нужно сказать об особенности мелодии этой пьесы. Ее главный элемент — «мотив вздоха»: два нисходящих ближайших друг к другу по высоте звука, действительно выражающие вздох сожаления, грусти, может быть, даже скорби. Этот мотив сам по себе тысячи раз встречался в музыке, и требуется гениальная одаренность, чтобы в 1001-й выразить им какой-то новый оттенок чувств. Чайковскому это удалось. Композитор передал душевную боль и безысходную печаль. Напрашивается сравнение с арией Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама», с арией Ленского «Куда, куда, куда вы удалились» из оперы «Евгений Онегин».
Мелодия «Осенней песни» начинается на слабую долю, что усиливает выразительность фразы. Она, эта фраза, ступает как бы с усилием, превозмогая душевную боль, синкопированно (иными словами, звуки возникают на слабую долю, длятся, пока проходит пульс сильной доли, и дальше опять звучат на слабую). Кстати, слабые (четные — вторая и четвертая) доли в четырехдольном размере, в котором написана пьеса, прочно ассоциируются с выдохом, тогда как сильные — со вздохом.
Здесь, в первой фразе, есть еще легкая грусть, но в развитии пьесы экспрессия усиливается, звеньев синкоп становится больше, и мы ощущаем усиление напряжения. Композитор дает в начале пьесы ремарку: Andante doloroso e molto cantabile (в темпе спокойного шага, печально и очень певуче). Все внимание слушателя сосредоточено именно на мелодии, ничто не отвлекает от нее, она покоится на бархатных аккордах аккомпанемента. И пьеса эта являет собой чистейший образец мелодии с аккомпанементом. Причем эту истинно фортепианную пьесу легко можно представить себе в качестве соло скрипки с аккомпанементом струнных инструментов. С равным успехом это мог бы быть романс, а по ходу пьесы даже дуэт мужского и женского голосов.
Пока мелодия не покинула верхний регистр, не перешла к мужскому голосу, она создает изумительный мелодический рисунок, абсолютно точно совпадающий с линией, которую рисует в воздухе падающий лист, несомый легким дуновением осеннего ветерка, – соедините мысленно ноты мелодии в тактах 7–8, где она начинается с верхнего своего звука и далее ниспадает в мягком триольном ритме (и опять с синкопами!), «захватывая» по пути все звуки хроматической гаммы. Это абсолютно точное музыкальное выражение фразы: «Листья пожелтелые по ветру летят…» 1 .
Такой хроматический ход в пределах кварты получил название passus diriusculus (лат. — жестковатый ход). Но таковым, то есть жестким, он считался давно, в эпоху Средневековья; в более близкие нам времена он олицетворял самую сильную степень экспрессии. Его использовали многие композиторы, некоторые даже злоупотребляли им. Однажды М. Балакирев написал В. Стасову: «Глинка вообще очень любил хроматические контрапункты, которыми переполнены все его сочинения. Вся «Арагонская хота» усеяна одними хроматическими контрапунктами. Никаких других не видать там». (Жизнь этого мотива-эмблемы на протяжении столетий музыкальной истории — отдельная тема для разговора: чрезвычайно интересно проследить, как один и тот же набор нот преображается до неузнаваемости в зависимости от своей одежки — гармонической — и ритмического оформления; это могла бы быть интереснейшая история музыкальных стилей, проиллюстрированная одним мотивом.)
С переходом мелодии в теноровый регистр, то есть с того момента, когда монолог сопрано превращается в диалог этих голосов, ритмические комбинации становятся более разнообразными, появляется большая драматическая напряженность. Инструментальная пьеса превращается в оперную сцену. Отдельные хроматические ходы нисколько не нарушают ладовой основы минора, но, как это часто бывает у Чайковского, свидетельствуют о полноте раскрытия всех внутренних возможностей лада.
Эта пьеса хотя и написана в трехчастной форме, как и все остальные в этом цикле, отличается от большинства тем, что средняя часть не несет контраста, в ней нет новых музыкальных идей, но она доводит конфликт голосов и, следовательно, персонажей (Чайковский — мастер драматических сцен) до кульминации. После дважды повторенной страстной фразы, состоящей из трех звеньев секвенции (по одному такту каждое), и заключительного такта с молящей интонацией — эпизода, в котором господствует верхний голос (женское начало), — звучит ответ нижнего голоса: усталый, как бы эмоционально исчерпанный, «израненный». Это сольный речитатив — несколько интонаций вздоха, тех же, с которых началась пьеса, и они же через секунду вновь возникнут в репризе, к которой этот речитатив ведет. Речитатив с усилием взбирается к своей высшей мелодической точке и оттуда спускается — устало и как бы прихрамывая: каждый его звук возникает на слабую долю (синкопированно).
