Конспект логопедического занятия подготовительная группа тема осень

Конспект логопедического занятия по теме «Осень» для детей с ОНР подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Конспект предназначен для учителей-логопедов, работающих с детьми 6-7 лет, имеющими в своём диагнозе ОНР.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект логопедического занятия по теме «Осень» для детей с ОНР 6-7 лет 51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в логопедической подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме: «Прогулка по осеннему лесу»

Лексическая тема: « Осень»

—Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря, классификация

—Уточнение и закрепление знаний об осени, дарах осени

—Образование притяжательных и относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными

—Дальнейшее развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза

— Развитие связной речи, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложные предложения

— Развитие оптико-пространственных функций

—Подготовка руки к письму

—Развитие слухового внимания, речевой памяти

—Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе

—Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Конверт, с наклеенными на нём картинками, по первым звукам которых итается слово «сова». В конверте задания: картинки с игрой «Сложи картинку»; карточки с заданием «Повтори узор». Стол, на котором расположены картинки с изображением деревьев, листьев, грибов, ягод. Магнитная доска, на которой прикреплены картинки с изображением осени, коробочка с кружками для составления схемы слова. Картонные силуэты банок, на этих силуэтах наклеены кармашки из прозрачной плёнки. Картинки с изображением овощей, фруктов, которые будут укладываться в «кармашки» баанок. Игрушка – сова с корзинкой, в которой лежит угощение для детей-печенье-грибочки.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
  1. Игра: «Скажи, какое слово спряталось» ( фонематический анализ и синтез)

Дети стоят около логопеда. В руках логопеда большой конверт. Логопед говорит детям:

— Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Да, это письмо. К еам пришло письмо-приглашение. От кого, вы скажете мне сами, прочитав по первым звукам картинок, наклееных на конверте ( Собака, Овощи, Волк, Арбузы) Дети читают слово «СОВА»

— Правильно, ребята, это письмо нам прислала СОВА. Сова –исимвол мудрости и знаний. Сегодня на занятие она прислала нам письмо с заданиями. А какие это будут задания, мы узнаем, заглянув в конверт.

  1. Беседа об осени . ( связное рассказывание, работа с предложением).

На магнитной доске прикреплены картинки на тему осень. Напротив стоят стульчики. Логопед подводит детей к картинкам и усаживает на стульчики.

—Первое задание, ребята, такое. Нам нужно посмотреть на эти картинки и составить рассказ. Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, какое время года на них изображено. ( Осень), А сейчас, какое время года идёт?. ( Осень)

—Правильно, осень. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

—Посмотрите на картинки и скажите, каким становится небо осенью?

—Как начинает светить солнце?

—Что происходит с листьями на деревьях?

—Что созревает осенью в садах, огородах и в лесу?

—Как одеваются люди осенью?

—Какое время года идёт после осени?

—Как животные готовятся к зиме? ( дети отвечают на вопросы)

—Молодцы, ребята, всё правильно отвечали. А сейчас из вас кто-нибудь, глядя на картинки и, вспомнив, что отвечали дети, расскажет нам об осени. ( дети составляют рассказ)

2. Игра «Живые звуки». ( фонематический анализ, синтез, работа в коллективе)

—Ребята, сова предлагает нам поиграть в игру «Живые звуки». Нам нужно назвать звуки в слове «лужа» и в слове «Тучка». Нужно быть очень внимательными. Проговариваем слово про себя, слушаем, что уже ответила ребята и смотрим на мою руку. На кого укажу, тот называет очередной звук. Называем по –порядку звуки слова «лужа». Логопед на каждый звук указывает на кого-то из детей, который называет очередной звук слова. Далее дети называют звуки слова «тучка».

—Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

3 . Игра «Чей, чьи». «Скажи, что делают листья» ( образование прилагательных, активизация предикативного словаря).

—Ребята, сова пригласила нас на прогулку в осенний лес ( дети встают со стульчиков и подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением деревьев: дуб, берёза, клён, рябина, осина и изображения листьев с этих деревьев. А также картинки с изображением ягод: брусника, клюква, рябина, боярышник).

—Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие деревья вы можете увидеть в лесу? ( дети смотрят на картинки и называют деревья)

—Ребята, давайте посмотрим на листья. Логопед берёт картинку с листьями.Этот лист с каого дерева? Скажите мне, чей это лист? А этот лист с каого дерева?. Значит, чей это лист? Узнаёте этот лист? Он чей? С каого он дерева?. Ребята, чьи листья могут шуршать у нас под ногами? ( дети отвечают на вопросы логопеда)

—Скажите мне, ребята, что происходит с листьями осенью? Что они могут делать? ( краснеют, желтеют, опадают, летят, кружатся, шуршат, падают, скручиваюся, засыхают, погибают, гниют, лежат, преют, осыпаются, вянут, чернеют, висят, шелестят, прилипают, мокнут, тускнеют…),

—А теперь посмотрите ещё раз на картинки и скажите, какие грибы можно увидеть осенью в лесу? ( белые грибы, опята, чёрные грузди, подберёзовики, моховики, подосиновики, лисички)

—А за какими ягодами мы ходим в осенний лес? ( за брусникой, клюквой морошкой, рябиной, боярышником)

4. Игра «Что там в банке» ( образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными)

—Ребята, Совушка спрашивает у вас, что можно приготовить из ягод? ( джем, варенье, сок, компот, повидло..)

