- Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры схема
- Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры схема
- Упражнение 12 — Русский язык 8 класс. Тростенцова, Ладыженская. Учебник
- Вопрос
- Подсказка
- ГДЗ Русский язык 8 класс Ладыженская. §3. Знаки перпинания в сложном предложении. Упражнение №12
- Решение
Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры схема
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три группы:
−неоднородным (его называют также параллельным)
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ
1. [Я пришёл к тебе с приветом, рассказать], (что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало).
2. [ Тот, (кто жизнью живёт настоящей), (кто к поэзии с детства привык), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык.]
Строение сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными можно показать вертикальными схемами:
При однородном подчинении все придаточные связаны с одними и теми же словами главного предложения (в примерах они выделены) и отвечают на один и тот же вопрос.
Такие придаточные называются однородными. Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.
Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и /или, запятая перед ними не ставится, как и при однородных членах предложения:
[Я отвечал], (что природа хороша) и (что особенно хороши в наших местах закаты).
[Было непонятно], (о чём говорить) или (о чём молчать).
Но запятая ставится, если есть союз а
[Совершенно невозможно было определить], (какие картины мне нравятся), а (какие — нет).
В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать
1. (Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде].
2. [Вздрогнем], (если вдруг взметнётся птица) или (лось протрубит вдалеке).
В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может быть РАЗНЫЕ
подчинительные союзы, при этом вопрос от главного к придаточному остаётся одинаковым:
[Мне не хотелось уточнять], что? (как долго длилась переписка) и что? (зачем они вели её).
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ
1. (Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное).
2. (Когда Кипренский писал портрет Пушкина), [поэт был озабочен], (хотя и пытался шутить).
3. (Если мы обратимся к лучшим образцам прозы), [то убедимся], (что они полны подлинной поэзии).
При неоднородном подчинении придаточные могут относиться к одним и тем же словам главного предложения,
но они не являются однородными, так как отвечают на разные вопросы. Такие придаточные называются
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ
1. [ Только тот может стать настоящим человеком], (кто смотрит вперёд, знает ), (что ему надо сделать за свою жизнь).
2. [Главное в том], (что проза, (когда она достигает совершенства), является , по существу, подлинной поэзией ).
Придаточные, поясняющие главное предложение, называются придаточными 1 степени; придаточные, поясняющие придаточное 1 степени, называются придаточными 2 степени и т. д.
При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (что и если, что и когда, который и если и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:
[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).
[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).
В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть одновременно и однородное, и последовательное подчинение; неоднородное и последовательное подчинение; однородное и неоднородное подчинение и т. д.:
1. [Не может быть хорошего прозаика], (если человек не знает на память лучших наших поэтов), (если он не слышит), (как звучит слово), (как чередуются в нём звуки).
2. [Каждый раз, (когда приближалась осень), начинались разговоры о том], (что многое в природе устроено не так), (как нам бы хотелось).
Источник
Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры схема
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 300
- КНИГИ 654 084
- СЕРИИ 25 023
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 447
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».
Толстые переплетенные тома этого журнала валялись в чулане вместе с веслами, фонарями и старым ульем. Улей был выкрашен белой клеевой краской. Она отваливалась от сухого дерева большими кусками, и Дерево под краской пахло старым воском.
Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу. Корни он обложил сырым мхом и обернул рогожей.
– Это вам, – сказал он и покраснел. – Подарок. Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.
– Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим.
– Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – Дед меня и надоумил. «Сбегай, говорит, на прошлогоднюю гарь, там березы-
двухлетки растут, как трава, – проходу от них нет никакого. Выкопай и отнеси Руму Исаевичу (так дед называл Рувима.) Он о лете беспокоится, вот и будет ему на студеную зиму летняя память. Оно, конечно, весело поглядеть на зеленый лист, когда на дворе снег валит как из мешка».
– Я не только о лете, я еще больше об осени жалею, – сказал Рувим и потрогал тоненькие листья березы.
Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью.
В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными л живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, все молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания.
Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков.
Ветра не было, но в саду все падали и падали листья.
Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем.
Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил – почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
Комнатная теплота не спасла березу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах.
Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни береза будет зеленеть в комнатах, освещенных белым солнцем и багровым пламенем веселых печей. Последняя память о лете исчезла.
Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.
– Это закон, – сказал он. – Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мерзлая земля не давала бы ее корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды.
А дед Митрий, по прозвищу «Десять процентов», узнав об этой маленькой истории с березой, истолковал ее по-своему.
– Ты, милок, – сказал он Рувиму, – поживи с мое, тогда и спорь. А то ты со мной все споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя еще времени не хватило. Нам, старым, думать способнее. У нас заботы мало – вот и прикидываем, что к чему на земле притесано и какое имеет объяснение. Взять, скажем, эту березу. Ты мне про лесничего не говори, я наперед знаю все, что он скажет. Лесничий мужи:; хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть пли нет?
