Кто поет осень прошла

«Что такое осень». Почему музыканты ДДТ отказывались исполнять эту песню и запретили ее ротацию на радио

Почему музыканты группы «ДДТ» сначала отказались исполнять популярную песню и запретили ее ротацию на радио — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Были сомнения

В конце 1980-х лидер группы Юрий Шевчук был рок-звездой первой величины, а его песни — символом перестройки и гласности. Выступления собирали стадионы. В то же время он никогда не вел себя как знаменитость, был и сегодня остается прежде всего поэтом.

К осени 1991-го эйфория от эпохи Горбачева прошла окончательно. Полки магазинов опустели. Страна, где ранее была хоть какая-то уверенность в завтрашнем дне, доживала последние месяцы. Юрий тогда квартировал на Синопской набережной в Ленинграде рядом с Александро-Невской лаврой. Неподалеку находилось старое кладбище, где он прогуливался вечерами, по его собственному признанию, иногда с бутылочкой и каким-нибудь собеседником. Место было заросшее сорняками, но располагавшее к откровениям, размышлениям о жизни.

В один из сентябрьских вечеров моросил дождь, падала листва, на душе у музыканта было непередаваемое ощущение тоски и тревоги. По возвращении домой песня сама собой выплеснулась на бумагу. На момент написания уже шесть лет в центральной прессе публиковались разоблачения преступлений советского руководства, совершенные в разные годы. Многим было ясно, что словами о Родине, народе и патриотизме нередко прикрывались партийные карьеристы. У автора возникли некоторые сомнения в написанных фразах, особенно в строчках: «Осень — доползем ли, долетим ли до ответа, что же будет с Родиной и с нами? Осень — доползем ли, долетим ли до рассвета, осень, что же будет завтра с нами?» Ему казалось, в них есть душок бравурной патетики вперемежку с паникой.

Читайте также:  Когда лучше сажать анемоны осенью или весной

БГ не смог

Когда Юрий принес песню на репетицию и спел под гитару, более молодая часть группы «ДДТ» отказалась ее исполнять. Ребята заявили: это то ли твист, то ли попса. Дескать, они же рокеры, а не аккомпаниаторы барда. Те, кто был постарше, обозвали молодежь маленькими и непонимающими. Предложили аранжировку: партию электрогитары в стиле романтических 1960-х, флейтовое соло, басовый риф. Работа заняла три дня. На четвертый записывали фонограмму для будущего видеоклипа. Шевчук считал, что тревогу и надежду песни он должен разделить в новом видео с узнаваемыми рокерами страны. Своего рода манифест. В первом эшелоне рок-звезд кроме Шевчука тогда были Константин Кинчев («Алиса»), Борис Гребенщиков («Аквариум»), Вячеслав Бутусов («Наутилус Помпилиус»). Виктор Цой погиб за год до написания песни.

15 октября 1991-го у Бутусова был день рождения. Дома на кухне он нарезал овощи к праздничному обеду. Раздался телефонный звонок. Шевчук просил приехать в Пушкин (город под Ленинградом), где уже ждал оператор с камерой. Это было срочно, так как Кинчев с трудом нашел один день в плотном гастрольном графике и специально приехал в город на Неве. Бутусов решил: надо использовать шанс, собраться вместе в одном клипе. Бросил готовить праздничный обед и помчал за город.

Гребенщиков, по задумке, должен был в ряде сменяемых кадров клипа сидеть возле памятника Пушкину и смотреть в небо. Ведь осень — пушкинская пора. Но на съемки Борис не попал, находился за границей.

Снимали двумя камерами с нескольких планов, которые потом смонтировали, вставив кадры исполнения песни Шевчуком под гитару на кухне. Кассетный магнитофон в руках Юрия возник случайно. Его на время взяли у мальчишек, подошедших за автографами. Сцена русской рулетки с настоящим револьвером задумана заранее. Но как ее актерски исполнить, музыканты не условились. Поэтому Шевчук и Бутусов стреляются и в шутку, и всерьез, а Кинчев подчеркивает мимикой: мы тут просто дурачимся.

