Германия осенью фассбиндер клюге шлендорф
Одному из самых значительных деятелей нового немецкого кино, создателю почти 30 игровых и документальных лент, многие из к-ых были причислены к классике послевоенного немецкого и европейского кинематографа, выдающемуся режиссёру Фолькеру Шлёндорфу 31 марта 2009 года исполнилось 70 лет. В историю современного кино ФОЛЬКЕР ШЛЁНДОРФ вошёл как блестящий экранизатор литературных произведений. Многие режиссеры любят ставить фильмы по литературным произведениям, но так любовно и бережно к оригиналу подходят очень немногие. А заработать себе славу именно на экранизациях шедевров (Брехта, Бёлля, Пруста, Клейста, Фриша, Миллера, Чейза) удалось только Шлёндорфу: «Подниматься вверх, расти мне помогала литература. С каждым новым произведением я находил всё новые бриллианты. Уже потом, когда я записал свои мемуары, мне стало более или менее понятно, почему в двадцать лет, я выбрал одну книгу, в сорок пять – другую. В чём связь, в чём взаимоотношения между моей жизнью и этими произведениями».
Уже в дебюте режиссёра в полнометражном кино: фильме «Молодой Тёрлесс» по роману Роберта Музиля, ставшем одним из манифестов «новой волны» западногерманского кинематографа, проявились важнейшие черты творческой индивидуальности Шлёндорфа – острое чувство современности и кризисного самоощущения немецкой молодёжи, политическая злободневность, тесная связь с классической и современной литературой, публицистикой. Мотивы бунта станут преобладающими и в дальнейшем творчестве режиссера. Но личная заслуга Шлёндорфа – экранизация романа Гюнтера Грасса «ЖЕСТЯНОЙ БАРАБАН», своего наиболее грандиозного шедевра, удостоенного первого послевоенного немецкого «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви». Гротесковая, трагикомическая история о мальчике, отказавшемся расти и протестующем против мира взрослых грохотом барабана и криками, от к-ых лопается стекло, запала в души зрителей всего мира, даже тех, кто был далёк от проблем политики и борьбы с фашизмом.
Фолькер Шлёндорф мечтал поставить фильм по философско-политической притче Гюнтера Грасса в течение двадцати лет. Он задумал его сразу после выхода романа — этапного для германоязычной литературы. История фашизма, жизнь Германии между двумя войнами, судьба человеческой личности в эпоху тоталитарного режима увидены, как и в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна, с метафорической точки зрения. Грасс придумал поразительный образ трёхлетнего мальчика Оскара, который в 1927 году (в момент зарождения фашизма в Германии), разочарованный в мире взрослых, решил больше не расти, чтобы никогда не становиться взрослым. Шлёндорф нашёл для этой труднейшей роли замечательного Давида Беннента, двенадцатилетнего сына актёра Xайнца Беннента, решив тем самым проблему экранизации минимум на пятьдесят процентов. Уникальный взгляд «взрослого ребёнка» на происходящее позволил увидеть всю анормальность реальности — остраненной, демифологизированной, сошедшей с ума. В одной из лучших сцен картины маленький Оскар, забравшийся под трибуну, начинает от злости бить в свой любимый жестяной барабан, нарушая ход чинной фашистской церемонии. Но пройдет еще немало лет, прежде чем он (уже после краха фашизма) захочет расти дальше. Жизнь постепенно возвращается в нормальное состояние. Яркая сатира Гюнтера Грасса дала возможность Фолькеру Шлёндорфу снять свою самую лучшую ленту, которая почти лишена сухости и рационализма его остальных фильмов.
