Осенние травы: описание. Трава в осеннем лесу
Осень, как и все времена года, по-своему удивительно красива. Природа в это время одевается в самую пеструю одежду, выполненную из разноцветных листьев: коричневых, красных, желтых, оранжевых и даже зеленых. Благодаря яркому солнцу, хоть уже и не очень теплому, все переливается золотом. Великолепные осенние пейзажи, запах удивительной свежести – все это привлекает, особенно в солнечную погоду. А что происходит в лесу и на полях? Там – море ярких листьев под ногами, куча дубовых желудей, а также растений, и даже еще не отцветших.
Что происходит в это время года с деревьями, травами, кустарниками, цветами? Осенние растения приобретают совершенно другой облик.
Об особенностях природы в этот период времени года и расскажет данная статья.
Об осени
Осень по календарю начинается 1 сентября, для астрономов она приходит в день осеннего равноденствия (22 сентября). Для метеорологов это дата перехода устойчивой среднесуточной температуры через 10 градусов к температурам низшим.
Для фенологов (ученые, изучающие периодичность явлений в жизни животных и растений) осень наступает в момент заметного пожелтения листьев на кустах и деревьях. Каждый год это время приходится на разную дату. Листья березы обычно желтеют первыми, за ними по порядку – липа, черемуха, рябина, клен, калина.
Осенние травы и цветы дольше сохраняют летний зеленый цвет, хотя и среди них немало растений с пожелтевшими листьями и стеблями, но многие даже еще цветут. Среди последних некоторые из растений расцветают вторично лишь иногда, но есть такие, для которых повторное цветение стало вполне обычным явлением.
После теплого и зеленого лета приходит пора прохладной, но золотой осени. Постепенно в багрец и золото одеваются все деревья и кустарники, в небе прозрачном кричат журавли и другие перелетные птицы. Недаром эту пору назван А. С. Пушкин «очей очарованье».
Осенние цветы и травы
Чаще всего вторично зацветают следующие растения: клевер луговой, душистая фиалка, горицвет, кукушкин цвет, лесные анемоны и др. Способствуют этому своеобразные условия осенней погоды, когда после похолодания приходит длительный период потепления.
Многие растения, особенно так называемые сорняки, могут цвести от ранней весны до самой поздней осени. Это мокрица (или звездчатка), ярутка (талабан) и пр. С распустившимися цветами встречаются осенью и более поздние формы разновидностей растений: живучка, очанка, полевая фиалка. Они цветут в начале лета, потом как будто исчезают и вновь зацветают к осени. Подобные формы трав на сегодня недостаточно изучены.
Часть тех растений, которые цветут осенью, – растения, обычно зацветающие во 2-й половине лета и продолжающие свое цветение осенью. Позже всех отцветают гусиные лапки, лапчатка, цикорий, некоторые виды васильков, пижма, гвоздики и другие. Доцветает на влажных местах и череда.
Есть травы в осеннем лесу, которые только в это время зацветают. В первую очередь, это безвременник осенний – одно из красивых и интереснейших в биологическом отношении растение. Так же только осенью расцветают желтые цветки штернбергии (семейство амариллисовые). Встречаются они только в Крыму и в Одесской области. Цветут и подснежники осенние, шафраны и пр.
Сбор осенних трав
Для всех тех, кто предпочитает нетрадиционное лечение, осень – наиболее важная пора года, так как именно в этот период можно довольно хорошо запастись лекарственными травами, которых будет достаточно на целый год.
Для похода за урожаем следует выбрать экологически чистые места. В основном, в целебных осенних травах для лечения используются корневища и плоды. Обычно к осени верхняя часть растений отмирает, а корень все целебные свойства впитывает в себя.
Как подготовить растения к употреблению?
Собранные листья и корневища осенних трав нужно просушить. Но прежде, корневища нужно тщательно почистить от земли и сгнивших частей, затем промыть в прохладной воде. Подсушив, их следует нарезать и тонким слоем разложить на бумаге, затем оставить все это на открытом воздухе на просушку. Корневища некоторых не очень больших растений можно заготовить и целиком.