Константин Кинчев

Звучит повсюду

До выхода песни группу «ДДТ» знало молодое поколение. После того как «Осень» стала почти непрерывно звучать из еще существовавших кухонных радиоточек, Шевчука полюбили даже противники рока — бабушки, домохозяйки, отставники. Именно ощущения от слов, в которых он сомневался: «Что же будет с Родиной и с нами?», разделила вся страна. Надежда и одновременно разочарование витали в воздухе. Но дело не только в вопросе о судьбе страны. Многие и не помнят этих строчек, но не забудут других, они помогали развернуться душе. Например, «В лужах разлетаются птицы с облаками. Осень, я давно с тобою не был» или «Осень, мне бы прочь от земли. Там, где в море тонет печаль, осень — темная даль». Слова элементарные, образы емкие. Поэт вспоминал, когда в начале 1992-го песня зазвучала, на набережную возле своего дома хоть не выходи: «Стояли «девятки», «Мерседесы», и везде слышалось: «Что такое осень…», а я, как Маугли, за деревьями — не дай бог, думаю, меня узнают. Тогда всё, кранты. Пить придется неделю». Музыканты группы не раз признавались, что у них уже сбит прицел, они не знают, как относиться к песне. Ее пели столько раз, словно вместе с ней родились, и это их печалило. Им казалось, страна не хотела слышать, что «ДДТ» играет помимо «Осени». На концертах зрители вежливо хлопали, будто давали возможность исполнить арт-рок или авангард, чтобы в конце обязательно услышать «Что такое осень…».

Юрий сетовал: когда писал следующий альбом «Черный пес Петербург», за стенами и из соседних окон продолжала звучать «Осень», к глотке подкатывал спазм неприятия. И дело вовсе не в том, что песня опостылела поэту.

Перестали петь

Существует немало актеров, режиссеров, композиторов, которые остались для зрителей или слушателей исполнителями одной роли или авторами одного произведения. Есть такие и среди рок-групп. Например, «Иглс» с песней «Отель «Калифорния». А ведь были у них и другие отличные композиции, которые все забыли. Вряд ли на фоне «Осени» можно забыть остальные хиты «ДДТ». Даже анекдот придумали: «Дядя Шевчук, спой нам песню про осень!» — «Вам какую, ребята? У меня их штук восемь!» Однако лидер группы и музыканты всерьез решили, что «ДДТ» рискует быть похороненной под обломками этого произведения. И в какой-то момент запретили ротацию песни на радио. Перестали исполнять ее на концертах. С публикой совладать непросто, поэтому сразу просили зрителей не требовать ее спеть. Извинялись. По собственным свидетельствам участников команды, скрежетали зубами, было неловко отказывать людям, но держались. И когда через несколько лет ажиотаж спал, постепенно стали ее исполнять, если публика просила. А просила она всегда.

Разные российские хит-парады и издания включили произведение в список 100 лучших песен ХХ века. 24 октября 2020 года видео и звуковой ряд клипа технически обновили. Ролик появился на официальном канале группы в YouTube. Почему это произошло именно сейчас? Шевчук ответил: «Главный вопрос песни вновь актуален, это так. Но на деле обновление клипа ни к чему не приурочено». Осенью 2021-го песне исполнится 30 лет.

У фразы-загадки в тексте «В небе жгут корабли» есть первоисточник. В книге римского философа Плутарха «О добродетелях женщин» есть глава «Троянки», где рассказывается о женщинах Трои, сжегших корабли защитников города. Так они остановили бегство войск, потому что отступать стало не на чем. В 1991-м Ю. Шевчук намекал этим, что даже в сложное время не стоит покидать страну, все радости и печали нужно переживать вместе с ней.

Источник

Песня «Осень, осень» разрушила брак своего автора

В девяностые годы группа «Лицей» была на вершине популярности, а песня «Осень, осень, ну давай у листьев спросим. » звучала без преувеличения из каждого магнитофона.

Этот хит, актуальный до сих пор, написал Алексей Макаревич. И да, он совсем не однофамилец более популярного музыканта Андрея Макаревича. Алексей и Андрей — двоюродные братья. При рождении Алексей носил фамилию отца — Меерович, но впоследствии он изменил ее на более звучную девичью фамилию матери.

Группа «Лицей» была не первым музыкальным проектом Алексея Макаревича, но, без сомнения самым успешным. До этого были «Опасная зона», «Кузнецкий мост» и «Воскресение».

