- Сергей Есенин — Клён ты мой опавший: Стих
- Анализ стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Есенина
- Потрясающие истории создания нестареющих шлягеров 70-х
- «Алешкина любовь» (ВИА «Веселые ребята»)
- «Звездочка моя ясная» (ВИА «Цветы)
- «Там, где клен шумит…» (ВИА «Синяя птица»)
- Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
- Кур.С.Ив. ом
- СИНЯЯ ПТИЦА — история песни «Клён» (1976)
Сергей Есенин — Клён ты мой опавший: Стих
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
Анализ стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Есенина
Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» было написано Есениным в ноябре 1925 г., когда поэт находился в состоянии глубочайшего душевного кризиса. Есенин мучительно искал выход из создавшейся непростой ситуации. Его угнетало усиливающееся давление власти. Личная жизнь поэта была окончательно разрушена, любовь для него стала лишь многочисленными встречами на одну ночь. Есениным все больше овладевала алкогольная зависимость. Он это прекрасно осознавал, но практически перестал сопротивляться. Алкоголь способен создавать иллюзию расширения сознания, поэтому можно предположить, что Есенин боялся окончательно порвать с пьянством, так как считал, что оно помогает ему в творчестве.
Неизвестно, в каком состоянии Есенин писал стихотворение. Несмотря на поведение главного героя, оно стало настоящим шедевром поэта. Кажется, что невероятно трогательные и пронзительные строки исходят из самой измученной души. Есенин уже давно распрощался с родным селом, но в трудную минуту обращается за помощью именно к образам русской природы. Не находя отклика в людях, он выбирает в собеседники «клен заледенелый». Поэт находится в городе, но клен в его сознании – сельский гость («за деревню… ты вышел»). Поэтому автор чувствует свое кровное родство с деревом, оно напоминает ему о милой родине, до которой очень далеко.
Есенин ведет с кленом душевный разговор, как будто с давним и близким человеком. Он искренне признается ему, что очень пьян и боится не дойти до дома. Если это реальное описание возвращения поэта домой, то становится странно, почему знакомые, видя его состояние, не смогли проводить человека. В таком случае понятно ощущение невероятного одиночества Есенина, в котором он решился начать разговор с простым деревом.
Поэт рассказывает клену, что на пути встретил разные деревья. Несомненно, попадались ему и люди, но они даже не заслуживают упоминания. Зато вербе и сосне он читал свои произведения, ободрял их, напоминая о жарком лете. Сменив надоевшее человеческое окружение на общество деревьев, Есенин представлял сам себя «зеленым кленом». На него вновь нахлынула тоска по ушедшей молодости. Последней выходкой поэта, которую он сам со стыдом характеризует, как «одуревши в доску», стали объятия с березой.
Есенин совершил множество ошибок в жизни: разрушал женское счастье, устраивал пьяные скандалы и драки. Но в народной памяти он навсегда останется великим поэтом. Только настоящий гений мог создать произведение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», которое стало популярным романсом.
Источник
Потрясающие истории создания нестареющих шлягеров 70-х
70-е… Это было самое беззаботное время за нашу многовековую историю. Золотое десятилетие. Когда румяный школьник с домашним ключом на шее мог целый день шататься по улицам или пинать мяч на стадионе, не опасаясь маньяков-педофилов. А взрослый человек засыпал абсолютно уверенный в завтрашнем дне. Когда один за другим вступали в строй промышленные монстры и мощнейшие электростанции, аграрные комплексы и газовые трубопроводы…
Квартиры граждан заполнялись мебельными стенками, хрусталем, коврами и первыми цветными телевизорами. А Советская Армия держала в суровом наморднике натовских бультерьеров.
Это действительно была самая читающая в мире страна. Венгерский профессор, которого в конце 70-х один из наших сотрудников, будучи студентом, сопровождал во время его командировки в Москву, войдя в метро, ошалел:
— Что они все читают?!
В телеящике безраздельно царствовали Кобзон, Зыкина, Толкунова, Богатиков. Одна и та же опостылевшая многим официальная обойма. Партийные идеологи руководствовались собственным представлением о прекрасном.
