Когда провожаю глазами цветок поздней осени

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §3. Лексика и фразеология. Упражнение №14

Прочитайте. Передайте чувство удивления и восхищения, которое вызвал у автора голубой цвет. В каком значении употреблено выделенное слово? Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания. • Какой из синонимов к слову кудрявый (кудрявый, курчавый, вьщийся) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?
Наклоняюсь к голубому цве..ку и с уд..влением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цве..ка, всем извес(?)ного ивана−да−марьи. По правд.. говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет его ф..олетовый, за что его и называют цве..ком. Настоящий цветок, с пест..нами и тычинками—только ж..лтая Марья. Это от Марь.. упали на эту осе(н, нн)юю землю семена, чтобы в нов..м году опять покрыть эту землю Иванами да Марьями. Пров..жая глазами голубой цветок поз(?)ней осени я говорю пот..хоньку Иван Иван где теперь твоя Марья. (М. Пришвин)

Решение

Наклоняюсь к голубому цветку (цветы) и с удивлением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного (известие) ивана−да−марьи. По правде ( 1 −е скл., Д. п.) говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет его фиолетовый, за что его и называют цветком. Настоящий цветок, с пестиками (суфф. −ик−) и тычинками — только жёлтая (желтизна) Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом (каком?) году опять покрыть эту землю Иванами да Марьями. Провожая глазами голубой цветок поздней (запоздалый) осени, я говорю потихоньку (тихо): «Иван, Иван, где теперь твоя Марья?».
Какой удивительный голцбой цвет! Хотя Иван не настоящий цветок, цвет его кудрявых листочков вызывает восхищение.
Цветок − употреблено в прямом значении. (Цветущая часть растения, дающая плод).
Синоним «курчавый» не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником.
I. Наклоняюсь − глагол (X то делаю?).
II. Н. ф. − наклоняться. Пост. Признаки: несов. в., неперех., 1 спр. Непост. Признаки: изъяв. накл., наст. вр., ед. ч., 1 л.
III. ( Что делаю?) наклоняюсь.
I. Двойного − прилагательное (какого?)
II. Н. ф. – двойной. Пост. признаки: относ. Непост. признаки: Р. п., ед. ч., м. р . III. Цветка (какого?) двойного.
Твоя [ твай’а ] 2 слога; 4 буквы, 5 звуков
т [ т ] – согласный, глухой, парный, твёрдый;
в [ в ] – согласный, звонкий, парный, твёрдый;
о [ а ] – гласный, безударный;
я [ й ‘] – согласный, звонкий, непарный, мягкий;
[ а ] – гласный, ударный.
Землю [ з‘эмл’у ] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков
з [ з ‘] – согласный, звонкий, мягкий, парный;
е [ э ] – гласный, ударный;
м [ м ] – согласный, звонкий, твёрдый, непарный;
л [ л ‘] – согласный, звонкий, мягкий, непарный;
ю [ у ] – гласный, ударный.

Читайте также:  Почему осенью опадают не все листья

Источник

Вопросы и ответы на задания третьего тура VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев

III тур

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Русский язык и литературное чтение

Прочитай первую часть текста.

Голубой цветок поздней осени…

Шли однажды по дороге Иван да Марья. Дошли до развилки. Тут Иван и говорит:
– Повернем налево.
А Марья ему:
– Нет, направо.
Иван говорит:
– Налево.
А Марья свое:
– Направо.
Стоят они на развилке: Иван – в лиловой рубахе, а Марья – в желтом платочке. Стоят и спорят меж собой:
– Повернем налево.
– Повернем направо.
Говорят так, а друг от друга – никуда.

1. Напиши короткое (2–4 предложения) завершение текста.

Прочитай текст до конца.

Так и стали цветком иван-да-марьей с одним стеблем на двоих.
Цветок этот знают, наверное, все. Растет неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно. На болото заглянешь – и там ее тоже встретишь.
У соцветий иван-да-марьи окраска двойная: цветы желтые, а прицветные листья фиолетово-синие, а то и малиновые: Марья да Иван.
Ботаники же называют растение марьянником дубравным.
Все лето цветет иван-да-марья, и никакая злая непогода цветку не страшна. Солнце все высушит вокруг, другие цветы повянут, а этому – хоть бы что. Присосется, как пиявочка, к корням деревьев и пьет из них воду.
Михаил Пришвин так о них писал: «Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Иван-да-Марьи.
По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за это его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиком и тычинками – только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку: Иван, Иван, где теперь твоя Марья?»
Пчелы этот цветок любят: он им много меда дает. А скот не очень жалует – разве лишь когда другие травы пожухнут, обратит на него внимание: молоко у коров и коз горьким от иван-да-марьи бывает. И семена у цветка ядовиты.
Но вот какая загадка. Там, где есть муравейник, непременно встретишь иван-да-марью, и растет он у муравьиных дорожек словно бы в шеренгу. Может, это муравьи себе тенистые аллеи устраивают? И чем же так полюбился им этот цветок? А дело-то, оказывается, вот в чем. Семена иван-да-марьи для муравьев – все одно что хлеб. Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест, а само семечко возле норки выбросит. Весной оно росток даст. Так и поднимается рядом с муравейником иван-да-марьин сад.
Чародеи и знахари издавна почитали марьянники. Засушенными цветами посыпали порезы и раны, отварами врачевали простуду.

