Изменения травянистых растений осенью

Презентация по окружающему миру «Изменения в жизни растений осенью»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор: Крюкова Елена Алексеевна Педагог дополнительного образования МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов»

— Дни ста­но­вят­ся ко­ро­че, — тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха па­да­ет, — чаще дует хо­лод­ный ветер, — небо за­тя­ги­ва­ет ту­ча­ми, — идут за­тяж­ные дожди. Все эти из­ме­не­ния вли­я­ют на жи­вую при­ро­ду. Вспомним, какие из­ме­не­ния про­ис­хо­дят осе­нью в нежи­вой при­ро­де

Что же про­ис­хо­дит в жизни рас­те­ний осе­нью? Загадка При­ш­ла без кра­сок и кисти, И разу­кра­си­ла все ли­стья. Осень Они го­то­вят­ся к зиме

При­ход осени со­про­вож­да­ет­ся сме­ной окрас­ки ли­стьев у листопадных деревьев и кустарников. По­че­му это про­ис­хо­дит? В листьях со­дер­жат­ся кра­ся­щие ве­ще­ства зе­ле­но­го, крас­но­го и жел­то­го цветов. Летом, когда много сол­неч­но­го света зе­ле­ное ве­ще­ство за­глу­ша­ет все осталь­ные от­тен­ки. Осе­нью дни ста­но­вят­ся ко­ро­че, и рас­те­ния по­лу­ча­ют мало света, зе­ле­ное ве­ще­ство не успе­ва­ет вос­ста­но­вить­ся, ли­стья на­чи­на­ют окра­ши­вать­ся по-раз­но­му, так как проявляются другие красящие вещества.

Крас­ный, оран­же­вый, жел­тый цвета у ря­би­ны, клена, осины.

Жел­те­ют липы, бе­ре­зы, тополя

Но не все древесные рас­те­ния ме­ня­ют окрас­ку: например, си­рень оста­ет­ся зе­ле­ной до пер­во­го снега. В её ли­стьях нет дру­гих кра­ся­щих ве­ществ, кроме зе­ле­но­го.

А зачем вообще листопадные деревья и кустарники сбрасывают листья осенью? Листья постоянно испаряют влагу. Зимой вода замерзает и дереву становится сложно её добывать. Поэтому деревья и кустарники приспособились сбрасывать листья осенью, а весной выращивать новые. К тому же зимой, на листья налипает снег и ветви могут поломаться под его тяжестью.

Как называется явление природы, при котором лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву. Листопад

Что про­ис­хо­дит осе­нью с хвой­ны­ми де­ре­вья­ми? Ели и сосны стоят зе­ле­ные, ли­сточ­кам-хво­ин­кам мо­ро­зы не страш­ны. Каж­дая хво­ин­ка по­кры­та вос­ко­вым на­ле­том. Ли­стья-игол­ки ма­лень­кие и узкие, по­это­му влаги ис­па­ря­ет­ся мень­ше, чем у лист­вен­ных де­ре­вьев. Хвой­ным де­ре­вьям зим­няя за­су­ха не страш­на. Но все же ли­сто­пад есть и у хвой­ных де­ре­вьев. Толь­ко мы его не за­ме­ча­ем, по­то­му что хво­ин­ки опа­да­ют по­не­мно­гу.

Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает листья? Лиственница Осенью лиственница желтеет и сбрасывает листву

Травянистые растения осенью На какие группы, в зависимости от продолжительности жизни можно разделить все травянистые растения? Травянистые растения однолетние двулетние многолетние

Тра­вя­ни­стые рас­те­ния осе­нью тоже ме­ня­ют цвет. Вянут и от­ми­ра­ют, оста­вив плоды с се­ме­на­ми. У двулетних и мно­го­лет­них рас­те­ний в земле оста­ют­ся зи­мо­вать подземные органы, запасающие питательные вещества (корневища, клубни , луковицы). Что происходит осенью с травянистыми растениями разных групп?

Источник

Осенние изменения в жизни растений

Класс: 3

Ключевые слова: Осень , хлорофилл , лес , листва , каротин , листопад

Презентация к уроку

Цели урока:

  • расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений;
  • обеспечить условия для развития речи учащихся, развития произвольного внимания;
  • создать условия для эмоциональное восприятие осенней природы.