Возвращается музыкальный материал первой части пьесы (реприза). И хотя формально ноты здесь те же, нельзя не почувствовать душевной усталости после драматических коллизий средней части. От исполнителя требуется эмоциональная чуткость, чтобы передать тончайшее различие в том, что формально выглядит идентичным.
Постепенно всё успокаивается, звучание переходит в низкий регистр. В предпоследнем такте аккомпанемент (тонический аккорд) истаивает раньше, чем заканчивает свою фразу солирующий голос: на сей раз этот голос мужской, в отличие от женского, фразой которого пьеса начиналась. Здесь П. Чайковский воспользовался нечасто встречающимся приемом: пьеса формально кончается не на тонике (главном звуке тональности), а на звуке V ступени гаммы — на доминанте. Так это выглядит для глаза (в нотах). Но на слух — чуткого слушателя, способного продлевать слышимое внутренним слухом, то есть в своем сознании, — тоника еще жива, она ощущается…
Чайковский замечательно создает впечатление вопроса, на который как бы нет ответа. И разве не бывает так в истинной драме, в сложных человеческих отношениях?
1 Образ осыпающихся листьев возбуждал фантазию многих композиторов — до и после Чайковского. Достаточно вспомнить чудесную пьесу «Листопад» английского композитора елизаветинской (шекспировской) эпохи Мартина Пирсона, шлягер 50-х гг. XX века «Опавшие листья» французского композитора Жозефа Косма, памятный в исполнении Ива Монтана, или другой, еще более близкий нам по времени пример — песня Р. Паулса «Листья желтые». Поразительно, что названные произведения, принадлежащие музыкальной культуре разных столетий, написаны — по случайности ли? — в тональности ре минор. Очевидно, есть в ней что-то особенно ностальгическое. И еще одно наблюдение — о ре миноре у Баха, — сделанное Эрвином Бодки, крупнейшим знатоком его творчества: «В медленных пьесах — в инвенции, симфонии, прелюдии и фуге из I тома «Хорошо темперированного клавира», а также в медленной части Токкаты господствует созерцательное настроение» (Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха. Пер. с англ. А. Майкапара. – М. 1993). И уж совсем поразительно, добавим мы, что и симфония, и еще явственнее — тема фуги в этой тональности из II тома «Хорошо темперированного клавира» содержат тот самый хроматический ход, который обыгрывает Чайковский в этой своей пьесе!
Александр Майкапар
По материалам журнала «Искусство»
На постере: фрагмент картины Исаака Левитана «Золотая осень»
Источник
Сценарий Творческой лаборатории «Времена года. Осень»
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким
средством привлечения к добру, красоте, человечности» —
Творческая лаборатория в рамках проекта
«ВРЕМЕНА ГОДА» « ОСЕНЬ»
(для детей подготовительной группы и их родителей)
Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию; создать условия для совместного творчества детей и их родителей.
развивать у детей понимание классической музыки, обогащать словарь музыкальных терминов;
учить видеть художественный образ в единстве содержания и средств выразительности – рисунка, колорита, композиции;
активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональное состояние;
познакомить с эстетическими и искусствоведческими терминами, соответствующими сенсорным ощущениям детей;
вызвать у детей желание изобразить осень в совместном творчестве с родителями, пробудить их творческие способности;
развивать творческие способности через движение, пластику, мимику и жест: побуждать детей к активным самостоятельным действиям.
учить выражать своё отношение к звучащей музыке и действию в ритмо-пластических импровизациях.
— мультимедийная установка, музыкальный центр; презентация «Осень такая разная»;
— разноцветные платочки, шарфики, ленты, осенние листья;
— репродукции картин русских художников;
— краски, разноцветные карандаши, восковые мелки, листы бумаги;
— набор муляжей фруктов, корзинка.
— А. Вивальди. «Времена года», «Осень», 1 ч., 2 ч.;
— П.И. Чайковский. «Времена года», «Осенняя песнь»;
— П.И. Чайковский. «Вальс» из Серенады для струнного оркестра;
— С.С. Прокофьев, «Фея Осени» из балета «Золушка».
— речевая игра «Тутти – фрутти» (модель Т. Тютюнниковой, «Элементарное музицирование с дошкольниками»);
— мимическое упражнение «Попробуем» (модель Е. Мокшанцевой).
