Как познакомить ребенка с осенними явлениями природы

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей с осенними явлениями природы»
консультация

Скачать:

Вложение Размер
oznakomlenie_detey_s_osennimi_yavleniyami_prirody.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Ознакомление детей с осенними явлениями природы»

Осень — одно из благоприятных времён года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки различных времен года, учит прослеживать связь между ними. Знакомить детей с осенней природой важно начинать с первых дней учебного года. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

В старшей группе детей более подробно знакомят с доступными их пониманию связями в неживой природе, с причинами возникновения некоторых явлений, с влиянием неживой природы на жизнь растений и животных, труд человека. Это становится возможным потому, что на шестом году жизни человек способен сравнивать, обобщать признаки наблюдаемых предметов и явлений, самостоятельно мыслить. Развивается любознательность.

Уровень развития познавательных процессов у старшего дошкольного возраста достаточен для усвоения ими систематизированных знаний о сезонных изменениях в природе. Ребёнку пяти — шести лет доступно и осознание последовательности природных явлений. Поэтому в старшей группе у детей формируют обобщенное представление о временах года.

Уже в самом начале осени воспитатель обращает внимание дошкольников на признаки наступления этого сезона. Систематически (из окна комнаты, на прогулках и экскурсиях на природу) с детьми ведутся наблюдения за осенней погодой.

Помимо уже привычных наблюдений (за длительностью светового дня, изменением температуры и активностью солнца), ведутся и новые. С помощью воспитателя дошкольники замечают, что в начале осени небо ясное с небольшими облачками, воздух прозрачный. В конце — небо серое, часто в тучах. Наблюдения ведутся до и после дождя, чтобы ребята четко осознавали его связь с тучами.

Вместе с педагогом дети ежедневно отмечают силу и направление ветра. Поздней осенью внимание воспитанников фиксируется на том, что, когда они просыпаются утром, за окном темно. Подведите их к выводу, что дни стали короче солнце всходит позднее, а садится раньше). Дети узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности погоды в данный сезон.

В этом возрасте они уже могут характеризовать состояние погоды: пасмурная, дождливая, холодная, ветреная, солнечная. Благодаря этим умениям, а также постоянным наблюдениям за погодой (утром и вечером заметно холоднее, чем днём; в середине и в конце осени холода усиливаются, лужи замерзают, крыши покрываются инеем) у детей формируются представления о влиянии солнца на смену дня и ночи, о его роли в жизни растений и животных, о том, что оно является источником света и тепла.

Воспитатель объясняет, что в зависимости от положения земли относительно солнца сменяются времена года. Лучше всего для этого использовать модель «Путь солнца».

В рассказе о пользе солнца для всего живого на земле поможет графическая модель «Кому нужно солнце».

Для познания причин смены сезонов нужно провести игру, в которой отражаются действия, моделирующие движение земли вокруг солнца: «Почему наступает другой сезон?». Дети самостоятельно определяют связь между расположением земли относительно солнца и сезоном. Для уточнения и пополнения знаний воспитанников о временах года необходимо читать художественную литературу: К.Д. Ушинского «Осень», Н.И. Сладков «Осень на пороге», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» и др. В этих целях хорошо зачитывать отрывки из соответствующих стихотворений и загадывать загадки.

Чтобы сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда существенно меняются условия жизни для живых существ, можно провести занятие «Осень», на котором дошкольникам предлагается объяснить пословицы, связанные с особенностями осенней природы.

Можно рассказать детям, что осенью один день бывает, равен ночи, и он называется днём осеннего равноденствия.

В это время года на вечерних прогулках уже видны звёзды и луна. Нужно объяснить воспитанникам, что они находятся на небе всегда, хотя днём их не видно. Иногда их не видно и вечером, дети должны уметь связать это с облаками.

В целом в старшой группе у дошкольников формируют представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, о некоторых метеорологических явлениях, влияющих на процессы в живой природе.

