Какие есть периоды осени

НОД Тема:«Осень. Периоды осени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе

Тема:«Осень. Периоды осени»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_osen._periody_oseni.docx 28.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 131

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе

Тема: «Осень. Периоды осени»

провела: Афонина Валентина Петровна

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Расширение словосочетания «золотая осень». Совершенствование грамматического строя речи (подбор существительных-синонимов, однородных определений, согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже).

Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, артикуляционной и мелкой моторики.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, творческой активности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: корзинка с осенними листьями, мольберт, наборное полотно, предметные картинки с изображением деревьев (лиственных и хвойных). Репродукции картин (И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Золотая осень»), картинка с изображением поздней осени. Контейнеры с фишками. Эспандеры, зеркала, магнитофон.

  1. Организационный момент (создание эмоционального фона занятия). Дети входят в группу. На ковре рассыпаны разноцветные «живые» листья.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас погулять по опавшим листьям. Представьте, что мы пришли в лес. Вспомните, как шуршат, шелестят под ногами листочки, улыбнитесь лесу, улыбнитесь друг другу. (Звучит «Осенняя песня» П. Чайковского. Через 1-2 минуты магнитофон выключается). Хорошо, а теперь садитесь на «лесную полянку» (дети садятся на ковер). Подышим свежим лесным воздухом.

2. Упражнения дыхательной гимнастики по схеме «Вдох-выдох» (по одному разу каждое упражнение).

— Не забывайте: спину держите прямо, руки на коленях, ноги «калачиком». При вдохе плечи не поднимать, при выдохе щеки не надувать (дети выполняют упражнения, следя за указкой).

3. Молодцы, вы правильно выполнили дыхательные упражнения (схема убирается).

— А сейчас внимательно послушайте загадку:

Время года отгадай:

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

— Какие приметы осени вы узнали в этой загадке?

(Дети перечисляют приметы осени, которые запомнили из загадки).

— молодцы, вы хорошо отвечали и сегодня мы продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени и чем они отличаются друг от друга.

4. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед: Назовите осенние месяцы по порядку.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Октябрь – золотой осенью, а ноябрь – поздней осенью. У этих периодов много отличий. Например, ранней осенью днем часто бывает тепло, как летом. Вспомните, как Людмила Ивановна разрешала вам снимать курточки во время прогулки. Но ночью и утром уже прохладно. Ранней осенью мы еще наблюдали за некоторыми насекомыми. Вспомните, за какими? (божьи коровки, жуки, пауки). Птицы в этот период только начинают готовиться к отлету, еще много цветов, а деревья ранней осенью стоят зеленые и только некоторые листочки начинают менять окраску.

А как вы думаете, в какой период осени собирают урожай овощей и фруктов?

Дети: Ранней осенью.

Логопед: Конечно, ранней осенью. А какой самый главный урожай собирают ранней осенью?

Дети: Урожай хлеба.

Логопед: Вспомните пословицы и поговорки о хлебе.

Будет хлеб – будет и песня.

Хлеб – всему голова.

Хлеб – наше богатство.

Много снегу – много хлеба.

Рожь поспела – берись за дело.

С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

Логопед: Отлично! Молодцы!

Саша, прочитай нам, пожалуйста, стихотворение о ранней осени. (Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)

Ты хорошо подготовилась, правильно произносила звуки и трудные слова.

Антон ты хочешь загадать нам загадку, которую выучил к этому занятию? Мы тебя слушаем.

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал,

Всех под зонтики загнал.

Логопед: Предлагаю вам встать в круг. Поиграем в игру «Осенний дождик» (проводится игра). А сейчас садитесь за столы.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики (с эспандерами), с речевкой: «я сожму свое кольцо…».

Упражнения артикуляционной гимнастики:

— для губ – «улыбка», «колесо», «трубочка», «заборчик-окошечко».

— для языка – «маляр», «лопаточка», (подуть на кончик языка – холодный ветерок), массаж языка зубами (та-та-та), губами (пя-пя-пя), «лошадка», «чашечка» (звук Ш – теплый ветерок).

7. Вслед за ранней осенью наступает золотая осень. Это самый красивый период осени.

Продолжим прогулку по осеннему лесу.

(Дети встают из-за столов, подходят к логопеду, который берет в руки корзину с листьями и предлагает детям понюхать их).

Дети: Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами сыростью и прохладой.

Логопед: Выберите по одному листочку, подержите в руках. Расскажите, какие они на вид, на ощупь. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?».

Дети: Осенние листья разноцветные, пестрые, яркие, резные, узорчатые, гладкие, прохладные, душистые…

Логопед: Сложите на столе ковер из осенних листьев.

(Дети выполняют задание).

Молодцы, вы дружно поработали и поэтому «ковер» у вас получился особенно красивым. Посмотрите на него и подумайте, почему осень называют золотой.