2. Напиши, к какому жанру принадлежит первая часть текста, к которой тобой написано завершение. Обоснуй свою точку зрения.

3. Подчеркни в первом абзаце второй части текста слова и выражения, которые свойственны научному стилю.

4. Почему в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте – со строчных? Это орфографическая ошибка? Объясни свою точку зрения.

5. Подчеркни слова, в которых есть суффикс -к-: травка, опушкам, лужайкам, загадка, норки.

а) Подчеркни слова с нулевым окончанием: цветок, соцветий, цветы, прицветные, цветет, цветку, отцвел, цветной.
б
) Распредели слова в группы, укажи основание для своих действий (количество строк для деления на группы дано избыточное).

цветок
соцветий
цветы
прицветные (название группы)
цветет
цветку (название группы)
отцвел
цветной (название группы)

цветок
соцветий
цветы
прицветные (название группы)
цветет
цветку (название группы)
отцвел
цветной (название группы)

цветок
соцветий
цветы
прицветные (название группы)
цветет
цветку (название группы)
отцвел
цветной (название группы)

цветок
соцветий
цветы
прицветные (название группы)
цветет
цветку (название группы)
отцвел
цветной (название группы)

цветок
соцветий
цветы
прицветные (название группы)
цветет
цветку (название группы)
отцвел
цветной (название группы)

6. Выпиши все ряды однородных членов предложения, в скобках запиши слова, к которым они относятся. Подчеркни как члены предложения все однородные члены.

Растет неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно.

Окружающий мир

1. Известно, что в сообществе образуются связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами. Докажи, что существуют связи между цветком иван-да-марья и другими живыми организмами.

а) Подбери к утверждению иллюстрирующий его пример из текста. Отметь начало предложения цифрой его порядкового номера (как в приведенном примере).

1. Пчелы собирают нектар с растения.

Отметить пример в тексте надо так:

1. Пчелы этот цветок любят: он им много меда дает.

1. Цветок может питаться за счет корней деревьев. (Значок в тексте – 1.)
2. Цветок может быть кормом для скота. (Значок в тексте – 2.)

б) Сформулируй самостоятельно как можно больше утверждений. Подбери к каждому иллюстрирующий его пример из текста. Отметь начало предложения цифрой его порядкового номера.

3.
(Значок в тексте – 3.)
4.
(Значок в тексте – 4.)
5.
(Значок в тексте – 5.)
6.
(Значок в тексте – 6.)
7.
(Значок в тексте – 7.)

2. У древних славян было множество обрядов, праздников, поверий, которые связаны с природными явлениями. Один из таких праздников – день Ивана Купала, его отмечали 24 июня. Считалось, что это единственный день, когда расцветает папоротник, и того, кто увидит цветущий папоротник, ждет счастье.

а) С каким природным событием связана дата праздника?
б) А веришь ли ты, что можно найти цветущий папоротник?

3. В тексте говорится, что иван-да-марью использовали как лекарственное растение. Приведи еще не менее четырех примеров лекарственных растений.

Математика

1. В цветочный магазин привезли гвоздики, количество которых записывается двузначным числом. Если из них составить букеты по 7 цветков в каждом, то один цветок останется лишним. Если же составлять букеты по 9 цветков в каждом, лишними останутся 3 цветка. Сколько гвоздик привезли в магазин?

2. Иван и Марья стояли на развилке дорог (жирная точка) и спорили, куда им идти – направо или налево. Подумали и решили так: Иван идет в одну сторону, а Марья в другую. Но… оказалось, что дорога закольцована так, как показано на рисунке.

Предположим, что Иван идет со скоростью 6 км/ч, а Марья – со скоростью 4 км/ч. Длина кольцевой дороги 20 км. Предположим, что, встретившись, Иван и Марья продолжают движение в том же направлении и с той же скоростью.