Как и в прошлом году, воспитатель обращает внимание детей на изменения в окраске листьев и листопад.

Педагог помогает ребятам установить связь между листопадом и первыми заморозками. Старшие дошкольники должны понимать значение листопада: опадая, листья оберегают деревья от потери влаги и замерзания, предотвращают обламывания веток во время сильных ветров и снегопадов. Кроме того, опавшие листья защищают корни деревьев: укрывая земли сплошным ковром, они оберегают их тем самым от морозов. Помимо защиты корневой системы от холодов листья, сгнивая, делают почву питательной. Ребята даже могут помочь этому процессу, собрав листья в кучу, перелопатить её и обильно полив. Таким образом, дошкольники узнают, что листья нужно убирать только с дорожек, а под деревьями их лучше оставить.

В это время года педагог старается доставить детям удовольствие от наблюдение за осенней природой. Поможет в этом не только непосредственное осязание красот осени, но и стихи, например «Листопад» И.А. Бунина.

Познание осенних изменений в растительном мире не ограничивается наблюдением за листьями деревьев. Воспитанникам можно показать различные семена и плоды: дуба (желуди), хвойных деревьев (дети с удовольствием сравнят разные шишки, найдут в них семена). С плодами и семенами можно поиграть в игру «С чьей ветки детки?» — дошкольники находят от того или иного дерева. Интерес вызовет и токая игра: плоды одного дерева кладут к листьям другого и предлагают детям устранить путаницу.

Поздней осенью нужно показать воспитанникам почки и рассказать, что они находятся в состоянии покоя и распустятся только весной.

В старшем дошкольном возрасте продолжается знакомство детей с осенними цветами. Они узнают, что есть однолетние и многолетние растения, собирают их семена и определять по семечку, что из него растёт. Полезно проводить дидактическую игру «В нашем цветнике» (ребёнок по семенам определяет растение).

В это время года дети могут наблюдать за посадкой в грунт луковиц тюльпанов, нарциссов, крокусов, как готовят почву под газон.

В последнем они и сами могут поучаствовать:

■ утеплять оставшиеся в грунте многолетники листьями и травой;

■ проводить очистку цветника, удаляя засохшие стебли и корни однолетних растений;

■ перекапывать почву вместе с органическими удобрениями.

Не зимующие в грунте канны, георгины, гладиолусы, клубневые бегонии нужно перенести в помещение. Их хранят в сухом и теплом месте при температуре 5 — 7° С.

На прогулке следует отвести детей в сквер, где они смогут увидеть подготовку цветников к зиме взрослыми. Как и раньше, дошкольники продолжают участвуют в сборе урожая, однако в этом году гораздо активнее. Повышению интереса к выращиванию растений поспособствует праздник урожая с выставкой овощей, подготовленной детьми, а также привлечение детей к приготовлении овощных блюд — винегрета, салата, к засолке огурцов (для своей группы), квашению капусты и др.

В старшей группе значительно расширяется содержание работы, которая знакомит с сезонным трудом взрослых. Дошкольники наблюдают за выкапыванием картофеля, его сбором, закладкой на хранение. Организуются целевые прогулки в плодовый сад. Дети узнают, как взрослые утепляют деревья к зиме. В процессе таких прогулок они могут оказывать посильную помощь — поддерживать растение во время посадки, засыпать землёй, поливать. Нужно показать детям поздний сорт яблок -зелёную антоновку.

Продолжаются наблюдения за животными, в первую очередь за птицами. В этом возрасте дошкольники уже знают, что птицы делятся на зимующих и перелётных. Воспитатель может организовать наблюдения за сбором перелётных птиц (например, грачей) в стаи и отлётом. Во время прогулки к грачовнику целесообразно обратить внимание дошкольников на окружающую природу, вспомнить строчки из стихотворения Н. Некрасова: «Поздняя осень, грачи улетели. Лес обнажился, поля опустели. ».

