Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу»
Тема: «Деревья в осеннем лесу»
- активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья»;
- развитие навыков словоизменения и словообразования;
- развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже;
- совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,
- развитие общей, мелкой и мимической моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики.
- воспитывать самоконтроль;
- воспитывать желание активно работать на занятии.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
— Ребята, скажите пожалуйста, а какое сейчас время года? (Осень)
— Давайте представим, что все мы – осенние листочки. Все мы разные по форме, росли на разных деревьях и все мы разных цветов и оттенков. А также у осенних листочком может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое. Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными. Давайте изобразим разные эмоции осенних листочков.
— Некоторые листочки затеяли веселую игру. Давайте изобразим веселье и радость!
— А другие смеются глядя на веселую игру.
— Кто-то грустит об ушедшем лете. Давайте изобразим грусть.
— А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки.
— Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление.
— Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции осенних листочков.
II. Основная часть.
1. Просмотр презентации «Осенний лес». Сообщение темы.
— Ребята, давайте присядем за столы и посмотрим на экран, я для вас приготовила небольшой фильм и предлагаю его вам посмотреть. (просмотр презентации, КОМЕНТАРИИ)
— Ребята, что мы сейчас с вами видели на экране? (лес, деревья, осень)
— И как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить? (О деревьях).
2. Дидактическая игра «Назови дерево».
На доске – предметно-тематические картинки.
Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.
— Давайте вспомним какие бывают деревья (лиственные, хвойные)
— А почему лиственные деревья так называют? (почему хвойные?)
— Ребята давайте посмотрим на доску и назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). А теперь хвойные деревья. ( Ель, сосна).
— Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.
3. Д/игра «Части дерева».
— Давайте вспомним из чего состоят деревья, назовём и покажем части дерева. (Называют и показывают: корни, ствол, кора, ветки, листья, крона, плоды (сережки, семена, желуди, шишки, орехи, ягоды).
— Молодцы, вы хорошо знаете, из чего состоят деревья.
4. Д/игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).
— Ребята, давайте с вами немного поиграем, я бросаю кому-то из вас мяч и говорю слово. А вы повторяете мое слово, но со словом «осенний» и возвращаете мне мяч.
лист – …осенний лист
ветка – … осенняя ветка
дерево – … осеннее дерево
лес – … осенний лес
роща – … осенняя роща
букет – … осенний букет.
5. Д/игра «Подбери слова – признаки».
— Ребята, давайте посмотрим на деревья и подберем красивые слова, как можно сказать про деревья? Какие они? Например береза какая?
- береза (какая?) –… стройная, белоствольная, кудрявая
- дуб (какой?) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый
- рябина –… тонкая, нарядная, красивая
- клен – …резной, красивый, кудрявый, тенистый
- липа – …красивая, липкая, лечебная
- ива –… раскидистая, плакучая
- ель, сосна (какие?) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.
— Ребята, скажите, а почему так говорят…
- береза кудрявая?
- дуб могучий
- ель колючая
- клен тенистый
— Молодцы, ребята, хорошо выполнили это задание.
6. Д/игра «С какой ветки детки?».
— Ребята, у меня здесь опавшие листья я сейчас вам их раздам и мы посмотрим на них и определим, с каких деревьев опали эти листья?
— Этот лист с какого дерева? Значит он какой?
- с березы – березовый лист
- с осины – осиновый лист
- с дуба – дубовый лист
- с липы – липовый лист
- с клена – кленовый лист.
— И с этим заданием вы справились прекрасно.
7. Д/игра «Подбери слова – действия».
— Скажите мне, пожалуйста, а что делают листья осенью? (…желтеют, краснеют, шелестят, вянут, опадают, кружатся, сохнут, шуршат).
8. Физминутка «Осенние листочки».
— Ребята, давайте немного отдохнём, встаньте со своих мест и подойдите сюда. Посмотрите здесь много опавших листьев возьмите по два листочка в одну и другую руку, и повторяете за мной.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
— Молодцы, оставьте листочки, подойдите ко мне и посмотрите…
9. Д/игра – классификация.