— И. Левитан «Ранняя осень»;
— портреты А. Вивальди П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева;
— И. Левитан «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень»;
— Е. Волков «Октябрь»;
— И. Левитан «Поздняя осень», «Осень. Туман», И. Бродский «Поздняя осень»;
— фотографии осенних пейзажей (интернет).
— стихи русских поэтов (А.С. Пушкин, И. Бунин, А. Плещеев, А. Фет,);
— стихи современных поэтов (М. Познанский, Е Трутнева, Ю. Капустина, Е. Шаламонова).
— видеоролик «Времена года. Осень» (муз. А. Вивальди);
— видеоролик «Времена года. Осенняя песнь» (муз. П.И. Чайковского)
— видеофрагмент «Фея Осени» из балета «Золушка»;
— видео «Танец с осенними листьями» (муз. П.И. Чайковского), «Осенний оркестр».
Проведение с детьми цикла музыкально-тематических занятий «Времена года».
Беседы в группе о сезонных явлениях и рассматривание иллюстраций по теме «Времена года».
Слушание классической музыки А. Вивальди, П.И. Чайковского.
Разучивание музыкального, литературного и игрового репертуара с детьми.
Знакомство с искусством – с творчеством русских художников (И. Левитан, И. Остроухов, И. Шишкина, Е. Волкова) .
Продуктивная деятельность детей (в группе).
Создание альбома «Времена года». 2
Дети заходят под спокойную музыку в украшенный «осенними» декорациями зал и после приветствия рассаживаются на свои места (СЛАЙД 1)
Педагог- Ребята, посмотрите, как много гостей в нашем зале — это ваши родители. Давайте поздороваемся с ними. (дети здороваются)
(к родителям) Мы пригласили вас принять участие вместе с вашими детьми в нашей творческой лаборатории «Времена года».
Наша природа всегда прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту. Природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое это время года? (дети и родители отвечают)
Правильно, осень. Вспомните особенные запахи осени: терпкий запах нагретой коры деревьев, душистый запах сухой травы, горьковатый привкус дыма осенних костров, удивительный запах грибов… Именно осенью мы слушали голоса улетающих птиц в дальние края (звучат голоса птиц) , наслаждались последними тёплыми лучами солнышка, ярким, нарядным убором деревьев и кустов. Какая же ты, осень?
Реб.- Ходит осень по лесам
С красками и кистью,
Чтоб деревьям и кустам
Дать окраску лисью.
Клён высокий порыжел,
Реб.- Пожелтела вся трава,
В золоте берёзы.
Мокнет рыжая тропа –
Дождики да росы.
Осень, красок не жалей,
Радуй ярким цветом!
Мы под музыку дождей
Реб.- Моросит осенний дождик,
Но не время унывать;
Мы берём корзинку, ножик.
Чтоб опята собирать.
Вот и лес. Зовут тропинки,
Манят запахом грибов.
Гнутся жёлтые травинки,
Вьются пчёлы у цветов. 3
Реб.- Под деревьями, в тенёчке,
Стайка маленьких опят
На берёзовых пенёчках,
Словно братики, сидят.
Вмиг наполнилось лукошко,
Жаль из леса уходить!
Погуляем здесь немножко.
Хорошо у леса жить!
Педагог- Спасибо, ребята! Читая стихи об осени, вы помогли нам понять, какая осень
бывает разная. Так давайте попробуем определить, какая же бывает осень. Посмотрите на экран.
Дети и родители рассматривают слайды (2 – 10) — фотографии, демонстрируемые на экране и перечисляют: ранняя, фруктовая, грибная, разноцветная, нарядная, дождливая, прощальная, поздняя, ранний снег.
Педагог- Вы дали много определений осени, и все они правильные, интересные и
Тема природы издавна привлекала поэтов, композиторов и художников. Они тоже любили это прекрасное время года и многие посвящали осени свои произведения.
СЛАЙД 11- И. Левитан «Ранняя осень».
Педагог- Перед вами репродукция картины художника Исаака Левитана.
Как вы думаете, какая осень изображена на картине?
Ответы детей и родителей: ранняя осень.
Педагог- Почему вы так решили?
Ответы детей и родителей: осень ещё не полностью наступила, на деревьях много зелени; много зелёной краски, хотя уже появилась жёлтая, оранжевая; листья ещё не опадают, хотя уже некоторые изменили окраску, пожелтели.
Педагог- Правильно, оба художника использовали зелёные, жёлтые, оранжевые,
тона. Как эти цвета можно охарактеризовать — это тёплые или холодные краски?
