Изменение природы осенью детский сад

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе».

Оксана Ивахненко
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе».

Виды детской деятельности:игровая,познавательно-исследовательская,коммуникативная.

Задачи:

-Закреплять и обобщать представления детей об основных приметах осени в живой и неживой природе;

-Обучать навыкам анализа,систематизации;

-Развивать речь,умение слушать;

-Воспитывать любовь к поэтическому слову,бережное отношение к природе

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций из метод. пособия «Осень»;организация наблюдений за осенними приметами на участке детского сада и за его пределами (экскурсия в осенний сквер);проведение игр:»От какого дерева лист»,лото,домино.

Оборудование:аудиозапись П. Чайковского»Времена года».Октябрь»;атрибуты для организации игры «Урожай собирай»;картинки из метод. пособия «Осень»;репродукции пейзажей русских художников.

Последовательность проведения занятия:

Воспитатель читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»:

Есть в осени первоначальной

Короткая,но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё-простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной бороде.

Пустеет воздух,птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

Воспитатель:О каком времени года пишет Ф. Тютчев?

Дети:Об осени

Воспитатель:Правильно,ребята,об осени. Что вы представляете,слушая это стихотворение?

Дети:Начало осени,лучезарные осенние закаты,лесная тишина,отдыхающее поле,не предвещающее зимних бурь.)

Воспитатель:Ребята,как поэт мог бы ещё назвать это стихотворение?

Дети:«Осень»,»Ранняя осень»,»Золотая осень».

Воспитатель:Сегодня мы вспомним о том,что происходит в природе осенью. Как ведут себя животные и птицы,деревья и цветы. Посмотрите на картины замечательных художников (И. Остроухова,Е. Волкова,В. Поленова,которые изображали осень в разные её периоды (ранняя,золотая,поздняя).

(Воспитатель выставляет на доске репродукции художников) Какие признаки осени вы можете отметить на этих пейзажах?Обратите внимание, на всех картинах осеннее солнце не поднимается высоко. Это значит,что и греет оно уже по-другому:осенью становится холоднее и воздух,и вода. Что можно сказать о деревьях,изображённых художниками?Давайте вспомним,какого листва на деревьях летом?

Дети:Зелёная

Воспитатель:Правильно,зелёная. А теперь она какая?

Дети:Разноцветная

Воспитатель:У берёз листья жёлтые,у клёнов-ярко-оранжевые,у осин-красные. А какие деревья остались зелёными?

Дети:Сосна и ель

Воспитатель:Верно,сосна и ель. Их хвоя остаётся зелёной круглый год. Дни становятся всё короче,листья с деревьев начинают облетать,часто идут долгие и холодные дожди. Ещё немного,и начнётся листопад,когда деревья скинут свой наряд. Почему они это делают?

Дети:Они чувствуют приближение снега и так готовятся к зиме.

Воспитатель:А что происходит с животными в этот период?Что,например,делают птицы?Перелётные птицы (такие,как журавли,скворцы и др.)собираются в стаи и улетают в тёплые страны. Но есть птицы,которые остаются зимовать в родных краях (например,воробьи,синицы и. т. п.).Насекомые прячутся в укромные места, зарываются в ил на дне водоёмов,ящерицы и змеи тоже укрываются в разных ямках,щелях,трещинах. Все они на зиму засыпают. Любят зимой поспать в морозные дни медведи,бурундуки,ёжики,сурки. Но есть и такие животные,которые зимой бодрствуют. Это лиса,заяц,волк,белка. Им нужно искать пропитание,а зимой это сделать гораздо труднее,чем летом. Поэтому белка,например,делает на зиму запасы. Она прячет в укромных местах орешки,грибы,жёлуди. Чтобы пережить холода,те животные,которые не впадают в спячку,меняют свои шубки:заяц становится белого,лиса-рыжего. Волк,правда,свой не меняет,но у него,как и у остальных,мех становится гуще и теплее. Приятно наблюдать за природой,прогуливаясь по осеннему лесу. На душе становится легко,но в то же время грустно от того,что стоят последние тёплые деньки и скоро наступят холода,выпадет снег и придёт суровая зима. Ребята,прослушав мой рассказ,назовите основные признаки осени:

а) солнце над горизонтом поднимается уже не так высоко,как летом. Как это влияет на продолжительность дня и ночи (Дни становятся короче,а ночи-длиннее.);

б) солнце меньше греет. По каким признакам это можно определить (Понижается температура воздуха,ночи становятся холоднее,идут холодные дожди,наступают первые заморозки. в) исчезают насекомые,улетают на юг первые птицы;

г) у деревьев и кустарников желтеют,а потом облетают листья. Что такое листопад?Почему лиственные деревья сбрасывают листву (Подготовка природы к зиме.);

д) как ведут себя животные осенью (Некоторые засыпают на зиму. А некоторые остаются зимовать,для этого они меняют свою шкурку.);

е)почему осенью не видно стрекоз и бабочек,не слышно лягушек (Все насекомые на зиму прячутся и засыпают,а зарываются в ил на дне водоёмов.)

