- Какие свойства или явления демонстрируют птицы осенью
- Годовой цикл
- Размножение
- Гнездование
- Линька
- Подготовка к зиме
- Зимовка и миграция
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Оценка доклада
- Детский час
- для детей и родителей
- Поведение птиц осенью. Рассказ детям
- Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
- Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке.
- «Птицы – наши соседи»
- Исследовательская деятельность «Птицы, они какие?»
- Исследовательская деятельность «Чем питаются птицы в городе?»
- Наблюдение «Воробьи — воробушки».
- Целевая прогулка в сквер (парк)«Птицы в городе».
- Исследовательская деятельность «Как птицы отдыхают?»
- Исследовательская деятельность «Как птицы относятся друг к другу и к людям?»
- «Птицы на юг улетают»
- Наблюдение «Перелётные птицы».
- Наблюдение «Птицы на юг улетают».
Какие свойства или явления демонстрируют птицы осенью
В ходе эволюции представители класса Птицы приобрели сложное поведение. Сезонные явления в жизни птиц обусловлены поиском наилучших условий для питания, размножения, проживания.
Годовой цикл
Несмотря на особенности поведения каждого вида, птицы придерживаются годовых периодов. Какие сезонные явления наблюдаются в жизни птиц:
- размножение;
- гнездование и забота о потомстве;
- послегнездовой период, линька;
- подготовка к зиме;
- зимовка.
Птицы зависимы от условий окружающей среды. Изменения температуры, влажности, продолжительности светового дня, кормовой базы являются сигналом к смене жизненного цикла.
Размножение
Весной становится теплее, сходит снег, появляются насекомые и первые ростки. Начинается самый оживлённый период в жизни птиц, который называется токованием.
Это сложное поведение, направленное на привлечение партнёра. Каждый вид выработал свои приёмы токования:
ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой
- пение– самцы, распевая «песни», призывают самок и сообщают другим самцам, что территория занята (соловей, жаворонок);
- турниры и драки – самцы демонстрируют силу перед самками (тетерев);
- брачные танцы – самцы привлекают самок своеобразными «танцами», подпрыгивая, приподнимая крылья, изгибаясь (вьюрки, журавли);
- подарки– самцы преподносят самкам палочки для будущего гнезда, перья, камешки, бусины, рыбу (шалашники, крачки).
Рис. 1. Брачные танцы птиц.
Птицы, в зависимости от вида, образуют разные пары:
- долгосрочные– на несколько лет (лебеди, цапли, аисты);
- сезонные– на один сезон (воробьи, ласточки);
- краткосрочные– до насиживания яиц (фазаны, утки).
Некоторые птицы, например, глухари, не создают пары и взаимодействуют друг с другом только во время спаривания.
Гнездование
После спаривания птицы приступают к строительству гнезда. Этим занимаются самки, самцы или оба родителя. Строя гнёзда, птицы учитывают несколько особенностей:
- маскировка– слияние с окружающей средой;
- безопасность – недоступность хищникам и другим птицам;
- комфорт– обеспечение сухости, тепла, мягкости.
Рис. 2. Разные виды гнёзд.
Птицы гнездятся по одному (парами) или стаей. Сооружения делаются из подручных материалов, слюны или в естественных углублениях – ямках, расселинах, дуплах. После успешного строительства самка откладывает и насиживает яйца до выведения птенцов.
Линька
После появления на свет птенцы некоторое время находятся с родителями, которые кормят, защищают их и обучают полёту. Птенцы от взрослых особей отличаются пухом, который по мере взросления заменяется перьями. У взрослых особей обновляются маховые перья. Смена перьев называется линькой.
Некоторые виды полностью лишаются пуха и перьев, утрачивая способность летать. В этот период птицы теряют привлекательный облик, становятся уязвимыми и стараются прятаться. Новое оперение, как правило, более яркое и пышное.
Подготовка к зиме
Птицы интенсивно питаются, перемещаясь с места на место и осваивая новые территории. Некоторые собираются в стаи, чтобы мигрировать, другие запасают еду на зиму. Например, прячут под мох, корни, в дупла орехи, жёлуди, ягоды и даже трупы мышей (сычи).
Зимовка и миграция
В зависимости от способа зимовки птиц разделяют на три группы, которые описаны в таблице.