Сушить их можно как на свежем воздухе, так и в печи или духовом шкафу. Хранить готовую продукцию желательно в плотно закрытых банках.
Лечебные осенние травы: описание
С наступлением осени собирают корни и корневища многих трав. Вот некоторые из них.
Лекарственный дягиль – растение двулетнее, с очень приятным запахом. Прямостоячий стебель одиночный, высотой до 250 см, внутри полый. Очередные листья трижды перистые. Соцветие крупное, в форме почти круглого шаровидного зонтика (диаметр — 8-15 см), имеет 20-40 лучей. Цветоносы плотноопушённые в верхней части, а невзрачные мелкие цветки имеют желто-зеленый цвет. Используются в лечении корневище и стебель.
Лекарственная валериана – многолетнее растение, достигающее в высоту до 1,5 метра. Дудчатый, прямостоячий стебель разветвляется ближе к соцветию. На кусту одном вырастает несколько стеблей. Листья либо очерёдные, либо собранные по несколько в мутовки, перисто-рассеченные. Душистые цветки, собранные в крупные пазушные и верхушечные ветвистые соцветия, мелкие (в диаметре до 4 мм) и имеют белый, светло-фиолетовый или розоватый оттенки. Собираются для сушки корни и корневища.
Пастушья сумка – очень плодовитое сорное растение (встречается и в садах). Прямой или разветвленный цветонос (высота — 40 см), на котором формируются многочисленные кисти с бутонами. Вверху растения – цветы, маленькие, белые, а в нижней части – семенные коробочки по форме треугольные. Последние, имеющие в себе семена, внешне напоминают сумку пастуха, оттуда и название растения. В лечебных целях используется только корень.
Довольно много осенних трав пригодны для лечения тех или иных заболеваний, среди которых следующие: змеиный горец (используют корни и корневище), синюха голубая (корневище и корень), кровохлебка (корни с корневищами), крапива двудомная (листья) и др.
В заключение — об осени в русской живописи
Для многих людей осенняя пора является любимым временем года. Любят ее и живописцы. Да и осень сама как художница – очень уж быстро она перекрашивает деревья и осеннюю траву. Картины живописцев – самая верная и точная передача неповторимой красоты природы осени.
Осенние пейзажи знаменитых художников (Левитан, Васильев, Поленов, Саврасов и пр.) передают и грусть, и радость, и уныние, и романтичность. Каждое настроение зависит от выбора периода осени для создания картины. Следует отметить, что в произведениях с золотой осенью почти всегда ощущается восторг, так как в это время есть возможность использовать самые разные оттенки красок.
Источник
Осенние изменения в жизни растений
Класс: 3
Ключевые слова: Осень , хлорофилл , лес , листва , каротин , листопад
Презентация к уроку
Цели урока:
- расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений;
- обеспечить условия для развития речи учащихся, развития произвольного внимания;
- создать условия для эмоциональное восприятие осенней природы.
Задачи
1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;
3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;
4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;
5) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;
6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;
7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
8) формировать умение работать в группе
Оборудование:
- Персональный компьютер, интерактивный комплект
- Учебник «Окружающий мир» 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
- Рабочая тетрадь №1, 3 класс, О.Т.Поглазова
- Раздаточный материал (Карточки с заданиями для работы в группах, зелёные и жёлтые листочки из цветной бумаги, полоски с отрезками для теста)
Презентации к уроку:
2. Авторская презентация к данному уроку.
Ход урока
1. Оргмомент.
— Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
2. Эмоциональный настрой.
Видеофильм “Осень в лесу” (Слайд №2)
— С каким настроением смотрели фильм? (Хорошее, радостное)
— Что создаёт хорошее настроение? (Очень яркие краски, хорошая музыка)
— С хорошим настроением мы гуляем по осеннему лесу.Слайд №3
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
— В своих замечательных стихах И.Бунин назвал лес расписным теремом. А кто же его расписал? (Осень)
3. Постановка темы урока.
— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени в лесу, об осенних листьях)
— Верно, тема нашего урока “Осенние изменения в жизни растений”.
— Сегодня мы поговорим о том, как изменилась жизнь растений с приходом осени.(Слайд №4)
4. Актуализация знаний.
— Как вы поняли, что в лесу наступила осень? (Изменилась окраска листьев)
— Мудрая Сова приготовила вам задание. Распределите картинки по группам и ответьте на вопросы: -Какая осень изображена в каждой группе? Почему? (Слайд №5)
— Что же заставило осень изменить окраску листьев? Назовите причины.
(Слайд №6 — солнышко, термометр, дождь)
1. Солнце ниже — мало света и тепла, дни становятся короче ночи
2. Понижение температуры воздуха и воды, появление инея на земле. А дальше и первые заморозки.
3. Изменение осадков: туманы, затяжные дожди, первый снег
— Правильно. Именно эти причины заставили осень изменить жизнь растений.
5. Изучение нового.
1) Изменение окраски листьев-очень красивое явление в жизни растений. Давайте разберёмся, как это происходит?
(Слайд №7) Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки, но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета?
— Почему осенью меняется окраска листьев? (Слайд №8)
— Учебник: с.46, 1обзац (ответы детей)
(Слайд №9) Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче.
— А какие вещества влияют на окраску листьев? Что ещё влияет на яркость красок?
Слайды № 10—16 (дополнительная информация-рассказ учителя)
Слайд №10 В листьях есть вещество “ксантофилл”, которое делает лист желтым.
Жёлтые пигменты довольно стойки, и осенью листья многих растений становятся жёлтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда с понижением температуры деятельность листа замирает, проступают багряные, оранжевые и фиолетовые пигменты.
Слайд №11 Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок.
Слайд №12 Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки.
— Кроме того, осенью уменьшается отток органических веществ из листьев, и в них идёт образование разных веществ, меняющих окраску листьев.
— Слайд №13 Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья.
— Слайд № 14 На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.
— Слайд №15 Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень.
— Слайд №16 Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают.
— А теперь повторим причины изменения окраски листьев
Слайд №17 Называем последовательность причин и следствийизменений:
- Уменьшается световой день
- Не успевает восстановиться хлорофилл
- Изменяется окраска листьев
2) Слайд №19. Работа в печатной тетради.Ученики выполняют задание № 7 — кроссворд (ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб).
— Назовите и впишите названия растений.
— Назовитеключевое слово (листопад)
— Что такое листопад? (Ответы детей)
К листопаду растения готовятся заранее. Сначала изменяется окраска листьев. Но не у всех деревьев и кустарников это происходит. Листья сирени, ольхи опадают зелёными. Половина листьев осины опадёт с дерева, пока побагровеют оставшиеся листья
Слайд №20. — Почему опадают листья?
Ответ в учебникена с.46-47.
(Для справки. Корни дерева всасывают воду из почвы. А через листья идёт испарение воды из растения. Стоит температуре воздуха чуть понизиться, как всасывание замедляется, а испарение идёт примерно с той же скоростью. Дерево начинает терять влаги больше, чем получает. Если так будет продолжаться долго, то дерево погибнет от обезвоживания – высохнет. Чтобы этого не случилось, дерево с самого начала похолодания начинает защищаться. Выделяет особые клетки, которые направляются в черешки листьев, заполняют их основания. Образуется плотная разъединительная ткань, которая прекращает доступ влаги к листу. Лист больше не связан с деревом,он мертвеет. Дереву это и надо – оно больше не дорожит листьями, они даже мешают ему. А опавшие листья ещё помогут ему в зимние морозы сохранить корни дерева, помогут пережить зиму.)
— Называем последовательность причин и следствий изменений:
1. Понижение температуры
2. Замедление движения соков
3. Пробковый слой
3) Слайд №21— Зачем опадают листья?