Воспитатель:Ребята,подумайте и скажите,как меняется осенью жизнь людей?

-Как меняется одежда осенью (Люди надевают тёплую одежду и обувь.)

-Какой труд можно наблюдать в ранний период осени?Какую работу выполняют люди на улицах города (Убирают листья.)

-Как трудятся люди в ранний период осени?Чем занимаются люди в деревнях и сёлах (Собирают урожай,готовят сад и огород к зиме,убирают листья.)

Воспитатель:Осень. Какое же прекрасное это время года!Природа словно готовится к священному таинству,погружаясь в спокойный сон.

Под музыку П. Чайковского «Времена года»входит-Осень. На голове у неё украшения из ягод и листьев рябины,платье расшито жёлтыми листочками. В руках осень держит большую корзину с щедрыми дарами (фруктами и ягодами).

Осень:Здравствуйте,ребята!Вы так много знаете о изменениях природы осенью!Но вы ничего не рассказали о моих братьях-осенних месяцах. Ведь именно они делят это время года на три периода (раннюю,золотую,позднюю).Уверена,что в загадках,которые я вам задам,вы правильно их назовёте.

Опустел вишнёвый сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ,

Что за меся к вам пришёл?(Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы-

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?(Октябрь.)

Поле чёрно-белым стало.

Падает то дождь,то снег.

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц,подскажи?(Ноябрь.)

Осень:Какие вы молодцы!Всех моих братьев отгадали. Осень-не только красивый период года,но и щедрый. Осенью занимаются сбором урожая на полях,в садах и огородах. Всё нужно не только убрать,но и позаботиться о сохранении собранного урожая:овощей,ягод,фруктов. Нужно принять и дары природы:ягоды,грибы,орехи. Ими так богата наша русская земля!А теперь давайте поиграем в хоровод «Урожай собирай»(муз. А. Филиппенко).

По окончании хоровода Осень угощает детей фруктами,прощается с ними.

Через несколько дней можно закрепить знания детей задав дополнительные вопросы

1.Какими словами можно описать осеннюю погоду (Хмурая,пасмурная,дождливая и. т. д.)

2.Какие краски природе дарит ранняя осень (Красные,коричневые,багряные,лимонные,жёлто-зелёные,лиловые и фиолетовые.)

3.Какие грибы собирают осенью (Опята,подберёзовики,подосиновики,белые,сыроежки и др.)

4.Какие ягоды собирают осенью (Морошку,бруснику,клюкву,облепиху и др.)

5.Что происходит в природе в сентябре (День укорачивается,температура воздуха падает,летит паутина,идут дожди,меняет листва,желтеет трава,дозревают некоторые фрукты,ягоды и грибы,наступают первые заморозки,улетают первые стаи перелётных птиц и др.)

6.Что происходит в природе в октябре (Дни становятся всё короче,воздух-холоднее,может пойти дождь со снегом,опадает листва,улетают птицы и др.)

7.Что происходит в природе в ноябре (Дни становятся очень короткими,выпадает первый снег,температура воздуха падает,замерзают водоёмы и. т. д.)

8.Почему птиц называют перелётными?Каких перелётных птиц вы знаете (Перелётные птицы осенью улетают в тёплые края,а весной возвращаются обратно. К таким птицам относятся:грачи,утки,стрижи,ласточки и др.)

9.Чем заняты жители деревни осенью (Собирают урожай фруктов,ягод,грибов,овощей,злаков,делают заготовки на зиму,высаживают озимые культуры.)

10.Какие осенние приметы вы помните (В лесу много рябины-осень будет дождливая. Большой урожай рябины-к большим морозам. Орехов много,грибов мало-зима будет снежная и суровая. Белки делают богатый запас орехов-жди холодной зимы. Кожица на луковице тонкая-зима будет мягкая,кожица толстая и грубая-зима суровая. Чем больше муравьиные кучи,тем суровее будет зима и др.)

11.Какие поговорки и пословицы вы знаете (Весна красна цветами,а осень снопами. Весна красна,да голодна-осень дождлива,да сытна. Осенью и у воробья пир. Осень-погоды перемен восемь и др.)

12. Какие стихи и песни об осени вы помните?

«Хвойный лес — тайга». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель МАДОУ№19 «Детский сад комбинированного вида» Подругина Н. Г. Цель: Познакомить детей с тайгой. Задачи: Расширить.

Интегрированное занятие «Беседа о живой и неживой природе. Пейзаж» Цель: Закрепить понятия «природа», «живая природа», «неживая природа», «пейзаж». Задачи: Учить детей правильно отвечать на.

Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста Моделирование — это метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом овладению.

Конспект интегрированного занятия по Природному миру для детей старшей логопедической группы «Весна. Изменения в природе» Конспект интегрированного занятия по природному миру «Весна. Изменения в природе» Цель: Закреплять знания, полученные в течение учебного.

