Короткий осенний день угасал

Короткий осенний день угасал

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 303
  • КНИГИ 654 086
  • СЕРИИ 25 022
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 476

Михаил Евгеньевич Скороходов

Художник В. Булатов

Десять молодых охотников-ланнов легко бежали по левому берегу Реки на юг. Их поднял сегодня на рассвете вождь племени Чал, сын Огня, и послал к месту очередного привала — для заготовки дров на ночь.

Впереди охотников мчался огненно-рыжий пёс Ур, внешне только мастью отличавшийся от волка. Изредка он выскакивал на обрыв, настораживался, пропуская отряд, и снова стремительно обгонял его.

Была поздняя осень. Только что взошло солнце, и в клубах пены над тёмными порогами, что выступали посредине Реки, замелькали радуги.

Ур выскочил на обрыв, взвизгнул, припал к земле. Юноши разом остановились, быстро поднялись наверх и осмотрели равнину, покрытую жёлтой травой, редколесьем и кустарниками.

Вдали паслось стадо туров, но до желанной добычи было далеко, и ланны сдержали свой охотничий пыл.

Два быка отделились от стада и стали гоняться друг за другом. Брызги росы слетали с веток на их чёрные спины; казалось, равнина сама играет с могучими животными, радуется вместе с ними солнцу, жизни, тишине.

Читайте также:  Осенние листья витраж раскраска

Ланны заметили ястреба на вершине сухостойной лиственницы, песца на склоне холма, ящерицу, мелькнувшую в траве, и, к неудовольствию Ура, спрыгнув с обрыва, побежали дальше.

Юношей радовало поручение вождя: другие охотники сейчас тащат тяжёлые волокуши с вяленым мясом и шкурами, а они бегут налегке, весь груз — кремнёвые ножи, топоры и копья. Прибрежная полоса широкая, одежду из оленьих шкур ничто не цепляет.

Ур снова остановил их — замер, подался назад, шерсть на загривке вздыбилась. Они повернулись к обрыву с поднятыми копьями. Напугать Ура мог только хищник, но днём вооружённые ланны никого не боялись. Часто сталкиваясь на охоте со смертельной опасностью, они научились преодолевать страх и всегда были готовы к схватке.

Выждав немного, юноши бесшумно подкрались к краю обрыва и увидели стаю полосатых гиен. Со смехом выскочили наверх, потрясая копьями. Хищники рысцой побежали прочь — они не выносили запаха человека, всегда смешанного с запахом дыма.

— Ур испугался трусливых гиен! — презрительно сказал один из охотников. В ответ ему вдруг раздалось короткое, но мощное рыканье, похожее на раскат грома. В тот же миг они увидели на расстоянии полёта копья двух тигров, лежавших в тени большого куста. Подняв головы, хищники смотрели на застывших людей, словно соображая, стоит ли наказывать этих дерзких, которые посмели разбудить их.

Тигры! Рассказы о них передавались из поколения в поколение, их изображали на стенах пещер. Юноши видели старые тигровые шкуры, держали в руках страшные клыки, просверленные у основания, и знали, что почти каждый из этих амулетов доставался племени дорогой ценой. На их памяти был убит, вернее добит, только один тигр, который получил смертельные раны в схватке с медведем. Сами они живых тигров видели впервые, хотя их рёв слышали не раз во время ночных привалов.

Самые, старые люди племени говорили, что убить тигра очень трудно, что даже истерзанный копьями он может делать огромные прыжки и наносить быстрые, как молния, удары. При встрече с тигром, советовали они, лучше всего отступить, стараясь не смотреть на него, не делая резких движений. Эти предостережения и советы вылетели из памяти юношей, они смотрели на тигров во все глаза и не трогались с места. Каждый из них с детства мечтал о победе над этим сильным, красивым зверем, но… Сейчас у них не хватило решимости напасть первыми. И отступать не хотелось.

Один из тигров встал, потянулся, прерывисто зарычал, словно закашлял. Сделал несколько шагов и снова лёг, вытянув лапы, мордой к охотникам. Старший из юношей, не выдержав напряжения, заговорил:

— Тигры сыты, хотят спать. Они дадут нам уйти. Ланнам нужны дрова. Осторожно назад…

Они соскользнули с обрыва и рванулись за Уром, но вскоре перешли на шаг, остановились. Всем хотелось ещё раз посмотреть на тигров.

Разглядели их не сразу. Тигры словно перелетели на другое место, были уже далеко и медленно уходили на юго-восток. Значит, едва ланны исчезли с обрыва, они тоже обратились в бегство. Довольные этим открытием, юноши оживлённо заговорили, и когда хищники скрылись из виду, снова пустились в путь.