Педагог- Облетают листья с клёнов,
Их всё больше с каждым днём.
По траве, ещё зелёной,
Меж деревьев мы идём. (М. Познанский)
Ранняя осень — это ещё и сбор урожая, мы называем такую осень «фруктовой» Я вас буду «угощать» фруктами и ягодами, а вы постарайтесь мимикой показать вкус сладких и кислых фруктов.
Дети и родители поворачивают друг к другу и мимикой передают, сладкий фрукт или кислый. 4
Мимическое упражнение «Попробуем»
На тарелке, на тарелке
Фрукты, ягоды лежат.
Фрукты, ягоды лежат,
Будто смотрят на ребят.
Я возьму себе клубничку —
Запах нежный, ароматный,
Сок клубники сладкий — сладкий.
Сладкий, сладенький такой.
Ломтик жёлтого лимона
Положу скорее в рот.
Положу скорее в рот…
Ой! Теперь наоборот!
Кислый — кислый сок такой.
Нужно кислое заесть —
Можно грушу быстро съесть.
Запах нежный, ароматный.
Сок у груши сладкий — сладкий!
Сладкий, сладенький такой.
Педагог- Как интересно вы передали вкус сладких и кислых ягод и фруктов!
Давайте из фруктов сварим компот. Какие фрукты и ягоды мы можем положить в наш воображаемый компот?
Ответы: яблоки, сливы, бананы, груши, киви, ананас, виноград…
Речевая игра «Тутти — фрутти»
(модель Т. Тютюнниковой, «Элементарное музицирование с дошкольниками»)
Игру можно выполнять на ковре, разместившись по кругу.
Все садятся на места.
Педагог- Скажите, а о какой осени говорится в этом стихотворении?
В золотой карете, С неба сонный месяц
Что с конём игривым, Чуду удивляется.
Проскакала осень Всё кругом искрится,
По лесам и нивам. Всё переливается. (Ю. Капустина)
Ответы: о разноцветной, золотой осени (СЛАЙД 12)
Педагог- — Кто прочитает стихи об этой осенней поре?
Реб.- Наша осень хороша –
Мы гуляем не спеша,
Вот берёзки у дорог
С жёлтыми листочками,
Клён фонарики зажёг,
Реб.- Листья – красные огни,
Все такие разные,
Очень яркие они,
Как шары на празднике!
А рябиновая гроздь
В зиму станет сладкою.
Прилетит пернатый гость –
Расписала город наш
Осень, как художница.
Дайте детям карандаш,
Рисовать так хочется!
Педагоги и родители читают стихи русских поэтов.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса… (А.С. Пушкин)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Е. Трутнева)
Педагог- Замечательные стихи! И замечательная музыка сейчас прозвучит…
Звучит «Осень» 1 ч. А. Вивальди из цикла «Времена года» (трек 2).
На экране – портрет А. Вивальди (СЛАЙД 13)
Педагог- Скажите, ребята, какое произведение, посвящённое осени сейчас
прозвучало? Кто его сочинил?
Ответы детей: А. Вивальди, концерт для струнных инструментов из цикла «Времена года».
Педагог- Какой характер у этого произведения?
Ответы детей: яркий, торжественный, праздничный, величественный, горделивый, светлый, радостный, ликующий.
Педагог- Что вы представляли, когда слушали музыку?
Ответы детей и родителей: деревья, одетые в разноцветные наряды; хоровод из листьев, который кружится на ветру; Фею Осени.
Педагог- А теперь давайте посмотрим, какие картины подходят к произведению
СЛАЙД 14 — «Золотая осень» И. Левитана
СЛАЙД 15 — «Золотая осень» И. Остроухова
СЛАЙД 16 – «Золотая осень» В. Поленова
Педагог- Какие прелестные пейзажи! Какое настроение у вас они вызывают?
Ответы: радостное, тёплое, ликующее.
Педагог- Как вы думаете, почему, именно такое настроение?
Ответы: потому что художники использовали тёплые краски — жёлтые, оранжевые, бордовые, красные, зелёные.
Педагог- Это краски тёплые или холодные? (тёплые, нарядные) Тихие или громкие?
(громкие, звучные) Правильно, молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей нарядной осени, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые и нам передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед красотой, как будто Фея Осень прошла по земле и как художник разукрасила всё вокруг.
Но посмотрите и послушайте, как Фею Осени изобразил русский композитор С.С. Прокофьев в своё м балете «Золушка». Вы увидите, как могут сочетаться движения танца балерины с характером музыки.
