Сдам ОГЭ
Подготовка к ОГЭ — важная проблема для учащихся и их родителей. На этой странице вы найдете полезные материалы по подготовке к ОГЭ: памятки по написанию сжатого изложения, вараинты текстов для написания сжатого изложения, полезные ссылки по подготовке к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коллекция текстов для изложения | 45.11 КБ |
Сжатое изложение | 16.89 КБ |
Ссылки для подготовки к ОГЭ | 13.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллекция текстов для изложения
Текст 1
Осень — пора подведения итогов походов и экспедиций. Была и у нас в августе экспедиция: на лодках мы прошли реку Воронеж. «Она всё ещё хороша», — сказал о реке, беседуя с нами, житель села Кузьминки Савелий. Ранним утром над водой молочный туман. Два пастуха ловят плотву; чуть в стороне в воде стоит цапля, караулит лягушек. В деревеньке поют петухи. Старуха ведёт на берег телёнка.
Вверх от села река показалась нам райским местом, не тронутым человеком. Над цветами кувшинок висели стрекозы. Дубовый лес плотной стеной обступал реку. В этих местах особо чувствуешь живительную необходимость воды на земле. Видишь, как всё живое укрепляется возле воды. Река, петляя, отдаёт свою благодать рассыпанным по равнине домам, рощицам, водопоям.
Селения на реке зарождались сторожевыми постами. С весны ожидали набегов татар. День и ночь на вышках дежурили сторожа. Рядом с вышкой всегда стоял осёдланный конь. Если опасность была особенно велика, спешно оповещалась вся сторожевая черта: наблюдатель пускал стрелу с горящей паклей в бочку смолы, стоявшую тоже на вышке. Сейчас же соседний пост поджигал свою бочку. Так работал огненный телеграф. Звонили колокола, палили пушки. Люди с полей и из леса спешили укрыться в городках-крепостях, а войско вовремя выступало навстречу налётчикам.
Текст 2
Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Основной способ своего интеллектуального развития — чтение. Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Для того чтобы чтение было эффективным, оно должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям необходимо в себе развивать.
Опасность чтения — это развитие в себе склонности к диагональному просмотру текстов. Скоростное чтение создаёт видимость знаний и ведёт к заболеванию внимания. А ведь литература даёт нам колоссальный и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все — она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь. Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Читайте больше и с величайшим выбором.
(По Д. Лихачёву.
Письмо двадцать второе. Любите читать!)
Текст 3
Мне хотелось бы поделиться впечатлениями об одном из самых дальних и длительных своих путешествий — по Австралии. Этот материк, получивший ещё название Пятого континента, примечателен прежде всего тем, что весь он лежит в границах одной страны, принявшей на себя почтенное имя материка — Австралия. Это единственный случай в истории континентов нашей Земли.
Расположение Австралии в Южном полушарии заставляет вновь прибывшего привыкать к тому, что Солнце и Луну надо искать на северной стороне неба. Труднее приучить себя к мысли, что оба светила — дневное и ночное — движутся по небосводу не слева направо, как у нас, а наоборот — справа налево. Поначалу так и кажется, что Солнце и Луна. пятятся по небу.
Но самое впечатляющее и уникальное — это удивительная природа Австралии, её растительный и животный мир, миллионы лет формировавшийся в условиях изоляции от флоры и фауны других континентов. Хотя Австралию и называют иногда пустынным континентом, но разнообразие ландшафтов здесь очень велико. Поражают воображение причудливые скалы, живописные арки и гроты на морском побережье, будто изваянные сказочным скульптором. Высокоствольные эвкалиптовые леса, засушливые акациевые редколесья, заросли древовидных папоротников, ярко-красные песчаные гряды — всё это можно найти в разных районах обширного материка.
Текст 4
Отчего так прекрасно всё дорожное, временное и мимолётное? Почему особенно важны дорожные встречи, драгоценны закаты, и сумерки, и короткие ночлеги? Всё напряжено, всё ликует: дальше, дальше, на новые места, к новым людям! Едешь днём или ночью, утром или в сумерках, и думается, что то, что будет впереди, будет ещё лучше.
А как коротки и грустны прощания, когда хозяин или хозяйка выходит на порог и ты пожимаешь им руки и говоришь: «Даст бог, свидимся!», хотя знаешь, чувствуешь сердцем — где уж, велика земля, далека дорога. Как бы ни были хороши люди, у которых жил, как бы ни было по сердцу место, но ехать дальше — великое наслаждение! Всё потом вспомнится, придёт и вновь захватит жаждой новых встреч и прощаний.
