Картины виктора борисова мусатова осенний мотив
Конец XIX — начало XX веков — один из наиболее сложных и значительных периодов в истории русской художественной культуры. Кризис общества во всех сферах социальной, политической и духовной жизни, ожидание перемен, породили неудовлетворенность существующими формами искусства. Творчество предшественников критикуется художниками нового поколения, которые выступают за обновление и совершенствование изобразительного языка. Поиски нового стиля сопровождались активизацией выставочной деятельности и быстрой сменой художественных теорий. На рубеже веков возникает множество новых течений и объединений, стремившихся выразить глобальные идеи эпохи. Растерянность русской художественной интеллигенции на рубеже веков, неясность ее идейной позиции отразились на искусстве этого времени, которое характеризовалось особой зыбкостью настроений, смутной, непереводимой музыкальностью ассоциаций, утонченностью цветовых отношений. Складывается стиль, затронувший все пластические искусства, начиная, прежде всего, с архитектуры, получивший название стиля модерн. В живописи модерн проявил себя символикой образов, пристрастием к иносказаниям. Символизм — существенное свойство искусства, призванное устанавливать связь видимого и конкретного с областью идеальных представлений. Содержание символического изображения всегда шире того объекта, непосредственным отражением которого является. Художественное творчество в целом вообще символично. Всякий символ есть образ, поскольку в единичном выражает общее, и всякий образ в определенной мере символ. Именно поэтому посредством художественных образов становится возможным изображение таких абстрактных понятий, как истина, добро, красота. Символизм стремился отвлечь, увести человека от повседневности, от эмпирического взгляда на мир и обращал его к пониманию «подлинных сущностей» мироздания, к высшим идеалам.
В истории русского символизма отмечаются два этапа, так называемые две волны. «Первая волна» возникла на рубеже 1880 — 1890-х годов и представляла собой стихийный неоромантический протест. Одни художники обращались к образам романтической литературы, другие — к древней истории, третьи — к религиозно-нравственным идеалам, многие пришли к театру. Но главное — все они стремились изменить тем самым окружающий мир, создавая свой, новый.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов — прямой выразитель живописного символизма и один из первых ретроспективистов в изобразительном искусстве порубежной России; он объединяет в себе оба этапа русского символизма. Начав свою деятельность в русле «первой волны», он явился провозвестником и творцом «второй волны» русского символизма, ярко представленной в творчестве его молодых товарищей — П.В. Кузнецова, П.С. Уткина, А.Т. Матвеева.
Борисов-Мусатов покоряет чистотой и возвышенностью своих идеалов, воплощенных в его произведениях. Представление художника о красоте было связано с давно минувшими временами, с одухотворенными, почти неземными женщинами, погруженными в свои мечтательные или грустные думы. Для него исторические реминисценции были средством воплотить в своих произведениях мечты о прекрасном мире, полном неосуществимого счастья, который он противопоставляет окружающей его обыденности провинциального города.
Художник родился в Саратове и здесь он создал самые значительные произведения. Он приезжал в родной город каждое лето, когда учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в петербургской Академии художеств и в частной студии парижского маэстро Фернана Кормона. Во Франции молодой художник был очарован новейшими живописными течениями. Творчество импрессионистов и художников-символистов группы «Наби» захватывает его и, вернувшись на родину, он стремится использовать их опыт в самостоятельных поисках.
Первые «послепарижские» годы переживаются художником очень тяжело, трудно идет работа. Желая отрешится от скуки провинциального Саратова, он старается погрузиться в «прошедшие времена», обладающие для него неизменным очарованием. И во дворе материнского флигеля разыгрываются первые «мусатовские спектакли», в которых участвует его главная «муза» и вдохновительница — младшая сестра Елена, а также друзья и единомышленники. Для них отыскиваются и специально шьются старинные туалеты, украшенные оборками и кружевами; с их помощью выстраиваются мизансцены, в которых художник старается воссоздать свое ощущение невозвратимой красоты. Именно здесь, во дворе саратовского флигеля была написана картина художника «Осенний мотив», работая над которой он находит свою тему в искусстве и неповторимую «мусатовскую» интонацию.