«Лицей» Макаревич создал ради своей приемной дочери. Музыкант был женат однажды, на бизнес-вумен по имени Валерия. Он усыновил ее маленькую дочь Настю и пытался стать для нее настоящим отцом. Однажды, после выступления Насти в детском театре эстрады в его голове родилась мысль о создании «девочковой» музыкальной группы. Так появился «Лицей», а Настя Макаревич стала его бессменной солисткой.

После выхода хита «Осень, осень», солистки группы проснулись знаменитыми, и, по какой-то странной закономерности в отношениях Алексея и Валерии тоже наступила «осень», которая плавно перешла в «зиму» и привела к разводу.

Позже, бывшая жена музыканта в интервью рассказывала, что причиной развода стала «звезда», которую Алексей «словил» после того, как пенся «Осень» принесла ему настоящую известность.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь публикацией в социальных сетях.

Источник

История хита «Осень» группы «Лицей»

В середине девяностых шлягер вывел девичье трио на вершины хит-парадов, однако разрушил семейную жизнь его автора

Бывший музыкант группы «Воскресение» Алексей Макаревич после ухода со сцены решил создать молодежную команду для своей падчерицы Насти Макаревич. И он же сочинил главные шлягеры для коллектива. В том числе и «Осень».

Но пока девушки из «Лицея» почивали на лаврах, в личной жизни Алексея Макаревича после премьеры главного хита команды происходили не самые приятные вещи. «С песни ‘Осень» и в наших с Лешей отношениях началась осень, которая перешла в холодную зиму, — рассказывала позже Валерия Макаревич — мама Насти и супруга Алексея. — Мы вместе прошли огонь и воду, а вот испытание медными трубами не выдержали. Алексей чересчур серьезно отнесся к популярности, которая обрушилась и на группу, и на него как на продюсера. Алексею казалось, что я перестала ему соответствовать: не так выгляжу, не то говорю, не так одета…«

В итоге супруги, которые какое-то время жили пусть и в одной квартире, но в разных комнатах, развелись. Мама Насти смогла вновь найти семейное счастье.
В 50 лет она вышла замуж за бизнесмена из ЮАР, надолго уехала в Южную Африку. Позже вернулась в Москву, где стала куратором выставок, а еще выпустила книгу о своей жизни на другом континенте.

В 2014 году Алексей Макаревич умер в результате сердечного приступа. С тех пор бразды правления «Лицеем» взяла в свои руки Настя. Она всегда была самой главной. Девушки в коллективе сменяли друг друга, но неизменной оставалась Настя.

Зато лицейский опыт многим дал отличный старт. Например, Анна Плетнева после своего ухода из коллектива занялась сольной карьерой. В 2005 году она создала дуэт «Винтаж» вместе с музыкантом Алексеем Романоф. И на своих выступлениях они исполняют в том числе и «Осень» группы «Лицей».

В сентябре 2016 года Настя Макаревич записала ремейк «Осени». Шлягеру придали новое звучание — хип-хоп-гуру Влад Валов дополнил ее авторским рэпом, а музыкант Альберт Кранов — создал современную аранжировку.

Источник

Владимир Асмолов — отзыв

Спасибо, жизнь, за праздник твой — короткое свидание с Землёй

Владимир Асмолов является автором и исполнителем песен. Я бы назвал жанр исполнения – городской романс. Но можно назвать и русский шансон. А вообще, лучше сказать просто – авторская песня. Сейчас ему 73 года, но когда я его впервые услышал, ему было где-то чуть больше сорока, как говорится, самый расцвет.

Я бы песни Асмолова назвал одним из символов своей юности. Где-то в конце восьмидесятых я обратил внимание на своеобразные песни с интересными текстами. Мелодия тоже понравилась, но больше нравились и запоминались, конечно, слова. Мелодия меня заинтересовала, скорее, позже.

Конечно, подросток, времён перестройки, обратит внимание на песни, в которых поется о рэкетирах, панках и т. д. Эти песни, можно сказать, были лишним подтверждением, что рэкетиры – это бывшие спортсмены (а ныне рэкетмэны). А панки — это гордые неформалы. И вообще, информации о начале чего-то нового в жизни было всегда недостаточно, вот и вслушивался я в слова песен о тех же панках.

Нравилось в творчестве Асмолова то, что каждая его песня была, своего рода, зарисовкой из жизни, чем-то вроде рассказа, причём интересного. Взять тех же «рэкетиров». Асмолов исполняет эту песню от лица рэкетира, который пришёл со своими (по крайней мере, с Колькой) к зажиточному гражданину (скорее всего, нечистому на руку) «делиться рублём по-братски».

Ты ведь никому не скажешь, правда,
Что по-братски делишься рублем …

Попутно объясняя гражданину, причины такого поступка, да и вообще, много чего объясняя.

Но отдельно я хочу обратить внимание на песню «Осень жизни». Это красивейшая песня с глубоким смыслом. Она очень мелодична, с прекрасной поэзией. И чем дальше я шёл по жизни, тем эта песня становилась ближе что ли. Думаю, до осени жизни мне ещё далеко, но ведь и Асмолов её написал в то время, когда был в среднем возрасте.

В этой песне автор сравнивает осень со старостью, говоря как бы, что в жизни человека, как и в природе, всё прекрасно, любой период. И осень жизни (старость) – это тоже прекрасное время, она приходит внезапно, а впереди ещё так много дел. Жизнь – это сон длиною в жизнь, причём короткий. Автор благодарит жизнь за короткое свидание с Землёй.

Даже не знаю, что в этой песне прекраснее, слова или музыка. Но автор смог сделать так, что и поэзия, и мелодия красивейшим образом сплелись воедино, подарив композицию «Осень жизни».

Творчество Владимира Асмолова мне очень дорого. Он поэт. Он композитор. Он исполнитель. Он показал мне, красиво это оформив в виде песни, что нужно быть благодарным жизни за эти короткие счастливые мгновения.

И когда в очередной раз постучится в моё окно осенний дождь, я вспомню строки песни Асмолова

Вот и осень — и дождь в окно стучится.
Вот и осень — и улетают птицы.

Источник

Имя на поэтической поверке. Елизавета Белогорская

Романс «Осень. Прозрачное утро» — шедевр певца, поэта Вадима Алексеевича Козина, написан в творческом союзе с талантливой певицей и поэтессой, автором слов Елизаветой Борисовной Белогорской (?рождения – август 1942 года, Кисловодск).

Этот романс звучит в кинофильме «Военно-полевой роман», режиссёр П.Тодоровский, 1983 год и в сериале «Ликвидация», из 14-ти серий, режиссёр С.Урсуляк, 2007 год.

«Осень. Прозрачное утро»

Осень, прозрачное утро,
Небо как будто в тумане,
Даль из тонов перламутра,
Солнце холодное, раннее.

Где наша первая встреча?
Яркая, острая, тайная,
В тот летний памятный вечер,
Милая, словно случайная.

Не уходи, тебя я умоляю,
Слова любви стократ я повторю.
Пусть осень у дверей, я это твёрдо знаю,
Но всё ж «не уходи» тебе я говорю.

Наш уголок нам никогда не тесен.
Когда ты в нём, то в нём цветёт весна,
Не уходи, ещё не спето столько песен,
Ещё звенит в гитаре каждая струна.

В 1936 году Вадим Козин (1903 – 1994) написал целый цикл песен, который он назвал «Времена года» по аналогии с циклом любимого композитора Петра Чайковского.

В него вошли танго «Осень», «Забытое танго» (Весна), «Я тебя увидел впервые» (Зима), «Дышит имя твоё» (Лето).

Творческий старт Вадима Козина в качестве певца звёздной величины совпал с началом его гастрольных поездок с концертами по городам страны. В числе первых маршрутов было посещение Донбасса.

Осенью 1936 года Вадим Козин с группой московских артистов, гастрольно-концертного объединения, прибыл в Донецк (тогда Сталино) и поселился в гостинице «Донбасс».

В состав артистической группы входила Елизавета Борисовна Белогорская, известная в 1920-1930 годах эстрадная певица и автор стихов нескольких популярных песен, в том числе и романса «Вам девятнадцать лет», «Ну улыбнись, мой милый», «В лучах луны».

Со старой пожелтевшей фотографии, с затаённой грустью смотрит на нас редкой красоты женщина – Елизавета Борисовна Белогорская, певица и поэтесса, успешно выступавшая в 20 – 30 –е годы прошлого века на эстраде с лирическими песнями, автор текста знаменитого танго «Осень. Прозрачное утро».

К сожалению, в её биографии множество пробелов: не известны точная дата и место рождения, нет сведений о её родителях, личной жизни, весьма туманны обстоятельства смерти, в августе 1942 года, в оккупированном Кисловодске.