СЛАЙД 17 – портрет С.С. Прокофьева и видео «Фея осени)
Видеопросмотр «Фея Осени»
Педагог- Неожиданная Фея Осени, правда? какая музыка у этой Феи Осени? (ответы детей) А вам понравилось, как танцевала балерина? (ответы детей)
Вы хотите попробовать себя в роли балерины? (ответы детей)
Предлагаю девочкам и их мамам взять в руки осенние листья, разноцветные платочки, ленты, шёлковые шарфы и пофантазировать под чудесную музыку П.И. Чайковского (СЛАЙД 18 — портрет П.И. Чайковского) , которая знакома вам по предыдущим занятиям, и передать в пластике, в движении танца характер музыки.
Танец — фантазия «Осенний вальс»
(П.И. Чайковский, « Вальс» из Серенады для струнного оркестра, трек 3)
Педагог- А ещё вы назвали осень прощальной. Почему?
Ответы: листья прощаются с деревьями, птицы улетают.
Педагог — Посмотрите на экран. Вы знаете стихи про такую печальную осень?
Стихи могут прочитать дети, родители и воспитатели.
Всё грачи летали
Да, как есть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Педагог- Послушайте, как поэт А. Плещеев выразил своё настроение в
стихотворении «Осень наступила»:
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели дальние края.
— Какое настроение передали поэты в этих стихах?
Ответы: грустное, печальное, тоскливое от того, что природа увядает, засыпает.
Педагог- Такое же настроение мы видим в картине Е. Волкова «Октябрь»
СЛАЙД 19) и слышим и в пьесе П.И. Чайковского «Осенняя песнь», которую он посвятил месяцу октябрю. 8
(муз. П.И. Чайковского, «Осенняя песнь», слайд 19)
На фоне видеоролика педагог читает стихотворение А. Плещеева.
Скучная картина! Что ты рано в гости,
Тучи без конца, Осень, к нам пришла?
Дождик так и льётся, Ещё просит сердце
Лужи у крыльца. Света и тепла! (А. Плещеев)
Мокнет под окном.
Педагог- Конечно, не только раннюю и золотую осень воспевали художники,
композиторы и поэты в своих произведениях, но и ту, которую в народе называют «поздней» — с мелким надоедливым дождиком, с криками улетающих журавлей, серебристым инеем по утрам.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…
Звучит «Осень» 2 ч. А. Вивальди из цикла «Времена года» (трек 4)
Педагог- Ребята, вы узнаёте эту музыку? (ответы детей)
Что можно сказать о характере этой музыки? О темпе?
Ответы детей: музыка тягучая, неторопливая, обволакивающая, будто повеяло холодом, по вечерам ложится серый туман.
Педагог- Я предлагаю мальчикам и их мамам попробовать изобразить такой свой
«туман»… ( СЛАЙД 20, 21)
Пластическая импровизация «Туманы»
Педагог- Давайте ещё раз обратимся к художникам.
СЛАЙД 22, 23 — И. Левитан «Поздняя осень», И. Бродский «Поздняя осень».
— Вот как художник изобразил эту осеннюю пору: природа потеряла свои краски и как бы затихла, замерла. Она ждёт не дождётся, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи. Какие тона преобладают в картине?
Ответы: серые, тёмные, коричневые, синие, холодные.
Педагог- Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам
рассказали поэты, художники и композиторы о своём настроении, навеянной красотой осени. Мы увидели, как чудесно перекликаются произведения поэзии, музыки и живописи.
Педагог- И мы предлагаем вам подумать и передать в своих совместных работах тот период осени, который вы любите больше всего или, может быть, то осеннее время, которое вам навеяла сегодняшняя атмосфера нашей встречи с прекрасным — музыкой, поэзией, живописью. Ведь…
«У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать!»
Дерзайте, творите, фантазируйте!
Звучит музыка и демонстрируется видеоролик «Времена года. Осень», музыка А. Вивальди ( СЛАЙД 23 ).
Детям и их родителям предлагаются листы бумаги, краски, карандаши, восковые мелки для совместного творчества. Педагоги — воспитатели предлагают разные техники исполнения работ.
По завершении творческой работы создаётся альбом «Осень такая разная». Участники обсуждают творческие находки и делятся впечатлениями. Дети и взрослые фотографируются на общую фотографию.
Педагоги благодарят всех участников Творческой лаборатории.
Слайд 24 – запись фрагмента занятия «Танец с осенними листьями».
Слайд 25 – запись фрагмента занятия «Осенний оркестр».
Источник