Как изменяется поведение птиц осенью

Какие свойства или явления демонстрируют птицы осенью

В ходе эволюции представители класса Птицы приобрели сложное поведение. Сезонные явления в жизни птиц обусловлены поиском наилучших условий для питания, размножения, проживания.

Годовой цикл

Несмотря на особенности поведения каждого вида, птицы придерживаются годовых периодов. Какие сезонные явления наблюдаются в жизни птиц:

  • размножение;
  • гнездование и забота о потомстве;
  • послегнездовой период, линька;
  • подготовка к зиме;
  • зимовка.

Птицы зависимы от условий окружающей среды. Изменения температуры, влажности, продолжительности светового дня, кормовой базы являются сигналом к смене жизненного цикла.

Размножение

Весной становится теплее, сходит снег, появляются насекомые и первые ростки. Начинается самый оживлённый период в жизни птиц, который называется токованием.

Это сложное поведение, направленное на привлечение партнёра. Каждый вид выработал свои приёмы токования:

ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой

  • пение– самцы, распевая «песни», призывают самок и сообщают другим самцам, что территория занята (соловей, жаворонок);
  • турниры и драки – самцы демонстрируют силу перед самками (тетерев);
  • брачные танцы – самцы привлекают самок своеобразными «танцами», подпрыгивая, приподнимая крылья, изгибаясь (вьюрки, журавли);
  • подарки– самцы преподносят самкам палочки для будущего гнезда, перья, камешки, бусины, рыбу (шалашники, крачки).
Читайте также:  Чем обрабатывать землянику осенью от вредителей

Рис. 1. Брачные танцы птиц.

Птицы, в зависимости от вида, образуют разные пары:

  • долгосрочные– на несколько лет (лебеди, цапли, аисты);
  • сезонные– на один сезон (воробьи, ласточки);
  • краткосрочные– до насиживания яиц (фазаны, утки).

Некоторые птицы, например, глухари, не создают пары и взаимодействуют друг с другом только во время спаривания.

Гнездование

После спаривания птицы приступают к строительству гнезда. Этим занимаются самки, самцы или оба родителя. Строя гнёзда, птицы учитывают несколько особенностей:

  • маскировка– слияние с окружающей средой;
  • безопасность – недоступность хищникам и другим птицам;
  • комфорт– обеспечение сухости, тепла, мягкости.

Рис. 2. Разные виды гнёзд.

Птицы гнездятся по одному (парами) или стаей. Сооружения делаются из подручных материалов, слюны или в естественных углублениях – ямках, расселинах, дуплах. После успешного строительства самка откладывает и насиживает яйца до выведения птенцов.

Линька

После появления на свет птенцы некоторое время находятся с родителями, которые кормят, защищают их и обучают полёту. Птенцы от взрослых особей отличаются пухом, который по мере взросления заменяется перьями. У взрослых особей обновляются маховые перья. Смена перьев называется линькой.

Некоторые виды полностью лишаются пуха и перьев, утрачивая способность летать. В этот период птицы теряют привлекательный облик, становятся уязвимыми и стараются прятаться. Новое оперение, как правило, более яркое и пышное.

Подготовка к зиме

Птицы интенсивно питаются, перемещаясь с места на место и осваивая новые территории. Некоторые собираются в стаи, чтобы мигрировать, другие запасают еду на зиму. Например, прячут под мох, корни, в дупла орехи, жёлуди, ягоды и даже трупы мышей (сычи).

Зимовка и миграция

В зависимости от способа зимовки птиц разделяют на три группы, которые описаны в таблице.

Группа

Особенности поведения

Примеры

– Живут в одной местности круглый год;

– приспособились к всеядности;

– часто живут рядом с человеком, питаясь отходами

Галки, воробьи, голуби, сороки

– Не имеют постоянных мест зимовки;

– перемещаются стаями с места на место в поисках пищи;

– весной возвращаются в места гнездования

Дятлы, синицы, клёсты, снегири

– Собираются в стаи;

– совершают длительный перелёт в места с более благоприятным климатом;

– в месте зимовки ведут оседлый образ жизни;

– весной возвращаются обратно

Журавли, иволги, ласточки, стрижи

Крупные птицы при перелётах могут подниматься на высоту до 5 км и преодолевать 1000 км за сутки.

Рис. 3. Стая перелётных птиц.

Что мы узнали?

