Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Цель: закрепить знания об основных признаках осени.
Задачи: Формировать умение детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищенное, праздничное, спокойное).
Воспитывать интерес к произведениям живописи, формировать эстетическое восприятие окружающей действительности, воспитывать творческую активность.
Оборудование и материалы : Сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. И. Левитан, осенние листочки, произведение П.И. Чайковского «Осень».
Словарная работа: Осень, «Золотая осень», сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, урожай, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, желтеют, падают, улетают, убирают и др.
Воспитатель: — Сегодня наше занятие я бы хотела начать с чтения стихотворения:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Воспитатель: — О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?
Воспитатель: — Какие месяцы осени вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: — Какой сейчас месяц?
Воспитатель: — Какой месяц следующий?
Воспитатель : — Какая осень в сентябре?
Дети: — Ранняя, золотая.
Воспитатель: — Какая осень в октябре?
Воспитатель: — Какая осень в ноябре?
Воспитатель: — Что стало с листьями на деревьях?
Воспитатель: — Куда улетают птицы?
Воспитатель : — Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам в гости. А кто его нам прислал вы угадайте прослушав загадку.
Вот художник так художник
Разукрасил все что мог.
Даже самый сильный дождик
Эти краски смыть не смог.
А теперь ответить просим,
Кто художник этот (Осень.)
Игра «Какая осень»
Воспитатель : — А сейчас, дети, листик предлагает вам поиграть в игру «Какая осень».
Воспитатель: — «Лист осенний и волшебный будет в руки к вам лететь и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я дам в руки лист, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Воспитатель : — листья осенью (что делают?)
Дети : — листья осенью желтеют и опадают
Воспитатель : — дождь осенью (что делает?)
Дети : — дождь осенью моросит, идет.
Воспитатель : — урожай осенью (что делают?)
Дети : — урожай осенью убирают.
Воспитатель : — птицы осенью (что делают?)
Дети: — птицы осенью улетают.
Воспитатель : — деревья осенью (что делают?)
Дети: — деревья осенью роняют листья.
Беседа по картине «Золотая осень» И.И. Левитана.
Воспитатель: — Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас, поэтов, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми и без слов, мазками, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века. Он рисовал пейзажи. Исаак Левитан любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе: «Тишина», «Стога», «Березовая роща». И вот однажды он гостил у своих друзей и слышал стихотворение А.С. Пушкина:
Унылая пора! Очей, очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье….
В багрец и золото одетые леса!
Воспитатель: Левитану так понравились эти стихи, что он решил все это изобразить. И создал целую серию осенних картин: «Золотая осень», «Осень», «Осенний солнечный денек», «Осенний день». Давайте внимательно рассмотрим одну картину из этой серии. Называется она «Золотая осень». (показ картины).
Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень».
Воспитатель: — О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
— Какие краски использует художник?
— Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?
— Все ли деревья осенью одевают золотистые листья? Назовите, какие деревья остаются зелеными? Покажите на картине.
— Догадайтесь, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная? Что отражается в реке? и т.д.
Мы листики осенние (встаём в круг)
На веточках сидим (приседаем)
Дунул ветер, полетели (побежали по кругу)
И на землю тихо сели (приседаем)
Ветер снова набежал (побежали)
И листочки все поднял (руки поднимаем вверх)
Завертел нас, закружил (кружимся на месте)
И на землю опустил. (приседаем)
Воспитатель: Дети, а вам нравится осень?
Воспитатель: — А сейчас внимательно послушайте музыку П. И. Чайковского «Осень» и попробуйте представить картины осеннего леса. (звучит музыка)
Воспитатель : — А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень, прослушав музыку? Какая осень?
Дидактическое упражнение «Осенние слова»
Дети: — Золотая, красивая, дождливая, тёплая, ранняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, скучная, грустная.
Воспитатель: — Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, слушая музыку об осени.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Молодцы! Вы все очень старались и я вами довольна! На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных в разное время года. А на прогулке сегодня мы посмотрим, какие осенние изменения в природе уже произошли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш].
Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р.
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Страна красивой речи".
Источник
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Осень наступила»
Ольга Измайлова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Осень наступила»
Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;
продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями
картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)
сюжетные картинки для составления рассказов, мяч, осенние листья
Ход занятия:
1. Организационный момент. Рассказ-загадка.
Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто — то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится?
Дети: Об осени.
Назовите месяца осени.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа.
Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Трава пожелтела, птицы стали улетать.
-Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?
Дети Осенью часто идут дожди.
-Осенью начинает холодать.
-Бывают первые заморозки.
Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»
Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Вос. — листья осенью (что делают) –
Дети Листья осенью желтеют и опадают.
Вос. -дождь осенью (что делает) –
Дети. Дождь осенью моросит, идет.
Вос. -урожай осенью (что делают) –
Дети Урожай осенью убирают.
Вос. — птицы осенью (что делают) —
Дети. Птицы осенью улетают.
Вос. -деревья осенью (что делают) —
Дети Деревья осенью роняют листья.
Вос. -звери осенью (что делают)—
Дети. Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Вот такая она – ранняя осень!
Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?
-Мы говорили об осени.
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Холодный ветер прилетает?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик» Интегрированное занятие по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) в старшей группе на тему: В. П. Катаев «Цветик.
Конспект НОД по речевому развитию «Волшебница Осень» во второй младшей группе Тема: «Волшебница Осень» Основная образовательная деятельность: речевое развитие. Цель: Развитие связной речи детей второй младшей группы.
Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.
Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Конспект занятия по познавательно — речевому развитию во второй младшей группе для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Фёдорова Инесса.
Конспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группы Задачи: воспитывать интерес составлению рассказа самостоятельно; учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома; развивать.
Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» для старшей группы Задачи: учить детей составлять описательный рассказ по картине; включать в него наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать.
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Как прекрасна наша планета Земля» Цель и задачи Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец.
Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.
Источник