1966 — «Молодой Терлесс» / Der junge Törless
1967 — «Убийство случайное и преднамеренное» / Mord und Totschlag
1969 — «Михаэль Кольхаас — бунтарь» / Michael Kohlhaas. Der Rebell
1970 — «Баал» / Baal
1971 — «Внезапное обогащение бедняков из Комбаха» / Der plötzliche Reichtum der armen Leute von Kombach
1972 — «Мораль Рут Хальбфас» / Die Moral der Ruth Halbfaß
1972 — «Мгновенная вспышка» / Strohfeuer
1974 — «Ночёвка в Тироли» / Übernachtung in Tirol
1975 — «Поруганная честь Катарины Блюм» / Die verlorene Ehre der Katharina Blum
1976 — «Выстрел из милосердия» / Der Fangschuss
1978 — «Германия осенью» / Deutschland im Herbst
1979 — «Жестяной барабан» / Die Blechtrommel
1980 — «Кандидат» / Der Kandidat
1981 — «Фальшивка» / Die Fälschung
1982 — «Война и мир» / Krieg und Frieden
1983 — «Любовь Свана» / Eine Liebe von Swann
1985 — «Смерть коммивояжера» / Tod eines Handlungsreisenden
1987 — «Восстание стариков» / Ein Aufstand alter Männer
1990 — «История служанки» / Die Geschichte der Dienerin
1991 — «Хомо Фабер» / Homo Faber
1996 — «Лесной царь» / Der Unhold
1998 — «Пальметто» / Palmetto
2000 — «Тишина после выстрела» («Легенды Риты») / Die Stille nach dem Schuss
2002 — «На 10 минут старше: Виолончель» / Ten Minutes Older: The Cello
2004 — «Девятый день» / Der neunte Tag
2005 — «Загадка — Неразделенная любовь» / Enigma — Eine uneingestandene Liebe
2007 — «Стачка — героиня Гданьска» / Strajk — Die Heldin von Danzig
2007 — «Ульжан — забытый свет» / Ulzhan — Das vergessene Licht
1966 год
Каннский кинофестиваль, 1966 год
Победитель: Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Молодой Терлесс»)
Номинация: Золотая пальмовая ветвь («Молодой Терлесс»)
1967 год
Каннский кинофестиваль, 1967 год
Номинация: Золотая пальмовая ветвь («Убийство случайное и преднамеренное»)
1969 год
Каннский кинофестиваль, 1969 год
Номинация: Золотая пальмовая ветвь («Михаэль Кольхаас — бунтарь»)
1971 год
Сан-Себастьян, 1971 год
Победитель: Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC) («Внезапное обогащение бедняков из Комбаха»)
1975 год
Сан-Себастьян, 1975 год
Победитель: Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC) («Поруганная честь Катарины Блюм»)
1978 год
Берлинский кинофестиваль, 1978 год
Номинация: Золотой Медведь («Германия осенью»)
1979 год
Каннский кинофестиваль, 1979 год
Победитель: Золотая пальмовая ветвь («Жестяной барабан»)
1980 год
Сезар, 1980 год
Номинация: Лучший фильм на иностранном языке («Жестяной барабан»)
1980 год
Оскар, 1980 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке («Жестяной барабан»)
1982 год
Сезар, 1982 год
Номинация: Лучший фильм на иностранном языке («Фальшивка»)
1985 год
Британская академия, 1985 год
Номинация: Лучший фильм на иностранном языке («Любовь Свана»)
1990 год
Берлинский кинофестиваль, 1990 год
Номинация: Золотой Медведь («Рассказ служанки»)
1996 год
Венецианский кинофестиваль, 1996 год
Победитель: Премия Детского фонда ООН (UNICEF) («Лесной царь»)
Номинация: Золотой лев («Лесной царь»)
2000 год
Берлинский кинофестиваль, 2000 год
Победитель: Специальный приз фестиваля Blue Angel за лучший европейский фильм («Легенды Риты»)
Номинация: Золотой Медведь («Легенды Риты»)
Интересные факты биографии
* В 1956 году поехал, в рамках программы по обмену школьниками, во Францию, где остался на десять лет, закончив школу в Париже. В Париже Шлёдорф изучал политологию и посещал ВУЗ «Institut des Hautes Etudes Cinematographiques» (IDHEC), где познакомился с Луи Малем.
* работал ассистентом у Алена Рене, Луи Маля, Жана-Пьера Мелвиля;
* снял множество документальных фильмов. Например, про композитора Майкла Наймана, Фракцию Красной Армии, войну и др;
* С 2001 года Шлёндорф работает профессором и преподавателем кинематографа и литературы в «European Graduate School» в городе Саас-Фе (Швейцария). Также является доцентом «Немецкой академии кино и телевидения» в Берлине (нем. Deutsche Film- und Fernsehakademie Berlin).
