- «Народные приметы осени» классный час (3,4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Классный час «Приметы Осени», 4 класс
- Классный час по экологии на тему «Осень» для 4 класса
- Тема: «Народные приметы осени» (конкурсно-игровая программа)
- Ход классного часа
«Народные приметы осени»
классный час (3,4 класс) по теме
Данное мероприятие можно провести совместно с родителями. Содержит народные приметы осенних месяцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_primety_oseni.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Логовская СОШ
подготовила и провела
учитель начальных классов
Ляпина Галина Сергеевна
Цель: — прививать любовь к народным приметам и народным традициям Руси;
— воспитывать бережное отношение к природе и историческому прошлому родного края;
Ведущий: Вы знаете, ребята, что к нам пришла осень: позолотила верхушки деревьев, раздала разноцветные наряды всем растениям, полетели паутинки по ветру, в садах поспел урожай. Скажите, какие осенние месяцы вы знаете? Вот сегодня мы поговорим с вами о народных приметах осени.
Заданье на дом нам дано
На вечер осени златой,
И чтоб понравилось оно,
Нашли мы выход вот какой.
Решили класс наш показать,
Который стал дружней,
А заодно и рассказать
Итак, рассказ мы свой начнем
С осеннего денька,
И незаметно перевернем
Приметы осени хотим
Напомнить вам, друзья,
Но и немножечко схитрим –
Покажем вам себя.
Ну вот, теперь начнем рассказ
Что подсмотрел наш зоркий глаз
Осенним светлым днем.
Песня на мотив «То ли еще будет»
Желтых листьев больше,
Утром хочется поспать,
Нам сентябрь дает звонок,
А октябрь – ложку,
В ноябре опять урок…
Отдохнуть бы трошки…
То ли еще будет/ 2р
То ли еще будет, ой, ой, ой.
Он как будто бы букварь
Все приметы знает.
Каждый день дает намек,
Нас зимой стращает…
Лучше б двойки наутек
В дальний край слетали…
То ли еще будет/ 2р
То ли еще будет, ой, ой, ой.
Ведущий: Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
Табличка: 11 сентября – Иван- полетний
В конце декады сентября
Иван – полетний есть.
И с этим днем примет, друзья,
По пальцам нам не счесть.
Полетний Ванька гонит птиц
А гуси зимушку за хвост
Ведут опять в поля.
Табличка: 14 сентября – Семен – летопроводец
А ну, попробуй отгадай
Семен ты или нет?
Ведущий: Дорогие друзья! Один из народных русских праздников в сентябре – это Семен – летопроводец. Я загадаю вам несколько загадок – примет, связанных именно с этим днем, а вы постарайтесь отгадать. Итак, 14 сентября…
- Если в этот день будет ясная погода, то какое будет бабье лето? (теплое)
- Если в этот день будет тепло, то какая ожидается осень? (дождливая)
Ведущий: Очень много хорошего принесла нам осень. Я прочитаю вам загадку, а вы скажете мне, о каком месяце в ней говорится?
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Табличка: 3 октября – Астафий – ветряк
А вот октябрь на дворе,
А значит – листопад.
Раздолье нашей детворе,
Пока не снегопад!
На Астафья – ветряка
Так и знай, наверняка,
Конкурс – шутка : В этот день по ветру можно судить о погоде в октябре: если в этот день дует северный ветер – быть стуже, если дует ветер восточный – к вёдру, если ветер западный – к дождю, а если ветер южный – быть теплу.
(разделить уч-ся на 4 группы: 1 – северный ветер, 2 – южный, 3 – западный, 4 – восточный; по очереди дети изображают ветер (шумят, свистят, дуют). Если справились, погода будет по примете.
Ведущий: Ну а теперь посмотрим, как вы знаете овощи, которые растут на нашем огороде.
(в одной корзине –загадки, в другой – овощи – отгадки)
Все овощи полезны и вкусны. Особенно они хороши, когда выращены своими руками. Я надеюсь, что каждый из вас летом был хорошим помощником старших.
- Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)
- В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)
- Была ребенком – не знала пеленок,
А стала старой – сто пеленок иметь стала. (капуста)
- На ощупь очень гладкая, на вкус — как сахар сладкая,
По цвету красноватая и нравится ребятам. (морковь)
Табличка: 14 октября – Покров
На Руси давно велось,
До обеда осень жди,
Родители рассказывают о приметах:
14 октября на Руси издавна праздновали праздник Покрова. К этому дню укрепляли дома и сараи. «На Покров натопи хату без дров» — гласила русская пословица. В этот день россияне начинали готовиться к зиме.