— Ребята, посмотрите и скажите, что мы здесь видим? (Много дубов)
— Скажите, лес где растут дубы как называется? (Дубрава)
(Также: Много сосен – сосновый бор; много берез – березовая роща)
— Молодцы! Скажите, а лес в котором растут все деревья как называется? (смешанный)
— Я сейчас вам предложу составить смешенный лес из разных деревьев, давайте присядем за столы…но перед тем как составить смешенный лес, скажите мне что у вас на столах? (шишки)…
10. Массаж с дарами природы.
— Ребята, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками. Повторяйте за мной.
Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью.
Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
— Молодцы, положите шишки в корзинку….
11. Задание на развитие мелкой моторики.
— А теперь возьмите пакетики в них у каждого из вас разрезная картинка с изображением дерева, у каждого свое. Вы должны собрать эти картинки.
(собирают разрезные картинки)
— Хорошо, а теперь назовите то дерево которое у вас получилось. Вот у нас и получился смешенный лес.
— Молодцы! Ну а теперь настало время идти в группу, так как занятие наше подходит к концу. Давайте на прощание пожелаем деревьям много всего хорошего. Я вам буду подсказывать что пожелать, а вы должны повторить эти пожелания обращаясь к деревьям.
— Пожелайте деревьям, чтобы они…
- росли – растите
- здоровели – здоровейте
- зеленели – зеленейте
III. Итог занятия.
— Хорошо, о чем мы с вами сегодня говорили? (О деревьях).
Оценка деятельности детей на занятии.
— Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились с заданиями. Занятие окончено.
Источник
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Деревья»
ИРИНА ПАЛЕЦКАЯ
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Деревья»
Программные задачи: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный запас. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе, трудолюбие.
Ход деятельности:
В: Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в лес. Но лес этот лес не простой. Для того чтобы узнать какой это лес, вам нужно отгадать загадку.
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает.
Листья желтые летят
Прямо под ноги ребят.
Скажите, ребята, а в какое время года у нас летят жёлтые листья?
В: Значит мы пойдём в какой лес?
Д: Мы пойдём в осенний лес.
В: А скажите. ребята, что мы с вами можем увидеть в лесу?
Д: Мы увидим много деревьев.
В: Ребята, а какие бывают деревья?
Д: Деревья бывают лиственные и хвойные.
В: А почему деревья называются лиственными?
Д: Потому что на этих деревьях растут листья.
В: А Почему деревья называются хвойными?
Д:Потому что на этих деревьях растут хвоинки (иголки).
Правильно, ребята, а вот какие именно деревья мы с вами увидим в нашем лесу нам нужно отгадать. И если вы правильно отгадаете, то на экране появится сюрприз.
Я из крошки — бочки вылез
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего. что плод мой мелок.
Хоть малая, хоть большая
— Где стоит, там и шумит.
Каждый год на нём с охотой
Жаль, что каждый вертолёт,
На всего один полёт.
(клён и его плод)
Висят на ветке подружки
Прижавшись, тесно друг к друг дружке.
Игра: «Четвёртый лишний»
В: Посмотрите, ребята, нет ли тут лишней картинки?
Д: Есть это рябина.
В:Правильно, ребята. А почему оно лишнее?
Д:Потому что на этом дереве растут ягоды.
В: А для чего нужны эти ягоды.
Д: Ягоды нужны, для того чтобы их зимой клевали снегири.
В: Хорошо, ребята, а теперь давайте назовём деревья, которые мы отгадали.
Д: Дуб, берёза, клён и рябина.
В:Как можно назвать одним словом эти деревья?
В:А теперь назовите хвойные деревья.
В: Правильно, мы назвали все деревья, которые видели в лесу.
В: А что мы с вами можем делать в лесу?
Д: В лесу мы можем собирать листья, которые опали с деревьев.
В: А с каких деревьев опадают листья, с лиственных или с хвойных?
В: Правильно,ребята, листья опадают с лиственных деревьев. А почему они опадают?
Д: Листья опадают потому что наступает осень.
В: Правильно. А когда опадают листья это называется.
В:Ребята, а какие признаки осени вы ещё заметили в лесу?
Д: Листья изменили цвет. Они стали жёлтыми и красными.
В: Ребята, посмотрите перед вами лежат осенние листочки из нашего леса. Давайте их соберём и сложим их в корзину. Но корзинка это не простая, а волшебная.