—Скажите, варенье из клюквы, какое варенье? ( клюквенное),

—Морс из брусники, какой морс? ( брусничный) и т.д., перечисляя все ягоды.

—Молодцы, ребятаА давайте расскажем Совушке, что созревает осенью в наших садах и огородах. ( дети назыают овощи и фрукты, которые созревают осенью в огородах и садах ( свёкла, морковь, лук, редька, тыква, кабачки, яблоки, груши, слива, облеиха, картофель…и т.д.)

Логопед усаживает детей за столы, оказывает картонные баночки с прозрачными кармашками. Вкладывает в кармашек банки картинку и спрашивает у детей:

-Компот из яблок, какой компот? ( яблочный)

—Салат из капусты, какой салат? ( капустный)

—Салат из моркови, какой салат? ( морковный)

—Икра из кабачков, какая икра? (кабачковая)..

—Оладьи из кабачков, какие оладьи? ( кабачковые) и.т.п.

5. Игра «Собери картинку » ( оптико-простран»К», ственные функции, классификация)

—Ребята, Совушка для каждого из вас приготовила конвертики, в которых лежат разрезные картинки. Вам нужно будет их собрать и сказать, что это. Разбирайте конверты. ( дети вынимают из конвертов разрезанную картинку и собирают её)

—Что ты собрал?( тыкву) Тыква – это что? ( овощ)

—А ты что собрал? ( Яблоко) Яблоко – это что? ( фрукт)

—А ты что собрал? ( клюкву, клюква – это ягода лесная)

6. Игра «Пишем слово цветом». ( фонематический анализ, пространственные представления)

—Ребята, давайте покажем Совушке, как мы готовимся к школе, как мы умеем составлять схемы слов. Напишем цветом слово «тыква». Придвинули коробочки с кружочками поближе к себе и самостоятельно на столе составляем схему слова «тыква». Дети выполняют задание. Затем логопед просит детей пальчиком под кружками показать и назвать звуки

—Покажите ии назовите первый звук, 2-ой звук, 3-й, 4-й, 5-й звук. Никита, покажи и назови мне 3-й звук, Савелий – последний звук. Саша, покажи и назови мне звук, стоящий после звука «В», перед звуком «К»,

—Покажите и назовите мне звук предыдущий звуку «Ы», последующий за звуком «К»

—Покажите и назовите звук, стоящий между согласными звуками… и т.д.

7. Игра «Повтори узор » ( игра из серии «Слышит ли рука глаз, мелкая моторика, оптико-пространственные функции).

Логопед раздаёт детям карточки, на которых в два столбца, слева и справа, нарисованы точки, 8 по вертикали и 9 по горизонтали. Расстояние между точками 1 см. По точкам, стоящим слева, нарисован контур кленового листа.

—Ребята, посмотрите и скажите, что нарисовано по точкам? ( листик)

—На листик с какого дерева похож наш листик? ( клёна) Значит, чей это листик? ( кленовый). Берём карандаши, внимательно смотрим, считаем точки и точно такой же лист рисует справой стороны ( дети выполняют задание)

—Молодцы, ребята, все справились с заданием!

8. Игра «Прочти слово» ( фонематический анализ и синтез)

Логопед раздаёт детям карточк, на которых наклеены картинки, на каждой карточке 3, 4, или 5 картинок. По начальным звукам наваний этих картинок нужно прочесть слово. Логопед уточняет у детей, все ли картинки на карточке им знакомы и предлагает им прочесть слово по первым звукам картнок. В случае затруднения, помогает детям

—Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня занимались. А вам какие задания от Совушки вам понравились больше всего? Совушке тоже понравилось, как вы сегодня старались и выполняли её задания. Она в своей корзиночке принесла вам угощение. Посмотрите, что это? Да, это печенье-грибочки и этими грибочками м угостимся после сна, на полднике. А сейчас мы попращаемся с Совушкой и пойдём в группу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.

Развитие общей моторики. «Плотник». Развитие мелкой моторики. «Грабли»Массаж лица.Развитие мимических мышц.Артикуляционная гимнастика.Работа по развитию дыхания и голоса.Упражнения по разви.

Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ЗПР . На данном занятии осуществляется интеграция познавательно-исследовательской, коммуни.

Тема «Одежда»Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда».Задачи: Коррекционно-образовательные – Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов. Совершенствовать грамматический с.

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения).Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толсто.

Конспект НОД по лексичекой теме «Весна» для детей с ТНР 6 лет.

Итоговое занятие, которое показывает знание детей на конец учебного года.

Источник

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Осень»

Ирина Ильина
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Осень»

Цель:

Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– Закрепление представлений об осени и её приметах.

– Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».

Коррекционно-развивающие:

– Развитие длительного плавного выдоха, мимические мышцы лица, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.

– Формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Воспитательные:

– Расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

– Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, инициативности.

Оборудование: сюжетные картины по теме «Осень», «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; аудиозаписи: звуки дождя и ветра, шум листвы; мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.

Логопед: Ребята, представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Мы идём по нему, а под ногами шуршат листочки.

Логопед включает аудиозапись с шумом листвы. Дети прослушивают аудиозапись, затем логопед предлагает детям самим изобразить шум листвы. Звучит спокойная музыка, дети выполняют скользящий шаг и произносят звук «Ш-Ш-Ш».

Упражнение на развитие координации речи с движением:

Ла-ла-ла – осень к нам пришла.

(Дети хлопают в ладоши.)

Ул-ул-ул – ветерок подул.

(Ритмично вытягивают руки вперёд, раздвинув пальцы, и прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки.)

Ила-ила-ила – листва в воздухе кружила.

(Вращают кистями поднятых вверх рук.)

Али-али-али – все мы осень ждали.

(Делают скользящие хлопки.)

2. Знакомство с темой. Отгадывание загадок.

Жаль озябшего бедняжку.

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскутками.

На клене – листья,

На рябине – кисти.

Целый день он шлепал, шлепал,

Ямы лужами заштопал.

Его весной и летом

Все видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

3. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

Листва шуршит [шшшшшшшшшшшш] (громко, тихо).

Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо).

Дождик капает [кап-кап-кап-кап] (громко, тихо).

Подуем на листочки (сильно, слабо).

Развития артикуляционной моторки. Упражнения:

– Для челюсти: открыть широко рот, затем закрыть (под счёт от 1 до 5).

– Для губ: «замочек» (зубы сомкнуты, губы раскрыты, улыбка – «трубочка»;

– Для языка: «вкусное варенье» — облизать губы языком по часовой стрелке (круговые движения); «часики» — движения языка вправо-влево.

4. Пальчиковая гимнастика «Осень» (Нищева Н.).

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Спокойно укладывают ладони на колени/стол/пол.)

Ветер бросил на тропинку.

5. Игра с мячом: «Назови ласково!»

Логопед: Осенью часто идет дождь. Как еще можно сказать про дождь? Что дождь делает? (капает, моросит, стучит по крышам, льёт). Что нужно взять с собой, когда идет дождь? (зонт). Как ласково назвать зонт? (зонтик). Ребята, а теперь мы с вами вспомним название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Хоровое проговаривание осенних месяцев.

Логопед: А сейчас у нас какой месяц? (сентябрь). Это ранняя или поздняя осень? (ранняя).

6. Игра «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.

Если дует ветер – ветреная.

Если на улице холодно, какая погода? – холодная.

Если пасмурно – пасмурная.

Если сыро – сырая.

Если хмуро – хмурая.

Если по небу плывут серые, тёмные облака – облачная.

Если солнечно – солнечная.

Если ясно – ясная.

7. Игра «Подбери признак»

Осень (какая) – … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т. д.).

8. Физкультминутка

Вдруг закрыли небо тучи

(Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий.

(Прыгают на носочках, держа руки на поясе)

Долго будет дождик плакать,

Разведет повсюду слякоть.

(Приседают, держа руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Идут по кругу, высоко поднимая колени.)

Поднимай повыше ноги.

9. Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?»

Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.

Логопед приглашает детей к наборному полотну и предлагает им встать полукругом, а на наборное полотно помещает картинку с наложенными изображениями листьев.

Логопед: Последняя сегодня игра – картинка-загадка «Что ты видишь?». Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.

Ответы детей (я вижу кленовый лист, я вижу берёзовый листок, я вижу дубовый листок и т. д.)

10. Итог занятия и оценка работы детей.

Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает каждого ребёнка.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Э]» в старшей группе с использованием компьютерных технологий Цели занятия: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить выделению ударного и безударного гласного звука в начале и середине.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Осень. Деревья в наших лесах, парках» Тема: «Осень. Деревья в наших лесах, парках. Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно». Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в подборе прилагательных.

Источник

Читайте также:  Когда можно производить обрезку яблонь осенью
Оцените статью