Куда осенью исчезают насекомые рассказать детям

Экологическое мероприятие «Жизнь насекомых осенью»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Конспект организованной образовательной деятельности «Жизнь насекомых осенью» по образовательной области «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром» для разновозрастной группы детского сада

Скачать:

Вложение Размер
Конспект ООД «Жизнь насекомых осенью» 28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Васильева Бужинский детский сад»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы.» на тему

Жизнь насекомых осенью

1 квалификационной категории

Тема: «Жизнь насекомых осенью».

Задачи: Содействовать формированию основных понятий о насекомых. Развивать представления об адаптации насекомых к происходящим изменениям в природе, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Развивать интерес к живой природе, умение видеть красоту природы. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе, к насекомым.

Приемы обучения: Игровой, показ, объяснение, вопросы, напоминание, индивидуальный подход, оценка.

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на участке детского сада в весенне-осенний период на прогулках, чтение художественных произведений Бианки, Паустовского, Зотова, игра с элементами драматизации «Стрекоза и мошки», рисование «Бабочка», лепка из пластилина с использованием природных материалов «Стрекоза», аппликация «Божья коровка», оригами «Бабочка», разучивание физкультминутки о насекомых.

Материалы и оборудование: картинки с изображением насекомых (стрекоза, муравей, пчела, божья коровка, комар, бабочка, кузнечик), карточка «Как появляется бабочка?», сделанные ранее поделки и рисунки детей, аудиозапись звуков насекомых, маски бабочки, божьей коровки, лягушки, стрекозы, ежа, аудиозапись песни «Добрый жук» автор текста Шварц Е., композитор Спадавеккиа А., краски, кисточки, непроливайки, гипсовые фигурки насекомых.

1.1 Кинестиологическое упражнение « Перекрестные шаги»

— Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию на лесную полянку. Готовы к путешествию?

Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?

1.2 Введение в тему.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором поделки и рисунки детей на тему «Насекомые».

— На этой полянке живут совсем маленькие жители. Кто же это? Кого вы здесь видите? (Дети перечисляют насекомых, изображенных на поделках.)

-Давайте и мы остановимся на этой полянке и присядем на пенечки.

2. Основная часть.

-Давайте поближе познакомимся с обитателями полянки.

2.1 Дидактическая игра «Отгадай загадку».

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

-Как появляются бабочки?

Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яйцо на цветке.
  • Потом появилась гусеница.
  • Гусеница питалась листьями и росла.
  • Потом гусеница превратилась в куколку.
  • Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

-Чем питаются бабочки? (пыльцой цветов).

-Правильно, ребята. Бабочки не только питаются цветочной пыльцой, но и опыляют таким образом цветы.

Он работник настоящий.

Очень, очень работящий.

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

-Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву, разносят семена растений)

-Где живут муравьи? ( в муравейнике)

-Чем питаются муравьи? (питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми).

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка.)

-Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т.к. поедает тлю.)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела.)

-Где живут пчелы? (в ульях)

-Какую пользу приносят пчелы?( собирают мед)

-Как они защищаются от своих обидчиков?( могут ужалить)

-Какие насекомые еще имеют острое жало? (осы)

Очень маленький на вид,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

-Чем опасен комар? (может перенести инфекцию)

-Какие еще насекомые являются разносчиками инфекций? (мухи)

Летит назад и вперед.

-Оказывается, стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых.

По мере отгадывания загадок выставляются картинки с изображением насекомых.

-Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

— Какой основной признак всех насекомых? Чем они похожи? Чем отличаются? (У всех насекомых по 6 лапок, есть голова, грудка, брюшко, но не у всех есть крылья и усы)

— А паук – это насекомое? (нет, у него 8 лапок)

Звучит волшебная музыка, входит Осень.

О: — Как вы славно собрались!
Здравствуйте, друзья!
В день осенний, в день чудесный
Рада вас увидеть я.
Я – Осень золотая,
Поклон вам мой, друзья!
Давно уже мечтала
О встрече с вами я.

-Здравствуй, Осень золотая! Пришли мы в гости на твою осеннюю полянку. Встретились нам тут маленькие жители – насекомые.

2.1 Игра «Стрекоза и мошка»

О: -Насекомые – мои маленькие друзья. Я знаю одну игру, в которую очень любят играть насекомые. Игра называется «Стрекоза и мошки». Давайте поиграем вместе. Давайте выберем стрекозу, а для этого посчитаемся (с помощью считалки выбираем стрекозу).

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы
Мы играем — водишь ты.

(Воспитатель говорит слова, стрекоза должна поймать мошку, которая не успела присесть на стульчик).

Стрекоза-разбойница
За добычей гонится.
Поскорее, мошки,
Уносите ножки.

