Как авторы описывают осень

10 цитат русских писателей об осени

Вспоминаем описание самого поэтичного времени года в прозе классиков и современных писателей

Фото: fit4brain. com

Осень чувствуют все. Кто-то наслаждается листопадом и ловит отражения в лужах, а кто-то, кутаясь от холода в шарф, наблюдает за унылыми низкими тучами. Осень — пора рефлексий, подведения итогов прожитого и нажитого. Пожалуй, нет поэта без стихотворения об осени. А мы предлагаем вспомнить, как описывают осень в русской прозе. Собрали для вас 10 фрагментов, которые стоит лишний раз перечитать.

«Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли».

«Я так любила осень, — позднюю осень, когда уже уберут хлеба, окончат все работы, когда уже в избах начнутся посиделки, когда уже все ждут зимы. Тогда всё становится мрачнее, небо хмурится облаками, желтые листья стелются тропами по краям обнаженного леса, а лес синеет, чернеет, — особенно вечером, когда спустится сырой туман и деревья мелькают из тумана, как великаны, как безобразные, страшные привидения».

Читайте также:  Пересадка дуба осенью сроки

Федор Достоевский. «Бедные люди»

«Дни стояли туманные, странные: проходил мерзлой поступью ядовитый октябрь; замороженная пыль носилась по городу бурыми вихрями; и покорно лег на дорожках Летнего сада золотой шепот лиственный, и покорно ложился у ног шелестящий багрец, чтобы виться и гнаться у ног прохожего пешехода, и шушукать, сплетая из листьев желто-красные россыпи слов; та синичья сладкая пискотня, что купалась весь август в волне лиственной, в волне лиственной не купалась давно: и сама синичка Летнего сада теперь сиротливо скакала в черной сети из сучьев, по бронзовой загородке да по крыше Петровского домика».

Андрей Белый. «Петербург»

«На улице уже темнело, накрапывал дождь, палая листва плыла по канаве, как порванное в клочки письмо, в котором лето объясняло, почему оно убежало к другому полушарию».

Алексей Иванов. «Географ глобус пропил»

«С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.

Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая, тревожная ночь. »

Иван Бунин. «Антоновские яблоки»

«Какая драма! нездорова, невесела. осень на дворе, а осенью человек, как все звери, будто уходит в себя.

Вон и птицы уже улетают — посмотрите, как журавли летят! — говорила она, указывая высоко над Волгой на кривую линию черных точек в воздухе. — Когда кругом все делается мрачно, бледно, уныло — и на душе становится уныло. Не правда ли?»

Иван Гончаров. «Обрыв»

«Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму. »

Иван Тургенев. «Лес и степь»

«Осень похожа на уже прочитанную, но успевшую позабыться книгу — каждая страница о том, что знаешь и о чем смутно помнишь, каждая страница — возвращение туда, где уже побывал. Ночи отныне наполнены шумом дождя, утра пахнут обессилевшей, но еще не остывшей землей, солнце, растерявши всю свою чинную неспешность, суетливо скользит по краю неба, не поднимаясь выше холмов — время солнца ушло, настали чужие времена».

Наринэ Абгарян. «Зулали»

«По-русски осень, как и женщина, зовется она — это и есть женщина, выполнившая все свои обеты и потому спокойная в ясности предзимнего ожидания, синеглазая до боли, пристальная во всех своих затаенных чувствах вдовы, которая вспоминает прошлое, одиноко ложась в холодную, пробитую пушистым инеем постель».

Анатолий Ким. «Белка»

«Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.

«Да-с… Осень, осень, осень, — говорил старик, глядя на огонь свечи и задумчиво покачивая головой. — Осень. Вот и мне уж пора собираться. Ах, жаль-то как! Только что настали красные денечки. Тут бы жить да жить на берегу моря, в тишине, спокойненько…»

Александр Куприн. «Гранатовый браслет»

Источник

Осень в произведениях русских поэтов

Времена года—неизменная тема в творчестве многих русских поэтов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны—величие, великолепие природы, буйство красок. С другой—печаль, грусть, пронизывающая сердце тоска. Именно с осенью связан самый неповторимый и плодотворный период в творчестве А.С.Пушкина. Уединяясь в Болдино, он создавал шедевры, впоследствии покорившие мир.
«. и с каждой осенью я расцветаю вновь. »

«. Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной. »

«. Теперь моя пора: я не люблю весны. »

«Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса. »

«. и пробуждается поэзия во мне. »
Все эти строчки подчёркивают особую бесконечную любовь поэта к осени.
Также необыкновенная нежность к осенней поре сквозит в прозе и поэзии И.А.Бунина, настоящего русского патриота. Поражаешься живописным эпитетам, яркости и ясности образов, силе чувств, выраженных в стихах Бунина.
«. Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. »

«. Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой. »

«. И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой. »

«. Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра. »

«. Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает. »

Читая эти строчки, живо представляешь эти чарующие картинки, чувствуешь осенние запахи и восхищаешься умением поэта воплотить на бумаге всё осеннее великолепие.
Конечно же, нельзя обойти вниманием тютчевское поэтическое слово, одно из немногих высочайших вершин русской лирики. Ф.И. Тютчев создал поистине проникновенные русские пейзажи.

«. Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть. »

«. Кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья. »

«Обвеян вещей дремотой
Полураздетый лес грустит. »

«. Как увядающее мило. »
Вообще, в стихотворениях Тютчева, посвящённых русской природе, можно почувствовать одинаковую любовь поэта ко всем временам года. Я не могу выделить его особенное отношение к какой-то одной поре. Тютчев с необыкновенным мастерством, блеском, изяществом пишет о юной весне, знойном лете, чародейке-зиме и, конечно же, о загадочной и таинственной осени.
Как контраст к нежной осенней лирике Пушкина, Бунина, Тютчева звучит осень у П.А.Вяземского.

«. Вчера ещё стенал над онемевшим садом
Ветр скучной осени. »

«. Унынье томное бродило тусклым взором
По рощам и лугам, пустеющим вокруг.
Кладбищем зрелся лес, кладбищем зрелся луг. »

«. Древний дуб чернел в лесу,
Как обнажённый труп. »

«. И воды тусклые, под пеленой туманов,
Дремали мёртвым сном в безмолвных берегах. »

«. Природа бледная, с унылостью в чертах
Поражена была томлением кончины. »
Здесь уже совсем другое зрелище. Читая эти строки, так и ждёшь с нетерпением окончания этой тоскливой поры и начала весёлой, свежей, праздничной зимы.
Прекрасные стихи об осени поэтов ХХ века: Б.Л. Пастернака— «. Осень—солнечный чертог. », Д.С. Самойлова «Красная осень». и везде, как и в поэзии XIX века, яркие и необычные образы, дающие разные картины и состояния осени.
Я считаю, что тема родной природы—это вечная поэзии, ведь сердце природы и сердце человека сливаются. Описание осени позволяет поэтам выразить сокровенное, потаённое, то, что может быть, скрывалось даже от себя самого. И, чем больше я вчитываюсь в строки стихотворений, тем больше мне в них открывается.

Источник

Поэтическая литературная гостиная «Осень» в произведениях русских поэтов

Ирина Гуськова
Поэтическая литературная гостиная «Осень» в произведениях русских поэтов

ПОЭТИЧЕСКАЯ «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»

Тема: Осень в произведениях русских поэтов.

Цель: Формирование любви детей к поэтическому слову.

— научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать;

— воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения;

— учить детей выразительно читать поэтические произведения о зиме;

— учить передавать настроение, характер литературного произведения;

— учить отгадывать загадки;

— учить выступать на сцене, не бояться публичных выступлений;

— познакомить детей музыкальными произведениями, художественными полотнами об осени.

Оборудование: оформление музыкального зала, телевизор для показа слайдов, презентация «Осень в произведениях русских художников», компьютер, музыкальное оформление Вивальди «Осень», Чайковский «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Ход занятия.

1. Организационный момент

Дети входят в зал под музыку.

– Ребята, сегодня я пригласила вас в свою «Литературную гостиную». А тему нашего занятия вы сейчас определите сами,отгадав загадку:

Лес теряет бурый лист.

Дни короче стали.

И куда-то подались

Птиц тревожных стаи.

Трактор поле бороздит,

Часто дождик моросит.

Наступила… (осень)

– Правильно, сегодня, в последний день осени, мы поговорим о том, как разные поэты ее видят.

2. Работа по теме

Осень для каждого поэта разная: веселая или грустная, унылая, сырая или яркая и красочная. Послушайте, какая осень у великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

— Вот какая яркая, красочная осень. Такая же осень и у Николая Алексеевича Некрасова.

Ребенок читает стихотворение Н. А. Некрасова

ОСЕНЬ

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблёкнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи, лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

— А у Алексея Плещеева осень совсем другая: хмурая, скучная, пасмурная.

Ребенок читает стихотворение А. Плещеева

Дождик так и льется,

Мокнет под окном,

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Ребенок читает стихотворение А. Плещеева

ОСЕНЬ

Осень наступила,

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

— А вот у поэта Афанасия Афанасьевича Фета осень задумчивая и немного грустная.

Ребенок читает стихотворение А. А. Фета

Ещё вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

… Сегодня вдруг исчезло лето;

Бело, безжизненно кругом,

Земля и небо – всё одето

Каким-то тусклым серебром.