Листопад (причина) — уменьшение испарения спасает от засухи (следствие)
— избавление от лишних минеральных солей (следствие)
4) — Вернитесь к кроссворду. Какоерастение вы отметите как лишнее? (Ель)
— Почему? (Листопад у лиственных деревьев, а у хвойных его нет.)
— Почему у хвойных деревьев нет листопада?
Ответ на этот вопрос есть в учебнике: с.47,2обзац.
Слайд №22 Называем ответы:
1. Восковой налёт хвоинок спасает от “зимней засухи”
2. Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно
— Лиственница-исключение у хвойных деревьев.
— Почему хвоя лиственницы осенью опадает?
(У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)
5) — Что происходит осенью с травянистыми растениями? Слайд №24
Ответ с.48. (Устные ответы детей)
6. Физминутка Слайд №25
7. Тест (графический диктант) Растения осенью Слайд №26
001 — У вас на парте есть полоски с короткими одинаковыми отрезками. Я читаю утверждение. Одни из них верные, другие-неверные. Где верное-дорисовываете “ ”,где неверное- просто пропускаем отрезок.
1. Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. +
2. Листья сирени опадают жёлтыми. —
3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. +
4. У ивы резные листочки. —
5. У рябины листья краснеют. +
6. Дуб дольше других не сбрасывает листвы. +
7. У берёзы листья жёлтые. +
8. Ясень желтеет последним. —
9. У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. +
10. Все хвойные деревья остаются зелёными. –
— Сравнили свои ответы с моим (появляется в презентации). Оцените свою работу по критериям оценивания.
— А теперь узнаем верные утверждения. (Учитель читает утверждения, ученики называют правильные ответы, где утверждения неверные.)
8. Работа в группах Слайд №27
— Каждая группа получила карточку, которая разделена на три части: картинка, название, текст. Текст уже напечатан. Это отрывок из рассказа об осени. Внимательно прочитайте его и определите о каком периоде осени рассказал писатель. Подберите и наклейте название текста и картинку-иллюстрацию к нему
1 группа
Тургенев Иван Сергеевич
Погода была непостоянная. То шёл мелкий дождик, то из-за раздвинутых туч показывалось солнышко. Роща то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось, то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли и украдкой начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.
2 группа
Скребицкий Георгий Алексеевич
Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила.
Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
3 группа
Паустовский Константин Георгиевич
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я хотел услышать, как шуршат падающие листья. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека.
Как-то поздним вечером я увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки клёна красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал я шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.
Выступление представителей каждой группы, показ страниц с иллюстрациями.
(пример: слайд №28)
9. Итог урока Слайд №29
— О каких осенних изменениях в жизни растений вы узнали?
— О каких периодах осени шла речь на уроке? (Ранняя осень, золотая осень,поздняя осень)
— Чем они различаются?
10. Домашнее задание (слайд №30):
Творческое (по желанию):
— составить небольшие рассказы: “Осень в лесу”, “Осенняя пора”, “Листопад в нашем городе”;
— найти стихи об осени;
— рисунок по теме.
11. Рефлексия Слайд№31
— На доске берёза без листьев
— У вас на столах лежат листики: зелёный и желтый. Выберите один.
- ЖЁЛТЫЙ: урок был мне интересен и полезен.
- ЗЕЛЁНЫЙ: урок прошел без пользы для меня.
— А теперь закрепите свои листики на берёзе.
— Посмотрите, какая нарядная стала наша берёза. Теперь мы все видим, что встретила берёза свою золотую осень.
(Пример: слайд № 33)
12. В заключение. Слайд №32
— Любуясь осенней природой, я написала такое стихотворение:
Осень.
Снова осень взялась за краски
И вовсю золотит листву.
Прекратив на время осадки,
Она спешит показать красоту.
Красоту осенних деревьев,
Красоту тёплых дней осенних,
Чтоб в холодные дни у печки
Было что вспоминать о них.
Кнышова М.Е.
9.10.2013 г.
— Желаю и вам творческого осеннего вдохновения!
Источник