- Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Перелетные птицы. Осень»
- Конспект занятия
- Тема занятия
- Задачи
- Ход занятия:
- Физкультминутка.
- Игра «Перелетная или зимующая»
- Игра «Собери разрезную картинку»
- Итог занятия
- Прикреплённые файлы:
- Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Перелетные птицы. Осень»
Светлана Медведева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Перелетные птицы. Осень»
Конспект занятия
в подготовительной группе детей
Тема занятия
: Перелетные птицы. Осень.
С использованием ИКТ Обучающей презентации.
Задачи
Закреплять представления детей о перелетных птицах.
Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.
Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.
Активизация словаря по теме.
Формирование грамматического строя речи.
Познакомить детей с голосами птиц.
Упражнять в образовании сложных прилагательных.
Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.
Оборудование: Обучающая презентация «Перелетные птицы», ноутбук, экран, проектор, картинки с изображением птиц, разрезные картинки.
Предшествующая работа: Знакомство детей с перелетными птицами на занятиях воспитателей, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок о птицах.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2 слайд. Перелетные птицы – это те птицы, которые не находят поздней осенью и зимой для себя корм и улетают на теплый юг, где много корма.
3 слайд. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Потомучто осенью холодно и птицам нечего кушать.
4 слайд. Теплые края –это те места где тепло. Там лето. У птиц много еды.
5 слайд. Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая,
крылья широкие. Хвост раздвоенный. Ласточка ловит комаров, мух.
6 слайд. Скворец – голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом
На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками.
7 слайд. Грач – птица среднего размера. Черного цвета. Истребляет вредных насекомых.
8 слайд. Журавль – крупная птица. Серого цвета. На крыльях черные полоски. Длинные, тонкие лапы. Длинный клюв и шея.
9 слайд. Лебедь –красивая птица, средних размеров. Белого цвета. Длинная изогнутая шея. На красных лапах перепонки. Живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями
10 слайд. Дикая утка – среднего размера. Живет в озерах и реках.
На лапках перепонки. Коричневого цвета. На шее белая полоска.
11 слайд. Назови части тела птицы. Туловище, голова, шея, крылья, грудь, лапы, хвост, клюв
12 слайд. Чем покрыто тело птицы? Перьями, пухом.
13 слайд. Для чего нужны перья? Чтобы птицы не мерзли и не поранили тела.
14 слайд. Какое сейчас время года? Осень.
15 слайд. Назови осенние месяцы. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
16 слайд. Куда осенью улетают птицы? Почему? Осенью птицы улетают в теплые края. Потому что осенью холодно и птицам нечего кушать.
17 слайд. Как называются эти птицы? Перелетные птицы.
18 слайд. Назови перелетных птиц. Ласточка, скворец, грач, журавль, лебедь, дикая утка.
Физкультминутка.
Подвижная игра «Ласточки летели» Координация речи с движением.
Все люди глядели. Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.
Все люди дивились. Приседают, сложив руки за спиной.
Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.
Песенки запели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
Игра «Перелетная или зимующая»
На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. Затем детям предлагается превратиться в выбранных птиц и полетать. Подвижная пауза.
Игра «Собери разрезную картинку»
Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.
Итог занятия
О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы улетают осенью в теплые страны? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.
Прикреплённые файлы:
pticy_jhobq.ppt | 1560,5 Кб |
Презентация «Перелетные птицы» Осень-время,когда многие пернатые друзья улетают в теплые края. Для ознакомления с перелетными птицами предлагается презентация»Перелетные.
Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы» Работа по лексической теме: «Перелетные птицы» С 15 по 19 октября наша логопедическая группа работала по лексической теме «Перелетные птицы».
Источник
Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_pereletnye_ptitsy.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе.
Тема: « Перелетные птицы»
Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить , почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.
Коррекционно-образовательные: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам « насекомоядные», « водоплавающие»; изучить новые понятия ( летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.
Коррекционно-развивающие: развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание на неречевых звуках, память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные : воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.
Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.
Индивидуальная работа: речевой материал подобран с учетом степени усвоения детьми и тяжести речевого дефекта.
Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, звуковое письмо, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением птиц, макеты деревьев, силуэт птицы, конверты с разрезными картинками.
Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.
1.Организационный момент. Введение в тему
Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.
— Ребята утром, когда шла на работу, я, кого – то встретила. А кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
— Да, это была ласточка. Она вся дрожала…. А как вы думаете , почему она дрожала? ( ей было холодно, нечего кушать)
Я забрала эту ласточку и принесла ее в группу.
(Голос ласточки (аудиозапись)… Я хотела узнать, почему другие птицы остаются тут зимовать, а другие улетают.
2. Сообщение темы.
— Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах и убедим ласточку, что она должна улететь в теплые страны.
1.Игра на дыхание
-Ребята, давайте подуем на ласточку и отогреем ее.
3. Введение в тему.
_ Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.
— А в какое время года это происходит? ( Осенью)
— Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)
4. Основная часть.
— А сейчас, мы покажем ласточке, что мы знаем, какие птицы есть перелетные, а какие зимующие.
2.Игра «Четвертый лишний?»( на развитие логического мышления .)
Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица .
Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Кукушка, лебедь, снегирь, утка.
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Скворец, грач, утка, синица.
Журавль, аист, снегирь, лебедь.
Гусь, ворона, грач, кукушка.
— Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень)
— Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края) Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…)
3. Д/и Части тела птиц (Обогащение и активизация словаря)
— Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.
У птиц есть голова. У птиц есть туловище с двумя крыльями.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
( За правильные ответы дети получают конверты «сюрприз»)
— У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?
( По оперению, внешнему виду, величине,)
-А какие птицы нас покидают первыми? (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).
— В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…
-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.
-Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).
В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
— А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
— Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
_ Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе; некоторые , например, журавли, выстраиваются « клином » в виде треугольника; другие выстраивают- « цепочкой», в одну линию.
( Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.)
4.Игра «Кто как голос подает?»
Воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц и поиграть в игру «Кто как голос подает?»
Утка – крякает (кря –кря кря )
Гусь- гогочет ( га –га –га)
Кукушка –кукует ( ку – ку, ку-ку)
5.Дыхательная гимнастика “Журавли учатся летать” (Развитие речевого дыхания)
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.
— Для того чтоб помочь ласточке, нам надо выполнить еще одно задание.
6.Игра «У кого какое тело? ». ( Образование прилагательных)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка. (Длиннохвостая.)
-Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).
-У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).
-У аиста длинные ноги, он какой….(длинноногий).
— У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).
Молодцы , ребята, правильно.
7. Физкультминутка «Осень» (Выполнение движений по тексту стихотворения.)
Машут руками, как крыльями
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Встают, идут по кругу и машут руками
Видно тоже в Африку улететь хотят
6.Упражнение « Продолжи предложение, найди причину» (составление сложноподчиненных предложений).
Воспитатель начинает, а дети продолжают
-Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…(Насекомые прячутся и им нечем питаться).
-Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …. (Он достает жучков и насекомых ).
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что… (она не вьет себе гнезда).
Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет).
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов)
7.Игра “Собери картинку”. [ Развитие мелкой моторики, внимания.]
— Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.
— Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.
— Расскажите, чьи изображения вы сложили.
– Это грач. (перелетных птиц)
— Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.
— Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.
8. Упражнение “Выпусти птицу”. [Развитие мелкой моторики.]
Воспитатель предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.
— Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.
Игра повторяется с обеими руками поочередно.
(голос – аудио запись) Спасибо, ребята. Я поняла, что я перелетная птица и мне надо догнать свою стаю и улететь на юг, а весной я обратно прилечу к вам.
8.Художественно-продуктивная деятельность. (Образование притяжательных прилагательных)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.
— Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?
Это утка. Не дорисован утиный клюв.
Это журавль. Не дорисованы журавлиные ноги.
Это гусь. Не дорисовано гусиное крыло.
Это лебедь. Не дорисована лебединая шея.
Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки? Предлагаю вам закончить рисунки.
— Вспомнить о чём говорили?
-Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
-Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
-Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)
Источник