ИНТЕРНЕТ | Дата: Воскресенье, 13.03.2011, 09:36 | Сообщение # 2 | |||
Фолькер Шлендорф Volker Schlöndorff Фолькер Шлендорф — самый уважаемый и именитый (из ныне здравствующих) немецкий режиссер. Его визитная карточка — экранизации самых известных писателей прошедшего столетия: от Музиля и Пруста до Турнье и даже Чейза. Многие режиссеры любят ставить фильмы по литературным произведениям, но так любовно и бережно к оригиналу подходят очень немногие. А заработать себе славу именно на экранизациях шедевров удалось только Фолькеру Шлендорфу. Его путь к нынешнему статусу мэтра мирового кинематографа начался в Париже, куда он попал по обмену студентами. Именно там в двадцатилетнем возрасте он знакомится с Луи Маллем, и тот приглашает страстно интересующегося кинопроцессом юношу ассистентом в ряд своих фильмов: «Зази в метро», «Частная жизнь», «Вива, Мария!» и др. Попутно Шлендорф ассистирует и другим французским режиссерам: Алену Рене, Жану-Пьеру Мельвилю, Бертрану Тавернье (бывшему в свое время одногруппником Шлендорфа). Уже через несколько лет Фолькер чувствует в себе силы для полнометражного режиссерского дебюта. И дебют — «Молодой Терлесс» — оказался триумфальным. Германская премия «Золотая кинолента» за сценарий и режиссуру, премия ФИПРЕССИ в Каннах, премия «Золотые ворота» в Сан-Франциско: После этого Шлендорф, обретя уверенность в правоте своего подхода к режиссуре, снимает, помимо экранизаций, ряд лент по собственному сценарию, из которых наибольшее впечатление на зрителей и жюри различный фестивалей произвел фильм «Внезапное обогащение бедняков из Комбаха», который снимался изначально для ТВ, но затем обошел европейские кинотеатры. С этой работы начинает отсчет многолетнее сотрудничество режиссера со сценаристкой и актрисой Маргарет фон Тротта, ставшей затем, как часто бывает среди творческих союзов, его супругой. Перенеся на экран Белля, Брехта и Маргарет Юрсенар, Шлендорф снимает, пожалуй, свой наиболее грандиозный шедевр — «Жестяной барабан» по роману Гюнтера Грасса. Гротесковая, трагикомическая история о мальчике, отказавшемся расти и протестующем против мира взрослых грохотом барабана и криками, от которых лопается стекло, запала в души зрителей всего мира, даже тех, кто был далек от проблем политики и борьбы с фашизмом. Лента получила «Золотую пальмовую ветвь», а Шлендорф в 40 лет стал классиком. В 1980 г. он уезжает в бурлящий Бейрут, где почти два года с риском для жизни снимает картину «Фальшивка», а через несколько лет успешно пробует себя в Америке. Его приглашения на съемки с радостью принимают англоязычные звезды первой величины: Дастин Хофман, Джон Малкович, Фэй Данауэй, Наташа Ричардсон, Сэм Шеппард и другие. Шлендорфу удалось, оставшись истинно немецким режиссером (и снимая большей частью все же в Европе), завоевать успех не только у европейской, но и у американской публики и киноэлиты. Это произошло, надо думать, благодаря творческому кредо мастера, который относился к процессу съемок крайне серьезно, но при этом считал, что фильмы не должны отпугивать массового зрителя. «Я уверен, что кино имеет смысл лишь как массовое средство народного общения, как киношка:», сказал однажды Шлендорф. (Здесь можно провести параллель с нашим музыкальным деятелем Сергеем Курёхиным, который, будучи необыкновенным экспериментатором, заявлял, что музыка должна служить исключительно фоном для приема пищи.) Так или иначе, Шлендорф действительно относится к числу тех немногих кинематографистов, чьи работы ставят крайне жесткие и серьезные проблемы, но вместе с тем смотрятся так же легко, как голливудские мелодрамы. | ||||
|