Ур почуял добычу. Охотники пригнулись и двинулись к краю широкой лощины, заросшей камышом и кустарником. Внезапно из зарослей прямо на них вылетело стадо мелких оленей. Это была удивительная удача. В воздухе мелькнули копья — три оленя, поражённые меткими ударами, рухнули на траву. Два оленя были ранены, но далеко уйти им не удалось — Ур сбил их с ног.

Ланны поспешили снова вооружиться копьями — по-видимому, стадо было кем-то, напугано. Догадка подтвердилась: в глубине лощины раздался уже слышанный сегодня зловещий кашель тигра.

— Они опередили нас, — прошептал старший. — Разделайте оленей, я зажгу огонь.

Он упал на колени. Сдёрнув с пояса тонкие кольца бересты, достал из кармана небольшой тёмный камень и костяную трубочку с трутом; спинкой ножа высек искры. Когда трут задымился, поджёг бересту, затем быстро настрогал мелких стружек с древка копья. Пока другие занимались оленями, старший набрал сухих сучьев, приволок большую корягу.

Они вволю напились душистой оленьей крови, разрезали пополам сердца и съели их сырыми — священное право охотников. Ур тоже получил свою долю.

Тигров не было слышно, да и у костра ланны чувствовали себя в безопасности. Но место привала находилось по другую сторону лощины, а времени оставалось мало — в полдень они должны быть уже там.

— Сначала убьём тигров, — решительно заявил старший. — Вернёмся сюда, заберём мясо.

Никто не возражал, все понимали, что другого выхода нет. Правда, если бросить добычу и бежать изо всех сия в обход лощины, можно успеть. Мясо достанется хищникам, песцы уже снуют поблизости, но это не главная беда. Племя пойдёт напрямик, может быть, столкнётся с тиграми. Тогда юношей обвинят в трусости, это хуже смерти. Трусость у ланнов — самое тяжкое преступление, и гнев племени страшнее, чем когти и клыки тигра.

Они оставили Ура у костра охранять мясо и углубились в заросли. Шли осторожно, глубоко втягивая ноздрями воздух. В лощине было много родников, еле слышно журчала вода. Резкий, исступлённый лай Ура заставил их замереть. Ланны понимали язык собак: Ур видит опасного зверя, зовёт на помощь.

По знаку старшего двое вернулись.

— Ау-у! — прозвучал их охотничий клич. — Тигров в лощине нет!

Все собрались у костра. Первые двое видели, как тигры, выйдя из лощины, посмотрели в их сторону и скрылись вдали за холмом.

Не теряя времени, они подхватили шкуры с нарубленными кусками оленины, перешли лощину и вскоре прибыли на место. Длинный каменистый мыс, как огромный бивень, вдавался в Реку. Каждую осень племя устраивало здесь последний привал и к концу следующего дня достигало пещер. Весной мыс скрывался под водой. После каждого половодья Река оставляла на берегу множество сучьев и целые деревья, сломанные или вырванные с корнем.

Дружно застучали топоры. Используя обрубленные ровные сучья, как катки, юноши подтащили толстые брёвна к месту будущего привала. Уложив их в линию поперёк основания мыса, вырубили внутри продольные желоба, которые заполнили щепой. Сверху уложили второй ряд брёвен, желобами вниз, по сторонам вбили сырые колья. Осталось поджечь щепу, и брёвна будут гореть потихоньку всю ночь, сохраняя сильный жар. Тогда и дождь не страшен.

Перед заходом солнца усталые охотники выкупались в Реке и снова разбрелись по берегу, собирая сучья. Один из них приметил в траве рога лося и громко вскрикнул, замахал руками, подзывая товарищей.

Источник

Презентация «Главные и второстепенные члены предложения» 2 класс
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Презентация для педагогов.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация «Главные и второстепенные члены предложения» 2 класс 2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ПОВТОРЯЕМ ТО, ЧТО ВАЖНО ДЛЯ УРОКА

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

* Прочитайте пары предложений. * Что в этих предложениях общего, и чем они отличаются? День угасал. Лебеди опустились. Короткий осенний день угасал. Дикие лебеди опустились на берег реки. День угасал . Лебеди опустились . Короткий осенний день угасал . Дикие лебеди опустились на берег реки. Короткий осенний (?) Дикие на берег реки (?) Сделайте вывод

* Прочитайте пары предложений. * Что в этих предложениях общего, и чем они отличаются? День угасал. Лебеди опустились. Короткий осенний день угасал. Дикие лебеди опустились на берег реки. День угасал . Лебеди опустились . Короткий осенний день угасал . Дикие лебеди опустились на берег реки. нераспространённые предложения распространённые предложения

Главные члены предложения Петушок клюёт. Кто? Что? Подлежащее Что делает? Сказуемое Голосистый петушок клюёт зёрна. Второстепенные Первые капли дождя падают на землю.

Я сам справился с заданиями. У меня всё получилось! Я справился с заданиями с небольшими недочётами. Я не справился с заданиями. Мне нужна помощь!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение.

Цель урока -учить детей дополнять предложения, состоящие из главных членов предложения, второстепенными. Проводить коррекцию высших психических функций, развивать речь. Воспитывать любовь .

Конспект урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)Цели:- дать понятие об определе.

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Понятие о второстепенных членах предложения» является составляющим раздела «Предложение». В результате изучения данной темы учащиеся.

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Главные и второстепенные члены предложения» (3 класс)

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

Тип урока: комбинированный

Образовательные: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; учить устанавливать связь слов в предложении, распространять нераспространенное предложение второстепенными членами.

Развивающие: способствовать формированию умения распознавать в предложении главные и второстепенные члены.

Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в предложении главные и второстепенные члены.

Разделите текст на предложения и запишите его.

Гроза надвигалась огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса сильный ветер загудел в вышине крупные капли дождя резко застучали по листьям.

Самоопределение к деятельности

Перелетные птицы улетели в теплые края.

Чем они похожи? Чем отличаются? ( В обоих предложениях главные члены птицы улетели. Но первое предложение состоит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.)

Сформулируйте тему урока.

Работа по теме урока

День угасал. Короткий осенний день угасал.

Лебеди опустились. Лебеди опустились на берег реки для отдыха.

Ковер шуршал. Пёстрый ковер листьев шуршал под ногами.

-Что общего в предложениях каждой пары? ( Главные члены в этих предложениях одинаковые . Но предложения слева состоят только из подлежащего и сказуемого, а в предложениях справа есть слова, которые поясняют подлежащее и сказуемое.

-Какие предложения вам больше понравились? Почему?

-Назовите главные члены в первой паре предложений.

-Какой член предложения поясняют слова короткий, осенний. (День (какой?) короткий, осенний).

Короткий и осенний – это второстепенные члены предложения.

-Назовите главные члены во второй паре предложений.

-Найдите во втором предложении второстепенные члены предложения.( На берег реки, для отдыха).

Какой член предложения поясняют слова на берег и для отдыха. (Сказуемое).

-Поставьте от сказуемого вопрос к словам на берег и для отдыха. (Опустились (куда?) на берег, опустились (для чего?) для отдыха.

-А какой член предложения поясняет слово реки?(Второстепенный член предложения).

— Прочитайте. Разделите текст на предложения.

-Сколько предложений в этом тексте? (5).

-Докажите. Назовите главнее члены этих предложений.

-Спишите текст, разделив на предложения.

-Какие знаки вы поставили в конце предложений?

-Рассмотрите таблицу на стр. 27.

-На какие две большие группы делятся все члены предложения? ( Главные и второстепенные).

Что обозначает подлежащее?

-На какие вопросы отвечает подлежащее?

-Что обозначает сказуемое?

-На какие вопросы отвечает сказуемое?

-Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения? ( Без них н было б предложения, было бы непонятно, о чем идет речь.)

-Какую роль выполняют второстепенные члены предложения? ( Поясняют подлежащее и сказуемое).

-Прочитайте предложения. Сравните их.

-Выполните письменные задания к упражнению.

-Прочитайте распространенное предложение.

-Назовите второстепенный член предложения, поясняющий подлежащее.

-Поставьте к нему вопрос. ( Ласточки (какие?) быстрокрылые).

-Назовите второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое.

-Поставьте к ним вопросы. ( Улетели (когда?) давно, улетели (куда?) на юг).

Как называются предложения, состоящие только из главных членов? (Нераспространенные)

-Как называют предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов? ( Распространенные.)

Прочитайте предложения. Это текст? Докажите.

-Назовите тему текста? ( Осень).

-Прочитайте предложение, которым вы дополнили текст.

-Назовите главные и второстепенные члены во втором предложении.

Какие бывают члены предложений?

-Какие члены предложений называются главными?

-Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены?

-Как найти в предложении его главные и второстепенные члены?

-Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

-Приведите примеры распространенных предложений.

-Приведите примеры нераспространенных предложений.

-Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

-Что нового в сегодня узнали на уроке?

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Номер материала: ДБ-686982

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Сколько россияне тратят на репетиторов

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения порекомендовало снизить бюрократическую нагрузку на учителей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью