Где зимуют лягушки: особенности выживаемости сухопутных и водяных особей
С приходом сильных холодов многие люди, интересующиеся земноводными, задаются вопросом, где зимуют лягушки, ведь в эту пору года жидкость способна замерзать и превращаться в лед. Хладнокровные животные по своей сути подпитываются от солнечных лучей, но зимой оно совсем не греет, и догадок по этому поводу становится все больше.
Переживать за рептилий не нужно, ведь для сохранения жизнеспособности в лютые морозы они используют несколько действенных способов. Поскольку менять температуру тела обитатели водоемов и сырых мест не могут, им приходится подстраиваться под окружающую среду. Помимо мороза все виды земноводных способны справляться с засухой, каждый подвид использует при этом индивидуальные способности.
Подробнее о лягушках
Это зоологическое семейство относится к отряду бесхвостых земноводных животных, класс Амфибии. Подобных обитателей можно заметить вблизи рек, прудов и на влажных лугах, а также болотистой местности. Делятся всем известные лягушки на несколько видов:
Поскольку амфибиям нужно постоянно размножаться и откладывать икринки, то без водянистой местности они выжить не смогут. Учитывая климатическую зону большинства регионов, стоит смело предположить, что вода каждую зиму замерзает, а температура воздуха понижается ниже «0». Прежде чем разбираться с вопросом, где зимует зоологическое семейство, необходимо понять их образ жизни.
Сфера обитания
Амфибии, которые проживают в воде за весь год, не покидают место, где они обосновались изначально. Сухопутные особи могут несколько удаляться от прудов или водоемов и искать пищу по прилегающей болотистой местности. Но большинство жителей деревень или поселков городского типа не раз встречали хладнокровных на дорогах вдали от влажных мест.
Подобные лягушки зачастую отправляются к воде преимущественно для нереста, а остальное время проводят в ночной охоте на различных насекомых. Сухопутные амфибии намного раньше ощущают понижение температуры осенью, поэтому их активность увеличивается. Чтобы не замерзнуть на суше, лягушка забирается как можно глубже в землю, под листву от деревьев, и максимально повышает свой шанс на выживаемость.
Подготовка к зимовке
Особи, которые обитают в воде, довольно кропотливо готовятся к холодам, на самом дне они пытаются отыскать незамерзающие места водоема. Как только температура жидкости понижается до 6-9 градусов, хладнокровные начинают активно готовиться к спячке. Когда этот показатель начнет проявляться, то взрослые особи постепенно зарываются в ил, который свойственен дну водоема. В подобных местах амфибии проводят всю зиму, дышат обитатели глубин через кожный покров.
Где прячутся сухопутные лягушки
Такой вид хладнокровных преобладает в травянистых местностях, вблизи влажных зон. Подобные земноводные довольно распространены в северной и средней полосе Евразии, они известны под названием остромордые и некоторые особи достигают 11 см в длину. Узнать хладнокровное получится по окрасу кожи, брюхо будет серовато-белым, а верхняя часть туловища бурая и имеет характерные полосы темного оттенка. Как только наступают холодные весенние дни, они активно ищут укромные места, благоприятными для зимовки считаются:
- Куча листвы.
- Пустоты в земле или брошенные норы.
- Пни с трухлявым основанием.
- Камни больших размеров.
- Дупло дерева, которое находится вблизи от земли.
- Подвал.
После понижения температуры ниже 5 градусов лягушки впадают в спячку, никаких запасов еды они не делают.
Важные механизмы для приспособления
Для амфибий адаптация к атмосферным изменениям вплотную связана с дальнейшей жизнедеятельностью, найти укромное место недостаточно. Благодаря выносливости по отношению к холодам за счет строения организма особи довольно хорошо переживают самую суровую стужу. Среди изменений в поведении и существовании стоит отметить следующее:
- В крови повышается содержание глюкозы.
- Концентрация мочевины увеличивается.
- В большинстве ситуаций работа внутренних органов замедляется.
- Дыхательная активность не наблюдается.
- Движения сводятся к «0».
- Сердце прекращает биться.
Наличие мочевины, по мнению большинства ученых, довольно важно, благодаря повышению показателя и концентрации жидкости амфибия переходит в спящее состояние. Подобные изменения в организме замечаются не только у обитателей влажных местностей, особи, проживающие в тропическом климате, таким способом избегают губительного воздействия засухи и жары.
