Лексическая тема времена года осень

Конспект занятия по лексической теме: «Осень»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цель: обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.

2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.

Коррекционно – воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект занятия по лексической теме «Осень» 33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

муниципального образования Каневской район

конкурсный материал по теме: «Краски осени»

конспект занятия учителя-логопеда

с подгруппой детей 5-6лет «Осень»

учитель-логопед Королькова Н.П .

МБДОУ детский сад №4

Конспект занятия по лексической теме: «Осень» .

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.

2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.

  1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

— Наблюдения за живой и неживой природой.

— Рассматривание картин и репродукций об осени.

— Заучивание стихотворений, пословиц об осени, отгадывание загадок.

— Составление гербария из осенних листьев.

— Просмотр мультфильма «Умка»

  1. Мультимедийный альбом с фотографиями природы осенью, животными, осенними явлениями.
  2. Листья
  3. Письмо.

Звучит фонограмма ветра. В группу забегает девочка в костюме облачка и говорит:

-Я полсвета облетело,

В садик к вам я залетело,

Сообщение для Вас,

Вы раскроете сейчас!

И даёт письмо. Логопед его берёт и рассматривает с детьми.

Логопед: Очень загадочное сообщение к нам пришло.

Логопед читает сообщение:

“Здравствуйте, дорогие ребята. Живу я на Дальнем Севере, где очень сильные морозы, и много-много снега, но я не мёрзну, у меня очень тёплая шерсть, и живу я в берлоге с мамой-медведицей. Я никогда не видел осень. Мне очень хотелось узнать какая она, эта таинственная осень? Не могли бы вы рассказать мне о ней. Я буду ждать! ”

Логопед: Вы догадались, кто прислал нам письмо?

Логопед: Поможем Умке узнать какая бывает осень?

2. Объявление темы.

Логопед :Как мы сможем рассказать Умке об осени?

Дети : Нарисовать осень.

Дети : Составить рассказ про осень.

Дети : Составить книгу про осень.

Логопед : Мне очень понравились ваши предложения. Давайте составим книгу, в которой отразим все ваши пожелания.Ведь её можно сделать цветную, красочную.

Логопед : Какие краски наполняют осень?

Дети : Жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневые.

Логопед : Где мы можем увидеть многообразие этих красок?

Дети: В осеннем лесу.

Логопед : Ну, что же, мы отправимся в осенний лес.

-Раз, два, повернись

И в лесу окажись!

Логопед : Вот мы свами и в лесу. (Слайд№ 2 )

Логопед : Кто мне скажет, какие явления происходят с природой осенью?

Логопед : Осенью листья какие?

Дети : Желтые листья.

Дети : Красные листья.

Дети : Зелёные листья.

Дети : Коричневые листья.

Логопед : Кто мне скажет, как можно сказать об этом одним словом?

Логопед : Подскажите мне, какая бывает погода осенью?

Дети : Пасмурная погода.

Дети : Дождливая погода.

Дети : Хмурая погода.

Дети : Тёплая погода.

Дети : Солнечная погода .

Логопед : А вы слышали такое выражение «золотая осень»?

Она действительно сделана из золота?

Логопед: Это образное выражение, которое используется для описания красоты осени. Листочки на деревьях как бы похожи на золото по цвету.

Логопед : Да, ребята, осень бывает тёплая и холодная, пасмурная и солнечная,дождливая и ясная.

Логопед : Какое определение можно дать осени?

Логопед : Мы с вами составили портрет осени, посмотрите на экран, похож он? ( Слайд № 3 )

Логопед : Итак, как же будет называться наша первая страница?

Дети : Первая страничка нашей книги будет называться «Портрет осени».

Логопед : Что будет отражать она?

Дети: Она отразит красоту, и многообразие красок осени?

Логопед : Об осени можно не только рассказать, её можно ещё показать.Как мы это сможем сделать?

Дети : С помощью пальчиков и язычка.

Логопед : Следующая страничка будет называться «Осень и пальчики».

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Осень». (Слайды № 3, 4 ).

— Заехали мы с вами в осенний лес, в котором росли липы и березы.

(Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны);

— В лесу на ветке березы качалась любопытная белка.

( Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением язык );

— Под кустом орешника спал колючий ежик.

(Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх);

— Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

(Язычок «лопаткой». Кладём ладони на колени).

Логопед : Ребята, посмотрите, кто бежит по тропинке с листочком на спинке?

Логопед : Хорошо, вот и тема для следующей странички. Как мы её назовём?

Дети : И назовём её «Лесные жители осенью».

Логопед : Кто хочет мне назвать лесных жителей? (Слайды №5,6,7,8).

Дети: л есной житель — медведь.

Дети : лесная жительница — лиса.

Дети: лесные жители — заяц, ёж.

Дети : лесная жительница — белка.

Дети : лесной житель — волк.

Логопед : А кто мне назовёт, как готовятсязвери к зиме? (Слайды № 9, 10,11).

Дети : Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы.

Дети: Медведь роет берлогу.

Дети : Мышка тащит в норку колоски.

Физкультминутка «Листопад » под музыку с листиками.

Логопед : Посмотрите, как красиво опадают листочки. А вы знаете, как называется это явление природы? (Слайд № 12).

Логопед : Как назовём страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенний листопад».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели . (Побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (встали)

Закружились, полетели (покружились, побежали)

И на землю снова сели (присели, листики положили на пол).

Образование прилагательных от существительных.

Логопед : Посмотрите вокруг, сколько деревьев окружает нас. Кто мне назовёт деревья?

Логопед: А давайте назовём листочки. Если у осины листья осиновые, то у дуба – какие (Слайд № 13,14,15, 16)

Дети : У рябины листья – рябиновые.

Логопед : У берёзы?

Дети: У берёзы листья — берёзовые.

Логопед : У дуба?

Дети: У дуба листья – дубовые.

Логопед : У клёна?

Дети: У клёна листья – кленовые.

Логопед : Как же мы назовём следующую страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенние деревья».

Логопед : Мы уже составили много страниц в нашей книге. А что мы ещё можем рассказать Умке об осени? ( Слайд №17)

Дети : Осенью собирают урожай.

Дети : В лесу много грибов.

Дети: Птичьи стаи улетают.

Логопед : Правильно, значит не все приметы осени, мы отразили в нашей книге.

Когда я назову приметы осени, вы используете слово «да». Если приметы относятся к другому времени года, вы используете слово «нет».

Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).

Логопед : Вы порадовали меня,всё сделали без ошибок.

Логопед : Чтобы наш Умка составил целостное представление об осени, предлагаю вам рассказать об осени.

Я буду говорить начало предложения, а вы — конец предложения.

На смену лету пришла . (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает . (из—за туч). Деревья надели . (разноцветный наряд). . (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем . (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик . (моросит) и заставляет прятаться . (по домам). Птицы собираются в стаи . (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают . (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Рисование ладошками « Осеннее дерево».

Логопед : Мы с вами уже составили многостраниц, и хотелось, чтоб последняя страница была необычной.

Дети выполняют коллективную работу.

На плакате нарисовано дерево (ствол и ветки), а ребята ладошками рисуют листочки (желтые, красные и т.д.).

Логопед : Ребята, посмотрите, какая замечательная книга для Умки у нас получилась! Я думаю, что Умка очень обрадуется книге.

Благодаря вам, он будет знать, какая бывает осень, её приметы, как осенью животные готовятся к зиме.

Сегодня книгу я отнесу на почту и отправлю Умке. А от него мы будем ждать рассказ о Родине.

Источник

Задания логопеда по лексической теме «Осень»

Екатерина Владимировна Сиряк
Задания логопеда по лексической теме «Осень»

Задания логопеда по лексической теме «Осень»

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.

— Какое сейчас время года? — Сейчас осень.

— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осениможно выделить два периода:

ранняя осень и поздняя осень.

Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы организуйте беседу.

— Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое.

— А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

— Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые.

— А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые.

— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.

— Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.

— Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.

— Посмотри на небо. Кого ты видишь? — Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.

Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые.

Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья».

Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.

8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

Собралися в стаи.

Ветер их уносит.

Если с нами… (осень).

9. Игра «Большой — маленький»

Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка

Дерево- деревце куст- кустик

Лист- листочек солнце- солнышко

Цветок- цветочек ветка- веточка

Лес- лесочек трава- травка

Дождь- дождик ветер- ветерок

10. Игра «Один — много»

Гриб — грибы ягода — ягоды

Дерево — деревья куст — кусты

Лист – листья лужа — лужи

Дождь – дожди ветка — ветки

Сук- сучья туча — тучи.

11. Игра «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

Дождь идет, дожди. (идут)

Лист падает, листья.

Цветок вянет, цветы.

Птица улетает, птицы.

Ветер дует, ветры.

Дожди идут, дождь. (идет)

Листья падают, лист.

Цветы вянут, цветок.

Птицы улетают, птица.

Ветры дуют, ветер.

12. Игра «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.

День, когда идет дождь, какой?. (дождливый)

День, когда дует ветер, какой?.

Дождик, который идет осенью, какой?.

Погода, когда часто идут дожди, какая?.

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая?.

13. Игра «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.

Определи, чего не бывает осенью.

-Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

-Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

-Набухают почки, распускаются листья.

-Люди собирают урожай овощей и фруктов.

-Дикие животные не делают запасы корма.

14. Игра «Скажи наоборот» на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью.

Летом небо светлое, а осенью.

Летом день длинный, а осенью.

Летом тучи ходят высоко, а осенью.

Летом люди растят урожай, а осенью.

Летом деревья стоят одетые, а осенью.

15. Словарная работа. Знакомство с пословицами.

Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

-Лето — со снопами, осень — с пирогами.

— В ноябре зима с осенью борется.

— Холоден сентябрь, да сыт.

16. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят.

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

Один дуб, два дуба, пять дубов;

(клен, тополь, лист)

Одна липа, две липы, пять лип;

(сосна, калина, осина)

18. Игра «Наоборот»

Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий

Ствол толстый – тонкий деревья мокрые — сухие

Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

19. Игра «Подбери признак».

Осень (какая) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная…

Листья (какие) – желтые, красные, разноцветные, сухие…

20. Игра «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.

Небо осенью (какое) -хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое).

Ветер осенью (какой).

Дождь осенью (какой).

Листья осенью (какие).

Осенью листья (что делают) -краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает).

Осенью солнце (что делает).

Осенью птицы (что делают).

21. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику.

Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.

22. Развитие мелкой моторики

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол

23. Отгадайте загадки.

Золотые тихие рощи и сады, нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром

Спать ложится солнышко раньше с каждым днём. (Осенью)

Прошла по лугам, по лесам и полям.

Припасы на год заготовила нам.

Упрятала их в погреба, закрома.

Сказала: «За мною нагрянет зима!» (Осень)

Вот наступила учёбы пора

С ранцами в школу спешит детвора.

У первоклассников в ранце «Букварь»

Как называется месяц? (Сентябрь)

В золоте стоят леса.

На лазурны небеса часто тучи набегают,

Скучный дождик проливают. (Октябрь)

Всё мрачней лицо природы.

Оголились все леса.

Смолкли птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Тучка по небу гуляла,

Туча бусы растеряла.

Скачут бусы по дорожке,

Как хрустальные горошки. (Дождь.)

Я берёзу качну, я тебя подтолкну.

Налечу, засвищу, даже шапку утащу. (Ветер)

Интегрированная (ООД) музыкального руководителя и логопеда по лексической теме «Дикие животные и их детёныши» Цели: Образовательная: Закрепление знаний и представлений детей о диких животных и их детёнышей. Совершенствование грамматического строя.

Интегрированное занятие в разновозрастной группе по лексической теме «Что нам осень принесла?» Курочкина Е. А. План-конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе Тема. «Овощи в корзинке». Цель: — закрепить понятие «Овощи».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Осень» Цель: Уточнение и развитие лексико-грамматических представлений и связных высказываний по теме «Осень». Задачи: 1. Расширить и активизировать.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Тема: «Порядковый счёт».

Конспект открытого занятия по лексической теме «Осень» для развития связной речи Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга.

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с ТНР по лексической теме «Осень. Грибы» Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми в подготовительной группе с диагнозом: Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие.

Летние задания логопеда ДОУ Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наступила долгожданная и всеми любимая пора, время каникул и отпусков. Для детей лето — это возможность.

Логопедические домашние задания на лето. Рекомендации логопеда на летний период Логопедические домашние задания на лето Рекомендации логопеда на летний период. Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не.

Методическое пособие лэпбук по лексической теме «Весна» в работе логопеда Димитриева Оксана Методическое пособие-лэпбук по лексической теме «Весна» Пояснительная записка к пособию лэпбук «Весна» Создавать данную.

Источник

Читайте также:  Стильные шапки для девочек осень
Оцените статью