Мы узнали кратко о роли сезонных явлений в жизни птиц. Поведение птиц связано с условиями окружающей среды. Для привлечения партнёра птицы токуют, в поисках пищи перелетают с места на место, для выведения птенцов выбирают более тёплый и обильный пищей сезон – весну-лето.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 184.

Источник

Детский час

для детей и родителей

Поведение птиц осенью. Рассказ детям

Осень – ответственный период для перелётных птиц. Пора готовиться к отлёту в тёплые края. Календарь отлёта птичьей братии — вещь достаточно переменчивая.

Поведение птиц осенью, график перелётов зависят от ряда причин. У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Обычно раньше всех стартуют насекомоядные птицы, потом улетают зерноядные, следом – водоплавающие. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками. Поэтому и не спешат.

Как мы можем заметить, поведение того или иного вида птиц осенью разнится.

Есть зависимость от температурного режима. Если идут постоянные дожди или засуха – тоже «принимаются соответствующие решения».

Осенью многие птицы летят в теплые страны не спеша, с остановками, подкармливаются в пути.

На разных территориях прилёт и отлёт птиц протекает не в одно и то же время. В южных районах птицы появляются намного дней и даже недель раньше, чем в северных. А отлетают позже.

Календарь отлёта перелётных птиц (приблизительный, широта Челябинск-Екатеринбург)

15 — 25/VIII – стрижи, иволги, сизоворонки
1-10/IX – дупеля, мухоловки, славки, камышевки
10-20/IX – журавли
20-30/IX – ласточки, жаворонки
1-10/X – массовый отлёт певчих птиц (дрозды)
10-20/X – грачи
20-30/X – лебеди, последние чайки

За поведением птиц осенью интересно проследить юным натуралистам (юннатам). Они могут составить точные календари прилёта и отлёта птиц для своего района, внося в него поправки в следующие годы. Такой материал, накопленный учениками за время учёбы в средней школе, будет представлять даже немалый научный интерес.

Из рассказов И.Ф.Заянчковкого

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке.

Совместная деятельность с детьми 5-6 лет.

Предисловие.

Птицы – единственно доступный для наблюдения детей объект живой природы в естественных условиях. Птицы живут рядом с людьми, но многие не замечают птиц. У детей птицы вызывают желание догнать, поймать, и многие взрослые поддерживают это желание.

Задача педагогов детского сада привлечь внимание детей к птицам, научить наблюдать за птицами, не нанося им вред. Планируя наблюдения, трудно сказать, каких птиц увидят дети. Поэтому, я предлагаю наблюдения за птицами, а педагог может конкретно рассказать о той птице, что прилетит на участок.

Наблюдения проводятся на прогулке, чаще всего в прохладное или холодное время года. Поэтому беседы с детьми короткие, в основном самостоятельные наблюдения детей. В зимнее время о своих наблюдениях дети могут рассказать в группе. Для закрепления знаний о птицах предлагаю малоподвижные познавательные игры – весёлые упражнения.

Наблюдения проводятся циклами. В зимнее время года за птицами наблюдают на дневной прогулке, когда птицы наиболее активны.

1 цикл«Птицы – наши соседи» (сентябрь — октябрь). Привлечь внимание детей к птицам. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

2 цикл«Птицы на юг улетают» (октябрь). Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять представления детей о птицах. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

3 цикл – «Лесные гости» (ноябрь – декабрь). Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

4 цикл – «Зимующие птицы» (январь). Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.

5 цикл – «Поведение птиц весной (гнездование)» (март). Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления о птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам.

6 цикл – «Перелётные птицы» (апрель – май). Уточнять представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период, о значении солнца в жизни птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать интерес к изменениям в природе родного края. Воспитывать бережное отношение к птицам.

7 цикл – «Птенцы» (лето). Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц летом (птенцы). Уточнять представления об особенностях внешнего вида птиц. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Содержание 1 книги.

I. «Птицы – наши соседи» (сентябрь – октябрь).

1. Исследование «Птицы, они какие?» – строение птиц

2. Исследование «Чем питаются птицы в городе?» – поведение птиц

3. Наблюдение «Воробьи — воробушки» – рассказ о воробьях.

4. Целевая прогулка в сквер (парк) «Птицы в городе» – рассказ о голубях.

5. Исследование «Как птицы отдыхают?» – поведение птиц, рассказ о вороне.

6. Исследование «Как птицы относятся друг к другу и к людям?» – поведение птиц, рассказ о сороке.

