Как называется середина осени

Лексическая тема «Середина осени»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Знать и называть времена года (осень, зима, весна, лето). Знать и называть периоды осени (ранняя, середина, поздняя). Знать и называть осенние месяцы (1-сентябрь, 2-октябрь, 3-ноябрь). Сколько месяцев длится осень? (Три.). Как называется месяц между сентябрем и ноябрем? (Ок­тябрь). Как сказать по-другому про октябрь? (Октябрьмесяц середины осени). Называть признаки осени. (Солнце мало светит и греет. День становится короче, ночь — длиннее. Часто идут холодные дожди. Листья на деревьях опали. Птицы улетели в теплые края. Осенью люди сажают молодые деревья и ку­старники. Убирают опавшую листву. Окапывают и подкармли­вают деревья. Сажают многолетние цветы, растения. В садах стволы фруктовых деревьев укутывают еловыми ветками, что­бы кору не грызли зайцы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по теме «Времена года». Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето.

Уважаемые, родители. Если Ваш ребёнок заболел и не может посещать детский сад, но Вам хочется, чтобы он не отставал от сверстников; или Вы хотите быть в курсе того, что узнают детишки в группе, то это.

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова «В нашем лесу». Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне.

Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается».

Читайте также:  Оформление торговых центров осень

Лексическая тема «Осень. Осенний лес» для родительского уголка.

С 23 по 27 сентября изучали с детьми лексическую тему «Осень. Приметы осени. Деревья осенью». Здесь родители могут найти материал по закреплению с детьми знаний и умений, полученных в детско.

Начался учебный год. Постепенно возвращаемся в привычное русло. Ежедневно (понедельник, вторник, среда, четверг) проводятся подгрупповые логопедические занятия. На этой недели изучали тему «Осень.

Источник

НОД Тема:«Осень. Периоды осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе

Тема:«Осень. Периоды осени»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_osen._periody_oseni.docx 28.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 131

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе

Тема: «Осень. Периоды осени»

провела: Афонина Валентина Петровна

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Расширение словосочетания «золотая осень». Совершенствование грамматического строя речи (подбор существительных-синонимов, однородных определений, согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже).

Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, артикуляционной и мелкой моторики.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, творческой активности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: корзинка с осенними листьями, мольберт, наборное полотно, предметные картинки с изображением деревьев (лиственных и хвойных). Репродукции картин (И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Золотая осень»), картинка с изображением поздней осени. Контейнеры с фишками. Эспандеры, зеркала, магнитофон.

  1. Организационный момент (создание эмоционального фона занятия). Дети входят в группу. На ковре рассыпаны разноцветные «живые» листья.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас погулять по опавшим листьям. Представьте, что мы пришли в лес. Вспомните, как шуршат, шелестят под ногами листочки, улыбнитесь лесу, улыбнитесь друг другу. (Звучит «Осенняя песня» П. Чайковского. Через 1-2 минуты магнитофон выключается). Хорошо, а теперь садитесь на «лесную полянку» (дети садятся на ковер). Подышим свежим лесным воздухом.

2. Упражнения дыхательной гимнастики по схеме «Вдох-выдох» (по одному разу каждое упражнение).

— Не забывайте: спину держите прямо, руки на коленях, ноги «калачиком». При вдохе плечи не поднимать, при выдохе щеки не надувать (дети выполняют упражнения, следя за указкой).

3. Молодцы, вы правильно выполнили дыхательные упражнения (схема убирается).

— А сейчас внимательно послушайте загадку:

Время года отгадай:

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

— Какие приметы осени вы узнали в этой загадке?

(Дети перечисляют приметы осени, которые запомнили из загадки).

— молодцы, вы хорошо отвечали и сегодня мы продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени и чем они отличаются друг от друга.

4. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед: Назовите осенние месяцы по порядку.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Октябрь – золотой осенью, а ноябрь – поздней осенью. У этих периодов много отличий. Например, ранней осенью днем часто бывает тепло, как летом. Вспомните, как Людмила Ивановна разрешала вам снимать курточки во время прогулки. Но ночью и утром уже прохладно. Ранней осенью мы еще наблюдали за некоторыми насекомыми. Вспомните, за какими? (божьи коровки, жуки, пауки). Птицы в этот период только начинают готовиться к отлету, еще много цветов, а деревья ранней осенью стоят зеленые и только некоторые листочки начинают менять окраску.

А как вы думаете, в какой период осени собирают урожай овощей и фруктов?

Дети: Ранней осенью.

Логопед: Конечно, ранней осенью. А какой самый главный урожай собирают ранней осенью?

Дети: Урожай хлеба.

Логопед: Вспомните пословицы и поговорки о хлебе.

Будет хлеб – будет и песня.

Хлеб – всему голова.

Хлеб – наше богатство.

Много снегу – много хлеба.

Рожь поспела – берись за дело.

С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

Логопед: Отлично! Молодцы!

Саша, прочитай нам, пожалуйста, стихотворение о ранней осени. (Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)

Ты хорошо подготовилась, правильно произносила звуки и трудные слова.

Антон ты хочешь загадать нам загадку, которую выучил к этому занятию? Мы тебя слушаем.

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал,

Всех под зонтики загнал.

Логопед: Предлагаю вам встать в круг. Поиграем в игру «Осенний дождик» (проводится игра). А сейчас садитесь за столы.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики (с эспандерами), с речевкой: «я сожму свое кольцо…».

Упражнения артикуляционной гимнастики:

— для губ – «улыбка», «колесо», «трубочка», «заборчик-окошечко».

— для языка – «маляр», «лопаточка», (подуть на кончик языка – холодный ветерок), массаж языка зубами (та-та-та), губами (пя-пя-пя), «лошадка», «чашечка» (звук Ш – теплый ветерок).

7. Вслед за ранней осенью наступает золотая осень. Это самый красивый период осени.

Продолжим прогулку по осеннему лесу.

(Дети встают из-за столов, подходят к логопеду, который берет в руки корзину с листьями и предлагает детям понюхать их).

Дети: Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами сыростью и прохладой.

Логопед: Выберите по одному листочку, подержите в руках. Расскажите, какие они на вид, на ощупь. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?».

Дети: Осенние листья разноцветные, пестрые, яркие, резные, узорчатые, гладкие, прохладные, душистые…

Логопед: Сложите на столе ковер из осенних листьев.

(Дети выполняют задание).

Молодцы, вы дружно поработали и поэтому «ковер» у вас получился особенно красивым. Посмотрите на него и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк, он кажется золотым.

Логопед: Мне очень понравились ваши ответы. Золотой осенью трава тоже начинает менять свою окраску и засыхать. Как можно сказать иначе (трава вянет, желтеет…). Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет.

— Кто видел птичьи стаи? Как сказать по другому? (клин, караван). Продолжим нашу прогулку по лесу. (Дети проходят к столу, где лежат предметные картинки с изображением деревьев).

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Чьи листья?». Вы должны будете взять по одной картинке, подумать, какое это дерево и как правильно назвать его листья. Например: «У клена листья кленовые». (Дети поочередно выставляют свои картинки на наборное полотно, отвечают по образцу полными предложениями).

Молодцы, вы отлично справились с заданием. Пройдите за сотлы. (На столах контейнеры с фишками).

— Кто знает, какое лиственное дерево дольше других стоит зеленым.

Дети: Это дерево – дуб.

8. Упражнение «Составь схему».

Логопед: Выложите из фишек звуковую схему слова «дубы» (звуковой анализ и синтез, деление на слоги, выделение ударного слога и ударного звука).

Логопед: Молодцы, вы правильно выполнили это задание. И сейчас Соня прочитает нам стихи о золотой осени. (А.С. Пушкин «Осень» — Унылая пора, очей очарованье…).

Логопед: Очень хорошо, садись на свое место.

— Пройдет период золотой осени, деревья потеряют листву, станет холоднее, все перелетные птицы улетят, насекомые спрячутся, дожди будут идти чаще, а ветра будут холоднее. Как будет называться этот период осени? Кто догадался?

Дети: Это будет поздняя осень.

Логопед: Стихи о поздней осени прочитает нам Даша. (С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»).

Логопед: Молодец, Даша. Спасибо.

9. Упражнение «Периоды осени».

(Логопед раскладывает на столе репродукции картин И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Золотая осень» и картину В. Попова «Поздняя осень»).

Логопед: Посмотрите на картины русских художников и определите, где изображена ранняя осень, где – золотая осень, а где – поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке.

(Дети выполняют задание логопеда)

Логопед: Что ж, вы отлично выполнили задание. Действительно, на картине И. Шишкина «Рожь» изображена ранняя осень. Художник И. Левитан изобразил золотую осень. А картина В. Попова так и называется «Поздняя осень». Расскажите, что помогло вам правильно выполнить задание.

(Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание).

10. Итог занятия. (Оценка работы детей).

— Наше занятие в осеннем лесу подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня? Что вам было интересно делать? (Затем логопед оценивает работу детей на занятии).

Источник

Осень

Осень (родственно др.-прусск. assanis — «осень», гот. аsаns — «жатва» [1] , этимологически — «время жатвы»; по толкованию Даля — от «осенять» — затенять: наступление сумрака [2] ) — одно из четырех времен года, между летом и зимой. Осень — переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура окружающей среды.

Содержание

Календарная осень

Астрономическая осень

Астрономическая осень наступает позже календарной:

Календарная Астрономическая
Северное полушарие 1 сентября — 30 ноября [3] Осеннее равноденствие (22-23 сентября) — зимнее солнцестояние (21-22 декабря) [4]
Южное полушарие 1 марта — 31 мая [5] Осеннее равноденствие (20-21 марта) — зимнее солнцестояние (20-21 июня) [4]

По количеству поступающей на землю от Солнца энергии равноденствия должны быть серединой соответствующих сезонов. Но задержка в изменении температуры (вызванная физическими свойствами воды и земли) задерживает климатические сезоны относительно астрономических. Температурная задержка изменяется в зависимости от конкретного места, поэтому в одних культурах осеннее равноденствие расценивается как середина осени, а в других — как начало осени.

До XVIII века в Московском государстве осень (есень) продолжалась от 23 сентября до Рождества Христова — то есть до 25 декабря. В каждом времени года считалось по 91 дню и по полчетверти часа.

В старинных пасхалиях осень описывалась следующим образом:

Осень подобно жене уже старе и многочадне, овогда дряхлующи и сетующи, овогда же радующися и веселящися, рекше иногда скудота плод земных и глад человекам, а иногда весела сущи, рекше ведрена и обильна плодом всем и тиха и безмятежна; в ней жизнь человека.

В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта. [источник не указан 113 дней] С XV века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году.

В Ирландии, согласно национальной метеорологической службе (Met Eireann), осенними месяцами являются сентябрь, октябрь и ноябрь. [6] Однако в Ирландском календаре, который базируется на древних кельтских традициях, осенними считаются август, сентябрь и октябрь. [7]

Климатическая осень

В средних широтах Европейской России осень можно условно разделить на пять подсезонов. [8]

1 подсезон — начало осени (длится с конца августа до второй половины сентября). Начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип и вязов, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным. В лесах появляются опенки, а в воздухе — летающая паутина, тенетник. Продолжает охлаждаться вода, но в больших водоёмах это происходит неравномерно, начиная с верхнего уровня.

2 подсезон — золотая осень (конец сентября — середина октября). В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет — хлорофилл прекращает свою работу. Кочевые птицы, живующие на севере, начинают откочёвывать к югу. Все холоднокровные животные из-за низких температур впадают в анабиоз.

3 подсезон — глубокая осень (вторая половина октября — начало ноября). Этот период характерен в первую очередь отлётом перелётных птиц. Птицы отлетают постепенно, реагируя на снижение среднесуточной температуры. В этот период включается отопление — в городах начинается отопительный сезон. Быстро охлаждаются приземный воздух и вода, обитатели которых проявляют всё меньше активности. Возможен первый снег.

4 подсезон — предзимье (первая половина ноября). Этот предпоследний осенний подсезон, характерной особенностью которого является листопад. Ночные заморозки становятся постоянными, и при переходе температуры через 0 вода в черенке листа замерзает, и он обламывется — листопадный лес остаётся в итоге без листьев. В предзимье начинается ледостав на водоёмах, выпадает снег, однако ещё не ложится.

5 подсезон — первозимье (вторая половина ноября — начало декабря). Является подсезоном устойчивых снегопадов и формирования временного снежного покрова, первых дневных морозов. Средняя температура начинает переходить через нулевую отметку. Начинаются первые метели. Завершается первозимье переходом в полноценную зиму после формирования постоянного снежного покрова, и установкой климатической зимы.

Природа осенью

Осенью, в преддверии зимы и заморозков, у листопадных растений (деревьев, кустарников) листья меняют цвет, опадают, вскоре деревья остаются голыми (без листьев).

Источник

Оцените статью