А как трудно бывает в дороге! Сидишь в кузове трясущейся машины, проводишь ночь на твёрдом вибрирующем сиденье речного катера, бьёшься до синяков в телеге, задыхаешься от жары в металлическом вагоне. Но всё проходит: усталость, злость, нетерпение, не проходит вовеки только очарование движения, память о счастье, о ветре, о стуке колёс, шуме воды или шорохе собственных шагов.
Текст 5
Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость, пожалуй, особенно хороша, когда безотчётна. Поступать надо правильно не думая, не размышляя долго. Безотчётная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро — самое ценное в человеке. Но душевная потребность эта воспитывается в человеке в основном им же самим — его решимостью жить по правде, по-доброму.
Мы учимся ездить на велосипеде и сперва следуем определённым несложным советам друзей. А вскоре ездим, не думая уже ни о каких правилах, и ездим хорошо и свободно всю жизнь. Но жить гораздо сложнее, чем ездить на велосипеде. И вот на что обратите внимание. Когда вы только учитесь ездить на велосипеде, вы затрачиваете множество усилий, когда же научились вы почти неутомимы. И мой совет вам: научитесь сразу находить правильные решения. Жить будет легко. Поэтому мои «Письма о добром и прекрасном» вам нужны только для начала.
Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчётно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно.
(По Д. Лихачёву.
Письмо двадцать пятое. Цо велению совести)
Текст 6
Чтобы оценить доброту и постигнуть её значение, надо непременно самому испытать её: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём, почувствовать, как он овладевает сердцем, словами, делами жизни и обновляет её.
Великое счастье — испытать постороннюю подлинную доброту, поверить ей, довериться ей и не обмануться. Она всегда приходит внезапно, незаслуженно: иногда на зов, иногда без зова; не по обязанности, не в силу долга, а как дар, дающийся без возврата, без ответного дара и возмещения, просто так.
Чужая доброта — это сразу зов, и обещание, и исполнение обещанного: предчувствие чего-то большого, чему даже не сразу верится; теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший это, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою, своим лучом, и это есть великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и не дать ему погаснуть.
Текст 7
Для того чтобы легче было идти по жизни, нужно представить себя путешественниками. Мы пришли в этот мир, чтобы удивляться его красоте, беречь эту красоту, наслаждаясь этим удивительным путешествием под названием жизнь. Конечно, будут радости и разочарования, встречи и ожидания, надежды и сомнения, успехи и неудачи — это всё естественно и необходимо для движения вперёд.
Естественно, что в путешествии встречаются разные люди. Каждый попутчик чему-то учит, что-то меняет в жизни встреченного, хотя бы незначительно. Так приобретается опыт, знания, умение распознавать злое и доброе, отвратительное и прекрасное. Нужно бережно пополнять этим опытом багаж, с которым путешествуешь по жизни. Тогда будет легко двигаться вперёд, потому что возникнет осознание того, что впереди ещё очень много интересного, увлекательного, важного, что в мире больше хороших людей, чем плохих.
Вся наша жизнь — это дорога. Необходимо просто настроиться на позитив, то есть сознательно выбрать для себя любовь к миру и радость как основу жизни и успеха, и с этим бодро шагать по жизни, пополняя свой багаж знаний новыми открытиями.
(По С. Боженковой)
Текст 8
Обиды, которые в наших взаимоотношениях мы наносим друг другу, не объясняются непосредственно нашей злой волей. Люди не причиняют друг другу зла в силу какой-то особой жестокости, зверства. Непосредственной причиной нанесения ближним обид часто бывает отсутствие необходимого опыта общения, неумение пойти навстречу окружающим, чрезмерное увлечение собой.
После того как человек нанёс обиду, он может опомниться, но чаще всего это происходит с большим опозданием. Ранящие слова уже произнесены. Боль, которую человек пытается насильно переложить на ближнего, рано или поздно возвращается к обидчику, причём зачастую с двойной силой.
И хотя человек порой действительно не ведает, что творит, когда причиняет зло тем, кого больше всего любит (унижение окружающих, применение насилия к ним является выражением чувства собственной слабости), однако это не означает, что он может чувствовать себя свободным от ответственности за собственные слова и поступки, которыми он нанёс своим близким столько обиды и зла.
Текст 9
Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющие нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.
Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.
Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить вам свой путь в жизни, даст возможность саморазвития. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.
Источник
Нужно сжать текст. Помогите, пожалуйста
РЕКА И ЖИЗНЬ
Осень — пора подведения итогов походов и экспедиций. Была и у нас в августе экспедиция: на лодках мы прошли реку Воронеж.
«Она всё ещё хороша. » — сказал о реке, беседуя с нами, житель села Кузьминки Савелий Васильевич.
Наш первый лагерь — у Дальнего. Проснулись — над водой молочный туман. Два пастуха, один с лодки, другой с берега, ловят плотву; чуть в стороне в воде стоит цапля, караулит лягушек. В деревеньке поют петухи. Старуха ведёт на берег телёнка. А над палатками воздушный бой: сокол подстерёг ласточку, но не сбил с первого раза, повторяет атаки — взмывает и падает вниз.
Вверх от Дальнего река показалась нам райским местом, непочатым, не тронутым человеком. Над водой, над цветами кувшинок висели стрекозы. Изумрудными челночками проносились над гладью плёсов рыбаки-зимородки. Дубовый лес плотной и страшноватой стеной обступал реку.
Правый высокий берег почти везде покрыт дубняком. Это тот самый дорогой корабельный лес, на котором царь Пётр остановил взгляд, выбирая место для первой российской верфи.
Выбираясь из леса, река повсюду тощает. Обширные, полноводные и бездонные, кажется, плёсы превращаются вдруг в неширокий и неглубокий поток, вьющийся по лугам. Река и тут хороша. Камыш, осока, рогоз ресницами обрамляют прихотливую ленту воды. Тут видишь: река обжита. Копёнки сена на берегу. Брод-переезд. Коровы. Гуси. Мальчишки с удочками. На буграх цепочки приземистых изб.
В этих местах особо чувствуешь живительную необходимость воды на земле. Видишь, как всё живое укрепляется возле воды. Река, петляя, отдавала свою благодать рассыпанным по равнине домам, рощицам, водопоям, гусиным затонам, мокрым лужкам, синевшей в пойме капусте. Радуясь этим извивам воды, мы вспоминали ретивых любителей «выпрямлять реки». Почти всегда спрямить реку — это значит обворовать землю. Левый берег, как правило, низок. Растут тут чёрный ольшаник, осина, ивы, черёмуха, а на песчаных сухих возвышениях — сосны.Где-то после Рамони чувствуешь набухание реки. Течение становится еле заметным и потом совсем пропадает. Вода подёрнута ряской, как в старом озере. У села Чертовицкого река покидает привычные берега, реки уже нет — разлив воды, похожий на половодье. Летают чайки. Пучки травы выдают мелководья. Для лодок обозначен фарватер. Это место рекой уже не зовут. Это «море», образованное плотиной. Считать ли благом эти «моря» — дело спорное. Бесспорно одно: это была неизбежность. Отощавшая река не могла уже напоить огромный индустриальный Воронеж.
Селения на реке. Они почти все стоят на буграх правого берега. Селения тут зарождались сторожевыми постами. По реке проходила граница Русского государства с «дикой степью». С весны, «как только молодая трава могла прокормить татарских коней», ожидали набегов. День и ночь на вышках дежурили сторожа. Конское ржание, топот копыт, огни костров — и подымалась тревога. Рядом с вышкой всегда стоял осёдланный конь. И если опасность была особенно велика, спешно оповещалась вся «сторожевая черта» — наблюдатель пускал стрелу с горящей паклей в бочку смолы, стоявшую тоже на вышке. Сейчас же соседний пост поджигал свою бочку, за ним ещё. Так работал огненный «телеграф». Звонили колокола, палили пушки. Люди с полей и из леса спешили укрыться в городках-крепостях, а войско вовремя выступало навстречу налётчикам.
Вышка в Вертячьем удивительно напоминала древний сторожевой пост. Сбитая из дубовых стволов, приземистая, прочная, она стояла на самой высокой точке бугра. Мы поднялись к вышке, спросили у сидевшего на ней человека, можно ли влезть.
На многие километры открывалась земля с этой вышки. Река внизу, а далее лес, блёстки озёр, поляны, равнина лугов, опять размытый синевой лес. И опять река.
Источник