II. «Птицы на юг улетают»

7. Наблюдение «Перелётные птицы» – ввести понятия перелётные птицы и насекомоядные птицы.

8. Наблюдение «Птицы на юг улетают» – ввести понятие водоплавающие птицы.

«Птицы – наши соседи»

октябрь 1 неделя

Исследовательская деятельность «Птицы, они какие?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Кто такие птицы?

По земле гуляют?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Я приглашаю вас вступить в клуб орнитологов. Орнитологи – это люди, которые изучают жизнь птиц. Кто хочет стать орнитологом? (ответы детей).

— Первое заседание нашего клуба посвящено теме «Птицы, они какие?».

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить, во-первых: их строение, что есть у птицы. Второе: как птицы передвигаются, что они умеют делать. Задание понятно? (ответы детей).

— Запомните правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы – живые, у них есть голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост. На голове у птиц клюв и два глаза. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.

Рассказ педагога. Птицы нас всегда привлекают, своим поведением удивляют. Мир птиц богат и разнообразен. Есть птицы маленькие и большие, яркие и незаметные, смелые и осторожные. Птицы живут везде: в городе, в лесу и в поле; на болотах, возле рек, на берегу морей и океанов; на холодном Севере и в жарких странах, в горах и в пустыне. И в нашем городе живёт много птиц. Тайны птиц мы разгадаем, что-то новое узнаем.

Исследовательская деятельность «Чем питаются птицы в городе?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Что любят птицы кушать?

И где находят корм?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,

•что птицы – живые, у них есть… (голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост).

•На голове у птиц …. (клюв и два глаза).

•Тело птицы покрыто … (перьями).

•Птица умеет … (летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.)

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем птицы питаются, где они находят корм в городе. Задание понятно? (ответы детей).

— Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы, которые живут в городе, едят разный корм. Птицы клюют ягоды, плоды, семена растений, крошки хлеба, семечки. Корм они находят на деревьях, кустах, на дорожках.

Рассказ педагога.

Мир птиц богат и разнообразен. Поиски пищи основное занятие для птицы. Есть птицы, которые насекомых уничтожают – таких птиц насекомоядные называют. Есть птицы, которые растительные пищу предпочитают – зерно, плоды, семена собирают. А есть птицы, которые разную пищу поедают, птиц таких всеядными называют.

Наблюдение «Воробьи — воробушки».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Расширять представления о птицах. Учить отмечать характерные особенности птиц.

Беседа.

— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Пёрышки взъерошил он,

— Кто такой воробей? (ответы детей)

— Почему вы считаете, что воробей – это птица? (ответы детей)

— Чем птицы отличаются от животных? (ответы детей)

— Как отличить воробья от других птиц? (ответы детей).

Рассказ педагога.

Воробей – удивительная птица, маленькая, а людей не боится. Пёрышки у него коричнево-бурые, клювик маленький, острый. Воробьи всеядны: весной и летом комаров, да мошек ловят, птенчиков кормят. Осенью и зимой ягоды клюют, зёрнышки подбирают, да крошки собирают. Воробьи шустрые, проворные, хитрые, смелые, драчливые, задиристые. С утра до вечера слышим мы чириканье воробьёв. Живут они стайками, друг за другом летают, друг другу помогают. Вместе и корм легче найти, и от врага защитится. Днём воробьи везде летают, на ночь под крышу дома или на деревьях прячутся.

— Представьте, что вы превратились в воробьёв.

Весёлые упражнения «Воробьи».

На ветках берёзы воробьи сидят.

Крепко, крепко спят.

Дети приседают, закрывают глаза

Воробышки проснулись, чик-чирик!

Дружно встрепенулись, чик-чирик!

Дети встают, машут крылышками

С берёзы слетели, чик-чирик!

Песенку пропели, чик-чирик!

Машут крылышками, повторяют за педагогом: «Чик-чирик».

Прыгали, играли, чик-чирик!

Зёрнышки клевали, чик-чирик!

Прыжки на двух ногах, наклон – выпрямились.

Ворону увидали, чик-чирик!

Все дружно улетали. Чив-чив-чив!

Дети разбегаются в разные стороны, машут крыльями. Педагог изображает ворону: машет крыльями и кричит «Кар-кар»

Воробышки не бойтесь,

Кто маленьких защищает,

Тот добро совершает!

Дети подходят к педагогу.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за воробьями.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Целевая прогулка в сквер (парк)«Птицы в городе».

Задачи. Расширять представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Закреплять знания о способах правильного взаимодействия с птицами. Формировать навыки собственной безопасности.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

— Цель нашей прогулки: птицы в городе. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые живут в нашем городе. Во время путешествия нужно внимательно наблюдать за птицами. Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Рассказ педагога. Сегодня я расскажу вам о голубе. Голубь доверчивая птица, нас она не боится. Голубя сизым называют, тёмно-серые с синеватым отливом перья его украшают. Голуби – дружные птицы, большими стаями по городу летают, друг друга от беды защищают.

Воробей и голубь. Воробьи чирикают, а голуби воркуют. У воробья крылья маленькие, когда он летает, часто ими махает. Голубь крупная птица, с длинными крыльями, поэтому и парит голубь в воздухе, плавно спускаясь на землю. Воробей на земле прыгает в поисках корма, а голубь важно шагает, переваливаясь с ноги на ногу. Питается голубь различными семенами, зерном, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Весёлые упражнения «Воробьи».

На ветках берёзы воробьи сидят.

Крепко, крепко спят.

Дети приседают, закрывают глаза

Воробышки проснулись, чик-чирик!

Дружно встрепенулись, чик-чирик!

Дети встают, машут крылышками

С берёзы слетели, чик-чирик!

Песенку пропели, чик-чирик!

Машут крылышками, повторяют за педагогом: «Чик-чирик».

Прыгали, играли, чик-чирик!

Зёрнышки клевали, чик-чирик!

Прыжки на двух ногах, наклон – выпрямились.

Ворону увидали, чик-чирик!

Все дружно улетали. Чив-чив-чив!

Дети разбегаются в разные стороны, машут крыльями. Педагог изображает ворону: машет крыльями и кричит «Кар-кар»

Воробышки не бойтесь,

Кто маленьких защищает,

Тот добро совершает!

Дети подходят к педагогу.

Исследовательская деятельность «Как птицы отдыхают?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Птицы всё время летают?

И никогда не отдыхают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,

• что птицы кушают…(разный корм);

• корм они находят …. (везде).

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: птицы отдыхают или нет. Если отдыхают, то когда и где? Задание понятно? (ответы детей).

— Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы, всё время двигаются, чтобы найти себе корм. Но с заходом солнца птицы взлетают на деревья или крыши домом и отдыхают. Ночью птицы спят.

Рассказ педагога. Сегодня я вам расскажу о вороне. Ворона крупная чёрно-серая птица, никого не боится. Мусорные свалки предпочитает, пищу разную там поедает. Ворона умная птица, друзей защищает, врагов прогоняет. Любит ворона развлекаться, с горки кататься, в игры разные играть, людей удивлять.

Купола церквей вороны облюбовали для катания. Одна за другой они подлетают к макушкам куполов церкви, покрытых сверкающей и гладкой позолотой, и, присев на лапах, скатываются вниз до самой широкой части, расправляют крылья и взмывают в воздух.

Вот ещё одна игра ворон. Одна ворона взлетает высоко вверх и роняет какой-нибудь предмет, другая подхватывает его недалеко от земли и летит вверх. Вороны меняются местами. Вторая бросает игрушки, а первая ловит. Затем вороны опять меняются местами.

Ворона каркает, но может воспроизводить смех человека, лай собак. Она любит дразнить собак, подражая их лаю. Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица.

Исследовательская деятельность «Как птицы относятся друг к другу и к людям?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Расширять знания о приспособлении птиц к среде обитания. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Закреплять знания о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Птицы дружат или нет?

Дайте точный мне ответ?

А с людьми они играют,

Или быстро улетают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,

• что птицы все время двигаются, чтобы…(найти себе корм);

• с заходом солнышка птицы …. (отдыхают).

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: взаимоотношения птиц друг с другом и людьми. Задание понятно? (ответы детей).

— Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Некоторые птицы (воробьи, голуби) живут вместе. Они вместе ищут корм, иногда дерутся из-за корма. Другие птицы (сорока) летают по одному. Все птицы боятся людей.

Рассказ педагога. Сегодня я вам расскажу о сороке.

Сороку – белобокой называют, у неё чёрные – крылья да голова, белые – живот да бока. Длинный хвост, да крепкий клюв. Быстро, плавно летает, разную пищу поедает.

Сороку – воровкой называют, блестящие предметы в гнездо она собирает.

Сороку – стрекотухой прозвали, «лесным сторожем» назвали. «Ча-ча-ча» – стрекочет сорока. Без причины сорока не стрекочет, народ утверждает. Громким стрекотанием сорока об опасности лесных жителей предупреждает.

«Птицы на юг улетают»

Наблюдение «Перелётные птицы».

Задачи. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять представления детей о птицах. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся,

И заплачет спросонья.

— А вы знаете, что в лесу наступил месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Рано утром, когда я шла в детский сад, я увидела стаи птиц, которые летели на юг. Скворцы и грачи, кукушки и жаворонки, ласточки и трясогузки. Это насекомоядные птицы, они питаются насекомыми. Почему же они покидают нас? (ответы детей)

— А почему воробьи, вороны, голуби, сороки не улетают на юг? (ответы детей)

— Осень. Тепла и света стало мало, исчезли насекомые, и поэтому птицы улетают на юг. Первыми нас покидают насекомоядные птицы, те, что питаются насекомыми: скворцы и грачи, кукушки и жаворонки, ласточки и трясогузки.

Весёлые упражнения «Перелётные птицы».

Птицы в лесу заскучали.

Взмахи руками (крыльями).

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать?

Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево.

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.

Долго летели, устали,

Встают, бегут по кругу, машут крыльями.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Наблюдение «Птицы на юг улетают».

Задачи. Закрепить представления детей о перелётных птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять знания детей о жизни птиц. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

— Месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Какие птицы первыми покидают свои родные места? (насекомоядные птицы)

— А как выдумаете, какие ещё птицы скоро улетят на юг? (ответы детей)

— Становится все холоднее и холоднее, пролетают первые снежинки. Скоро реки и озёра покроются льдом? А какие птицы живут на реках и озёрах? (ответы детей)

— Журавли и лебеди, гуси и утки – это водоплавающие птицы. Они живут и питаются на озёрах и реках нашей области. Но когда мороз скуёт льдом реки и озёра, водоплавающие птицы покинут нас, полетят на юг, где реки и озёра не замерзают. Печальные крики журавлей раздадутся с небес. Не хотят птицы покидать свою Родину, да нужда заставляет.

Весёлые упражнения «Птицы на юг улетают».

Мороз реки и озёра льдом покрывает

Птицам плавать и нырять мешает.

Взмахи руками (крыльями).

Стали птицы думать и гадать,

Как беды им избежать?

Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево.

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.

Долго летели, устали,

Встают, бегут по кругу, машут крыльями.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

В тёплые воды нырните.

Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Фотоотчет «Наблюдение за водоплавающими птицами в парке» Птицы – удивительное воплощение красоты природы. Они окружают нас всюду, наполняют мелодичными голосами любой уголок. Один из лучших знатоков.

Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за птицами». Цель: — уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; — учить детей различать птиц по двум-трем характерным.

Консультация для родителей «Прогулки с детьми и наблюдение за птицами» Консультация для родителей Прогулки и наблюдения с детьми за птицам Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это.

Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста Из опыта работы Существуют различные методы активизации познавательной деятельности у дошкольника. В соответствии с основными формами мышления.

Занятие-наблюдение на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Для того чтобы прогулки зимой были интересными и привлекательными их нужно правильно организовать. В начале зимы вместе с детьми планируем.

Фотоотчет «Облака! Белогривые лошадки!» Наблюдение за облаками на прогулке с детьми старшего возраста Наблюдение за облаками на прогулке с детьми старшего возрастаЦели: Побуждать к высказыванию собственных догадок,предложений о причинах тех.

ООД с детьми раннего дошкольного возраста на прогулке в весенний период «Прогулка с зайчиком» Организация образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста на прогулке в весенний период на тему: «Прогулка с зайчиком».

Прогулка-наблюдение за явлениями природы в сентябре с детьми старшего дошкольного возраста ПРОГУЛКА. Старшая группа. Наблюдения за явлениями природы в сентябре. 1. Познакомить детей с новым временем года – осенью. Прочесть стихотворение.

Сценарий образовательной деятельности на прогулке «Зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: сохранение и укрепление физического здоровья детей. Задачи: Способствовать развитию умения у детей: • ставить цель своей деятельности;.

Экскурсия в зимний парк «Наблюдение за зимующими птицами» Задачи: — закреплять знания о зимующих птицах; — формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; — способствовать развитию.

Источник

Оцените статью