- Урок ИЗО в 3 классе. ТЕМА: «Русская матрешка» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Урок изобразительного искусства в 3-м классе на тему «Декоративное рисование. Русская матрешка в осеннем уборе»
- Презентация к уроку
- Ход урока
- I. Организация начала урока.
- II. Определение темы и цели занятия.
- III. Актуализация знаний учащихся.
- «Русская матрёшка в осеннем уборе» декоративное рисование
- Содержимое публикации
- Организационный этап.
Урок ИЗО в 3 классе. ТЕМА: «Русская матрешка»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Тема урока:»Русская матрешка».
Цель урока: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастерству, создающему красоту на радость людям. Знакомство с русской народной матрешкой. Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана. Создать образ традиционной русской матрешки.
Тип урока: проективный урок и урок изучения нового материала.
— образовательная — сформировать понятие о матрешке и ее видще;
— развивающая — развивать потребность в творчестве;
— воспитательная — формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka_3_klass.pptx | 868.63 КБ |
matreshka_konspekt.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде овальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера .
Буддийский святой Фукурума
Сергиев Посад Семёново Полхов -Майдан
Предварительный просмотр:
3 класс. Русская матрешка.
Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Знакомство с русской народной матрешкой.
Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана. Создать образ традиционной русской матрешки.
Проектный урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: выполнить декор традиционной русской матрешки; продолжить формирование у детей кистевой росписи; углубить познания в области народного искусства.
Метапредметные: осуществлять анализ объектов; формировать эстетическое отношение к окружающему миру; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений.
Личностные: развивать потребность в творчестве; развивать чувство прекрасного и эстетического; учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.
Методы и формы обучения
Объяснительно – иллюстративный/ коллективная, фронтальная.
Основные понятия и термины
Изобразительное искусство, матрешка, народные мастера.
Мультимедийный ряд: презентация “Русская матрешка”.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчики-непроливайка, салфетка.
Организационная структура урока
Универсальные учебные действия
Постановка темы и цели урока.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Меня зовут Неля Александровна. Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны быть: альбом, гуашь, кисточки, баночки с водой, карандаш, ластик.
— Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Народные мастера – это простые люди из народа, которые из дерева, глины, железа, создавали и создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами.
— Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
— Итак, ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?
— Тема нашего урока “Русская матрешка”.
— Целью нашего урока является узнать историю матрешки; создать образ традиционной русской матрешки.
Приветствие учителя. Готовность к уроку.
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к загадке.
— Тема нашего урока “Русская матрешка”.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль.
формируются умения общаться с учителем, рассуждать, выслушивать точку зрения другого и находиться в диалоге со сверстниками.
Личностные: мотивация к теме урока.
- Изучение нового материала.
— Матрёшка – настоящая русская красавица. (слайд 2)
— Обратите внимание на ее внешний вид, она одета в русский национальный костюм.
— Кто ни будь знает как называется этот костюм?
— Сарафан одевался по верх белой рубашки. Поэтому рукава отличаются от цвета сарафана.
— А знаете ли вы как называется полукруглая часть одежды?
— Это передник. Любая хозяйка носила его для того, что бы не испачкать свой красивый сарафан.
— «Матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде овальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».
— Для знакомства с русской матрешкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Ну что, начнем путешествие!
-Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?
-Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы, которую привезли из Японии. Фигурка изображала мудреца с вытянутой головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума — добродушный лысый мудрец. ( слайд 4)
— Кто же впервые смастерил матрешку и почему она получила именно такое имя?
— Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую.(слайд 5) — Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. (слайд 6)
— Это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке. Фигурка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Самым распространённым на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.
— Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку?
— Давайте побываем в гостях у народных умельцев.
— Представьте, что мы сейчас находимся в мастерской.
— Как же появляется на свет матрёшка?
— У каждого мастера есть свой секрет. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, берёза, осина. Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается. Это маленькая матрешка вставляется в более крупную по размеру. И так до самой большой. Когда тело матрёшки готово, начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность — роспись.
— Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Сергиев Посад, Семеново, Полхов-Майдан (слайд 8).
— Посмотрите на них, чем они отличаются друг от друга?
— У них разные формы. У Полхов- Майданской матрешки более угловатая форма, форма Семеновской матрешки более округлая, а у Сергиево — Посадской матрешки — более вытянутая. Так же они имеют разные одежды. На Полхов – Майданской матрешке все элементы обведены черной линией, на Семеновской матрешке изображены крупные красные пионы.
Источник
Урок изобразительного искусства в 3-м классе на тему «Декоративное рисование. Русская матрешка в осеннем уборе»
Презентация к уроку
Введение.
«Полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера» – это определение матрешки дано в словаре Ожегова.
Сухо и лаконично. Но практически в каждом доме есть сувенир, своеобразный символ русской культуры и очень красивая деревянная игрушка – Матрешка. И очень хочется выяснить, в чем же секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является символом России за рубежом?
Цели:
- Познакомить с историей создания русской матрёшки.