Группа
Особенности поведения
Примеры
– Живут в одной местности круглый год;
– приспособились к всеядности;
– часто живут рядом с человеком, питаясь отходами
Галки, воробьи, голуби, сороки
– Не имеют постоянных мест зимовки;
– перемещаются стаями с места на место в поисках пищи;
– весной возвращаются в места гнездования
Дятлы, синицы, клёсты, снегири
– Собираются в стаи;
– совершают длительный перелёт в места с более благоприятным климатом;
– в месте зимовки ведут оседлый образ жизни;
– весной возвращаются обратно
Журавли, иволги, ласточки, стрижи
Крупные птицы при перелётах могут подниматься на высоту до 5 км и преодолевать 1000 км за сутки.
Рис. 3. Стая перелётных птиц.
Что мы узнали?
Мы узнали кратко о роли сезонных явлений в жизни птиц. Поведение птиц связано с условиями окружающей среды. Для привлечения партнёра птицы токуют, в поисках пищи перелетают с места на место, для выведения птенцов выбирают более тёплый и обильный пищей сезон – весну-лето.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 184.
Источник
Детский час
для детей и родителей
Поведение птиц осенью. Рассказ детям
Осень – ответственный период для перелётных птиц. Пора готовиться к отлёту в тёплые края. Календарь отлёта птичьей братии — вещь достаточно переменчивая.
Поведение птиц осенью, график перелётов зависят от ряда причин. У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Обычно раньше всех стартуют насекомоядные птицы, потом улетают зерноядные, следом – водоплавающие. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками. Поэтому и не спешат.
Как мы можем заметить, поведение того или иного вида птиц осенью разнится.
Есть зависимость от температурного режима. Если идут постоянные дожди или засуха – тоже «принимаются соответствующие решения».
Осенью многие птицы летят в теплые страны не спеша, с остановками, подкармливаются в пути.
На разных территориях прилёт и отлёт птиц протекает не в одно и то же время. В южных районах птицы появляются намного дней и даже недель раньше, чем в северных. А отлетают позже.
Календарь отлёта перелётных птиц (приблизительный, широта Челябинск-Екатеринбург)
15 — 25/VIII – стрижи, иволги, сизоворонки
1-10/IX – дупеля, мухоловки, славки, камышевки
10-20/IX – журавли
20-30/IX – ласточки, жаворонки
1-10/X – массовый отлёт певчих птиц (дрозды)
10-20/X – грачи
20-30/X – лебеди, последние чайки
За поведением птиц осенью интересно проследить юным натуралистам (юннатам). Они могут составить точные календари прилёта и отлёта птиц для своего района, внося в него поправки в следующие годы. Такой материал, накопленный учениками за время учёбы в средней школе, будет представлять даже немалый научный интерес.
Из рассказов И.Ф.Заянчковкого
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Источник
Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке.
Совместная деятельность с детьми 5-6 лет.
Предисловие.
Птицы – единственно доступный для наблюдения детей объект живой природы в естественных условиях. Птицы живут рядом с людьми, но многие не замечают птиц. У детей птицы вызывают желание догнать, поймать, и многие взрослые поддерживают это желание.
Задача педагогов детского сада привлечь внимание детей к птицам, научить наблюдать за птицами, не нанося им вред. Планируя наблюдения, трудно сказать, каких птиц увидят дети. Поэтому, я предлагаю наблюдения за птицами, а педагог может конкретно рассказать о той птице, что прилетит на участок.
Наблюдения проводятся на прогулке, чаще всего в прохладное или холодное время года. Поэтому беседы с детьми короткие, в основном самостоятельные наблюдения детей. В зимнее время о своих наблюдениях дети могут рассказать в группе. Для закрепления знаний о птицах предлагаю малоподвижные познавательные игры – весёлые упражнения.
Наблюдения проводятся циклами. В зимнее время года за птицами наблюдают на дневной прогулке, когда птицы наиболее активны.
1 цикл – «Птицы – наши соседи» (сентябрь — октябрь). Привлечь внимание детей к птицам. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.
2 цикл – «Птицы на юг улетают» (октябрь). Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять представления детей о птицах. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.
3 цикл – «Лесные гости» (ноябрь – декабрь). Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.
4 цикл – «Зимующие птицы» (январь). Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.
5 цикл – «Поведение птиц весной (гнездование)» (март). Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления о птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам.
6 цикл – «Перелётные птицы» (апрель – май). Уточнять представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период, о значении солнца в жизни птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать интерес к изменениям в природе родного края. Воспитывать бережное отношение к птицам.
7 цикл – «Птенцы» (лето). Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц летом (птенцы). Уточнять представления об особенностях внешнего вида птиц. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Содержание 1 книги.
I. «Птицы – наши соседи» (сентябрь – октябрь).
1. Исследование «Птицы, они какие?» – строение птиц
2. Исследование «Чем питаются птицы в городе?» – поведение птиц
3. Наблюдение «Воробьи — воробушки» – рассказ о воробьях.