Осенний сад, пронизанный последними теплыми лучами солнца одухотворяется лирическим видением мастера: в увитой зеленью беседке укрылись двое: мужчина и женщина. Их разговор прервался; но, кажется, что безмолвие нарушается чарующей мелодией, сотканной из неспешно скользящих солнечных бликов, струящегося воздуха, мерцания полутонов. Музыкальность замысла — один из самых важных моментов мусатовской картины, подчиняющий себе ее композиционное, пластическое и цветовое решение. С помощью изящнейшего колорита, прозрачных сиреневых и перламутровых оттенков художник передает состояние светлой грусти, охватившее его полуреальных персонажей. Условно-исторические костюмы подчеркивают их отрешенность от всего земного и настоящего. Впервые в творчестве мастера появляется опоэтизированный образ дамы ушедших времен, как символ красоты, противостоящей действительности.
Мусатовское творчество оставило заметный в развитии новой русской живописи, хотя прямых последователей у него не было. Творческий метод Мусатова, основанный на гармоничном сочетании рационально и интуитивного начал, где композиция и колорит строятся по законам музыкальных ритмов, где выразительность больших цветовых плоскостей достигается при помощи трепетного импрессионистического мазка, оказывается привлекательным для молодых художников. Он был первым, кто взволновал души младших современников, открыв им таящиеся в искусстве живописи возможности почти беспредельного усиления эмоционального содержания картины, прикосновения к душевным глубинам, дотоле неведомым. Он доказал, что художник имеет право нарушать прямую связь между предметом и его изображением, изменяя последнее согласно внутренней необходимости, создавая образы, обязанные реальности только изначальными формами, ритмами, цветом.
© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
Источник
«Осенний мотив», Виктор Борисов-Мусатов — описание картины
- Автор:Виктор Борисов-Мусатов
- Музей: Художественный музей им. Радищева, Саратов
- Год: 1899
Описание картины:
Перемены в жизни на рубеже 19-20 веков оказали большое влияние на творчество Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Уходящая дворянская культура, опустевшие усадьбы и парки определили тематику его последующих работ. Художник создает целый цикл придуманных жанровых сцен, разворачивающихся на фоне старинных интерьеров и живописных уголков природы, начало которому положила эта картина. Самым важным он считал душевные эмоции и чувства, которые передает эта картина.
Ранняя осень, ясный теплый день. Солнечные лучи серебряными бликами играют на начинающей желтеть листве густых кустов. В деревянной беседке, увитой диким виноградом, молча сидят двое молодых людей.
Юноша в белом парике, одетый в атласный костюм ярко-голубого цвета и белоснежные чулки, наклонившись вперед, сидит на скамейке. Кисти рук, лежащих на коленях, сжаты в замок, выдавая внутреннее напряжение. Голова низко опущена, лица не видно. Все доводы в разговоре исчерпаны, и он очень расстроен результатом.
Сидящая напротив юная барышня, чуть отвернувшись от собеседника, смотрит в сторону. Светлое бело-голубое воздушное платье оттеняет загорелую кожу, жемчужная нитка бус украшает изящную шею. Рыже-каштановые волосы, уложенные в простую прическу, открывают грустное и немного усталое лицо с тонкими чертами. Она кажется спокойной, но видно, как руки теребят красивую бледно-розовую розу, лежащую на коленях. Беседа и для нее была непростой, но она уже все для себя решила.
И пусть художник не соблюдает историческую достоверность, ведь костюмы героев из разных эпох, для него гораздо важнее передать чувства и переживания персонажей.
Светлая, радостная гамма цветов: белый, небесно-голубой, оливково-зеленый с яркими пятнами красного и розовато-оранжевого, вместе с плавными, текучими линиями создают лирическое и умиротворенное настроение. Однако пластика тела кавалера и барышни, их позы рассказывает о мечтах, которым не суждено сбыться, о разбитых надеждах. И очень отчетливо слышна осенняя мелодия старинной грусти.
Источник
Меланхоличные картины и короткое счастье русского символиста Виктора Борисова-Мусатова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Виктор Эльпидифорович родился весной 1870 года. Его дед был крепостным при саратовском помещике Шахматове. После отмены крепостного права отец будущего художника остался при помещике в качестве камердинера, затем получил образование бухгалтера и поступил служащим в железнодорожную контору в Саратове. Женился он на дочери владельца переплетной мастерской. Брак был омрачен смертями четверых детей Мусатовых еще во младенчестве. Пятый их ребенок не выказывал никакого нездоровья до трехлетнего возраста, но внезапно его состояние ухудшилось.
Выяснилось, что маленький Виктор страдает от тяжелого повреждения спины после неудачного падения, на которое сначала никто не обратил внимания. К счастью, Мусатовы сумели найти хороших врачей, чьи революционные по тем временам методы помогли остановить значительную деформацию позвоночника, но всю оставшуюся жизнь Виктор страдал не только от внешнего недостатка, но и от чудовищных болей в спине, и многих других недугов.