- Расширять знания детей о народных художественных промыслах и их отличительных особенностях.
- Развивать умение выполнять варианты орнаментальных композиций на основе народных промыслов.
- Способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения, пониманию целесообразности в вещах.
- Воспитывать уважение к народным традициям.
Ход урока
I. Организация начала урока.
II. Определение темы и цели занятия.
– Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить слова в том порядке , как я их продиктую: сувенир, кукла, девица, дерево, символ, роспись, промысел.
Запишите слова. У кого больше? Прочитайте.
– Внимательно посмотрите на слова, ещё раз их прочитайте. Какой образ взник в вашем воображении?
– Что вам известно об этом изделии?
III. Актуализация знаний учащихся.
Беседа об истории русской матрёшки.
Если Вы считаете «русскую матрёшку» исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.
Первая русская матрёшка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Ее создателями были токарь В.П. Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В. Малютин.
Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.
Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.
Знакомство с особенностями росписи разных областей России
Существует несколько промыслов по изготовлению матрёшек. Но самые известными и распространёнными являются Семёновская, Полхов-Майданская, Загорская и вам сейчас предстоит по описанию определить к какому же из них принадлежит предложенный вам сувенир.
РАБОТА В ГРУППАХ
Загорская матрёшка.
Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.
Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему полю.
Семёновская матрёшка
Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе — Семёнове Нижегородской области.
Полхов-майданская матрёшка.
Есть такое село в Нижегородской области — Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят «тарарушки» – так называют мастера свои поделки-матрёшки.
Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пято – это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «большая роза», «розан», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и другие.
В настоящее время росписью матрёшек занимаются во многих областях нашей Родины. И каждая матрёшка существенно отличается от тех, с которыми вас познакомили дети. Для украшения своих матрёшек художники используют не только различные цветочные узоры, но даже сюжеты из народных сказок.
Источник
«Русская матрёшка в осеннем уборе» декоративное рисование
Содержимое публикации
Филиал Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества
п. Сосьва в п.Восточный
«Русская матрешка в осеннем уборе»
для внеурочной деятельности детей
младшего школьного возраста
педагог дополнительного образования
Филиал МБОУ ДО ДДТ
п.Сосьва в п. Восточный
первая квалификационная категория
Тема:«Русская матрешка в осеннем уборе». Декоративное рисование.
Цель:Познакомить детей младшего школьного возраста с историей создания русской матрёшки, украсить трафарет матрёшки, используя элементы Урало– Сибирской росписи.
Образовательные:Формировать навыки приёма письма двойного мазка, выполнять основные мотивы («цветок», «листок») Урало-Сибирской росписи; побуждать интерес к народным традициям и промыслам России.
Развивающие: 1.Развивать познавательную активность, умение выполнять варианты орнаментальных композиций на основе Урало-Сибирской росписи, художественного вкуса, творческого воображения.
2.Закреплять познавательный интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
Воспитательные: 1.Воспитывать уважение к историческому наследию нашей Родины, чувствогордости и патриотизма.
2.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чуткость, отзывчивость, навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность.
Вид занятия: открытие нового знания.
Время занятия: 45 минут.
Оборудование для педагога:
Изобразительный ряд: аппаратура для просмотра презентации, игрушки- матрешки из Загорска, Семенова, Полхов-Майдана; образец педагогического рисунка, объемный трафарет матрешки расписан в стиле Урало- Сибирской росписи (гуашь).
Литературный ряд: народное творчество (загадка и авторское стихотворение).
Музыкальный ряд: русские народные мелодии,детская песня «Матрешки».
Для детей: бумажный трафарет матрешки, гуашь, кисти синтетические (белка, нейлон) №1, №5, палитра, баночка с водой, салфетки, клей.
Организационный этап.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы занятия. (Показ слайдов презентации)
Тема сегодняшнего занятия посвящена одному из самых известных во всем мире талисману России. Какому? Догадайтесь (загадка).
Скрип, скрип, сапожки,
Трень- брень, сережки.
Кто к нам в гости идет?
Кто стучится у ворот?
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка… (Матрёшка)
– Верно, Матрешке. На дворе осень, поэтому украшать матрешек мы будем цветами и листьями. Тема занятия — «Русская матрешка в осеннем уборе».
III. Актуализация знаний обучающихся.
Что вам известно о Матрешках? (Ответы детей)
Демонстрация слайдов. Перед вами матрешки из Загорска, Семенова и Полхов-Майдана. Рассмотрите их и расскажите о выразительных декоративных средствах, используемых при росписи.
Как изображены платки?
Выполнен рисунок на фартуке?
Как оформлен сарафан и обозначен ли он вообще?
Что общего в оформлении этих матрешек?
Найдите отличительные декоративные приемы в росписи этих изделий.
Какие приемы кистевой росписи использованы в оформлении этих матрешек?
IV. Вводная беседа.
Замечательная игрушка – матрешка! Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурума – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо.
Первым расписал русскую матрешку художник С. В. Малютин (1859– 1937). Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник. В руках у нее черный петух. Видимо, от русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка».
Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства – близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – в этом глубокий смысл популярной игрушки. Условны форма игрушки, изображение ее лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
Интересно отметить, что кроме матрешек-девочек и женщин традиционно в Сергиевом Посаде и Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке. Сюжеты росписи тоже могли варьироваться. Как в старину, так и в наши дни, особенно в Сергиевом Посаде, кроме летнего наряда одевали матрешек и в зимнюю одежду. Были матрешки, изображающие жениха с невестой, боярина с боярыней, героев сказок и литературных героев.
Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца.
Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками, довольно спокойна по расцветке, то матрешка города Семенова (в Нижегородской области) представляет собой русскую красавицу, ярко раскрашенную, с обязательным букетом цветов.
Матрешка мастеров Полхов-Майдана отличается несколько вытянутыми пропорциями и еще более звонкой росписью.
А кировская матрешка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки.
Создают свои матрешки и народные мастера других регионов России. Их отличия проявляются в пропорциях токарной формы, в росписи, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, ее характерного цвета и деталей костюма.
V. Работа над новым материалом
Предлагаю для украшения фартука и платка наших матрешек использовать Урало — Сибирскую роспись появившуюся еще в XVIII веке (демонстрация готовых изделий). Распространенную в наших краях, на Урале и в Западной Сибири — одну из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи.
Мастера Урало-Сибирской росписи (маляры, красители) расписывали домашнюю утварь, дома снаружи и внутри. Яркие красочные орнаменты придавали интерьеру праздничность, создавая атмосферу тепла и уюта напоминая о красоте цветения природы.
Мастера не применяли трафаретов, кисть самостоятельно творила на глаз. Подмалевок для крупных цветов и листьев красильщики намечали пальцем. Особенностью Урало — Сибирской росписи является– двухцветный мазок. На кисть набираем одновременно два цвета краски: на одну сторону светлую, на другую темную краску. Держа кисть параллельно листу бумаги круговыми непрерывными движениями создаем объёмный лепесток цветка или листочка (демонстрация). Благодаря двухцветности роспись выглядит объемной с плавными переходами. Завершающий этап – приписки, травка. Выполняется тонкой кистью черным цветом, объединяют все элементы в единую композицию.
VI. Самостоятельная работа детей под руководством педагога.
Объяснение последовательности выполнения работы.
Перед вами трафареты для росписи матрешек.
Прорисуем на голове круг – лицо матрешки, нарисуем края платка, глаза, рот, нос и линию волос. Наметим туловище «оденем» матрешек в сарафан и фартук.
Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала аккуратно, чтобы не было видно мазков от кисти, заливаем всю поверхность туловища – центральную часть – желтым цветом.
Теперь выполню широкой кистью красным цветом платок.
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)
5. Украсим сарафан и фартук матрешки элементами Урало- Сибирской росписи. Прежде чем выполнять цветы и листья, убедитесь, что фон высох.
1 этап- Подмалевок. Обозначим основные пятна цветов, листьев, бутонов
2 этап- Разбел. Набираем краску на кисть так, чтобы половина щетины окрашивалась в белый цвет, другая половина в красный. Круговыми движениями по внешнему краю пропишите лепестки, они должны иметь примерно одинаковый размер. Цветок завершите прописью сердцевины, сделав в ней одну ягодку. Рисуем цветок: кистью проводим так, чтобы белый цвет шел по контуру цветка, благодаря этому получается живописный переход от середины к контуру. Написание мотива «листок» основывается на тех же элементах росписи, что и мотив «цветок», «бутон», «змейка». Выполните подмалевок в виде капли. Затем С-образным мазком пропишите стороны листка. Одну из сторон листочка можно украсить мотивом «змейка».
3 этап- Нанесение приписок или травок. Все элементы украшаем приписками.
6. Раскрасим волосы. Украсим платок, сарафан, обведем контур черной краской. Рисунок закончен. (Музыкальное сопровождение «Матрешки»).
7. Выполним завершающую стадию. Склеим края (сарафана) трафарета. Получилась объемная матрешка.
VII. Итог занятия.
Давайте поставим наших матрешек вряд. Какие замечательные работы, получилась настоящая ярмарка из матрешек!
Оцените свои работы. Легко ли вам было? Все ли удалось?
Что нового вы узнали? Что особенно понравилось?
Вспомните этапы выполнения элементами Урало- Сибирской росписи простейших приемов свободной кистевой росписи.
Посмотрите на слайд. Назовите изображения которые не является Урало-Сибирской росписью, и почему? (Ответы детей)
Урало – сибирская роспись —
Нас ты околдовала
Узнав о тебе мы сразу
В волшебную сказку попали…
Проста, интересна, красива она
Ведь мудрости предков полна.
Приемом двойного мазка создавались,
Цветок незабудки, розаны, купавы,
Листочки резные, львы, совы и павы…
Расскажут о жизни, желаньях и выскажут пожеланья!
Расписаны ярко: дома, сундуки, матрёшки, посуда,
Источник