Дошкольники старшего возраста способны понимать более сложные причинно — следственные связи. Поэтому нужно объяснить им, что многие птицы улетают не от того, что им холодно. Ребята должны осознавать иную связь между падением температуры и отлетом пернатых в теплые края: похолодание — увядание растений — исчезновение насекомых — отлёт птиц.

Для лучшего усвоения информации об осени в целом и о птицах в частности, следует проводить соответствующие занятия. На них педагог еще раз напоминает детям о необходимости заботится об оставшихся птицах, подробнее рассказывать о правильном уходе за ними, уточняет знания воспитанников о той или иной птице.

В конце занятия надо предложить ребятам подумать о том, почему мы оберегаем птиц, какую пользу они приносят.

Воспитатель рассказывает детям, что для того чтобы к кормушкам постоянно прилетали птицы, их (кормушки) нужно всегда держать на одном и том же месте, а зимой втыкать рядом с ними в снег веники из сорных растений. Продолжается знакомство и с повадками животных в осенний период.

Воспитатель знакомит детей с сезонными особенностями образа жизни земноводных, связанными с условиями среды (например, лягушка в тепле бодрствует, а при наступлении холодов засыпает).

Педагог рассказывает о том, как ежи готовятся к зиме, какие запасы делают на зиму белки.

Неплохо рассказать о лосе: о том, что люди заботятся об этих животных.

Нужно систематически проверять знание детей о насекомых, а также то, насколько ясно ребята представляют себе причины исчезновения бабочек, жуков и т. д., показывать им оцепеневших насекомых в щелях.

Эти рассказы и наблюдения помогают формировать у дошкольников знания о приспособляемости диких животных к сезонным (зимним) условиям. Дети осознают цепочку связей: погодные условия — наличие (отсутствие) корма — образ жизни животного.

Для создания эмоционально-познавательной атмосферы среди детей, а также с целью помочь им более полно и осознанно усвоить знания об осени, можно провести досуг «Осень — перемен восемь». Ребята познакомятся с народными пословицами, поговорками, научатся отгадывать загадки об осени и, что самое главное, получат мотивацию к дальнейшим наблюдениям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за из­менениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки различных времен года, учит.

В данной презентации даются советы и рекомендации для родителей о том как знакомить своих детей с зимними явлениями во время прогулки, за чем понаблюдать, на что обратить особое внимание.

Консультациидля воспитателей Ознакомление детей с природой на занятиях.

Быстрый рост городов и населения привел к тому, что многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные.

Обобщение знаний детей об осенних явлениях природы. Расширять представления детей о природных явлениях.Красоте осеннего пейзажа посвящен очередной тематический день. Используя сочную осеннюю палитру и.

Картотека загадок об осенних явлениях природы.

Источник

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Время года — осень»

Ирина Попова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Время года — осень»

Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы и умению правильно выделять особенности времени года.

Проводить наблюдения за живой и неживой природой, растительным и животным миром, уметь находить сходство и различие, проводить сравнительный анализ между летом и осенью,обогащать словарный запас: ливень, листопад, пасмурно.

Заучивание стихов про осень, чтение рассказа «Листопадничек».

Проводились наблюдения за природой во время прогулок, рассматривались иллюстрации.

Материал к занятию: иллюстрации – осень, признаками осени; картинки с изображением животных, растений, насекомых, сельскохозяйственной техники.

Игра «Времена года»

Ход занятия.

Дети, давайте вспомним какое сейчас время года? (Осень). А по каким признакам мы можем определить, что сейчас время года – осень? (Падают листья, листья стали жёлтые, часто идут дожди, солнце светит, но не греет). Ребята, а солнце светит и греет так же, как и летом? (Нет, солнце светит реже, оно прячется за тучи, его лучи мало освещают землю. А какой у нас ветер? (Прохладный, сильный, качаются сильно деревья, быстро плывут облака). А какой был ветер летом? (Слабый, тёплый, верхушки деревьев чуть качались).

А какие осенью облака? (Серые, тяжёлые, низкие, они медленно плывут по небу). А, что ещё бывает на небе кроме облаков? (Тучи и из них идёт дождь).

Молодцы, ребята всё правильно!

А какие осадки бывают осенью? (Осенью идёт дождь, он идёт медленно, моросит и всё становится мокрым). Да, вы правильно говорите. Но летом тоже шёл дождь, каким он был? (летом бывает ливень и гроза и дождь идёт тёплый, а осенью холодный. Правильно.

А что же происходит с деревьями, травой осенью? (Листья на деревьях желтеют, падают, трава прижимается к земле и желтеет).

А с насекомыми, что происходит осенью? (Они прячутся в кору деревьев и под землю, чтобы там перезимовать). А летом насекомые тоже прячутся? (Нет они летают и ползают, потому что тепло).

А птиц осенью так же много как летом? (Нет, птицы осенью улетают в тёплые края и их называют перелётными птицами). А у птичек есть осенью еда? (Нет они перебираются ближе к людям и люди их подкармливают).

Что же происходит с животными в лесу осенью? (Животные готовятся к зиме, мишка – медведь роет сладкие корешки и строит берлогу, белка запасает орехи и грибы).

Правильно все животные осенью готовятся к зиме, строят домики, делают запасы еды.

А чем занимаются люди в это время года? (Люди собирают урожай овощей и фруктов, убирают хлеб) Кто же помогает людям в сборе урожая? (Техника: трактора, уборочные машины, комбайны).

Хорошо, дети мы сегодня много говорили об осени. Теперь на каждой прогулке мы с вами будем наблюдать как меняется погода и отмечать её у себя в календаре природы.

Давайте теперь поиграем с вами в игру «Времена года». (На ковре лежат карточки с изображением времён года, дети заполняют их разрезными картинками). По окончании игры дети проверяют всё ли они сделали правильно.

Ну, а теперь наше занятие подошло к концу. Скажите, ребята о чём мы сегодня говорили? (Об осени)

А ещё о чём? (О деревьях, растениях, погоде, дожде, ветре, животных и о труде людей осенью).

Дети, зато что вы на занятии активно отвечали и много рассказывали вам белочка принесла вот такие вкусные орешки!

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами лепки «Осень. Дары осени» Цель. Закрепить способы лепки из соленого теста. Задачи. 1. Знакомить детей с характерными признаками осени. Учить устанавливать элементарные.

Конспект игровой ситуации по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме «Осень» Конспект на игровую ситуацию в образовательной области «Ознакомление с окружающим» в средней группе на тему «Осень» Подготовила воспитатель:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень в гости к нам пришла» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Осень в гости к нам пришла»! Цель: -Закрепление знаний детей о времени.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Осень. Периоды осени. Деревья осенью» в подготовительной к школе группе Тема. Осень. Периоды осени. Деревья осенью. Цель: обобщить и систематизировать представления об осени и типичных осенних изменениях в природе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Цель: Формирование представлений о подводном.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4–5 лет) «Золотая осень» Цель: формировать и обобщить знания о признаках осени Задачи: — учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц; — развивать речь, познавательную.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наступила осень» Цели: Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе. Дать представление о труде в природе осенью. Побуждать сравнивать свои.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Времена года» Программные задачи: 1. Закреплять знания детей о временах года: их последовательности, взаимосвязи между сезонными явлениями в неживой природе.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Путешествие во времена года» Цель: дать детям представление о временах года. Задачи: 1) формировать целостную картину окружающего мира; 2) активизировать познавательную.

Совместная деятельность педагога с детьми средней группы «Это прекрасное время года-осень» Совместная деятельность педагога с детьми средней группы на тему: «Это прекрасное время года: -осень». Воспитатель: Горелова Е. Б..

Источник

Читайте также:  Почему осенью обостряются панические атаки
Оцените статью