Родители окружили мальчика заботой и любовью с удвоенной силой. Отец рисовал для него книжки и поддерживал любовь к творчеству. Уже в одиннадцать лет будущий художник демонстрировал исключительные успехи в рисовании и черчении. Даже контурные карты он превращал в настоящие шедевры. Он был мечтателен, любил бывать в одиночестве. Однако его однокашники вспоминали, что с ними Виктор бывал весел и дружелюбен, вызывал у них неподдельный интерес своей одаренностью и умом. Его физические особенности и замкнутость вовсе не отталкивали сверстников, с ним стремились дружить. А он стремился на берег Волги – писать пейзажи… Когда в Саратове открылся художественный музей, юноша буквально поселился там. В те годы человеку, имевшему серьезные проблемы со здоровьем, идти в художники было как минимум безрассудно – но Виктор понимал, что это его призвание.
Он присоединил к своей фамилии – Мусатов – имя деда, став Борисовым-Мусатовым. Так ему суждено было прославиться – но путь оказался неимоверно труден. Борисов-Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в ученики к Поленову. Одна из его ученических картин была куплена великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Душой он стремился в Петербург – именно там кипела настоящая художественная жизнь, создавалось настоящее, как ему казалось, искусство. Но сырой и холодный климат плохо отражался на его хрупком здоровье. Впрочем, и в Москве было достаточно встреч, дискуссий, экспериментов. В одном из таких новаторских художественных кружков Борисов-Мусатов встретил художницу-пейзажистку Елену Александрову – и без памяти в нее влюбился. К его изумлению, чувства оказались взаимными…
В жизни Борисова-Мусатова огромную роль сыграли две Елены – жена и сестра. Обе они вдохновляли и поддерживали его, обе служили бессменными – и единственными – моделями для его полотен. Грустные девушки в старинных платьях (наряды шила мать художника), почти бесплотные, бродят по берегам заросших прудов. Но призраки ушедших времен, скорее условные образы, нежели живые люди, все же сохраняют портретное сходство с двумя любимыми женщинами художника. Впрочем, в его жизни были и другие живописно-романтические увлечения.
Борисов-Мусатов был хорошо знаком с достижениями французского искусства, неоднократно бывал в Париже и восхищался импрессионистами. Но предпочел идти своим путем – писать «прекрасную эпоху», не имевшую точных временных рамок. Художник посещал заброшенные дворянские усадьбы в поисках вдохновения – Слепцовка, Зубриловка, Введенское… Две Елены неизменно сопровождали его в этих путешествиях.
Несмотря на образ мечтательного затворника, Борисов-Мусатов играл большую роль в жизни московских художественных кружков. Его работы имели огромный успех – хотя и в узких кругах. Виктор Эльпидифорович не входил ни в один творческий союз, но активно занимался организацией выставок, дружил со многими символистами. К Борисову-Мусатову были беспощадны критики, его игнорировали покупатели и меценаты, даже Третьяковская галерея отказывалась приобретать его работы (хотя впоследствии там оказалась пара его полотен по протекции Серова), но молодые художники и поэты восхищались им и считали своим лидером. Борисов-Мусатов не имел отношения к «Голубой розе» — главному объединению русских символистов, — но они посвящали ему свои выставки…
В 1904 году Борисову-Мусатову все же удалось получить крупный заказ – четыре стенных росписи для богатого особняка Деоожинской по проекту Федора Шехтеля. Здесь художник мог воплотить все свои давние идеи, полюбившиеся мотивы, стремление к монументальной живописи – и поправить свое незавидное финансовое положение. Но сохранились лишь акварельные эскизы – росписи так и не были созданы. В том же году Борисов-Мусатов испытал радость отцовства – его дочь Марианна впоследствии стала известным книжным графиком.
Вскоре после этого Борисов-Мусатов переехал в Тарусу, где часто проводил время на даче Цветаевых. В ту осень он много занимался пейзажем и начал пробовать свои силы в новой живописной стилистике. Но, нащупав новое направление в живописи, реализовать свои стремления уже не успел – сердце художника больше не справлялось с нагрузкой. В возрасте тридцати пяти лет Борисов-Мусатов скончался.
Он успел сказать друзьям, где желает быть похороненным – в живописном месте на берегу Оки. Друг Борисова-Мусатова, скульптор А.Т. Матвеев, создал прекрасную скульптуру для его надгробия – мальчик, погруженный в сладкий сон. Сон о прекрасной эпохе – теперь уже не сулящий пробуждения.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник