Иван шишкин осенние пейзажи

Описание картины “Осень” Ивана Шишкина

И.Шишкин, “Осень”, 1894 год, Фото: dingyue.ws.126.net

Название Осень
Страна, художник Россия, Иван Иванович Шишкин
Год 1894
Жанр реализм, пейзаж
Находится Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Материалы Холст, масло

Картину “Осень” написал русский художник Иван Шишкин в 1894 году.

Лиричная шишкинская осень

Нарядная, богатая разноцветной палитрой, ранняя осень всегда вдохновляла русских художников-пейзажистов. Тема осени встречается в творчестве И. Левитана, В. Поленова, Ф. Васильева.

Осенние пейзажи есть и в произведениях Шишкина. Многим знакомо полотно художника “Ранняя осень”. Эта яркая солнечная картина изображает первые дни осени, когда та только вступает в свои права. Совершенно противоположна по сюжету другая шишкинская “Осень”.

В сюжете “Осени” изображен более поздний период этого времени года. Скорее всего это уже начало или середина октября. Краски природы уже не так ярки и насыщены, как в начале сентября, но листва еще не опала и в воздухе чувствуется тепло.

Полотно является натурным этюдом. Но пейзаж оказался так хорош, что не требовал доработки, и выглядит как законченная картина. Произведение несколько отличается от многих картин художника. Обычно на полотнах Шишкина четко просматривается целостный лесной пейзаж с уходящей вдаль перспективой.

Читайте также:  Как посадить семенами маргаритки осенью

В этюде “Осень” внимание приковывает центральная композиция. На переднем плане изображены чахлые кустики с побуревшей листвой и пожухлая трава.

Далее художник тщательно прорисовал небольшую группу деревьев. В центре группы отчетливо выделяется одно большое старое дерево в обрамлении более низких тонких берез и молоденьких деревцев. За деревьями простирается серое небо с небольшими проблесками голубизны. На дальнем плане композиции просматриваются золотистые верхушки других деревьев. Они как будто бы освещены солнцем.

Передний план картины выписан в охристо-коричневых и темно-зеленых тонах. Деревья на дальнем плане, позолоченные солнцем, разбавляют бурые оттенки передней части картины. Невидимые солнечные лучи бросают блики на пожухлую траву, придавая ей желтовато-зеленый оттенок.

Серое небо, прорезанное голубыми и белыми тонами, вселяет надежду на то, что теплые дни еще не закончилось. В целом этюд наполнен воздухом и ощущением пространства. Картина очень лирична, но навевает необъяснимую грусть.

Источник

Осень Ивана Шишкина, 1894г.

В работе «Осень» Шишкин использовал закрытый тип композиции, для которого характерно удерживать внимание зрителя в пределах заданного ограниченного пространства. Формат картины вытянут в вертикальном направлении. Произведение построено классически правильно – пейзаж распределен на три плана. При этом первый и второй планы детально проработаны, а дальний — выполнен более обобщенно, что и позволяет сделать вывод о том, что данная работа является этюдом.

На переднем плане изображены сухое дерево и два кустика, между которыми прослеживается четкая ритмическая связь. Дерево сразу притягивает внимание зрителя, и только рассмотрев его, мы переводим взгляд на второй план.

Деревья, изображенные на втором плане, играют роль центра композиции, к которому устремлены линии взаимодействия всех элементов картины. Они изображены художником достаточно подробно и пластично. Можно предположить, что это клены, поскольку именно этим деревьям свойственно с приходом осени окрашиваться в золотой цвет в первую очередь.

За деревьями открывается серое осеннее небо, за счет которого золотой цвет листьев кажется еще более ярким. По обе стороны от центра композиции расположены ещё зеленые деревья, которые играют роль своего рода кулис. Вдали виднеются силуэты других деревьев. То есть вся композиция картины выстроена по принципу симметрии.