Последовательность действий
Лягушки, которые живут на суше и в воде с наступлением осени изначально ищут укромные места, где смогут максимально увеличить шанс на выживаемость зимой. Как только температура упадет до опасных для жизни значений, они лежат неподвижно и используют дарованные природой функции организма. Благодаря замедлению всех процессов жизнедеятельности накопленные ресурсы сохраняются, и земноводные могут беспроблемно провести 150-170 дней без пищи.
На суше убежище может в некоторых ситуациях промерзать, древесницы довольно часто сталкиваются с такими эксцессами. Но благодаря защитным функциям хладнокровные способны выжить даже после небольшого обморожения. За эти процессы отвечают кровь и мочевина, выступая в роли своеобразного «антифриза».
Источник
Конспект НОД «Где зимуют лягушки…» для детей подготовительной группы
Марина Викторовна Трухина
Конспект НОД «Где зимуют лягушки…» для детей подготовительной группы
Автор конспекта Трухина М. В. воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 2 г. Артем
Цель: Углубление, закрепление знания о земноводных.
Задачи:
1. Ознакомление с миром природы. Формировать знания о жизненных циклах лягушки, особенностях дыхания в зимний период, проявлениях потребностей посредством голоса. Обучать правилам поведения в природе. Воспитание гуманизма.
2. Закреплять умение отвечать на вопрос предложением, делать анализ слова – делить его на составляющие. Упражнять в звукоподражании, звукопроизношении.
3. Закреплять умение рисовать простым карандашом, закрашивать цветными. Развивать глазомер, координацию на листе бумаги.
4. Передавать ритм движений, соотносить движения с текстом, развитие мускулатуры пальцев.
Предполагаемый результат: Знать, называть, показывать земноводных. Составлять рассказ об этапах роста, особенностях поведения лягушки. Подражать голосом, образно передавать движения лягушек. Создавать образ лягушки в рисунке.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением земноводных. Выявление внешних признаков, среды обитания. Прослушивание аудиозаписи «Голоса лягушек», просмотр видеофильма «Лягушки в природе».
Словарная работа: Земноводное, головастик, плюхнуться, лягушонок.
Оборудование для педагога: Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка», игрушка «Лягушка», плакат-схема «Развитие лягушки» (превращение из головастика в лягушку, карточка-схема «Земля – вода», аудиозапись «Песни лягушек», плакат «Насекомые», видеозапись «Водоем – болото, пруд».
Оборудование для детей: Карандаши (простой, цветные, бумага. Карточки-картинки «Птицы» (в том числе, обитающие в водоемах).
Ход занятия:
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Ребята! Мы с вами ходили на экскурсию в парк, гуляли на берегу моря, даже были в пустыне. А сегодня мы совершим небольшое путешествие к пруду и болотцу (показ видео). Остановимся и послушаем, что происходит вокруг. Слышите? Как же тут много разных голосов. А теперь ребята, отгадайте загадку:
«Не зверь и не птица, всего боится.
Половит мух – и в воду плюх!»
Как вы думаете, кто же это? Далее слушаем ответы детей. Ребята, ну вы правильно ответили, это лягушка. А что же именно навело вас на мысль о лягушке? Почему вы так подумали? А теперь давайте ребята узнаем, как же живут лягушки в природе.
Использование видеоматериала «Водоем – болото, пруд»
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Рассказ воспитателя для аудитории детей о среде обитания лягушек: о том, что лягушки живут в прудах, болотах, озерах. О том, что осенью они готовятся к зимней спячке. Зимой спят в водоемах, в трухлявых пнях.
После рассказа, задаем вопрос: Так что же делают лягушки зимой? Правильно, спят! А когда мы спим, мы дышим? Кто знает, чем мы дышим? Правильно – Воздухом. Давайте сделаем вдох носом и выдохнем. Держим руку на груди и чувствуем вдох. Лягушки дышат также, но только в теплое время года. Зимой (в спячке) они дышат кожей. Это помогает им пережить холодный период. Весной они просыпаются, начинают кормиться.
Ребята, а чем питаются лягушки? Как вы думаете? Насекомыми. Давайте посмотрим на плакате, какими насекомыми питаются лягушки.
Просмотр плаката «Насекомые»
Как только лягушки наберут вес, начинают готовиться к свадьбе (поиску партнера, друга).
А еще, что нам известно про лягушек? Лягушки умеют петь. Петь лягушки начинают после первой грозы. Народная поговорка гласит «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам». Как вы это понимаете? «Развязать» язык – значит много говорить или как лягушки – много петь. Как называется лягушачье пение? (Кваканье). Давайте споем лягушачью песню.
Физминутка «Две лягушки»
Лягушки не сидят на месте, они много прыгают и плавают. Давайте и мы тоже этим займемся. А чтобы нам было веселее это делать, послушаем стишок:
Видим, скачут по опушке
Две зеленые лягушки
Прыг – скок, прыг – скок,
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзья – физкультпривет!