Ведущий: Давайте и мы заглянем в одну из русских изб и послушаем разговор деда, бабы и внучки. О чем они говорят? Послушайте и запомните.
Внучка: Бабушка, а если журавли улетают до Покрова, это к чему?
Бабушка: К ранней зиме, внучка.
В: Дедушка, а если ветер в этот день будет северный или восточный?
Д: К холодной зиме, внучка.
В: Интересно, дедушка, а ветер подует в разные стороны, что тогда будет?
Д: Если ветер подует южный – к теплой зиме, а если западный – к сильному снегу в зиму. Ну а если ветер будет переменный, то и зиму жди непостоянную.
В: С ветром понятно, а что еще можно ожидать от Покрова, бабушка?
Б: Посмотри в окно, внучка. Если к этому дню береза и дуб останутся без листьев – быть теплой зиме, а если нет, то к холодной.
Ведущий: Вечера становились длинными и холодными, с Покрова начинали заниматься ремеслом и собирались на посиделки. Девушки прядут, вышивают, а парни лапти плетут, сети чинят, на гармошке играют, песни поют.
Сценка «Посиделки» Частушки
Скоро нам гуляночка.
Скоро, скоро заиграет
- Что ты, милочка, не робишь?
На кого надеешься?
Придет зимушка холодна,
Ты во что оденешься?
- Не стой, миленький в порожке,
Не большая тебе честь!
Иди сядь ко мне на лавку,
Для тебя местечко есть.
Ведущий: На посиделках парни наблюдали за девчатами, кто как работает и себе невесту выбирали.
С Покрова начинались веселые ярмарки. Вот и мы сейчас отправимся с вами на ярмарку.
(дети ходят вдоль столов, на которых лежат разные поделки;
Петрушка: А вот и я! Пришел вас позабавить, с праздником поздравить! Я вам спою песенку, а вы, если согласны, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» А если не согласны, то покачайте головой (нет).
— Я спрошу сейчас у всех:
Кто здесь любит шутки, смех?
— Отвечайте хором вмиг:
Кто здесь самый баловник?
— Кто привык из вас к порядку,
Утром делает зарядку?
— Кто из вас, скажите, братцы,
— И еще один вопрос:
Кто себе не моет нос?
— Наступил прощанья час,
Кто похлопает сейчас?
Ведущий: Поле черно – белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи? (ноябрь)
Ведь не зря гласит молва:
Мудрость – это седина,
Слушай их, дружок!
Листая лист календаря,
По осени спешим.
И дни, и ночи ноября
Особенно мы чтим!
Вот приметы ноября,
Слушай и внимай,
На Руси народ не зря
Табличка: ноябрь: 04.11. – Казанская
08. 11. – Дмитрий Солунский
21. 11. – Михайлов день
На Казанскую дожди –
А на Дмитрия тепло –
В дождь войдет она.
Родители: В ноябре наибольшее количество народных примет. «До Казанской – не зима, с Казанской – не осень», «На Казанскую дождь лунки нальет – зиму скоро приведет», «Дмитрий на снегу – весна роздняя».
Только несколько примет
Что нам осень принесет
В праздник новогодний.
Знай приметы сентября,
Не теряй и дня не зря,
Все: А к зиме готовься!
Проверка д/ задания (народные приметы осени)
- 7 октября по народному календарю Фекла – заревница. На Феклу – дергай свеклу.
- Октябрь – макушка осени.
- Ноябрь – ворота зимы, сумерки года.
- В ноябре снега надует – хлеба прибудет.
Загадки о явлениях природы:
- Ночью ходит, а днем спит. (луна)
- Живет без тела, говорит без языка. (ветер)
- Весной умирает, а осенью оживает. (снег)
- Тонок, долог, голенаст, прыгать горазд, а в траве не видать. (дождь)
Ведущий: Итак, ребята, сегодня мы с вами говорили о ….
Какие же народные приметы осени вы теперь знаете?
Не забывайте беречь и охранять природу, с уважением относитесь к прошлому нашего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Предложение. Народные приметы.Цели: .
С давних времён на Руси придумывали разные народные приметы, большая часть которых связана с явлениями природы. «Примета – это явление, случай который в народе считается предвестием чего-либо.».
Урок позволяет уточнить и расширить представления учащихся о признаках осени; познакомить с народными приметами и загадками об осени; способствует активизации когнитивных процессов (памяти, вним.
