Холодная осень составить 10 вопросов

Викторина по произведению Ивана Алексееича Бунина «Холодная осень».
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

8 вопросов попроизведению Ивана Алексеевича Бунина «Холодная осень».

Скачать:

Вложение Размер
viktorina_po_proizvedeniyu.docx 13.47 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по произведению

Ивана Алексеевича Бунина «Холодная осень».

  1. Какое событие привело к войне? Об этом известии отец героини прочитал в московской вечерней газете.
  2. Когда лирический герой был объявлен женихом?
  3. Бунин пишет: «Это было трогательно и жутко…» Что он имеет в виду?
  4. Чьи слова: «Ничего, милый друг. Всё-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя.»
  5. Как ответила лирическая героиня на вопрос жениха: «Если меня убьют, ты всё-таки не сразу забудешь меня»?
  6. Когда и где убили жениха лирической героини?
  7. Какую рифмованную фразу, издеваясь, произносила торговка, сдававшая весной восемнадцатого года лирической героине подвал на Смоленском рынке?
  8. Определите героя. «Человек редкой, прекрасной души, пожилой военный в отставке».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю Вашему вниманию вопросы квикторине по романам И.А.Гончарова «Обломов» и М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города», изучаемым в 10 классе. Данная викторина проводится с целью проверки зна.

В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме «Образ Герасима», ориетировочные вопросы, на слайды выведены и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п.

Творческая работа посвящена анализу повестей в творчестве видного коми писателя Ивана Григорьевича Торопова.

Лирическое произведение о красоте русской зимы и встречи Рождества.

Жизнь И.С.Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во время парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телефона и телеграфа.Более полувека Тургенев находился в центре общес.

Викторина представлена в форме интерактивной игры «Своя игра&quot.

11 вопросов по произведению Ивана Алексеевича Бунина «Братья».

Источник

план урока по рассказу И.Бунина «Холодная осень»
план-конспект урока по литературе на тему

план урока по рассказу И.Бунина «Холодная осень»

Скачать:

Вложение Размер
plan_uroka-holodnaya_osen.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

План — конспект урока литературы в 9 классе по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»

Тема: Анализ литературного произведения. И. А. Бунин «Холодная осень».

Эпиграфы к уроку:

1.Нет настоящей жизни там, где нет любви.

2. У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…»

привитие умений и навыков выразительного и осмысленного чтения литературного произведения, умения анализировать произведение ; указать на связь рассказа с биографией самого писателя;

Книга «И.А.Бунин. Жизнь и творчество»; слайды с портретами, фотографиями И.А.Бунина; текст рассказа .

Пасьянс -особая раскладка игральных карт по определенным правилам для развлечения или гадания.

Капот -женская домашняя одежда свободного покроя.

Накидка -верхняя одежда без рукавов, род плаща.

Отупение -состояние крайней усталости и безразличия.

1. Организационный момент.

Актуализация знаний. Фронтальная беседа о тв. И.Бунина.

Д.з Чтение наизусть стих. И.Бунина(по выбору).

2.Привитие умений и навыков. Вступительное слово учителя.

-В сороковые годы И.Бунина начинает интересовать поздний Тютчев, в поэзии которого усиливается мотив воспоминания, мрачные чувства теснят светлые. Поэзия и проза 40-х годов Бунина проникнуты сходными настроениями. В прозе звучит мотив прощания с жизнью. Сердце живет воспоминаниями. Для Бунина эти воспоминания прекрасны. Память дает радость свидания с дорогим, хотя и навсегда ушедшим. Память сохраняет очарование былого:

Как, господи, благодарить

Тебя за все, что в мире этом

Ты дал мне видеть и любить

В морскую ночь, под звездным светом.

Писатель всю жизнь искал ответ на вопрос: что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл, как связана она с миром.

Перед нами один из поздних рассказов И. Бунина «Холодная осень», который был написан в мае 1944 года. Это рассказ из книги «Темные аллеи». Жена Ивана Александровича Вера Николаевна Муромцева писала: «Эти рассказы появились отчасти потому, что хотелось уйти во время войны в другой мир».

3. Один из учеников кратко излагает содержание рассказа «Холодная осень»

Анализ произведения( рассказ «Холодная осень»)

1. Определите тему рассказа (это рассказ о любви, о жизни и смерти, о сложности человеческих судеб).

2. Определите идею рассказа (Любовь — это светлая горечь о несбывшейся мечте. Это печальное, но светлое чувство не позволяет отчаяться, окончательно потерять смысл жизни, дает силы выжить, вырастить чужого ребенка. Рассказ подтверждает старую истину: нет настоящей жизни там, где нет любви.)

3. Назовите главных героев рассказа ( безымянная красавица, она рассказывает свою историю; остальные герои второстепенные)

4. Определите композицию рассказа (Рассказ построен в форме монолога лирической героини. Рассказ в рассказе. Произведение можно разделить на 2 части. В первой части, которая занимает больше места в рассказе, она рассказывает об одном вечере с женихом в саду. В другой части — о существовании в остальные 30 лет. )

5. Почему рассказ так построен? (Героиня живет одним вечером — свиданием с женихом в осеннем саду. Остальные 30 лет существования без него — ненужный сон.)

-Чтение стихотворения «Холодная осень» А.Фета (читает 1 из учащихся).

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот;

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

7. Язык рассказа. В какой части рассказа больше художественно-изобразительных средств и почему?

8. Назвать художественно-изобразительные средства ( эпитеты: холодная осень, чернеющие сосны, северная ночь, фосфорные очи, черное небо, чистые ледяные звезды, черные сучья, минерально блестящие звезды; олицетворения: пожар восстает)

9. А какие передают состояние героев? (незначительные слова, преувеличенно спокойные, тайные мысли и чувства, притворная простота. Героям очень тяжело, тяжко на душе. Хотят это скрыть. Холод на душе.)

10. Где происходят действия? (В саду)

11. Сад- символ чего? ( родного дома, родины)

12. “Мы стояли в отупении, чувствуя удивительную несовместимость между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром».

— Для чего автор использует антитезу? ( показать, насколько сильно герои переживали разлуку)

1. В апреле 1922 г. Уже эмигрантом, Бунин написал строки, обращенные будто к прошлому, но проникнутые живой скорбью прощания с Родиной:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом

Своей уж ветхою котомкой!

Бунину в эту пору шел пятьдесят второй год. Трагически совпали факты его биографии: вступление во вторую половину века жизни и отъезд из России. Мучительно переживал Иван Алексеевич совмещение этих поворотов судьбы: «Разве мы можем забыть родину? Может человек забыть родину? Она в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».

Решение покинуть Россию приходило нелегко. Бунин медлит с отъездом. Только в конце марта 1920 г. , проехав через Турцию, Болгарию, Сербию, прибывает во Францию.

2. В Париже, где поселились Бунины, находилось немало русских писателей, художников, меценатов, приехавших сюда после событий октября 1917г. Бунины были тепло приняты писателями- эмигрантами. Бунин давал вечера, читал лекции. Материально жизнь устраивалась. Но внутреннее бытие по-прежнему было мучительным, если не трагическим. Неоднократно жена писателя Вера Николаевна напишет в дневнике: «Ян чувствует себя слабым, больным, в большой нерешительности. Больше же всего ему хотелось бы уехать в Россию».

-Вернемся к рассказу. Прошло тридцать лет. Что потеряла героиня из того, что имела? (Самых близких, сад ,дом, родину)

— Как она об этом рассказывает? (Равнодушно, эти 30 лет жизни для нее — «ненужный сон»)

-Какова развязка рассказа? (Ученик читает последний абзац рассказа)

— Определение жанра произведения. Новелла :

1) остросюжетное произведение;

2) действие развивается быстро, динамично;

3) стремится к развязке, которая заключает в себя весь смысл рассказанного;

4)автор с помощью развязки выносит приговор изображаемым характерам;

6) персонажей мало, эпизодические персонажи вводятся только для того, чтобы дать толчок сюжетному действию и после немедленно исчезнуть;

7) нет побочных сюжетных линий, авторских отступлений;

8) описательные элементы только в начале, ближе к концу они будут мешать, тормозя развитие действия и отвлекая внимание.

— Какое впечатление произвела на вас новелла? (ощущение осеннего холода; вера в то, что есть на свете настоящая любовь; чувство жалости к героине; появляется мысль о том, что делает История с судьбами отдельных личностей)

Д.з. написать отзыв к рассказу «Холодная осень».