Ну вот когда наступила весна и вся природа наполняется радостью и новой жизнью, у лягушек тоже наступает новый период в жизни. Весной лягушки откладывают икринки, из которых появляются головастики, которые вырастают во взрослых лягушек.
Используется для изучения плакат «Жизненные циклы лягушки»
Ребята, а вы знали о том, что лягушки приносят еще и пользу?
Слушаем ответы детей.
Поедая насекомых, лягушки регулируют их количество в природе. Это полезно для людей. Но иногда люди по незнанию, обижают лягушек. Некоторые люди думают, что лягушки приносят вред, их опасно трогать. Что вы об этом думаете? Лягушки не могут быть вредными. Ведь они поедают только насекомых. Людям не надо вредить лягушкам, они такие безобидные. Все в природе взаимосвязано, каждое живое существо – часть природы. На лягушек охотятся грызуны, хищные птицы.
Покажите (выберите) птиц – обитающих в водоемах.
Работа с карточками «Птицы».
Лягушка – это земноводное животное. Из каких слов состоит слово «земноводное». «Земля» и «вода». Обоснование: лягушки живут и на земле и в воде, без воды они не смогут выжить.
Показ карточки-схемы «Земля – вода»
Чтение рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок». В природе лягушек поджидает много неожиданностей, об этом мы узнаем из рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».
Далее чтение. После прочтения задаем детям вопрос: А вы бы поступили так, как герои этого рассказа?
В настоящее время в некоторых странах лягушек стало очень мало. Это напоминание людям, что лягушек надо охранять!
Физминутка «Лягушата прыгают»
Про лягушку придуманы загадки, поговорки и даже сказки. Дети назовите сказку про лягушку, которую вы знаете? Слушаем ответы.
А теперь отгадайте загадку:
Летит стрела к одной лягушке,
Пронзит сердечко у квакушки,
Лягушка эта не простая,
На ней корона золотая!
(Царевна-лягушка, героиня сказки).
Вы правильно угадали, ну ответьте мне тогда на вопросы:
— Чью стрелу подняла лягушка?
— Кто скрывался под лягушачьей кожей?
— Кого пришлось победить Ивану-царевичу?
Рисование «Царевна-лягушка»
Лягушка оказалась очень умной и давайте мы ее нарисуем.
Подготовка: пальчиковая гимнастика
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят!
Установка: сначала рисуем простым карандашом, затем раскрашиваем цветными
Использование иллюстрация «Царевна-лягушка»
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Ребята, ну вот и закончилось наше маленькое путешествие к пруду и знакомство с лягушками. А теперь я хотела бы вам задать несколько вопросов и узнать, чем же вам запомнились лягушки.
— Лягушки – это какие животные?
— Как они дышат зимой?
— Где обитают лягушки?
— Какую пользу в природе приносят лягушки?
Спасибо за внимание!
«Как зимуют деревья?» — детский мастер-класс (нетрадиционная техника рисования для детей подготовительной группы). Материал предусмотрен для двух занятий. Идёт первый месяц зимы. На дворе –морозы. Люди переоделись в тёплые зимние куртки, шубы, дублёнки.
Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как лягушки-матросы убирали флажки в коробки» Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как лягушки – матросы убирали флажки в коробки».Блог. Лариса Гацко. Цель: развивать.
Конспект занятия «Как лягушки болото искали» для детей среднего дошкольного возраста Цель: Совершенствовать навыки количественного счёта, умение сравнивать две группы предметов. Уточнить представление о сменяемости времени.
Конспект занятия по оригами «Две подружки — две лягушки» в подготовительной группе Конспект занятия по оригами: «Две подружки – две лягушки» в подготовительной группе, ко дню лягушек на МААМе. Цель: продолжать знакомить.
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные» Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», » Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Задачи:.
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют животные: волк, лиса, ёж и медведь» Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? (ответы и предположения детей.
Конспект занятия по развитию связной речи «Где зимуют зайцы?». Подготовительная группа для детей с ОНР Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Знакомство со стихотворением Н. П. Притулиной.
«Лягушки». Конспект НОД в подготовительной группе Интеграция областей:познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: Познакомить детей с лягушками — представителями.
Примерное календарное планирование на неделю для старшей группы «Зима в лесу. Как животные зимуют» Понедельник. Тема дня: «Кто, как зимует» Утро. Беседа: «Кто как зимует» Цель: Расширять представления детей о зимовке животных. Дидактическая.
Источник