Материал для проведения олимпиады по окружающему миру по направлениям: осенние изменения в природе, осенние приметы. Олимпиадные задания расположены по степени трудности, для каждого задания предлагае.
Презентация по литературному чтению во 2 классе.
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2.
Источник
Классный час «Приметы Осени», 4 класс
Классный час по экологии на тему «Осень» для 4 класса
Тема: «Народные приметы осени» (конкурсно-игровая программа)
Цели и задачи классного часа
— Прививать любовь к народным приметам и народным традициям Руси;
— воспитывать бережное отношение к природе и историческому прошлому родного края.
Подготовительная работа
Учитель заранее может сформировать несколько микрогрупп из учащихся класса, предложить подготовить «домашнее задание» и представить его в игровой форме, в виде выступления агитбригады или сатирического театрализованного представления. Задания могут быть следующими: «Народные приметы осени», «Русские народные приметы времен года».
Приглашенные
Если классный час готовился заранее, то в качестве гостей могут быть родители учащихся, шефы, старшеклассники, учителя школы.
Ход классного часа
Выступление агитбригады: «Приметы осени»
В составе агитбригады четыре—восемь подростков; каждый по очереди громко читает четверостишие. В мини-сцене могут участвовать и другие учащиеся.
1-й ученик:
Заданье на дом нам дано
На вечер осени златой,
И чтоб понравилось оно,
Нашли мы выход вот какой.
2-й ученик
Решили класс наш показать,
Который стал дружней,
А заодно и рассказать
3-й ученик
Итак, рассказ мы свой начнем
С осеннего денька
И незаметно перевернем
4-й ученик
Приметы осени хотим
Напомнить вам, друзья,
Но и немножечко схитрим —
Покажем вам себя!
1-й ученик:
Ну вот, теперь начнем рассказ
Что подсмотрел наш зоркий глаз
Осенним светлым днем.
Все участники поют на мотив популярной песни А. Пугачевой:
Что-то стало холодать,
Желтых листьев больше.
Утром хочется поспать,
Нам сентябрь дает звонок,
А октябрь ложку,
В ноябре опять урок.
Отдохнуть бы трошки.
То ли еще будет, то ли еще будет,
То ли еще будет. ой, ой, ой.
Наш осенний календарь
Он, как будто бы букварь, —
Все приметы знает.
Каждый день дает намек,
Нас зимой стращает.
Лучше б двойки наутек
В дальний край слетали.
То ли еще будет, то ли еще будет,
То ли еще будет. ой, ой, ой.
Очередной участник держит табличку «Одиннадцатое сентября — Иван-полетний».
2-й ученик:
В конце декады сентября
И с этим днем примет, друзья,
По пальцам нам не счесть.
После этих слов группа ребят, изображая гусей, показывает, как гуси, улетая, тянут за хвост зиму. На фоне пантомимы следующие участники читают:
3-й ученик:
Полетний Ванька гонит птиц
А гуси зимушку за хвост
Ведут опять в поля.
4-й ученик:
Если рано журавли
Знай, что ранней быть зиме,
Тут бы не пропасть!
Очередной участник держит табличку «Четырнадцатое сентября — Семен-летопроводец».
1-й ученик:
А-ну, попробуй, отгадай,
Семен ты или нет?
Один из чтецов (или ведущих) обращается к сидящим в зале и предлагает всем участникам отгадать несколько загадок.
Учитель: Дорогие друзья! Один из народных русских праздников в сентябре — это Семен-летопроводец. Я загадаю вам несколько загадок-примет, связанных именно с этим днем, а вы постарайтесь отгадать. Итак, 14 сентября.
— Если в этот день будет ясная погода, то какое будет бабье лето? (Теплое.)
— Если в этот день будет тепло, то какая ожидается осень? (Дождливая.)
— Ну, а если этот день будет дождливым, то какую можно ждать осень? (Сухую.)
Наиболее активных можно поощрить. Очередные чтецы держат табличку «Октябрь, 3 октября — Астафий-ветряк».
2-й ученик:
А вот октябрь на дворе,
А значит — листопад:
Раздолье нашей детворе,
Пока не снегопад!
3-й ученик:
Так и знай, наверняка
Один из чтецов (или ведущих) проводит с сидящими в зале (или в классе) подростками конкурс-шутку. Он рассказывает, что 3 октября по русским народным приметам носит названье Астафий-ветряк. В этот день по ветру можно судить о погоде в октябре: если ветер в этот день дует северный — быть стуже, если дует ветер восточный — к вёдру, если ветер западный — к дождю, а если ветер южный — быть теплу.