О: -Молодцы, ребятки! А вы знаете, как зимуют насекомые? (ответы детей)

-Верно, ребята, осенью я отправляю их в спячку. Они прячутся под кору деревьев, в пни, под камни и так переносят зиму, так как зимой холодно и нет зеленой травки и душистых цветов. А весной, когда солнышко начнет пригревать, они вылезут из своих укрытий и снова будут радовать нас своей красотой и веселым жужжанием.

О:- А как вы думаете, есть ли у насекомых враги?

(Дети высказывают варианты ответов.)

— Враги насекомых – птицы: они кормятся бабочками и жуками. А как насекомые спасаются от птиц? ( Они убегают или улетают и прячутся).

— Бабочка может спрятаться на похожем по ее окраске цветочке. Сядет бабочка на цветок или на стебелек травы, сложит крылышки и так скроется от глаз наблюдателя. А божьи коровки очень горькие на вкус. Они такие яркие, красные, с черными точками; как будто предупреждают: «Не ешьте нас, мы горькие!». Вот птицы и остерегаются их клевать. А если человек возьмет ее в руки, то она притворится мертвой: не шевелится, поднимает ножки и усики.

2.2 Дидактическая игра «Узнай по звуку»

-Все насекомые издают разные звуки. В какое время года можно услышать эти звуки? (летом) Поиграем в игру и посмотрим, сможете ли вы отгадать насекомое по звуку. (Пчела, комар, муха, кузнечик, божья коровка)

2.3 Дидактическая игра «Где чей дом?»

-У всех есть свой дом, уютный, теплый. И у насекомых есть свои домики. Поможем им их найти. (бабочка-луг, муравей-муравейник, пчела-улей)

2.4 Инсценировка стихотворения Е.Каргановой «Бабочка»

О:- Ребята, посмотрите, что там за шум. Кажется, это наши друзья спорят.

— Я лучше всех на свете!-

Она всегда хвалилась.

— Конечно, ты красива,

Но хвалишься некстати,

Я — божья коровка,

И я в нарядном платье.

— А квакать вы умеете?

Вот так, как я: ква-ква!

— Какие вы смешные,-

У вас же не такие,

Как у меня, глаза.

Сказал им мудрый ежик:

— Вы спорите напрасно:

Наш луг большой, красивый,

И все вы здесь прекрасны!

-Как вы думаете, прав ежик? Все обитатели природы важны и по-своему красивы.

-Ребята, посмотрите, все наши друзья стали бесцветными. Давайте, раскрасим их напоследок в разные цвета . Пусть и они уйдут в спячку красивыми и яркими. Давайте сначала разомнем наши пальчики.

3.1 Пальчиковая гимнастика.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

А за нею шмель — шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

3.2 Раскрашивание гипсовых фигур насекомых и раскрасок

Дети старшей подгруппы раскрашивают фигурки, а младшей подгруппы раскраски.

4. Заключительная часть.

-Вот и настало время возвращаться в наш детский сад. Понравилось вам наше путешествие на лесную полянку? Что нового вы сегодня узнали? Давайте, встанем все в круг и подарим нашим маленьким друзьям песенку про доброго веселого жука.

Песня «Добрый жук».

О: -И мне пора уходить, ребята. Мне с вами было очень весело! Спасибо вам! Но у меня еще очень много дел. До свидания!

-Молодцы, ребятки! А сейчас вставайте друг за дружкой, пойдем в нашу группу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с явлениями, которые люди наблюдают в природе.

«Не обижайте лесных насекомых! »В лесу летают мотыльки.Ползут козявки и жучки…Природа-мать им жизнь дала.У них у всех свои дела.Ты их увидишь на пути –Не обижай, а отойди!Без насекомых лес, друг мой,И.

Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребен.

Образовательная область «Познавательное развитие» с акцентом на экологическое воспитание детей.Цель: формирование экологически образованной и активной личность.Задачи: 1. Сформироват.

Проект для второй младшей группы.

Лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям.

Конспект НОД. Познавательно исследовательская деятельность(ознакомление с окружающим) коммуникативная деятельность.

Источник

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как зимуют насекомые»

Полежаева Кристина
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как зимуют насекомые»

Как зимуют насекомые?

Хоть лето и является праздником жизни, но вечно он продолжаться не может. На смену теплым ласковым дням приходит холод, с лютыми морозами снегом и дефицитом пищи. Для насекомых это трудная пора. Им нужно выжить в этих суровых условиях. Вот и приходится к зиме готовиться заранее.

Все начинается с поиска места зимовки. Каждый вид насекомых подходит к этому вопросу по –разному. Бабочки, например, для своих зимних гнезд используют дупла, гнилые пни, отслоившуюся кору деревьев, и даже чердаки жилых домов. Отдельные их виды предпочитают зимовать в стадии яйца или кокона. При этом взрослая бабочка, прежде чем отложить яйца, ищет тихое безопасное и укромное место, которое обеспечит ее будущему потомству максимально комфортное существование в зимнее время.