А люди во время праздничных застолий пели другие песни. На танцплощадках и в ресторанах звучала совсем иная музыка. Однако имен исполнителей этих суперхитов простые граждане не знали и никогда не видели их на телеэкранах.
Сегодня мы попытаемся рассказать истории создания бессмертных хитов, ставших гимном поколения, рожденного в конце 50-х — начале 60-х годов.
Многие из этих песен актуальны до сих пор. И мы уверены: их будут петь и слушать, пока живы советские люди.
«Алешкина любовь» (ВИА «Веселые ребята»)
«Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво // отбивать девчонок у друзей своих. » — эти строчки для одного из самых популярных шлягеров 70-х написал молодой, но уже ставший востребованным поэт Онегин Гаджикасимов. В конце 90-х в музыкальном фильме «Старые песни о главном-3» ее исполнили «Иванушки», фактически дав шедевру вторую жизнь.
Гаджикасимов появился на свет в Азербайджане в год 100-летия смерти Пушкина. И был назван матерью в честь ее любимого литературного героя — Онегиным. К моменту написания знаменитой песни он уже окончил Литинститут им. Горького и сотрудничал с маститыми исполнителями. Его «Фиалки» пел Полад Бюльбюль-оглы, а «Восточную песню» («Льет ли теплый дождь, падает ли снег. ») — Валерий Ободзинский.
ГАДЖИКАСИМОВ в юности служил на флоте
Однажды Гаджикасимов перевел «битловскую» песню «Girl», которую на музыку Леннона записал Ободзинский. Осенью 1969 года Онегин и композитор Сергей Дьячков, тоже большой поклонник ливерпульской четверки, сочинили песню «Алешкина любовь», которая стала своеобразным стилистическим продолжением «Girl».
С Гаджикасимовым Дьячкова познакомил его однокурсник — руководитель ВИА «Веселые ребята» Павел Слободкин. Немудрено, что именно его ансамблю и достался будущий шлягер. Знаменитое гитарное вступление для песни сочинил Вячеслав Добрынин, работавший тогда в рок-группе «Орфей».
Основную вокальную партию исполнил Леонид Бергер. Ему подпевали Валентин Витебский и Юрий Петерсон. Из-за откровенного подражания «битлам» худсовет фирмы «Мелодия» не сразу разрешил выпуск «Алешкиной любви» на пластинке. Кроме того, чиновникам не понравилось, что главный герой Алешка в композиции был представлен слишком несчастливым.
Поэт неожиданно решил стать монахом
Впрочем, в конце концов Гаджикасимов и редактор «Мелодии» Виктор Рыжиков смогли убедить начальство, что новая песня — наш достойный ответ Западу. 15 июля 1970 года пластинка поступила в продажу, однако поначалу… ее никто не покупал. Но постепенно народ прочухал фишку, и в результате с прилавков смели 14 миллионов копий!
В 1985 году Онегин Гаджикасимов, все предки которого были мусульманами, решил принять православие и крестился с именем Олег. Весной 1989 года он пришел паломником в возрождающийся монастырь Оптина пустынь, а спустя два года постригся в монахи с именем Силуан. Позднее был пострижен в великую схиму с именем Симон. Скончался 30 июня 2002 года от рака.
«Звездочка моя ясная» (ВИА «Цветы)
Легендарная баллада композитора Владимира СЕМЕНОВА (одного из основателей группы «Цветы») на стихи вологодской поэтессы Ольги Фокиной сразу стала суперхитом 70-х.
Однажды Семенов увидел в магазине маленький сборник стихов Ольги Фокиной. Листая, он наткнулся на строчки, которые его зацепили: «Песни у людей разные, а моя одна на века». Быстро сочинив мелодию, Владимир показал ее коллеге Сергею Дьячкову, который и привел того к Стасу Намину.
После выхода в свет грампластинки, на которой был издан шлягер, возникла байка, будто «Звездочка» посвящена юной стюардессе Надежде Курченко, убитой террористами Бразинкасами при угоне самолета Ан-24 в 1970 году в Турцию. Ходили слухи, что песня исполняется от лица жениха погибшей девушки. На самом деле Ольга Фокина сочинила это стихотворение в 1964 году.
Стюардесса КУРЧЕНКО
Не все поэтические строчки вошли в окончательный вариант песни. В ней нет, например, такого куплета: «Бродят за тобой тученьки, // Около кружат они… // Протяни ж ко мне лучики,// Ясная моя, протяни!»
У Александра Лосева долго не получалось записать «Звездочку». Сделали 30 дублей, из которых потом композицию лепили по слову. Дело в том, что Александр в тот день опаздывал на хоккейный матч между сборными СССР и Канады, из-за чего очень спешил и волновался.
В первый диск «Цветов», помимо «Звёздочки. », вошли песни «Есть глаза у цветов» и «Не надо»
«Там, где клен шумит…» (ВИА «Синяя птица»)
Песня «Там, где клен шумит» в репертуаре «Синей птицы» появилась совершенно случайно.
Одноименное стихотворение ленинградский поэт Леонтий Шишко написал в 1960 году и включил в поэтический сборник «Рябиновая осень». Спустя четыре года Шишко написал на свои стихи музыку. Песню исполнила Людмила Зыкина, но публика композицию не приняла. Людмила Георгиевна исключила «Клен» из репертуара.
В 1971 году текст случайно попался на глаза ленинградскому музыканту и композитору Юрию Акулову, выступавшему в составе ВИА «Калинка», который он организовал с Сергеем Лавровским. Песни Акулова пели Майя Кристалинская, Валерий Ободзинский, Нина Бродская, Алла Пугачева и многие другие. Его творение коллеги из «Калинки» приняли прохладно, но в репертуар включили.
Майя ПЛИСЕЦКАЯ с мужем Родионом ЩЕДРИНЫМ (справа) и Людмила ЗЫКИНА с поэтом Леонтием ШИШКО, с которым певицу связывала таинственная страсть
Во время гастролей в Горьком в 1973 году «Калинка» пересеклась с «Синей птицей». Ее руководитель Михаил Болотный пришел на концерт коллег. Песня «Там, где клен шумит» ему сразу понравилась. И во время записи первого миньона «Синей птицы» Болотный решил добавить туда эту композицию. В современной, разумеется, аранжировке.
Песня стала супершлягером осени 1975 года. Автор этих строк как раз вернулся из туристического лагеря и в теплой компании таких же десятиклассников (три девочки на три мальчика) пил болгарские «Слинчев бряг» и «Медвежью кровь» в огромной квартире на Ленинском проспекте. Слушали Градского («В полях под снегом и дождем»), «Deep Purple» («In Rock»), что-то еще, а потом поставили маленькую пластинку с «Кленом». Если не изменяет память, другой музыки в этот вечер больше не звучало. И танцы, и все остальное происходило только под этот шедевр… А потом в нашем 10 «Г» классе «Клен» стал такой же обязательной для исполнения хором во время пьянок песней, как «Звездочка моя ясная», «Когда молчим вдвоем» и битловской «Hey Jude».
На авторские отчисления за «Клен» Юрий Акулов купил три автомобиля и прогулочный катер, на котором, как заядлый рыбак, часто отправлялся за очередным уловом. Друзья Юрия по пьяни постоянно сажали дорогое суденышко на мель, с которой за 25 рублей его снимали спасатели.
Источник
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
СИНЯЯ ПТИЦА — история песни «Клён» (1976)
Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Наши хиты»
В коллекции моего отца было немало пластинок с самыми разными советскими ВИА. Были среди них и два миньона ансамбля СИНЯЯ ПТИЦА, который гремел по всему СССР вплоть до середины 1980-х. Уже маленьким мальчиком я прекрасно знал такие песни, как «Ты мне не снишься», «Горько», «Знаешь ты», «Три аккорда», «Нелетная погода», «Урок сольфеджио»… Кстати, по поводу последней я всё время гадал — совпадают ли строки припева «до-фа-фа-фа, соль-фа-соль-фа-ми-до-си-ми-ми, до-си-до-си-соль-си-до» с его реальной нотной записью?
Но, разумеется, самым убойным хитом СИНЕЙ ПТИЦЕЙ была и остаётся песня про шумевший клён, с которой, собственно, и началась слава ансамбля.
Самое поразительное, что история «Клёна» началась за 15 лет до того, как песня стала всенародной любимицей.
Своим появлением строчки «Там, где клён шумит над речной волной…» обязаны композитору Леонтию Шишко, который написал не только текст (он был напечатан в сборнике 1960 г. «Рябиновая осень»), но и музыку. Впрочем, авторская версия песни вовсе не походила ту, которую полюбили миллионы. Во-первых, текст звучал от женского лица и имел четыре куплета вместо привычных трёх. Музыка же была и вовсе другой.
Казалось бы, у версии Шишко большое будущее. Ведь песню исполнила матрона советской эстрады — Людмила Зыкина — и даже засветилась с ней в музыкальном фильме «Когда песня не кончается» 1964 года. Однако народ эту версию не полюбил, и о «Клёне» надолго забыли.
Новую жизнь (точнее мелодию) в песню вдохнул другой музыкант и композитор — Юрий Акулов (автор ещё одного ВИА-хита «Наташка»). В начале 1970-х он исполнял свою версию «Клёна» с ВИА КАЛИНКА — впрочем, тоже без особого успеха…
В 1973 году во время гастролей КАЛИНКИ к их руководителю Сергею Лавровскому нагрянул композитор Михаил Болотный со своей песней «Жар птица». Это был тот самый Болотный, который вместе с братом Робертом только что основал в белорусском Гомеле ВИА СИНЯЯ ПТИЦА. Коллектив только оформлялся, поэтому Михаил ездил и предлагал свои песни ансамблям поименитей.
Михаил Болотный:
«Лавровский попросил меня подождать до конца концерта, после чего они прослушают мою песню. …Я с удовольствием слушал их концерт. Так вот в одном из таких стилизованных выходов на сцену вышел парень с балалайкой и второй парень с баяном. Оба в таких деревенских фуражках с цветочком и начали в народной манере затягивать песню про «…там где клён шумел». Эта песня мне сразу приглянулась, и я почувствовал, что смогу её сделать по-другому. Когда я подошёл после концерта за кулисы показать свою песню, я первым делом нашёл исполнителя этого «Клёна» и попросил его подготовить мне текст и строчку музыки этого «Клёна». Это и был один из авторов «Клёна», гитарист ВИА КАЛИНКА Юрий Акулов».
Немножко по-другому вспоминал об этом солист СИНЕЙ ПТИЦЫ — Сергей Дроздов:
Сергей Дроздов:
«Мы были в Горьком, где находились в репетиционном периоде, и пошли на концерт ВИА КАЛИНКА из Ленинграда. Там автор песни «Клён» Юра Акулов просто выходил и играл на гитаре «Там, где клён шумит…». И никакого успеха на концерте не было. Она ещё не была записана. Но уже звучала именно та мелодия…».
В сохранившейся записи 1974 г. Можно услышать, как Акулов исполняет эту песню в дуэте с Людмилой Чижевской (она брала на себя «женские» строчки).
Не обращайте внимания на пустое изображение!
Жмите «play». Ролик работает.
В общем, как бы то ни было, Михаил Болотный приехал к КАЛИНКЕ с одной песней, а уехал с другой…
Вскоре СИНЕЙ ПТИЦЕ улыбнулась удача — ансамбль получил возможность выпустить на фирме «Мелодия» (других фирм грамзаписи в СССР не было) виниловый миньон (на Западе сказали бы «сингл»). Первоначально на него планировали записать четыре песни — «Слова», «Только море», «Родина» и «Мы от любви зависим». Когда их записали, осталось ещё немного студийного времени.
Тут-то Михаил и извлёк из творческих «закромов» тот самый «Клён» Акулова и предложил: давайте запишем и его — так сказать, про запас, на случай, если худсовет «зарубит» какую-то песню.
Запись будущего хита прошла быстро и легко. Дроздов за несколько минут придумал знаменитый гитарный пассаж (чем-то напоминающий мне соло «Something» БИТЛЗ) и спел песню. Причём спел так эмоционально и отчаянно, что, добавь в голос хрипотцы, а в звук гитары фузз, то «Клён» вполне бы мог сойти за добротную западную рок-балладу тех времён.