Ребенок читает стихотворение А. А. Фета

ОСЕНЬЮ

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

— Вот какая разная осень у русских поэтов. А сейчас я хочу узнать, сможете ли вы отгадать загадки про осень.

Солнца луч проглянет редок,

Ветер дунет – и летят

Золотые листья с веток.

В парках снова … (ЛИСТОПАД)

После ливня грозового

Развезло дорогу снова.

На дороге … (ЛУЖИ)

Похожи, как братик на брата,

На каждом пенечке

Осень, осень, подожди!

Прекрати свои … (ДОЖДИ)

С криками вдали

Чтоб в хозяйстве был порядок,

В огороде с пышных грядок

— Молодцы, ребята. Приметы осени вы знаете. А кто назовет мне осенние месяцы? Поэты тоже писали стихотворения про разные осенние месяцы.

Ребенок читает стихотворение К. Д. Бальмонта

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

— Скажите мне, какая самая красочная примета осени? Конечно листопад.

И листопад разные поэты описывают совсем по-разному.

Ребенок читает стихотворение А. Майкова

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ ПО ВЕТРУ КРУЖАТ

Осенние листья по ветру кружат,

Осенниелистья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

Ребенок читает стихотворение И. Бунина

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

— Совсем скоро вы пойдете в школу, у вас будут разные уроки. А сегодня вы послушаете «урок листопада».

Ребенок читает стихотворение В. Берестов

«А дальше, ребята, урок листопада.

Поэтому в класс возвращаться не надо.

Звонок прозвенит, одевайтесь скорей

И ждите меня возле школьных дверей!»

И парами, парами следом за нею,

За милой учительницей своею

Торжественно мы покидаем село.

А в лужи с лужаек листвы намело!

«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске

Кленовые звёзды горят, как подвески.

Нагнитесь за самым красивым листом

В прожилках малиновых на золотом.

Запомните все, как земля засыпает,

А ветер листвою её засыпает».

А в роще кленовой светлей и светлей.

Всё новые листья слетают с ветвей.

Играем и носимся под листопадом

С печальной, задумчивой женщиной рядом.

3. Подведение итогов

— Вот такое прощание с осенью у нас получилось. Молодцы, вы сегодня очень многое рассказали про осень, узнали много нового. Я хочу подарить всем ребятам, которые мне помогали, небольшие подарки. Вы можете нарисовать рисунки в память об ушедшей осени.

4. Завершение занятия

Дети под музыку выходят из зала.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-osen_4qru7.ppt | 9043,5 Кб

«Кубань — родимая сторонка». Природа Кубани в произведениях поэтов России Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 Белоглинского района» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Тема: «Кубань.

Сценарий досуга для детей и родителей «Поэтическая гостиная «Моя Родина — Россия» Досуг для детей и родителей Поэтическая гостиная «Моя Родина – Россия» Цель: Воспитание чувство патриотизма, любви к России, гордости за.

Стихи о Пасхе русских поэтов. Фотоотчет о детском мастер-классе «Пасхальная открытка» Стихи о Пасхе русских поэтов На Воскресение Христа Душа моя, ликуй и пой, Наследница небес: Христос воскрес, Спаситель твой Воистину.

Фотоотчет о конкурсе чтецов «Поэтическая осень» Приветствую я вас, друзья мои, Прослышал я, что есть средь вас чтецы – таланты! И вот я здесь… Узнали вы меня? Я – Александр Сергеевич Пушкин,.

Классный час для учащихся 3–4 класса «Тема дружбы в произведениях русских писателей» Классный час «Тема дружбы в произведениях русских писателей» Цели: 1. Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке.

Литературная гостиная «Осенины» в форме игры «Что? Где? Когда?» Литературная гостиная «Что? Где? Когда?» на тему: «Осенины». Цель: Обобщить знания детей о времени года – осень. Совершенствовать навыки.

Литературная гостиная «Ленинград. Блокада. Дети» В группе за столом сидят бабушки и дедушки детей группы. 1 вед. Город –герою Ленинграду посвящается! Мы – ленинградцы! Что влюблены в наш.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по теме «Времена года в стихах русских поэтов» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Времена года в стихах русских поэтов» Ведущий: Придумала мать дочерям имена.

Сценарий литературной гостиной «Осень в произведениях русских поэтов» (старшая группа) Сценарий постановки сказки «Волк и 7 козлят. » Цель: Приобщение дошкольников и родителей к театральной деятельности. Задачи: Расширить представления.

Тематическое занятие для подготовительных групп «Поэтическая осень» Сценарий тематического занятия для подготовительных групп «Поэтическая осень» Вход парами под музыку по кругу, садятся на свои места. 1.

Источник

Оцените статью