Елизавета Белогорская начала выступать на эстраде в Москве, Ленинграде с середины 1920-х годов.

По свидетельству Вадима Козина, Елизавета Белогорская имела небольшой, но очень приятный голос.

Видимо, первая фотография была сделана где-то в это время. На ней Елизавете Борисовне примерно лет двадцать пять, предстаёт перед нами в образе «леди-вамп», роковой красавицы.

В годы, в период нэпа, этот образ был весьма модным среди женщин, вращавшихся в российской артистической среде: короткая причёска «гарсон», smoky – тени, ярко накрашенные губы на фоне бледного сильно напудренного лица, глубокие вырезы на маленьком платье на груди или на спине.

Вместе с тем, выражение лица и глаз поэтессы, широкий локон, своеобразно сжатые губы говорят о том, что она была самостоятельной и независимой в своих мнениях личностью, привычной к напряжённому интеллектуальному труду.

Вероятно, Елизавета Белогорская воспитывалась в достаточно культурной семье и получила хорошее образование.

Анализ этой фотографии позволяет предположить, что Елизавета Борисовна родилась в конце ХIХ века или в самом начале ХХ века.

Косвенно этот вариант подтверждает и даты рождения её друзей, знакомых. К примеру, ближайшая её подруга – певица Тамара Церетели – родилась в 1900 году.

В этом же году появился на свет известный эстрадный композитор Борис Иванович Фомин (1900-1948), партнёр Елизаветы Белогорской по эстраде, аккомпанировал на рояле, относившейся к ней с большим уважением.

Существует даже легенда, что свой знаменитый романс «Дорогой длинною»- он написал специально для неё.

Романс «Дорогой длинною», музыка Б.Фомина, слова К.Подревского, создан в 1924 году. Первые записи: Александр Вертинский – 1926 год, Тамара Церетели – 1929 год.

Коллегой по эстраде у Елизаветы Борисовны был: Вадим Козин (1903-1994), с которым она не только выступала в одном и том же концертном объединении но и сотрудничала в создании романсов.

Также коллегами, вероятно, одногодками Елизаветы Белогорской, были певицы: Изабелла Юрьева (1899-2000),народная артистка Российской Федерации-1992 год, лауреат Премии Президента Российской Федерации-2000 год (посмертно) и Лидия Русланова (1900-1973),заслуженная артистка РСФСР 1942 года.

То есть это была целая плеяда талантливых деятелей отечественной культуры, детство и юность которых прошли на излёте существования императорской России.

Так вот, однажды в 1936 году, в Сталино (Донецк), на гастролях, Елизавета Белогорская показала только что сочиненное стихотворение «Осень» Вадиму Козину.

Вадим Алексеевич тут же подобрал на рояле мелодию, он автор музыки многих песен своего репертуара. В тот же вечер на концерте прозвучала премьера песни «Осень».
Танго «Осень» имеет счастливую судьбу – оно вошло в число художественных ценностей длительного порядка.

Этой мелодичной песне в ритме танго суждено было стать не только «музыкальной визитной карточкой» первоисточника Вадима Козина.

Её с блестящим успехом позже пели Тамара Кравцова, Нани Брегвадзе, Алла Баянова, Иосиф Кобзон.

А судьба авторов песни «Осень» — сложилась печальна…

В начале войны Елизавета Борисовна выступала с антифашистскими стихами, куплетами и песнями собственного сочинения. К сожалению, жизнь талантливой певицы и поэтессы оборвалась трагически.

Летом 1942 года, Елизавета Белогорская, вместе со своей подругой по выступлениям на передовой с концертами, Тамарой Церетели находилась на Кавказе, в Кисловодске.

Тамара Церетели – одна из ведущих представительниц жанра русского цыганского романса на эстраде. Дочь грузинского князя Симона Церетели, с 1958 года Заслуженная артистка Грузинской ССР.

Их пути ненадолго разошлись, Тамара Симоновна Церетели (14.08.1900 -03.04.1968) уехала в Тбилиси, обещав сделать вызов Елизавете Белогорской, но, почти сразу после её отъезда, в Кисловодск вошли немцы.

Елизавета Белогорская знала, что её ожидает за антифашистскую пропаганду и происхождение, она была еврейкой…

Елизавета Белогорская в августе 1942 года покончила жизнь самоубийством в оккупированном фашистами Кисловодске.

В это время произошла, едва ли не самая большая трагедия войны, Харьковское окружение частей Красной Армии. Появился приказ №227 от 22 июля 1942 года, в просторечии, в народе, приказ назвали «ни шагу назад».

Приказ появился в связи с резким обострением стратегической обстановки на фронте, когда войска Красной Армии после поражения в Харьковской операции 1942 года, неудачных боёв в районе Воронежа, на Дону и Донбассе, с большими потерями отступали до Волги и Северного Кавказа.

Приказ №227 являлся одним из документов, направленных на повышение воинской дисциплины в Красной Армии.

Запрещал отход войск без приказа, вводил формирование штрафных частей из числа провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости – отдельные штрафные батальоны в составе фронтов и отдельные штрафные роты в составе армий, а также заградительные отряды НКВД — в составе армий.

Текст — приказа №227 был опубликован в СМИ лишь в 1988 году, но он был широко известен, так как в своё время он был публично зачитан всему личному составу Красной Армии и по воспоминаниям военных, произвёл очень большое впечатление.

Когда Никита Хрущёв на ХХ съезде партии в 1956 году говорил о Отечественной войне, он затронул одну из её трагедий, харьковское окружение весной 1942 года, где немцы взяли в плен 130 тысяч красноармейцев.

Георгий Жуков, Кирилл Москаленко и другие военноначальники также упоминали о нём в своих мемуарах.

Наше наступление тремя армиями с 12 мая 1942 года, продвигалось быстро, но к 20-му мая, через неделю, фашисты почти замкнули кольцо окружения, у длинного села Караван. Пришёл приказ отступать.

Причины, впрочем, приводят разные: кто-то возлагает вину на командование фронта, кто-то на Ставку Верховного главнокомандующего.

6,7,8 августа 1942 года через Кисловодск, шли и шли колонны красноармейцев. Они уходили в сторону горных перевалов Приэльбрусья, что потом сосредоточиться в Закавказье для контрнаступления. Бойцы шли понуро, молча.

Женщины угощали солдат молоком, фруктами. Одна женщина-армянка напекла целый таз пышных лепёшек на минеральной воде и раздавала их бойцам.

Как ни странно, она могла себе это позволить. Все госпитали во время отступления красноармейцев раздавали своим сотрудникам продукты, мешки с мукой, перловку, пшенку, лапшу.

Запаслись продуктами и те, кто не работал в госпиталях. В Кисловодске было 36-ть военных госпиталей на базе санаториев-пансионатов и гостиниц, где прошли лечение 300 тысяч раненных солдат и офицеров, на протяжении одного года, до сдачи города, в августе 1942 года.

По решению руководства города, со всех складов и магазинов, госпиталей, местным жителям выдавали крупы, муку. Это было мудрое решение.

После Ленинграда, был получен наглядный урок, где все продукты, чтобы не было воровства – хранились на Бадаевских складах, а фашисты разбомбили их.

Впоследствии то, что не сгорело, люди буквально ногтями выскребали из земли, а землю, перемешанную с сахаром, вываривали в воде, получая сладкий сироп.

На Кисловодск был налёт 9-го августа. Фашистский самолёт сбросил две бомбы. Одна попала в товарную станцию, другая в хлебозавод. На этом боевые действия в курортном городе закончились.

10-го августа в городе появились фашистские мотоциклисты и танкетки. Они на скоростях гоняли по всем улицам.

В тех, кто перепугу убегал или прятался, стреляли без всякого разбирательства. Мол, если убегает, значит, виноват или что — то замышляет против «новой власти».

Установили комендантский час.

Оккупанты стали выискивать коммунистов, евреев, активистов, цыган. И здесь у них появилось немало добровольных помощников.

Ещё недавно законопослушные советские служащие вдруг вспомнили, как в революцию их родителей – дедушек и бабушек притесняли коммунисты, и жаждали отомстить.

В Кисловодске помимо немецкой, стояли итальянская, румынская и сербская воинские части. Они беспардонно врывались в квартиры и прямо с кухни забирали еду.

Всё закончилось ранним утром 11-го января 1943 года, когда перевалив через гору Малое Седло, в Кисловодск и Пятигорск, с боями, вошла Вторая гвардейская дивизия.