Конспект интегрированного занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Символ жизни на Земле — вода!» Автор: Махортова Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Ландыш» Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «В гости к старику Луговику» Конспект занятия по экологии старшего дошкольного возраста на тему: «В гости к Старику Луговику» Выполнила воспитатель 1 категории Путилова.

Конспект занятия по экологии «Вернём природе чистоту» для старшего дошкольного возраста. Верни природе чистоту (методическая разработка занятия по проблеме бытового мусора) [/b]Цель занятия: формирование у детей экологически.

Открытое занятие по экологии «Весна. Сезонные изменения в природе» Открытое занятие по Экологии «Весна. Сезонные изменения в природе» Программное содержание: -Развитие представлений детей о сезонных изменениях.

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы «Маленький исследователь» Очень быстро поколение, сменяется поколением, однако наши современные дети растут в век повсеместной компьютеризации. В общем, со стороны.

Воспитание любви к живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование — важнейшее направление в работе дошкольных образовательных учреждений. Свою работу по воспитанию любви к живой.

Источник

«Осенние изменения в природе» — обобщение и закрепление знаний об осени, явлениях природы.

Елена Зяблова
«Осенние изменения в природе» — обобщение и закрепление знаний об осени, явлениях природы.

Конспект занятия «Осенние изменения в природе«

• Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

• Активизировать глагольный словарь по данной теме.

• Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

• Продолжать учить согласовывать движения с речью.

• Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

• Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Осень», картинки с изображением осенних признаков, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение стихотворений об осени, разучивание стихотворений об осенних месяцах.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические: дидактические игры и упражнения

Ход занятия

1. Организационный момент.

У нас сегодня необычное занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса.

Назовите какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь).

Послушайте стихотворение о Сентябре. (рассказывает ребёнок)

В сентябре еще не грустно:

Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

Ребята, сентябрь – это первый месяц осени, начало осени. Какие изменения в природе мы можем увидеть в это время? (Утро и вечер становятся прохладнее, выпадают росы, появляются утренние туманы)

На доску выставляются картинки с осенними признаками.

Это время называют ранняя осень. Сентябрь — месяц ещё тёплый. Особенно в начале месяца. В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов.

А сейчас послушайте стихотворение об октябре. (рассказывает ребёнок)

Сеет дождик в октябре

В желтой кружатся листве

Осени тревоги.

Лес багряный за рекой

В белой дымке скрылся

И тумана пеленой,

Как плащом укрылся.

Тучи по небу с утра

Дни листки календаря

Что же происходит в природе в октябре? (Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай)

На доску выставляются картинки с осенними признаками.

Это время называют средняя осень. Или золотая осень. Как вы думаете, почему так говорят (начинается листопад, с деревьев опадают листочки) А почему насекомые начинают пропадать (большинство насекомых питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, становится очень холодно и сыро)Почему птицы начинают улетать? (становится холоднее, пропадают насекомые, и те птицы, которые питаются насекомыми улетают в тёплые края икать себе пропитание и тепло)

А сейчас послушайте стихотворение о ноябре. (рассказывает ребёнок)

В ноябре и дождь и снег,

Лес стоит весь мрачный.

Знает каждый человек,

Что ноябрь — невзрачный.

В ноябре деревья спят

Прибит дождём осенний сад.

Дождик кончится. Потом,

Покроет снег своим ковром.

Что же происходит в природе в ноябре? (опадают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку, люди вспахивают поля, засевают озимые)

Это время называется поздняя осень.

Теперь вы знаете, то красавица-осень бывает разная. Давайте назовём, какая и когда она бывает.

Игра «Подбери действие».

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге на работу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний листочек.

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Насекомые осенью- прячутся, исчезают.

Люди осенью – убирают урожай, утепляются, пашут поля.

Игра «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Под музыку дети имитируют действия «листочков» — музыка играет, листочки летают, музыка останавливается – листочки опадают.

Молодцы, ребята. А теперь давайте отгадаем загадки и вспомним осенние приметы и явления природы.

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

только не душистые.

Он холодный, проливной,

По пятам бежит за мной.

Убегаю — только хуже,

Потому что всюду — лужи!

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Видно стало далеко.

Неизвестно, где живёт.

Налетит, деревья гнёт.

Засвистит — по речке дрожь.

Озорник — и не уймешь.

По небесам ораваю

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем.

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ранним утром во дворе

Лед улегся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Клип Осень в нашем ДС Видео 8 ноября был последним теплым днем на Кубани. Экскурсия по территории детского сада позволила закрепить представления детей о состоянии.

Подборка дидактических игр и упражнений на тему «Осень», для детей старшего дошкольного возраста Работая в ДОУ воспитателем по развитию речи, в мои обязанности входит кроме проведения занятий организация индивидуальной и предварительной.

Источник

Читайте также:  Делать поделки для детского сада осень
Оцените статью