4. Целевая прогулка в сквер (парк) «Птицы в городе» – рассказ о голубях.
5. Исследование «Как птицы отдыхают?» – поведение птиц, рассказ о вороне.
6. Исследование «Как птицы относятся друг к другу и к людям?» – поведение птиц, рассказ о сороке.
II. «Птицы на юг улетают»
7. Наблюдение «Перелётные птицы» – ввести понятия перелётные птицы и насекомоядные птицы.
8. Наблюдение «Птицы на юг улетают» – ввести понятие водоплавающие птицы.
«Птицы – наши соседи»
октябрь 1 неделя
Исследовательская деятельность «Птицы, они какие?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.
Ход исследования.
Кто такие птицы?
По земле гуляют?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Я приглашаю вас вступить в клуб орнитологов. Орнитологи – это люди, которые изучают жизнь птиц. Кто хочет стать орнитологом? (ответы детей).
— Первое заседание нашего клуба посвящено теме «Птицы, они какие?».
Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить, во-первых: их строение, что есть у птицы. Второе: как птицы передвигаются, что они умеют делать. Задание понятно? (ответы детей).
— Запомните правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Птицы – живые, у них есть голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост. На голове у птиц клюв и два глаза. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.
Рассказ педагога. Птицы нас всегда привлекают, своим поведением удивляют. Мир птиц богат и разнообразен. Есть птицы маленькие и большие, яркие и незаметные, смелые и осторожные. Птицы живут везде: в городе, в лесу и в поле; на болотах, возле рек, на берегу морей и океанов; на холодном Севере и в жарких странах, в горах и в пустыне. И в нашем городе живёт много птиц. Тайны птиц мы разгадаем, что-то новое узнаем.
Исследовательская деятельность «Чем питаются птицы в городе?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.
Ход исследования.
Что любят птицы кушать?
И где находят корм?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,
•что птицы – живые, у них есть… (голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост).
•На голове у птиц …. (клюв и два глаза).
•Тело птицы покрыто … (перьями).
•Птица умеет … (летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.)
Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем птицы питаются, где они находят корм в городе. Задание понятно? (ответы детей).
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Птицы, которые живут в городе, едят разный корм. Птицы клюют ягоды, плоды, семена растений, крошки хлеба, семечки. Корм они находят на деревьях, кустах, на дорожках.
Рассказ педагога.
Мир птиц богат и разнообразен. Поиски пищи основное занятие для птицы. Есть птицы, которые насекомых уничтожают – таких птиц насекомоядные называют. Есть птицы, которые растительные пищу предпочитают – зерно, плоды, семена собирают. А есть птицы, которые разную пищу поедают, птиц таких всеядными называют.
Наблюдение «Воробьи — воробушки».
Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Расширять представления о птицах. Учить отмечать характерные особенности птиц.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Пёрышки взъерошил он,
— Кто такой воробей? (ответы детей)
— Почему вы считаете, что воробей – это птица? (ответы детей)
— Чем птицы отличаются от животных? (ответы детей)
— Как отличить воробья от других птиц? (ответы детей).
Рассказ педагога.
Воробей – удивительная птица, маленькая, а людей не боится. Пёрышки у него коричнево-бурые, клювик маленький, острый. Воробьи всеядны: весной и летом комаров, да мошек ловят, птенчиков кормят. Осенью и зимой ягоды клюют, зёрнышки подбирают, да крошки собирают. Воробьи шустрые, проворные, хитрые, смелые, драчливые, задиристые. С утра до вечера слышим мы чириканье воробьёв. Живут они стайками, друг за другом летают, друг другу помогают. Вместе и корм легче найти, и от врага защитится. Днём воробьи везде летают, на ночь под крышу дома или на деревьях прячутся.
— Представьте, что вы превратились в воробьёв.
Весёлые упражнения «Воробьи».
На ветках берёзы воробьи сидят.
Крепко, крепко спят.
Дети приседают, закрывают глаза
Воробышки проснулись, чик-чирик!
Дружно встрепенулись, чик-чирик!
Дети встают, машут крылышками
С берёзы слетели, чик-чирик!
Песенку пропели, чик-чирик!
Машут крылышками, повторяют за педагогом: «Чик-чирик».
Прыгали, играли, чик-чирик!
Зёрнышки клевали, чик-чирик!
Прыжки на двух ногах, наклон – выпрямились.
Ворону увидали, чик-чирик!
Все дружно улетали. Чив-чив-чив!