Оккупация фашистами Кисловодска и Пятигорска продолжалась ровно пять месяцев. После освобождения Кисловодска вновь заработали военные госпиталя, приняв ещё 300 тысяч раненных бойцов.

Из общего числа 600 тысяч находившихся на лечении в госпиталях, до оккупации и после в Кисловодске– 450 тысяч вернулись в боевые части.

Шёл завершающий этап Сталинградской битвы, с 17-го июля по 2-го февраля 1943года, который проходил на территории Воронежской, Ростовской, Сталинградской (Волгоградской) областей и республики Калмыкия.

Сталинградская битва, которая изменила историю и переломила ход всей Второй мировой войны, продлилась с 17-го июля 1942 года по 2-го февраля 1943 года и закончилась полной Победой советских войск.

Окружённая группировка капитулировала 2-го февраля 1943 года, в том числе 24 генерала и фельдмаршал Паулюс.

Сталинградская битва стала одной из самых кровавых в истории человечества. РККА – потеряла 478 741 бойцов, вермахт – около 300 тысяч и германские союзники (итальянцы, румыны, венгры, хорваты) – около 200 тысяч.

Военным значением победы стало снятие угрозы захвата вермахтом Нижнего Поволжья и Кавказа, особенно Бакинских месторождений нефти.

Политическим значением стало то, что Турция отказалась от вторжения в СССР весной 1943 года, Япония не начала планируемый Сибирский поход, Румыния (Михай 1), Италия (Пьетро Бадольо), Венгрия (Миклош Каллаи) стали искать возможность для выхода из войны и заключения сепаратного мира с Великобританией и США.

Выдающийся певец-шансонье Вадим Козин с 1944 года, не по своей воле, стал жителем Магадана. В личной беседе, Лаврентий Берия высказал ему претензию об отсутствии в его репертуаре песен о Сталине. Произошёл словесный конфликт.

Лирическому певцу дали срок — восемь лет, а затем Вадим Козин(03.04.1903.- 19.12.1994.) не счёл нужным менять место жительство до конца жизни, проживая в столице Колымского края.

В заключение повествования о жизни и творческом пути поэтессы и певицы Елизаветы Борисовны Белогорской – отдадим дань памяти — яркой творческой личности, занявшей достойное место в истории российской песенной поэзии.

Из поэтического наследства Елизаветы Белогорской.

«Вам девятнадцать лет…»
Романс, музыка Б. Прозоровского, слова Е. Белогорской.

В мою скучную жизнь
Вы вплелись так туманно,
Неожиданно радостна Ваша тайная власть –
Ураганом весенним, но совсем нежеланным
Налетела, как вихрь, эта тайная страсть.

Вам девятнадцать лет,
У Вас своя дорога,
Вы можете смеяться и шутить.
А мне возврата нет. Я пережил так много,
И больно, больно так в последний раз любить.

Дни в томительной пляске,
И часы – как минуты,
А минуты – тончайшая серебристая пыль…
Позабудутся ласки, Вы солжёте кому-то,
Что любовь наша призрак и далёкая быль.

Вам девятнадцать лет…

Рвите лучше жестоко,
Не хочу сожалений,
Не дарите из милости мне весну Ваших лет.
Уходите скорее, оставайтесь виденьем
И мучительно просто скажите мне «нет».

«Зима» (Я увидел тебя впервые).
Романс, музыка В. Козина, слова Е.Белогорской.

Я увидел тебя впервые,
Когда красавица-весна,
Рассыпав звёзды золотые,
Пришла и встала у окна.

Ты поглядела ясным взглядом,
Лучистым взглядом серых глаз,
Любовь с весною встали рядом
И закружили вихрем нас.

В лучах луны знакомая дорожка,
Бежит от сердца к сердцу лунный путь.
Мой милый друг, люби меня немножко,
Где б ни был я, ты жди и не забудь.

Сегодня грустно и тоскливо,
Сегодня в ночь пришла зима,
Я писем жду нетерпеливо
Но дни бегут, и нет письма.

Зима холодным покрывалом
Окутала замолкший сад
И на стекле нарисовала
Причудливых узоров ряд.

Шумит метель и занесло дорожки,
Но всё ж бежит от сердца к сердцу путь,
Мой милый друг, люби меня немножко,
Где б ни был я, ты жди и не забудь.

Источник

Оцените статью