Шишкин очень умело использует воздушную перспективу – удаленные объекты он изображает менее четко и в синевато-голубоватых тонах. Хотя сам художник утверждал, что не знаком с законами перспективы и рисует по чутью, можно с уверенностью утверждать, что «Осень» является значимым достижением мастера в пленэрной живописи. Виртуозное использование воздушной перспективы создает ощущение глубины. Изображение большого куска неба и деревьев целиком создается ощущение эпичности и размаха, свойственное картинам Шишкина. За счет изображения деревьев целиком художник создает иллюзию вертикального движения.

Этюд «Осень» интересен ещё и тем, что изображение этой поры года встречается в творчестве Шишкина достаточно редко. В каждой его работе ощущается тонкое и глубокое понимание уникальности северной русской природы. В месте с тем для создания художественных произведений выбран мотив, близкий и понятный каждому простому человеку.

Художник работал в реалистическом направлении, однако в картинах прослеживается четко выраженное лирическое начало. Это объясняется тем, что, несмотря на стремление мастера объективно изображать окружающую реальность, художественные образы, созданные им на полотне, проходят через призму его богатого внутреннего восприятия. Для произведений Шишкина характерно присутствие поэтического и литературного подтекста. И в этом он имеет много общего с другими представителями искусства девятнадцатого столетия, которое было признано веком литературы.

Главная составляющая, которая и является прелестью его произведений, — это острый интерес к окружающему миру и пристальное его изучение. Побуждение к объективному изображению красоты окружающей природы заложило основу шишкинского поэтического реализма.

Работая над композицией «Осень», художник стремился раскрыть те черты природы, которые близки лично ему и в то же время были значительны своим объективным смыслом. Именно в таком подходе он видел задачу изобразительного искусства и возможность привнести в творчество познавательное начало.

Изучение данной работы Шишкина позволяет сделать следующие выводы:
в первые годы второй половины девятнадцатого века начинает складываться новое направление в искусстве – реалистический русский пейзаж, для которого характерны новаторский подход и тонкий артистизм в сочетании ощущением непосредственного прикосновения с природой.

Развитие реалистического направления в русской живописи вызывало большой интерес у передовой общественности, поскольку пришлось на период подъема культурной жизни в России. Кроме того, данное течение в искусстве было неразрывно связано с эпохальными историческими событиями того времени, когда на первом месте для всей творческой интеллигенции стоял крестьянский вопрос.

В этот сложный исторический период определяющую роль для русских художников приобрел вопрос о содержании их искусства. От живописцев ожидали произведений, которые посредством художественных образов отражали бы настроения угнетенного класса. Именно в это десятилетие русские пейзажисты наиболее часто выбирали для своих картин такие мотивы природы, в которых языком искусства можно было рассказать о народной печали – навевающая тоску осенняя пора с грязными, размытыми дорогами, хмурое, плачущее небо, редкие перелески, полуразрушенные занесенные снегом деревни…Пейзажисты того времени старались изображать окружающую действительность, нисколько её не преукрашивая. Этот подход был присущ таким известным мастерам как Шишкин, Саврасов, Куинджи, Поленов. При этом каждый из художников имел свою индивидуальную точку зрения на художественные приемы и способы построения композиции.

Этюды Шишкина – это целый мир, созданный с большим трудом и трепетной любовью к природе родной земли. Несмотря на то, что мастер стремился передавать увиденное в детальных подробностях, его работы не выглядят утомительно, поскольку сделаны с любовью, которая передается в процессе просмотра и зрителю.

Шишкину было суждено сыграть определяющую роль в становлении русской пейзажной живописи. Основу его богатого дарования составлял неординарный талант художника в сочетании с обостренным чувством всего живого. Благодаря этому картины живописца вошли в духовную жизнь нескольких поколений.

Источник

Иван Шишкин «Осенний пейзаж. Парк в Павловске»

Картина «Осенний пейзаж. Парк в Павловске» заставляет вглядываться в мельчайшие детали: листочки, на застывшей глади крохотной речушки, корягу, выступающую из воды с отражением багрянца. Все это создает впечатление уединенности и умиротворения. С одной стороны отсвет неяркого осеннего светила, дарящего природе свое тепло, а с другой темень леса. Вот березка в золотом убранстве наклонилась к воде, любуясь отражением своего великолепного наряда.