а) Через сколько часов после начала движения Иван и Марья встретятся во второй раз?
б) На каком расстоянии от развилки это случится?

3. 6 муравьев перенесли за полчаса в муравейник 360 зернышек иван-да-марьи. Сколько зернышек этого цветка перенесут (при той же производительности труда) 8 муравьев за 20 минут?

Литературное чтение [и русский язык]

В первом задании оцениваются связность, логичность, оригинальность, выразительность написанного ребенком текста.

Первая часть текста – сказка. В ней есть волшебство: «а друг от друга – никуда. Так и стали цветком иван-да-марьей с одним стеблем на двоих»; в ней есть выбор пути: «Стоят они на развилке. Стоят и спорят меж собой».

3. Цветок этот знают, наверное, все. Растет неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно. На болото заглянешь – и там ее тоже встретишь. У соцветий иван-да-марьи окраска двойная: цветы желтые, а прицветные листья фиолетово-синие, а то и малиновые: Марья да Иван. Ботаники же называют растение марьянником дубравным.

4. Примерный ответ: в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте – со строчных, потому что Пришвин относится к цветку как человеку, к личности, к живому существу, у которого есть свое имя. Поэтому он пишет его название с заглавной буквы. Это не орфографическая ошибка.

Итого – 18 баллов.

Русский язык

5. травка, загадка, норки

За каждое правильно подчеркнутое слово – 1 балл.

6. а) цветок, отцвел, соцветий

За каждое из двух первых слов – по 1 баллу, за третье – 2 балла.

Формы слова: цветок, цветы, цветку.

Однокоренные слова: цветок, соцветий, прицветные, цветет, цветочный, цветной

С приставкой: соцветий, прицветные, отцвел.

Без приставки: цветок, цветы, цветет, цветку, цветочный.

Имена существительные: цветок, соцветий, цветы, цветку.

Имена прилагательные: прицветные, цветочный.

Глаголы: отцвел, цветет.

2 слога: цветок, цветы, цветку, цветет, отцвел.
3 слога: соцветий, цветочный.
4 слога: прицветные.

За каждый из первых трех вариантов деления слов на группы – по 2 балла, за четвертый вариант – 1 балл.

Итого – 11 баллов.

7. растет, собирается (травка);
(растет) по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек;
(собирается) густо, кучно.

За каждый из двух любых правильно выписанных слов из ряда однородных членов (с учетом подчеркивания) – по 1 баллу, за третий – 2 балла. Всего 4 балла.

Итого – 18 баллов.

Окружающий мир

а) 1. Цветок может питаться за счет корней деревьев.

«Присосется, как пиявочка, к корням деревьев и пьет из них воду».

2. Цветок может быть кормом для скота.

«А скот не очень жалует – разве лишь когда другие травы пожухнут, обратит на него внимание: молоко у коров и коз горьким от иван-да-марьи бывает».

б) 3. Семенами растения питаются муравьи.

«Семена иван-да-марьи для муравьев – все одно что хлеб», или «Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест…»

4. Муравьи участвуют в распространении семян.

«Там, где есть муравейник, непременно встретишь иван-да-марью, и растет он у муравьиных дорожек словно бы в шеренгу», или «Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест, а само семечко возле норки выбросит.
Весной оно росток даст», или «Так и поднимается рядом с муравейником иван-да-марьин сад».

5. Человек использует иван-да-марью для лечения.

«В старинных травниках цветок называли золотушной травой, ею лечили от золотухи, а засушенными цветами посыпали порезы и раны, отварами врачевали простуду».

а) За каждый правильно выписанный пример из текста – 1,5 балла.

б) За каждое правильно сформулированное утверждение и выписанное к нему в качестве примера предложение из текста – 2,5 балла.

Итого – 10,5 балла.

а) День Ивана Купалы совпадает с днем летнего солнцестояния.

За правильный ответ – 2 балла.

б) Нет, папоротник не цветет.

За правильный ответ – 1,5 балла.

3. Примеры лекарственных растений: зверобой, крапива, мать-и-мачеха, душица, чабрец, подорожник, малина, тысячелистник и т.д.

За каждое правильно названное растение – 1 балл.

Итого – 18 баллов.

Математика

1. Решение. Нужно найти такое двузначное число, которое при делении на 7 дает в остатке 1, а при делении на 9 дает в остатке 3. Выпишем все двузначные числа, которые при делении на 9 дают в остатке 3:

12 21 30 39 48 57 66 75 84 93.

Далее выписываем все двузначные числа, которые при делении на 7 дают в остатке 1:

15 22 29 36 43 50 57
64 71 78 85 92 99.