Сергей Дроздов.
Так как всю песню пел мужчина, из текста убрали «женские» строчки, сократив его ровно на куплет. Вот, что было выброшено:
И зачем опять ходишь словно тень,
Без тебя порой был и день не в день…
…Если б мог ты знать как тебя ждала,
Да устала ждать и любовь прошла.
Роберт Болотный:
«Знаете, как записывали? Серега Дроздов приехал и за 20 минут все спел. Рыжиков на него посмотрел: «Вот, блин, прыщавый Синатра!» …Потом поехали к кинотеатру «Ударник». Помните, там стоял пароходик-ресторан? Там мы и отметили это событие».
Михаила Болотного предчувствия не обманули. Худсовет действительно «зарубил» песню «Мы от любви зависим», и её место занял «Клён». Тогда никто из музыкантов ничего от «Клёна» не ждал. Все были уверены, что хитом станет более изысканная композиция «Слова». Но народ рассудил по-другому…
В конце 1975 года дебютный миньон никому ещё неизвестного ансамбля поступил в продажу, и изо всех окон полились звуки «Клёна». Когда в феврале 1976 года в г. Тольятти СИНЯЯ ПТИЦА давала первый концерт, её уже знали и любили. Авторы песни тоже не остались в накладе — от постоянного исполнения «Клёна» в многочисленных советских кафе и ресторанах набегала солидная авторская пеня.
Роберт Болотный:
«Однажды после выступления в Калуге я зашел в ресторан поужинать. Так вот при мне “Клен” заказали 18 раз. Специально считал. Еще помню, что после концерта в Ижевске пришел в свой номер, голова разболелась. Глянул в окно, а там народу на площади перед гостиницей — яблоку негде упасть, и все в один голос: «Там, где клен шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой…» Впечатление на всю жизнь!».
Даже непримиримые рокеры вспомнили хит своего детства и в 1996 году — в рамках проекта ДУБЫ-КОЛДУНЫ — записали на него кавер (обратите внимание, как многозначительно Глеб Самойлов из АГАТЫ КРИСТИ произносит слово «косяк»).
Напоследок хотелось бы упомянуть о ещё одной песне, историю которой тоже знают далеко не все. Думаю, в середине 1980-х многие слышали в исполнении Екатерины Семёновой следующие строчки:
В чаще леса густой под зеленым листом
Жил трудяга смешной, добрый, маленький гном.
Под землею он днем самоцветы искал,
Свой фонарик в лесу по ночам зажигал…
Ну, и так далее — про любовь гнома к бабочке и внезапной разлуке…
В то время подобные инфантильные песни пользовались большой популярностью у взрослой аудитории. Тут можно вспомнить и «Лилипутика», и «Четыре чёрненьких чертёнка», и «По ниточке, по ниточке…» (собственно, и исполнителей тогда любили называть уменьшительно — Катя Семёнова, Женя Белоусов…).
Так вот, «Маленький гном» в исполнении Семёновой для меня откровением не стал. Я был уверен, что слышал ту же самую песню ещё в 1983 году в пионерлагере, где вожатый распевал её под гитару.
Детская память, конечно, дело ненадёжное… Зато точно известно, что изначально «Гном» был написан и записан для ВИА СИНЯЯ ПТИЦА. Музыку написал участник ансамбля Сергей Лёвкин, а текст — Олег Жуков. Лёвкин же первым песню и спел.
На ТВ песня впервые засветилась в 1985 году в музыкальном фильме «СИНЯЯ ПТИЦА на Сейшелах» (ансамбль как раз гастролировал по странам Азии и Африки). Там «Гнома» поёт Светлана Лазарева.
P.S.: Ещё одно забавное наблюдение. Слушая песню группы АГАТА КРИСТИ «Хали Гали Кришна», я невольно уловил в ней мотив «Маленького гнома» (там, где поётся «Куда ты плывёшь, крыша моя…»). Убедитесь сами…
Автор: Сергей Курий
сентябрь 2016 г.
Источник