Задачи

1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;

3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;

4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;

5) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;

6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;

7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

8) формировать умение работать в группе

Оборудование:

  • Персональный компьютер, интерактивный комплект
  • Учебник «Окружающий мир» 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
  • Рабочая тетрадь №1, 3 класс, О.Т.Поглазова
  • Раздаточный материал (Карточки с заданиями для работы в группах, зелёные и жёлтые листочки из цветной бумаги, полоски с отрезками для теста)

Презентации к уроку:

2. Авторская презентация к данному уроку.

Ход урока

1. Оргмомент.

— Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

2. Эмоциональный настрой.

Видеофильм “Осень в лесу” (Слайд №2)

— С каким настроением смотрели фильм? (Хорошее, радостное)

— Что создаёт хорошее настроение? (Очень яркие краски, хорошая музыка)

— С хорошим настроением мы гуляем по осеннему лесу.Слайд №3

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

— В своих замечательных стихах И.Бунин назвал лес расписным теремом. А кто же его расписал? (Осень)

3. Постановка темы урока.

— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени в лесу, об осенних листьях)

— Верно, тема нашего урока “Осенние изменения в жизни растений”.

— Сегодня мы поговорим о том, как изменилась жизнь растений с приходом осени.(Слайд №4)

4. Актуализация знаний.

— Как вы поняли, что в лесу наступила осень? (Изменилась окраска листьев)

— Мудрая Сова приготовила вам задание. Распределите картинки по группам и ответьте на вопросы: -Какая осень изображена в каждой группе? Почему? (Слайд №5)

— Что же заставило осень изменить окраску листьев? Назовите причины.

(Слайд №6 — солнышко, термометр, дождь)

1. Солнце ниже — мало света и тепла, дни становятся короче ночи

2. Понижение температуры воздуха и воды, появление инея на земле. А дальше и первые заморозки.

3. Изменение осадков: туманы, затяжные дожди, первый снег

— Правильно. Именно эти причины заставили осень изменить жизнь растений.

5. Изучение нового.

1) Изменение окраски листьев-очень красивое явление в жизни растений. Давайте разберёмся, как это происходит?

(Слайд №7) Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки, но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета?

— Почему осенью меняется окраска листьев? (Слайд №8)

— Учебник: с.46, 1обзац (ответы детей)

(Слайд №9) Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче.

— А какие вещества влияют на окраску листьев? Что ещё влияет на яркость красок?

Слайды № 10—16 (дополнительная информация-рассказ учителя)

Слайд №10 В листьях есть вещество “ксантофилл”, которое делает лист желтым.

Жёлтые пигменты довольно стойки, и осенью листья многих растений становятся жёлтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда с понижением температуры деятельность листа замирает, проступают багряные, оранжевые и фиолетовые пигменты.

Слайд №11 Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок.

Слайд №12 Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки.

— Кроме того, осенью уменьшается отток органических веществ из листьев, и в них идёт образование разных веществ, меняющих окраску листьев.

— Слайд №13 Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья.

— Слайд № 14 На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.

— Слайд №15 Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень.

— Слайд №16 Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают.

— А теперь повторим причины изменения окраски листьев

Слайд №17 Называем последовательность причин и следствийизменений:

  • Уменьшается световой день
  • Не успевает восстановиться хлорофилл
  • Изменяется окраска листьев

2) Слайд №19. Работа в печатной тетради.Ученики выполняют задание № 7 — кроссворд (ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб).

— Назовите и впишите названия растений.

— Назовитеключевое слово (листопад)

— Что такое листопад? (Ответы детей)

К листопаду растения готовятся заранее. Сначала изменяется окраска листьев. Но не у всех деревьев и кустарников это происходит. Листья сирени, ольхи опадают зелёными. Половина листьев осины опадёт с дерева, пока побагровеют оставшиеся листья

Слайд №20. — Почему опадают листья?

Ответ в учебникена с.46-47.

(Для справки. Корни дерева всасывают воду из почвы. А через листья идёт испарение воды из растения. Стоит температуре воздуха чуть понизиться, как всасывание замедляется, а испарение идёт примерно с той же скоростью. Дерево начинает терять влаги больше, чем получает. Если так будет продолжаться долго, то дерево погибнет от обезвоживания – высохнет. Чтобы этого не случилось, дерево с самого начала похолодания начинает защищаться. Выделяет особые клетки, которые направляются в черешки листьев, заполняют их основания. Образуется плотная разъединительная ткань, которая прекращает доступ влаги к листу. Лист больше не связан с деревом,он мертвеет. Дереву это и надо – оно больше не дорожит листьями, они даже мешают ему. А опавшие листья ещё помогут ему в зимние морозы сохранить корни дерева, помогут пережить зиму.)