Выбираем в обоих наборах одинаковые числа: такое число одно – 57.

Можно на втором этапе действовать иначе: из первого набора чисел выбрать число, которое при делении на 7 дает в остатке 1. (57.)

Ответ. В магазин привезли 57 гвоздик.

Задание выполнено правильно и даны правильные объяснения – 6 балла.
Ответ указан правильно, но объяснения неполные или в них есть неточности – 5 баллов.
Ответ указан правильно, но объяснений нет или в них есть ошибки – 4 балла.
Подход к решению правильный, есть объяснения, но допущена ошибка при нахождении числа, дающего нужный остаток (в одном случае), – 4 балла.
Подход к решению правильный, но без объяснений и допущена ошибка при нахождении числа, дающего нужный остаток (в одном случае), – 3 балла.
Подход к решению правильный, но допущены ошибки при нахождении числа, дающего нужный остаток (в двух случаях), – 2 балла.
Есть правильный подход к решению, но самого решения нет – 1 балл.
Решения нет или оно неправильное – 0 баллов.

2. Решение. До первой встречи обоим нужно преодолеть расстояние 20 км, двигаясь навстречу друг другу. Это стандартная задача на встречное движение, и время до первой встречи находится такими действиями:

1. 6 + 4 = 10 км/ч (скорость сближения);

2. 20 : 10 = 2 ч (время до первой встречи).

Поскольку Иван и Марья после первой встречи продолжают движение, то ситуация аналогична первоначальной, и время до второй встречи также будет равно 2 часам.
Отсюда следует, что во второй раз Иван и Марья встретятся через 4 часа (вопрос пункта а).
Для ответа на вопрос пункта б) заметим, что за 4 часа Иван пройдет 6 · 4 = 24 км. Поэтому вторая встреча произойдет на расстоянии 4 км от развилки (в том направлении, в котором двигался Иван).

Ответ. Во второй раз Иван и Марья встретятся через 4 часа. Это случится на расстоянии 4 км от развилки.

Максимальное количество баллов: по 3 за каждый пункт.

Задание выполнено правильно и даны объяснения – 3 балла.
Задание выполнено правильно, но объяснений нет или они ошибочные – 2 балла.
Идея понята правильно (встречное движение), но в ходе решения допущена ошибка – 1 балл.
Решения нет или оно неправильное – 0 баллов.

Задание выполнено правильно и даны объяснения – 3 балла.
Задание выполнено правильно, но объяснений нет или они ошибочные – 2 балла.
Идея понята правильно (найти путь, пройденный кем-либо за 4 часа), но в ходе решения допущена ошибка – 1 балл.
Решения нет или оно неправильное – 0 баллов.
Всего 6 баллов.

3. Решение. Удобно проводить в два этапа. На первом этапе находим, сколько зернышек перенесет один муравей за одну минуту. Это может быть сделано по-разному:

1. 360 : 6 = 60 (столько зернышек переносит 1 муравей за 30 минут);

2. 60 : 30 = 2 (столько зернышек переносит 1 муравей за 1 минуту).

1. 360 : 30 = 12 (столько зернышек переносят 6 муравьев за 1 минуту);

2. 12 : 6 = 2 (столько зернышек переносит 1 муравей за 1 минуту).

1. 360 : 6 : 30 = 2. (два действия объединяются в одно).

На втором этапе находим ответ на вопрос задачи. Это также может быть сделано по-разному:

1. 2 · 8 = 16 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 1 минуту);

2. 16 • 20 = 320 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 20 минут).

1. 2 • 20 = 40 (столько зернышек перенесет 1 муравей за 20 минут);

2. 40 • 8 = 320 (столько зернышек перенесут 8 муравьев за 20 минут).

1. 2 • 8 • 20 = 320. (два действия объединяются в одно).

Ответ. 8 муравьев перенесут за 20 минут 320 зернышек иван-да-марьи.

Задание выполнено правильно и даны правильные объяснения – 6 баллов.
Задание выполнено правильно, но объяснения не даны или они неверные – 5 баллов.
Выполнена правильно только часть задания (например, найдена производительность одного муравья), а в другой части допущены ошибки – 4 балла.
Правильно намечен подход к решению (найдена производительность одного муравья), выбраны верные действия, но допущены вычислительные ошибки – ? балла.
Правильно намечен подход к решению (найдена производительность одного муравья), но выбраны неверные действия для его осуществления – 1 балл.
Есть только подходы к решению – 1 балл.
Решения нет или оно неверное в корне – 0 баллов.
Всего 6 баллов.
Итого – 18 баллов

Источник

Оцените статью