Примерный ответ учащихся:

-Я бы назвала рассказ «Холодная осень» новеллой. Прошло 30 лет, и мы переносимся в другое время. За эти годы героиня потеряла самое дорогое , что имела: самых близких людей, сад, родной дом, родину. Уже в первой части становится ясно, потеряв сад, где они с любимым человеком расстались, героиня останется и без дома, и без Родины(сад- символ родного дома, родины). Действие в рассказе развивается быстро, динамично, в первой части достигая кульминации. Пятнадцатого июня убили кронпринца, в Петров день за обедом он был объявлен женихом главной героини, а девятнадцатого июля Германия объявила войну. Перед нами развязка повествования, в котором заключен весь смысл рассказанного: «…Да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: был только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни- остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то он ждет меня- с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра.

В предверии очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне предлагаю вашему вниманию урок по творчеству Виктора Астафьева «Тоска по вальсу». «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смерто.

Методическая разработка о недостойном поведении подростков, о недоброжелательном отношении к матерям.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы пла.

План- конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку.

Цель: Формирование связной речи.Задачи:Учить понимать и употреблять слова семантического поля «осень».Формировать представление о временах года.Закрепить навык согласования прилагательных.

Источник

Дайте ответы на вопросы по произведению «Холодная осень» И. А. Бунина

«В июне того года он гостил у нас в имении. » —
с этих слов начинается рассказ, и у читателя невольно
создается впечатление, что перед ним некий отрывок из
дневника, вырванный где-то посередине.
Автор ведет рассказ с хронологической последовательностью
и точностью:
«Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда.
Утром шестнадцатого привезли с почты газеты…» и т. д.,
а потом даты исчезают.
В дальнейшем повествовании автор обозначает просто:
весна восемнадцатого года, девятьсот двенадцатый год.
События рассказа так и начинаются со смерти.
Убит Фердинанд, начинается война.
Но это не мешает героям рассказа любить друг друга и
стать женихом и невестой.
Спустя несколько дней Германия объявила войну
России, и приближался момент последней встречи героев,
и чем ближе становился этот момент, тем напряжённее
была обстановка.

Бунин делит рассказ на две неравные части:
первая (она составляет примерно две трети рассказа)
посвящена описанию осеннего вечера и следующего
за ним утра,
а вторая (она занимает примерно одну треть текста)
посвящена описанию тридцатилетней жизни героини:
весна, осень.
Подводя итог своей жизни, героиня приходит к выводу,
что единственное что было в ее жизни – это тот холодный
вечер, когда еще был жив жених и были надежды на
его возвращение, будущее семейное счастье.
Последний раз они встречаются в тёплом семейном кругу,
но с сильным томлением, которое они скрывали за
напущенным спокойствием.
Вероятно, они все тревожились об одном и том же,
но боялись признаться себе в этом.
В их душах теплилась надежда, что война скоро кончится,
и свадьба героев откладывается только до весны,
но все же.
И вот, через месяц он погибает.

В утешение ей остается вера в то, что где-то там,
за той непостижимой чертой смерти, жених ждет ее
с той же любовью и молодостью, как в тот далекий
осенний вечер.
Таким образом, «прощальный вечер»- сюжет первой части
рассказа и тридцать лет последующей жизни героини
противопоставляются не только по признаку
мгновение /длительность,
но и по признаку значимость / незначимость.
Пропуски же временных отрезков придают повествованию
трагическую напряженность и подчеркивают бессилие
человека перед судьбой.
Основное биографическое время определяется
героиней как «сон», причем сон «ненужный», ему
противопоставляется только один «холодный осенний вечер»,
ставший единственным содержанием прожитой
жизни и ее оправданием.
Характерно при этом, что и настоящее героини
(я жила и все еще живу в Ницце чем бог пошлет. )
интерпретируется ею как составная часть
сна и тем самым приобретает признак ирреальности.

Прошло время, многое она успела пережить, но она
прекрасно понимала, что в жизни её был лишь этот миг,
стремительно пролетевший миг счастья, этот холодный
осенний вечер.
По её мнению она не жила с тех пор, вся её жизнь –
«ненужный сон» .
Именно из-за войны жизнь рассказчицы превратилась
в «холодную осень».

В последней композиционной части рассказа временное
соотносится уже с вечным:
«И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня —
с той же любовью и молодостью, как в тот вечер.
«Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне. »
Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.
Причастной к вечности оказывается, как мы видим, память,
устанавливающая связь между единственным
вечером в прошлом и вневременностью.

Источник

Читайте также:  Мужские осенние шапочки цска
Оцените статью