Прежде чем в неё кладём
На вопрос ответ даём.
— Назовите осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.
— Листья осенью (что делают) — листья желтеют, опадают.
— Дождь осенью (что делает) — дождь осенью идёт, моросит.
— Урожай осенью (что делают) — урожай осенью собирают.
— Птицы осенью (что делают) — птицы осенью улетают в тёплые края.
— Деревья осенью (что делают) — деревья осенью роняют листья.
— Звери осенью (что делают) — звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
— Солнце осенью (что делает) — солнце осенью светит, но мало греет.
— Погода осенью (что делает) — погода осенью часто меняется.
Представим, что мы с вами листочки,закроем глаза и будем повторять:
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с деревьев полетели.
Открыли глазки и.
Полетели, полетели и на место быстро сели.
Закрыли глазки, отдохнули и обратно превратились в мальчиков и девочек.
В: А, теперь, я предлагаю ваши впечатления изобразить на листе бумаги. Но прежде чем мы начнём работу, давайте вспомним из чего состоит дерево?
Д: Дерево состоит из ствола, веток и листвы.
В: Правильно. А как называется часть, из которой состоят ветки и листва?
Д:Это называется КРОНА.
В:Правильно. А теперь посмотрим, какие работы мы с вами сможем выполнить. Это берёза и клён. Обратите внимание с каким материалом мы будем работать. Это рис жёлтого и белого цвета и сухие листья. Прежде чем начать вам нужно выбрать дерево. Затем вы берёте шаблон и обводите его по контуру. Далее наносите клей и посыпаете рисом или сухими листьями.
В итоге у нас получатся вот такие деревья.
Но, перед началом работы я предлагаю вам немного размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Листопад»
Листопад, листопад! (дети плавно опускают руки сверху вниз)
Листья по ветру летят: (поочерёдно загибают пальцы на левой руке, начиная с мизинца)
Вот летит листок осинки,
А за ним листок рябинки.
Ветер гонит лист кленовый,
Погоняет лист дубовый,
Лист дубовый кружится.
В: А теперь приступаем к работе.
В: Ребята, посмотрите, какой у нас получился осенний лес! Вы сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним, где мы с вами были?
Д: Мы были в осеннем лесу.
В: А что мы с вами делали?
Д: Мы делали деревья?
Прикреплённые файлы:
derevja-iz-prirodnogo-materiala_oedmg.pptx | 8524,59 Кб |
Конспект НОД по конструированию «Путешествие по архитектуре» в старшей логопедической группе НОД по конструированию «Путешествие по архитектуре» старшая логопедическая группа. Ход нод: Звучит музыка, высвечивается на карте г. Сорск.
Конспект фронтальной логопедической НОД в старшей группе «Ягоды» Тема: «Ягоды» Задачи: Приоритетная область – речевое развитие: • пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по изучаемой лексической.
Конспект итоговой НОД в старшей логопедической группе «В гости к Весне» Интеграция образовательных областей: социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Конспект НОД «Орнамент — узор, украшение» в старшей логопедической группе Цель: Расширить знания детей о народном декоративно — прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно – образовательные: 1. Учить отвечать на.
Конспект НОД по аппликации в старшей логопедической группе «Снегири на ветках» Задачи: Закрепить представление о зимующих птицах, их внешнем виде; Формировать заботливое отношение к птицам; Учить коллективной работе.
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию «Деревья зимой» с использованием ИКТ в старшей группе НОД «Деревья зимой» — рисование методом «набрызг» Цель: Развивать эстетическое восприятие явлений зимней природы. Задачи: • Закреплять знания.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по рисованию «Труд людей в природе. Сажаем деревья».
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Космос» Задачи: • Дать детям представление о космосе, космическом пространстве; • Рассказать о мечтах людей узнать, что представляет собой космос,.
Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Транспорт» Задачи: Образовательные • Расширить знания детей о видах транспорта (наземный, водный, воздушный). • Учить детей различать автомобили по.
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Деревья» Тема «Деревья»Цель: Активизировать словарный запас слов по теме «Лес», роща, бор, сосна, кедр, ель, липа, тополь, клён, осина, дуб, берёза,.
Источник