А затем взгляд невольно устремляется ввысь, к вершинам деревьев, бледной синеве бездонного неба. Невозможно оторвать взгляд от этой гениальной простоты.

Шишкин изображает буйство осенних красок. Яркая и разноцветная листва, придающая деревьям и всему пейзажу очень романтичное и загадочное настроение.

Проникающая в душу и даже щемящая красота истинно русской природы, не дает отвести взор. Листья многих деревьев стали желтыми, золотистыми или багряными, на других листья уже облетели и теперь совершают путь по воде. Взор останавливается на поваленном деревце, возможно, это результат пролетевшего здесь накануне урагана. А теперь на смену ему пришла тишина и спокойствие.

Художник сумел найти такое сочетание красок для передачи осеннего пейзажа, что становится понятно — каждый сезон красив по-своему. А природа, собираясь на покой до весны, делает этот сезон запоминающимся своим великолепием. Даже темнота воды не портит светлого настроения.

Природа русской осени в Павловске заставляет обратить внимание на многоцветье листвы и травы, величавость деревьев, испытать настоящий восторг.

Кисти Ивана Шишкина принадлежит много шедевров, среди них картина «Парк в Павловске» (1889), которая находится в

Источник

презентация «Осень в живописи И.И.Шишкина »
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

презентация «Осень в живописи И.И.Шишкина «

Скачать:

Вложение Размер
osen_v_zhivopisi_i.shishkina.pptx 1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Осень в живописи И.И.Шишкина Выполнила: воспитатель МАДОУ д-с №176 г.Тюмени Марару Т.В.

Иван Иванович Шишкин (1832–1898 гг.) – великий русский художник – пейзажист, профессор, член Академии Художеств. Родился в Елабуге. Его отец был известным в городе зажиточным купцом. Он дал сыну хорошее образование. Тема леса была одной из главных в творчестве Шишкина. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края.

«Ранняя осень» На картине «Ранняя осень» художник изобразил переходный период, когда осень уже заявила свои права, но погода еще не успела испортиться. Листья только начинают приобретать золотистый окрас. В центре композиции – лесная тропа, стремительно убегающая вперед. Прорисовывая ее, Шишкин детально изобразил усыпавшие тропинку оранжевые, желтоватые и уже совсем сухие листья, используя при этом большое количество различных оттенков. По обе стороны от тропы чернеют стволы деревьев. Из-за деревьев виднеется голубоватым пятном речка. Солнце ярко светит, оставляя блики на листьях, а небесный свод удивляет синевой.

«Осень» Совершенно противоположна по сюжету другая шишкинская “Осень ”. Скорее всего, это уже начало или середина октября. Краски природы уже не такие яркие, как в начале сентября, но листва еще не опала и в воздухе чувствуется тепло. На переднем плане изображены чахлые кустики с побуревшей листвой и пожухлая трава. Далее виднеется небольшая группа деревьев. В центре выделяется одно большое старое дерево. Деревья на дальнем плане, будто позолоченные солнцем, разбавляют бурые оттенки передней части картины. Эта картина очень лирична, но навевает необъяснимую грусть.

«Лесная заводь» «Лесная заводь. Осень» — один из многочисленных портретов русского леса. Особую прелесть картине придает свет, проникающий во все уголки пейзажа.

«Золотая осень» В картине «Золотая осень» Шишкин изображает не лес, а осеннюю природу, о чем свидетельствует название картины. З олотистыми оттенками пропитана вся картина, создавая впечатление, что природа облачилась в самые дорогие наряды. Небо изображено в желтых тонах, а не в мрачных серых.

Осенний пейзаж. Парк в Павловске На этой картине мы видим небольшую речушку, в которой отражаются деревья, как в зеркале. Ветра нет. Вода, как живая. Шишкин изображает буйство осенних красок. Листья многих деревьев стали желтыми, золотистыми или багряными, а на некоторых уже облетели и теперь совершают путь по воде.

«Первый снег» Шишкин показал настроение природы в период поздней осени. Любимая тема автора – лес. Шишкин довольно точно изобразил серое небо, тяжелый подтаявший снег. Картина вызывает чувство тоски , сырости и одиночества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривание и описание карти.

Очень живописная и светлая картина, завораживающая своей реальностью и деталями, если долго на нее смотреть — в этом волшебство мастерства великих художников. Удивительный мир окружает нас – это.

План:1. Пейзаж как жанр живописи;2. Биография художника;3. Методы ознакомления детей с живописью;4. Описание работ.

Наглядный материал к методической разработке по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью.

Рассматривание и описание картины И.И.Шишкина «Зима». (Интегрированное занятие во второй младшей группе по развитию речи и изодеятельности.)Тема: «Рассматривани.

Технологическая карта занятия по ознакомлению с произведением живописи И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору&quot.

Знакомство с жизнью и творчеством великого русского художника И.И.Шишкина, с его наиболее известными картинами.

Источник

Все оттенки леса на картинах Шишкина

Иван Шишкин (1831-1898) знаменит своими лесными пейзажами, его даже называли “лесной богатырь”. Лес на всех его полотнах не дремучий, таящий опасность, а родной, пронизанный солнечным светом.

Сосна на скале, 1855

Этот ученический этюд студента Московского училища живописи и ваяния приобрел Русский музей, главное петербургское хранилище русского искусства. Окрыленный успехом Шишкин переехал в Петербург и продолжил учиться в Академии Художеств.

Вид на острове Валааме (Местность Кукко), 1859

Студентом он бесконечно ездил по лесной скалистой Карелии и писал с натуры. За эту картину в 1860 году он получил большую золотую медаль Академии и «пенсию» на поездку в Европу.

Вид в окрестностях Дюссельдорфа, 1865

Эту картину Шишкин написал в Германии по заказу коллекционера Николая Быкова. За полотно петербургская alma mater присвоила ему звание академика. Вскоре, заскучав по родным пейзажам, художник вернулся в Россию.

Рожь, 1878

На одном из набросков к полотну автор написал: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство». И действительно, пейзаж более знакомый и родной для русского человека сложно придумать. Шишкин подглядел натуру в родном городе Елабуга (ныне республика Татарстан). Картина участвовала в выставке художников-передвижников и Павел Третьяков тут же купил ее.

Ручей в березовом лесу, 1883

Шишкин много общался с художниками-передвижниками, приверженцами реализма и народных сюжетов в живописи, и часто участвовал в передвижных выставках. Его близкий друг Иван Крамской, написавший несколько шишкинских портретов, говорил, что его коллега как пейзажист «неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор…»

Уголок заросшего сада. Сныть-трава, 1884

В Дюссельдорфской школе живописи Шишкину привили особую любовь к миру естественной, непарадной стороны природы. Поэтому этюды, напоминающие фрагменты картин, все же являются самостоятельным произведением, написанным с вниманием к деталям.

Лесные дали, 1884

Шишкин был настоящим трудоголиком, но погрузиться в работу все сильнее и сильнее его заставили печальные обстоятельства — сначала из жизни ушла его первая жена, мать его детей. А потом, женившись второй раз, он снова испытал ту же боль утраты.

Дубы. Вечер, 1887

В картинах 1880-х видно, как растет мастерство Шишкина. Уже признанный художник не перестает изучать природу. «В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо», — писал он.

Утро в сосновом лесу, 1889

Это, безусловно, самая известная его картина. Работу горячо приняли современники, и известный коллекционер Павел Третьяков купил ее для своей московской галереи. В СССР картину растиражировали, поместив на обертку конфет «Мишка косолапый» — так что ее и по сей день прекрасно знает каждый русский школьник.

Зима, 1890

Шишкин редко обращается к зимней тематике, предпочитая зеленое буйство красок. И даже на этом почти монохромном полотне, кажущимся мрачным, одна из главных деталей — голубое небо.

На севере диком, 1891

Эта картина — буквально воплощение русского литературного романтизма в живописи. Она названа в честь стихотворения поэта-романтика Михаила Лермонтова, которому послужила иллюстрацией: «На севере диком стоит одиноко/ ‎На голой вершине сосна».

Источник

Оцените статью