— Называем последовательность причин и следствий изменений:

1. Понижение температуры

2. Замедление движения соков

3. Пробковый слой

3) Слайд №21Зачем опадают листья?

Листопад (причина) — уменьшение испарения спасает от засухи (следствие)

— избавление от лишних минеральных солей (следствие)

4) — Вернитесь к кроссворду. Какоерастение вы отметите как лишнее? (Ель)

— Почему? (Листопад у лиственных деревьев, а у хвойных его нет.)

Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Ответ на этот вопрос есть в учебнике: с.47,2обзац.

Слайд №22 Называем ответы:

1. Восковой налёт хвоинок спасает от “зимней засухи”

2. Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно

— Лиственница-исключение у хвойных деревьев.

— Почему хвоя лиственницы осенью опадает?

(У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

5) — Что происходит осенью с травянистыми растениями? Слайд №24

Ответ с.48. (Устные ответы детей)

6. Физминутка Слайд №25

7. Тест (графический диктант) Растения осенью Слайд №26

001 — У вас на парте есть полоски с короткими одинаковыми отрезками. Я читаю утверждение. Одни из них верные, другие-неверные. Где верное-дорисовываете “ ”,где неверное- просто пропускаем отрезок.

1. Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. +

2. Листья сирени опадают жёлтыми. —

3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. +

4. У ивы резные листочки. —

5. У рябины листья краснеют. +

6. Дуб дольше других не сбрасывает листвы. +

7. У берёзы листья жёлтые. +

8. Ясень желтеет последним. —

9. У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. +

10. Все хвойные деревья остаются зелёными. –

— Сравнили свои ответы с моим (появляется в презентации). Оцените свою работу по критериям оценивания.

— А теперь узнаем верные утверждения. (Учитель читает утверждения, ученики называют правильные ответы, где утверждения неверные.)

8. Работа в группах Слайд №27

— Каждая группа получила карточку, которая разделена на три части: картинка, название, текст. Текст уже напечатан. Это отрывок из рассказа об осени. Внимательно прочитайте его и определите о каком периоде осени рассказал писатель. Подберите и наклейте название текста и картинку-иллюстрацию к нему

1 группа

Тургенев Иван Сергеевич

Погода была непостоянная. То шёл мелкий дождик, то из-за раздвинутых туч показывалось солнышко. Роща то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось, то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли и украдкой начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.

2 группа

Скребицкий Георгий Алексеевич

Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила.
Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

3 группа

Паустовский Константин Георгиевич

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я хотел услышать, как шуршат падающие листья. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека.

Как-то поздним вечером я увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки клёна красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал я шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.

Выступление представителей каждой группы, показ страниц с иллюстрациями.

(пример: слайд №28)

9. Итог урока Слайд №29

— О каких осенних изменениях в жизни растений вы узнали?

— О каких периодах осени шла речь на уроке? (Ранняя осень, золотая осень,поздняя осень)

— Чем они различаются?

10. Домашнее задание (слайд №30):

Творческое (по желанию):

— составить небольшие рассказы: “Осень в лесу”, “Осенняя пора”, “Листопад в нашем городе”;

— найти стихи об осени;

— рисунок по теме.

11. Рефлексия Слайд№31

— На доске берёза без листьев

— У вас на столах лежат листики: зелёный и желтый. Выберите один.

  • ЖЁЛТЫЙ: урок был мне интересен и полезен.
  • ЗЕЛЁНЫЙ: урок прошел без пользы для меня.

— А теперь закрепите свои листики на берёзе.

— Посмотрите, какая нарядная стала наша берёза. Теперь мы все видим, что встретила берёза свою золотую осень.

(Пример: слайд № 33)

12. В заключение. Слайд №32

— Любуясь осенней природой, я написала такое стихотворение:

Осень.

Снова осень взялась за краски
И вовсю золотит листву.
Прекратив на время осадки,
Она спешит показать красоту.
Красоту осенних деревьев,
Красоту тёплых дней осенних,
Чтоб в холодные дни у печки
Было что вспоминать о них.
Кнышова М.Е.
9.10.2013 г.

— Желаю и вам творческого осеннего вдохновения!

Источник

Читайте также:  Timberland обувь женская осень
Оцените статью