Классный руководитель предлагает всем присутствующим условно разделиться на четыре микрогруппы. Каждой микрогруппе дается название — «северный ветер», «восточный ветер», «западный ветер», «южный ветер» — и предлагается по очереди изобразить ветер (вместе шуметь, свистеть, дуть и т. д.). Выигрывает та группа, которая «перешумела» все остальные, а значит, и погода будет по примете.
После проведенного кон курса-шутки очередной чтец поднимает табличку «Четырнадцатое октября — Покров».
4-й ученик:
На Руси давно велось,
До обеда осень жди,
Один из ведущих рассказывает, что 14 октября на Руси издавна праздновали праздник Покрова. К этому дню утепляли дома и сараи. «На Покров натопи хату без дров» — гласила русская пословица. В этот день россияне начинали готовиться к зиме. Давайте и мы заглянем в одну из русских изб и послушаем разговор деда, бабы и внучки. О чем они говорят? Подумайте и запомните.
Шутки и прибаутки о временах года
Трое участников разыгрывают небольшую сценку: дед и баба хлопочут по дому, а им мешает внучка и постоянно расспрашивает:
— Бабушка, а если журавли улетают до Покрова, это к чему?
— К ранней зиме, внучка.
— Дедушка, а если ветер в этот день будет северный или восточный?
— К холодной зиме, внучка.
— Интересно, дедушка, а ветер подует в разные стороны, что тогда будет?
— Если ветер подует южный — к теплой зиме, а если западный — к сильному снегу в зиму. Ну, а если ветер будет переменный, то и зиму жди непостоянную.
— С ветром понятно, а что еще можно ожидать от Покрова, бабушка?
— Посмотри в окно, внучка. Если к этому дню береза и дуб останутся без листьев — быть теплой зиме, а если нет, то к холодной.
Очередной чтец, обращаясь к внучке:
1-й ученик:
Ведь не зря гласит молва:
Мудрость — это седина,
Слушай их, дружок!
2-й ученик:
Листая лист календаря,
По осени спешим.
И дни, и ночи ноября
Особенно мы чтим!
3-й ученик:
Вот приметы ноября
Слушай и внимай,
На Руси народ не зря
Следующий чтец держит табличку «Ноябрь: 4.11 — Казанская, 8.11 — Дмитрий Солунский, 14.11 — Яков, 19.11 — Павел, 21.11 — Михайлов день».
4-й ученик:
На Казанскую дожди —
А на Дмитрия тепло —
В дождь войдет она.
Один из ведущих рассказывает, что именно в ноябре наибольшее количество народных примет-праздников. Доказательством тому могут служить только некоторые народные поговорки и пословицы: «До Казанской — не зима, с Казанской — не осень» (4.11), «На Казанскую дождь лунки нальет — зиму скоро приведет», «Дмитрий на снегу — весна поздняя» (8.11), «Коли на Михайлов день да иней — ожидай больших снегов, коли день зачнется туманом — ростепели быть» (21.11), «С Ераста жди ледяного наста (23.11)».
1-й ученик:
Только несколько примет
Что нам осень принесет
В праздник новогодний.
2-й ученик:
Знай приметы сентября,
Не теряй и дня зазря,
Все участники вместе:
А к зиме готовься!
Загадки, связанные с временами года, явлениями природы
Учитель предлагает учащимся загадки о явлениях природы:
а) Небо и земля, явления природы:
Есть три брата родные: один ест — не наестся, другой пьет — не напьется, третий гуляет — не нагуляется. (Огонь, земля, вода.)
Ночью ходит, а днем спит. (Луна.)
Живет без тела — говорит без языка. (Ветер.)
Тонок, долог, голенаст, прыгать горазд, а в траве не видать. (Дождь.)
Бежит из котелка, а выбежать не может. (Ручей.)
Весной умирает, а осенью оживает. (Снег.
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Метель или вьюга.)
б) Пашня, уборка урожая, покос:
Не море, а волнуется. (Нива.)
Начали братцы из зыбки выбираться, на землю упали — зелеными стали. (Зерно прорастает.)
Сто братьев в одну избушку соткнулись. (Зерна в колосе.)
Сидит мышка в золотой кубышке. (Просо.)
Все поле в сережках. (Овес.)
Лежит городище кверху зубищем. (Борона.)
Подведение итогов классного часа
Учитель благодарит активных участников, возможно, поощряет наиболее активных. В краткой беседе напоминает учащимся о целях прошедшего классного часа. Итог может подвести один из присутствующих гостей, поблагодарить участников игровой и театрализованной программ.
Источник