Дети разбегаются в разные стороны, машут крыльями. Педагог изображает ворону: машет крыльями и кричит «Кар-кар»
Воробышки не бойтесь,
Кто маленьких защищает,
Тот добро совершает!
Дети подходят к педагогу.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за воробьями.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Целевая прогулка в сквер (парк)«Птицы в городе».
Задачи. Расширять представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Закреплять знания о способах правильного взаимодействия с птицами. Формировать навыки собственной безопасности.
Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.
— Цель нашей прогулки: птицы в городе. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые живут в нашем городе. Во время путешествия нужно внимательно наблюдать за птицами. Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.
Рассказ педагога. Сегодня я расскажу вам о голубе. Голубь доверчивая птица, нас она не боится. Голубя сизым называют, тёмно-серые с синеватым отливом перья его украшают. Голуби – дружные птицы, большими стаями по городу летают, друг друга от беды защищают.
Воробей и голубь. Воробьи чирикают, а голуби воркуют. У воробья крылья маленькие, когда он летает, часто ими махает. Голубь крупная птица, с длинными крыльями, поэтому и парит голубь в воздухе, плавно спускаясь на землю. Воробей на земле прыгает в поисках корма, а голубь важно шагает, переваливаясь с ноги на ногу. Питается голубь различными семенами, зерном, ягодами, плодами фруктовых деревьев.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Весёлые упражнения «Воробьи».
На ветках берёзы воробьи сидят.
Крепко, крепко спят.
Дети приседают, закрывают глаза
Воробышки проснулись, чик-чирик!
Дружно встрепенулись, чик-чирик!
Дети встают, машут крылышками
С берёзы слетели, чик-чирик!
Песенку пропели, чик-чирик!
Машут крылышками, повторяют за педагогом: «Чик-чирик».
Прыгали, играли, чик-чирик!
Зёрнышки клевали, чик-чирик!
Прыжки на двух ногах, наклон – выпрямились.
Ворону увидали, чик-чирик!
Все дружно улетали. Чив-чив-чив!
Дети разбегаются в разные стороны, машут крыльями. Педагог изображает ворону: машет крыльями и кричит «Кар-кар»
Воробышки не бойтесь,
Кто маленьких защищает,
Тот добро совершает!
Дети подходят к педагогу.
Исследовательская деятельность «Как птицы отдыхают?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.
Ход исследования.
Птицы всё время летают?
И никогда не отдыхают?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,
• что птицы кушают…(разный корм);
• корм они находят …. (везде).
Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: птицы отдыхают или нет. Если отдыхают, то когда и где? Задание понятно? (ответы детей).
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Птицы, всё время двигаются, чтобы найти себе корм. Но с заходом солнца птицы взлетают на деревья или крыши домом и отдыхают. Ночью птицы спят.
Рассказ педагога. Сегодня я вам расскажу о вороне. Ворона крупная чёрно-серая птица, никого не боится. Мусорные свалки предпочитает, пищу разную там поедает. Ворона умная птица, друзей защищает, врагов прогоняет. Любит ворона развлекаться, с горки кататься, в игры разные играть, людей удивлять.
Купола церквей вороны облюбовали для катания. Одна за другой они подлетают к макушкам куполов церкви, покрытых сверкающей и гладкой позолотой, и, присев на лапах, скатываются вниз до самой широкой части, расправляют крылья и взмывают в воздух.
Вот ещё одна игра ворон. Одна ворона взлетает высоко вверх и роняет какой-нибудь предмет, другая подхватывает его недалеко от земли и летит вверх. Вороны меняются местами. Вторая бросает игрушки, а первая ловит. Затем вороны опять меняются местами.
Ворона каркает, но может воспроизводить смех человека, лай собак. Она любит дразнить собак, подражая их лаю. Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица.
Исследовательская деятельность «Как птицы относятся друг к другу и к людям?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Расширять знания о приспособлении птиц к среде обитания. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Закреплять знания о способах правильного взаимодействия с птицами.
Ход исследования.
Птицы дружат или нет?
Дайте точный мне ответ?
А с людьми они играют,
Или быстро улетают?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,
• что птицы все время двигаются, чтобы…(найти себе корм);
• с заходом солнышка птицы …. (отдыхают).
Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: взаимоотношения птиц друг с другом и людьми. Задание понятно? (ответы детей).
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Некоторые птицы (воробьи, голуби) живут вместе. Они вместе ищут корм, иногда дерутся из-за корма. Другие птицы (сорока) летают по одному. Все птицы боятся людей.
Рассказ педагога. Сегодня я вам расскажу о сороке.
Сороку – белобокой называют, у неё чёрные – крылья да голова, белые – живот да бока. Длинный хвост, да крепкий клюв. Быстро, плавно летает, разную пищу поедает.
Сороку – воровкой называют, блестящие предметы в гнездо она собирает.
Сороку – стрекотухой прозвали, «лесным сторожем» назвали. «Ча-ча-ча» – стрекочет сорока. Без причины сорока не стрекочет, народ утверждает. Громким стрекотанием сорока об опасности лесных жителей предупреждает.
«Птицы на юг улетают»
Наблюдение «Перелётные птицы».
Задачи. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять представления детей о птицах. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся,
И заплачет спросонья.
— А вы знаете, что в лесу наступил месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Рано утром, когда я шла в детский сад, я увидела стаи птиц, которые летели на юг. Скворцы и грачи, кукушки и жаворонки, ласточки и трясогузки. Это насекомоядные птицы, они питаются насекомыми. Почему же они покидают нас? (ответы детей)
— А почему воробьи, вороны, голуби, сороки не улетают на юг? (ответы детей)
— Осень. Тепла и света стало мало, исчезли насекомые, и поэтому птицы улетают на юг. Первыми нас покидают насекомоядные птицы, те, что питаются насекомыми: скворцы и грачи, кукушки и жаворонки, ласточки и трясогузки.
Весёлые упражнения «Перелётные птицы».
Птицы в лесу заскучали.
Взмахи руками (крыльями).
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать?
Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево.
Дети встают в круг, взявшись за руки.
Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.
Долго летели, устали,
Встают, бегут по кругу, машут крыльями.
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Наблюдение «Птицы на юг улетают».
Задачи. Закрепить представления детей о перелётных птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять знания детей о жизни птиц. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
— Месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Какие птицы первыми покидают свои родные места? (насекомоядные птицы)
— А как выдумаете, какие ещё птицы скоро улетят на юг? (ответы детей)
— Становится все холоднее и холоднее, пролетают первые снежинки. Скоро реки и озёра покроются льдом? А какие птицы живут на реках и озёрах? (ответы детей)
— Журавли и лебеди, гуси и утки – это водоплавающие птицы. Они живут и питаются на озёрах и реках нашей области. Но когда мороз скуёт льдом реки и озёра, водоплавающие птицы покинут нас, полетят на юг, где реки и озёра не замерзают. Печальные крики журавлей раздадутся с небес. Не хотят птицы покидать свою Родину, да нужда заставляет.
Весёлые упражнения «Птицы на юг улетают».
Мороз реки и озёра льдом покрывает
Птицам плавать и нырять мешает.
Взмахи руками (крыльями).
Стали птицы думать и гадать,
Как беды им избежать?
Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево.
Дети встают в круг, взявшись за руки.
Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.
Долго летели, устали,
Встают, бегут по кругу, машут крыльями.
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
В тёплые воды нырните.
Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Фотоотчет «Наблюдение за водоплавающими птицами в парке» Птицы – удивительное воплощение красоты природы. Они окружают нас всюду, наполняют мелодичными голосами любой уголок. Один из лучших знатоков.
Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за птицами». Цель: — уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; — учить детей различать птиц по двум-трем характерным.
Консультация для родителей «Прогулки с детьми и наблюдение за птицами» Консультация для родителей Прогулки и наблюдения с детьми за птицам Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это.
Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста Из опыта работы Существуют различные методы активизации познавательной деятельности у дошкольника. В соответствии с основными формами мышления.
Занятие-наблюдение на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Для того чтобы прогулки зимой были интересными и привлекательными их нужно правильно организовать. В начале зимы вместе с детьми планируем.
Фотоотчет «Облака! Белогривые лошадки!» Наблюдение за облаками на прогулке с детьми старшего возраста Наблюдение за облаками на прогулке с детьми старшего возрастаЦели: Побуждать к высказыванию собственных догадок,предложений о причинах тех.
ООД с детьми раннего дошкольного возраста на прогулке в весенний период «Прогулка с зайчиком» Организация образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста на прогулке в весенний период на тему: «Прогулка с зайчиком».
Прогулка-наблюдение за явлениями природы в сентябре с детьми старшего дошкольного возраста ПРОГУЛКА. Старшая группа. Наблюдения за явлениями природы в сентябре. 1. Познакомить детей с новым временем года – осенью. Прочесть стихотворение.
Сценарий образовательной деятельности на прогулке «Зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: сохранение и укрепление физического здоровья детей. Задачи: Способствовать развитию умения у детей: • ставить цель своей деятельности;.
Экскурсия в зимний парк «Наблюдение за зимующими птицами» Задачи: — закреплять знания о зимующих птицах; — формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; — способствовать развитию.
Источник