Наиболее популярным способом зимовки у бабочек является стадия куколки. Гусеницы и личинки забираются под лесную постилку или под отслоившуюся кору деревьев и там окукливаются. В этой стадии они пробудут до весны.

Есть свой образ зимовки и у перепончатокрылых, к числу которых относятся те же осы и шмели. У этих насекомых зимуют лишь оплодотворенные самки. Места зимовки у них такие же, как и у бабочек.Это: трухлявые пни, отслоившаяся кора деревьев, дупла, естественные укрытия, расщелины в камнях и т д.

Довольно оригинальное место зимовки выбрала для себя личинка жука бронзовки. Она находит гниющие компостные кучи, где всегда тепло, залезает в них, и так зимует.

Но вернемся к бабочкам, вернее к тем их видам, которые, подобно птицам, совершают длительные перелеты к местам зимовки. К такому способу, например, прибегает бабочка «Монарх». В составе огромных стай она покидает северные территории США, устремляясь на Кубу, Флориду и Багамы. Весной ее ждет обратное путешествие, в те места, где она отложит яйца и выведет потомство. На этом ее жизненный цикл оканчивается. Ученые до сих пор не могут понять, как молодые бабочки, ни разу не видевшие своих родителей, и не бывавшие в теплых краях, находят туда дорогу.

Зимой в лесу можно найти различных насекомых, которые обосновались на зимовку в различных укромных местах. Попробуйте отколоть кусочек коры с дерева, и вы наверняка найдете там зимующих насекомых.Это могут быть: совсем крохотный жучок, гусеница, или же личинка того же клопа. Зимуют здесь и паразиты, личинки которых селятся в гусеницах. Попадают они туда из яиц, отложенных взрослым насекомым на их тела. Это отличное место для зимовки, где тепло и всегда полно пищи. С наступлением теплого времени, личинка убивает своего хозяина, выходит наружу и окукливается.

Мухи также впадают в зимнюю спячку. Для зимовки они выбирают теплые и безопасные места, где — нибудь в жилищах людей, например, междуоконными рамами или на чердаке. Аналогичным образом зимует двухточечная божья коровка. Ене можно найти под корнями деревьев, в земле, в лесной подстилке. Срок зимовки зависит от погодных условий, хотя, при затянувшихся холодах, насекомое может погибнуть. Ему просто не хватит пищи, накопленной за лето.

Некоторые виды насекомых, такие как жук — плавунец, зимуют в воде. Если лед на реке прозрачный, то их вполне можно увидеть. Самое интересное в том, что дышать они могут благодаря воздушным пузырькам, которые накапливаются на водных растениях. Жук собирает их в особую полость, расположенную на его животе, и таким образом дышит, используя минимум кислорода. Но как только температура воды повышается, такая возможность у него пропадает, и насекомое вынуждено подниматься на поверхность.

В воде зимуют и личинки стрекозы. У них даже есть жабры, с помощью которых они дышат. К такому способу зимовки прибегает комар. Рыбаки хорошо знакомы с его личинками. Это небезызвестный мотыль, который они моют в реках, просеивая сквозь сито донный ил.

А вот галлица малинная зимует в стеблях малины. Там ей тепло и уютно.

Если говорить проще, то основная задача всех насекомых заключается в том, чтобы пережить зиму и вывести потомство. Именно для этого они и используют различные варианты зимовки. Летом же они усиленно питаются, пытаясь накопить достаточное количество глицерина, без которого их существование зимой было бы невозможно.

Беседа о перелётных и зимующих птицах с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Углубление знаний детей о перелетных и зимующих птицах. Задачи: Уточнить и расширить представления у детей о перелетных и зимующих.

Беседа ко Дню Победы с детьми старшего дошкольного возраста «И этих дней не смолкнет слава…» Цель: Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. Задачи: Расширять знания детей о Великой Отечественной.

Беседа об овощах и фруктах с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Следы осени. Сбор урожая в Оренбуржье» Цель:Обогащать представление детей об овощах и фруктах нашей области. Учить классифицировать их (цвет,величина,форма,особенности поверхности).

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей среды Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Исконные символы России» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Исконные символы России». Воспитатель : Крупская Елена Владимировна Описание: Беседа.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Умей дружбой дорожить» Цель беседы: учить детей анализировать, рассуждать по данной теме. Задачи:воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку вместе.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Полтавской битве 10 июля. День победы в Полтавской битве10 июля мы отмечаем день воинской славы – победу в Полтавской битве, которая состоялась в 1709 году.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста об аквариумных рыбках — гуппи. Наблюдение за рыбками в аквариуме Цель: пополнить знания детей об аквариумных рыбах – гуппи. Задачи: познакомить с особенностями строения рыб, с условиями необходимыми.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Пролётные птицы — снегири» Программное содержание: Сформитовать доброжелательное отношение у детей к живой природе. Учить сопереживать «братьям нашим меньшим»; замечать.

Источник

Читайте также:  Художественные работы все краски осени
Оцените статью