Дети: Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк, он кажется золотым.

Логопед: Мне очень понравились ваши ответы. Золотой осенью трава тоже начинает менять свою окраску и засыхать. Как можно сказать иначе (трава вянет, желтеет…). Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет.

— Кто видел птичьи стаи? Как сказать по другому? (клин, караван). Продолжим нашу прогулку по лесу. (Дети проходят к столу, где лежат предметные картинки с изображением деревьев).

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Чьи листья?». Вы должны будете взять по одной картинке, подумать, какое это дерево и как правильно назвать его листья. Например: «У клена листья кленовые». (Дети поочередно выставляют свои картинки на наборное полотно, отвечают по образцу полными предложениями).

Молодцы, вы отлично справились с заданием. Пройдите за сотлы. (На столах контейнеры с фишками).

— Кто знает, какое лиственное дерево дольше других стоит зеленым.

Дети: Это дерево – дуб.

8. Упражнение «Составь схему».

Логопед: Выложите из фишек звуковую схему слова «дубы» (звуковой анализ и синтез, деление на слоги, выделение ударного слога и ударного звука).

Логопед: Молодцы, вы правильно выполнили это задание. И сейчас Соня прочитает нам стихи о золотой осени. (А.С. Пушкин «Осень» — Унылая пора, очей очарованье…).

Логопед: Очень хорошо, садись на свое место.

— Пройдет период золотой осени, деревья потеряют листву, станет холоднее, все перелетные птицы улетят, насекомые спрячутся, дожди будут идти чаще, а ветра будут холоднее. Как будет называться этот период осени? Кто догадался?

Дети: Это будет поздняя осень.

Логопед: Стихи о поздней осени прочитает нам Даша. (С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»).

Логопед: Молодец, Даша. Спасибо.

9. Упражнение «Периоды осени».

(Логопед раскладывает на столе репродукции картин И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Золотая осень» и картину В. Попова «Поздняя осень»).

Логопед: Посмотрите на картины русских художников и определите, где изображена ранняя осень, где – золотая осень, а где – поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины на мольберте именно в таком порядке.

(Дети выполняют задание логопеда)

Логопед: Что ж, вы отлично выполнили задание. Действительно, на картине И. Шишкина «Рожь» изображена ранняя осень. Художник И. Левитан изобразил золотую осень. А картина В. Попова так и называется «Поздняя осень». Расскажите, что помогло вам правильно выполнить задание.

(Дети рассказывают, на какие приметы они обращали внимание, выполняя задание).

10. Итог занятия. (Оценка работы детей).

— Наше занятие в осеннем лесу подошло к концу. Что нового вы узнали сегодня? Что вам было интересно делать? (Затем логопед оценивает работу детей на занятии).

Источник

Конспект занятия «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью»

Евсеева Юлия
Конспект занятия «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью»

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью»

Коррекционно-образовательные задачи. Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень» (осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, период, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, дерево, лист, клен, дуб, осина, рябина, тополь, ясень, ель, сосна’, осенний, сентябрьский, октябрьский, ноябрьскийерИранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный, пурпурный, падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, собирать, заготавливать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть). Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений с противопоставлением). Совершенствование певческих навыков.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности.

Оборудование. Магнитофон, запись пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» и звуков ночного леса, музыкальное сопровождение к упражнению «Ветер и листья», репродукция картины Ф. Васильева «Болото в лесу», репродукция картины И. Левитана «Сумерки. Луна», музыкальный крутящийся модуль с подвешенными на тонких нитях разноцветными листьями, ваза с букетом из осенних листьев и астр, контейнер с цветными карандашами, мяч, контейнер с фишками для звукового анализа.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» на музыкальном занятии. Разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья» на музыкальном занятии. Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», рассказа С. Воронина «Моя береза. Осенью».

Ход занятия

Организационный момент. [Создание эмоционального положительного фона занятия. Развитие обоняния. Объявление темы. ]

Логопед приглашает детей пройти в кабинет, где тихо звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского. Над головами детей крутится модуль с разноцветными листьями. На полу в вазе стоит осенний букет. На ковре разбросаны листья. Дети входят в кабинет и останавливаются возле стульчиков, стоящих перед экраном. На экране — репродукции картин И. Левитана и Ф. Васильева. Через 1—2 минуты логопед выключает магнитофон.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Так писал об осени русский поэт Аполлон Майков. Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, рассмотрим картины русских художников.

Логопед ставит на стол осенний букет.

Логопед. А сейчас понюхайте, чем пахнет осень.

Дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плечи.

Д ети. Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью и прохладой.

Логопед. Ну что ж. Это действительно так. Садитесь поудобнее. Давайте рассмотрим осенние пейзажи.