– Может, – ответил Рувим.
– Может, может! – передразнил его дед. – А ты этот электрический ток видал? Как же ты его видал, когда он видимости из имеет, вроде как воздух? Ты про березу слушай. Промеж людей есть дружба или нет? То-то, что есть. А люди заносятся. Думают, что дружба им одним дадена, чванятся перед всяким живым существом. А дружба – она, брат, кругом, куда ни глянешь. Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом. Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдет. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей березе не облететь, когда все ее товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь.
– Ну, это ты, дед, загнул, – сказал Рувим. – С тобой не столкуешься. Дед захихикал.
– Ослаб? – спросил он язвительно. – Сдаешься? Ты со мной не заводись, – бесполезное дело.
Дед ушел, постукивая палкой, очень довольный, уверенный в том, что победил в этом споре нас всех и заодно с нами и лесничего.
Источник
Упражнение 12 — Русский язык 8 класс. Тростенцова, Ладыженская. Учебник
Вопрос
Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сложные предложения в такой последовательности: сначала бессоюзные, затем союзные. Какое предложение можно отнести к одной и другой группам? Почему? Подчеркните грамматические основы. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу. Подчеркните слова, обозначающие цвет.
Образец . 1 В саду поселилась осень, но 2 листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.
1. Г..рели тёмным пурпуром клёны порозовел 2 бересклет ссыхался дикий виноград на беседке. 2. Берёзы за одну ноч(?) пожелтели до самых верхуш..к и листья осыпались с них частым и печальным дождём. 3. Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что многое в пр..роде устро..но не так как бы мы хотели. 4. Зима у нас длинная, зат..жная лето гораздо короче зимы и осень проходит мгновенно и оставляет впеч..тление промелькнувшей за окном золотой птицы. 5. Шумел огонь 1 в печи багровые отсветы дрожали на бревенч..тых стенах и на старой гравюре* — портрете художника Брюллова.
(По К. Паустовскому)
Подсказка
Простые предложения в составе сложного на письме обычно отделяются друг от друга запятой.
Объясним правописание слов:
- гор е́ли — корень с чередованием гласных а//о;
- по розов ел (ро́зовый), по желт ели (жёлтый), о ставл яет (оста́вить — проверяемая гласная в корне;
- ночь — мягкий знак на конце существительных;
- верхуш ек (верхушка) — правописание суффиксов -ек, -ик;
- печальным, природе, затяжная, впечатление, ), промелькнувшей — словарное слово;
- при ближалась — правописание приставок при-, пре-.
- устро ен о (устроить) — гласная перед н, нн в суффиксах страдательных причастий;
- бревен ч ат ых — гласная после щипящей;
Источник
ГДЗ Русский язык 8 класс Ладыженская. §3. Знаки перпинания в сложном предложении. Упражнение №12
Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сложные предложения в такой последовательности: сначала бессоюзные, затем союзные. Какое предложение можно отнести к одной и другой группам? Почему? Подчеркните грамматические основы. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу. Подчеркните слова, обозначающие цвет.
Образец. ( 1 ) В саду поселилась осень, но ( 2 ) листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.
1 . Г..рели тёмным пурпуром клёны порозовел 2 бересклет ссыхался дикий виноград на беседке.
2 . Берёзы за одну ноч(?) пожелтели до самых верхуш..к и листья осыпались с них частым и печальным дождём.
3 . Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что многое в пр..роде устро..но не так как бы мы хотели.
4 . Зима у нас длинная, зат..жная лето гораздо короче зимы и осень проходит мгновенно и оставляет впеч..тление промелькнувшей за окном золотой птицы.
5 . Шумел огонь ( 1 ) в печи багровые отсветы дрожали на бревенч..тых стенах и на старой гравюре* — портрете художника Брюллова.
(По К. Паустовскому)
Решение
Бессоюзные: 1 . Горели (гар//гор) тёмным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке.
5 . Шумел огонь, в печи багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на
старой гравюре — портрете художника Брюллова. (По К. Паустовскому)
Союзные: 2 . Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек (после шипящ. оконч. без дарения поэтому е)‚ и листья осыпались с них частым и печальным дождём.
3 . Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено ( 2 спр.) не так, как бы мы хотели.
Бессоюзное и союзное одновременно: 4 . Зима у нас длинная, затяжная (тянется), лето гораздо короче зимы, и осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Слова, обозначающие цвет: пурпур, порозовел, багровые, пожелтели, золотой.
Порозовел − глагол.
Порозовел (порозоветь) ← розовый + по + е .
Огонь — о−гонь
о — [ а ] — гласный, безударный
г — [ г ] — согласный, звонкий, твердый
о — [ о ] — гласный, ударный
н — [ н ’] — согласный, звонкий, мягкий
ь — нет звука
5 б., 4 зв.
Источник