Логопед убирает букет на пол.

Рассматривание репродукций картин И. Левитана и Ф. Васильева. [Развитие эмоционального мира и образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Развитие всех видов восприятия. ]

Логопед берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукциям картин.

Логопед. Первая картина называется «Сумерки. Луна». Ее написал Илья Левитан. Вторая картина называется «Болото в лесу». Это работа русского художника Федора Васильева. Как вы думаете, почему я выбрала для сегодняшнего занятия именно эти картины? Что их объединяет? Какое время года изобразили на них художники?

Д е т и. На этих картинах художники изобразили золотую осень.

Логопед. Верно. Художники изобразили на своих полотнах самую прекрасную пору осени, которую называют золотой. Что вы видите на переднем плане картины Левитана?

Дети. Мы видим лесное озеро. В озере отражаются лес и луна.

Логопед. Что растет по берегам озера?

Логопед указкой привлекает внимание детей к тем частям картины, о которых говорит.

1-й ребенок. Справа вдоль берега растет высокая трава. Она пожелтела и кажется золотой.

2-й ребенок. На высоком берегу стоят березы в ярких желто-оранжевых платьях и темно-зеленые сосны.

3-й ребенок. Вдалеке слева мы видим темный лес. Он кажется коричневым. Только кое-где видны яркие оранжевые пятна.

Логопед. Опишите небо, которое нарисовал художник. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине?

1-й ребенок. Небо высокое и чистое, но уже темнеет. Художник нарисовал вечер.

Логопед. Обратите внимание, что и небо, и луна кажутся золотистыми и как будто светятся. Как вы думаете, там, в лесу, изображенном на картине, тепло или холодно?

Дети. Кажется, что стоит теплый осенний вечер.

Логопед. А вода в озере кажется теплой или холодной?

Дети. Вода в озере кажется теплой.

Логопед. А теперь давайте послушаем, что слышится в лесу, изображенном на картине.

Логопед включает запись звуков ночного леса. Запись звучит 1—2 минуты.

Логопед. Что вы услышали?

Дети. Кричала сова. Стрекотали кузнечики. Шумел ветер в камыше.

Воспитатель. Правильно. А теперь посмотрите на вторую картину. Что художник изобразил в центре?

1-й б е н о к. Художник нарисовал болото в лесу.

Логопед. Что мы видим по краям болота? Что его окружает?

2- й ребенок. Вокруг болота растет высокая трава. Она желтая, оранжевая, коричневая.

3-й ребенок. В траве видны большие белые цапли и маленькие кулики. Они готовятся к отлету в теплые края.

Логопед. Что художник изобразил справа и слева на пригорках?

1 -й р е б е н о к. На пригорках художник нарисовал березовую рощу. Листья на березах желтые, поэтому роща кажется золотой.

Логопед. Какие деревья мы видим на переднем плане?

2-й -ребенок. На переднем плане мы видим клены с яркими оранжевыми листьями.

Логопед. Какое небо мы видим над болотом?

1- й ребенок. Небо хмурое, покрытое густыми темными облаками.

Воспитатель. Но, несмотря на это, картина не кажется мрачной. Золотые лес и трава создают праздничное настроение.

Как вы думаете, какое время суток на этой картине?

1-й ребенок. Наверное, это день.

Воспитатель. Верно. А теперь давайте послушаем, какие звуки раздаются в лесу возле болота.

Воспитатель включает запись звуков леса? Запись звучит 1—2 минуты.

Воспитатель. Что вы услышали?

2-й ребенок. Квакают лягушки, шумит ветер в камыше, кричат птицы.

З) Игра «Осенние листья». [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает встать в круг. Он берет в руки мяч.

Логопед. Вы узнали на картинах разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях? Например, на березе — березовые. А на клене? Логопед бросает детям мяч по очереди и задает им вопросы.В ходе игры образуются пары слов: на клене — кленовые; на осине — осиновые, на рябине — рябиновые, на дубе — дубовые. (И т. п.)

4. Упражнение «Ветер и листья». [Координация речи с движением. Совершенствование певческих навыков. ]

Ветер по лесу летал, Бегут по кругу на носочках и взмахивают

Ветер листики считал. руками

Вот дубовый, Встают лицом в крут, загибают по одному

Вот кленовый, пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вот рябиновый резной, Бегут по кругу на носочках и взмахивают

Вот с березки золотой. руками.

И последний лист с осинки Встают лицом в круг, загибают по

Ветер бросил на тропинку. одному.

Ветер по лесу кружил, пальцу на обеих руках на каждую строку

Ветер с листьями дружил. Кружатся на носочках на месте

Вот дубовый, Приседают, опустив руки.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок Сидят лицом в круг и загибают по одному Рядом с листьями прилег пальцу на обеих руках на каждую строку

Вот дубовый, Ложатся на спину, расслабляются

Вот кленовый, закрывают глаза,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

5. Сравнение репродукций картин И. Левитана и Ф. Васильева. [Совершенствование систаксической стороны речи (освоение сложноподчиненных предложений с противопоставлением).]

Логопед. А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его. На первой картине изображено лесное озеро.

1-й ребенок.. а на второй картине нарисовано болото.

Логопед. На первой картине изображен поздний вечер.

2-й ребенок.. а на второй картине — день.

Логопед. На первой картине изображено ясное чистое небо.

3-й р е б е н о к.. а на второй картине — небо, покрытое густыми облаками.

Логопед. А теперь сами составьте предложение о деревьях на обеих картинах.

4-й ребенок. На первой картине изображены березы и сосны, а на второй — березы и клены.

Л о г о п е д. Но на той и другой картинах изображена прекрасная золотая осень.

Обводка и штриховка кленовых листьев. [Развитие тонкой моторики. ] Воспитатель приглашает детей за стол, на котором лежат листы бумаги, кленовые листья, стоит контейнер с карандашами.

Воспитатель. А вот и кленовые листья с картины «Болото в лесу». I Приложите их к листам бумаги, обведите по контуру, а потом заштрихуйте; горизонтальными линиями красными, оранжевыми и желтыми карандашами так, чтобы они казались золотыми, как клены на картине Федора Васильева. Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу.

Упражнение «Составь схему». [Развитие фонематических представлений (совершенствование навыка звукового анализа слов).]

Логопед ставит на стол контейнер с фишками. И последнее задание сегодня. Раз мы сегодня так много говорим о деревьях, выложите звуковую схему слова дубы.Дети выполняют задание и выкладывают схему:

Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо выполнили задание, а теперь скажите, сколько звуков в слове дубы? Дети. В этом слове четыре звука. Логопед. Произнесите их по порядку. Дети. [Д], [у], [б], [ы].

Логопед. Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети. Два. Это звуки [у], [ы].

Логопед. Сколько согласных звуков?

Дети. Два. Это звуки [д], [б].

Логопед. Какие это согласные? Расскажите о них.

й ребенок. Звук [д] — согласный твердый звонкий.

й ребенок. Звук [б] — согласный твердый звонкий.

Логопед. Отлично! Вы выполнили все мои задания.

Логопед предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает его.

Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] ‘ Логопед предлагает каждому из детей рассказать о том, которая из картин ему понравилась и почему. Потом дети вспоминают, чем они занимались, а логопед оценивает их работу.

Презентация «Осень, деревья осенью» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию одну из своих презентаций на тему: «Осень, деревья осенью». Слайд 1. У осени три периода: ранняя.

Конспект занятия по лепке «Осенние деревья и кусты» для средней группы «Осенние деревья и кусты» для средней группы. Раздел: Лепка Тема: «Осенние деревья и кусты». Цель: Катать шарики между ладонями, сплющивать.

Конспект занятия по лепке «Осенние деревья и кусты» для средней группы «Осенние деревья и кусты» для средней группы. Раздел: Лепка Тема: «Осенние деревья и кусты». Цель: Катать шарики между ладонями, сплющивать.

Конспект занятия по аппликации «Осенние деревья» в старшей группе Художествено-эстетическое развитие. Старшая группа (5-6 лет). Аппликация «Осенние деревья» Цель: создание «Осеннего дерева» с помощью разноцветного.

Конспект открытого комплексного занятия на тему «Осенние деревья» в средней группе Тема: «Осенние деревья» Цель: уточнение знаний детей о признаках поздней осени. Задачи: 1. Упражнять в определении породы деревьев по внешнему.

Конспект занятия для старшей группы «Осень. Деревья осенью» Тема. Осень Деревья осенью. Коррекционно – образовательные задачи: • Активизация речевой деятельности • Совершенствование диалогической речи.

Конспект занятия по аппликации в старшей разновозрастной группе «Осенние деревья» Цели: Закреплять навыки работы с ножницами, развивать мелкую моторику Воспитывать стремление дополнять работу деталями, добиваться выразительности.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ «Осень золото роняет. Деревья осенью» Учебный год, и мы начинаем проводить занятия со своими ребятишками. Хочу предложить вам 1 занятие из цикла занятий по ознакомлению со.

Периоды онтогенеза. Критические периоды развития и их особенности В процессе индивидуального развития человеческого организма (онтогенез) выделяются 2 больших периода: 1 период Внутриутробный (перинатальный) когда.

Тематическое музыкальное занятие «Осенние месяцы» для средней группы Тематическое музыкальное занятие «Осенние месяцы» для средней группы Программное содержание: обобщить представления детей о характерных.

Источник

Читайте также:  Какого числа бывает день осеннего равноденствия
Оцените статью