Лексика по теме осень старшая группа

Лексика по теме осень старшая группа

Автор: Петропуло Любовь Евгеньевна

Организация: МАДОУ №28

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мончегорск

Старший дошкольный возраст

Тема «ОСЕНЬ»

1. Ответьте на вопросы:

— Наступило какое время года? (осень)

— Что было до осени? Что наступит после осени?

— Назови осенние месяцы.

— На улице становится как? почему? (становится с каждым днём всё холоднее, потому что солнце греет всё слабее)

— Осенью какое небо?

— В небе много чего? (туч) Часто моросит что? (дождь) Дует какой ветер? (холодный, порывистый)

— Сохнет и желтеет что? (трава) Вянут что? (цветы)

— Листья на деревьях меняют свою что? (окраску) Они стоят какие? (разноцветные) Позже начинается что? (листопад)

— День становится как? (короче) А ночь? (длиннее)

— Утром бывает что? (туман)

— Птицы улетают куда? (в тёплые края)

— Насекомые прячутся во что? (в листья, пни, кору деревьев)

— Дикие животные готовятся к чему? (к зиме)

— Кто как? (белка делает запасы, медведь, барсук и ёж готовятся к спячке,

заяц меняет «шубку» серую на белую…)

— Люди носят какую одежду? (демисезонную)

— Они надевают (обувают) что?

— Часто берут с собой что? (зонт)

— Осенью люди собирают урожай чего? (овощей и фруктов)

— В парке убирают что? (листья)

— Люди в квартире утепляют что? (окна)

— Люди в лесу собирают что? (грибы, ягоды)

— Дети 1 сентября идут куда? (в школу)

2. Подбери действия.

Ветер (что делает?) – дует, задувает, воет, свистит, сдувает, срывает листья, качает деревья….

Дождь – капает, идёт, моросит, шумит, стучит по крыше…

Дерево – шелестит, качается, наклоняется, желтеет,

меняет окраску листьев…

Лисья – падают, летят, кружатся, осыпаются, шелестят, опадают, шуршат…

3. Подбери определения.

Ветер (какой?) – сильный, порывистый, холодный, пронзительный…

Дождь – слабый, моросящий, затяжной, холодный, сильный, частый

Небо – серое, низкое, хмурое, ненастное…

Осень – ранняя, поздняя, золотая, теплая, холодная, разноцветная, дождливая, щедрая, унылая, грустная, богатая, дивная, прекрасная.

4. Какая погода?

Если дождь – дождливая, ветер -…, солнце — …, ясно — …, пасмурно-.. тепло -…, холодно -…, сыро — …, хмуро — …

5. Измени по образцу.

Дождь- дожди- много дождей. (месяц, лужа, урожай, сад, огород, зонт, дерево, фрукт, овощ, лист, птица, лес, туча, туман)

6. «Скажи ласково»

Дождь- дождик, дождичек (лужа, ветер, туча, сад, солнце, дерево, лист, лес, птица)

7. «Скажи наоборот»

Ранняя осень – поздняя (весёлый день-…, солнечный день-…, белое облако-…, холодная пора-…, хорошее настроение-…)

8. Объясни выражение «На земле разноцветный ковёр»

9. «Один – много»

Наступил осенний день — наступили осенние дни.

На дереве жёлтый лист –

Плывёт тёмная туча –

Стоит большое дерево

Идёт холодный дождь –

Висит тёплая куртка-

Летит птичья стая –

10. Составить рассказ из 6-7 предложений об осени.

11. Выучить стихотворение.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели,

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.В. Нищева «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста от 2до 7 лет», Детство – Пресс, 2017
  2. И. К. Боровская «Учимся рассказывать и пересказывать» Харвест, 2016
  3. Т. А. Ткаченко «Формирование описательной речи у дошкольников 5 – 7 лет» Ювента, 2008
  4. Л. Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» Творческий центр Сфера, Москва 2008

Источник

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ОСЕНЬ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от тесного контакта в работе специалиста, воспитателей и родителей ребёнка с диагнозом «Общее недоразвитие речи».Данный материал состоит из заданий подобранных по лексической теме «Осень». На практическом материале у ребёнка происходит накопление и обогащение словарного запаса, преодоление нарушений грамматического строя речи, развиваются навыки связной речи, общие речевые навыки, происходит развитие общей и мелкой моторики и совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление).

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_dlya_vospitateley_po_zakrepleniyu_leksicheskoy_temy.docx 18.06 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ОСЕНЬ»

Осень. Признаки осени.

«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»
Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками обеих рук,

Начиная с мизинцев)
Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками

Шел неспешно, по привычке, («шагают» указательным и средним

А куда ему спешить? пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!» кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько: (пожимают плечиками)

И ушел. Газон засох. (кладут ладони на стол)

Цели: Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Работа над повествовательной и вопросительной интонацией.

  • Солнце, солнце,
    Ты откуда?
  • Я из тучки золотой.
  • Дождик, дождик,
    Ты откуда?

-Я из тучи грозовой.

  • Ветер, ветер,
    Ты откуда?
  • Я из дальней стороны.

После разыгрывания диалога воспитатель проводит с детьми беседу о приметах осени.

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

Цель: Обогащение словаря прилагательными и глаголами ( подбор детьми

слов-определений и слов-действий )

а) Небо осенью ( какое? ) — хмурое, серое…

Солнце осенью ( какое? ) — .

Дождь осенью ( какой? ) — .

Ветер осенью ( какой? ) — .

Листья осенью ( какие? ) -.

б) Осенью листья ( что делают? ) -краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает? ) -.

Осенью птицы ( что делают? ) -.

Осенью колхозники (что делают? ) -.

Цели: Учить дифференцировать признаки осени от признаков других времен года. Развивать связную речь (употребление сложноподчиненных предложений ). Развивать зрительное внимание.

Ход игры: Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трех из которых одно время года, а на четвертой — другое . Дети рассматривают картинки и составляют предложения. Например: Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках изображена осень. И т.п.

Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: Обучение детей образованию слов-антонимов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь ей закончить предложение,

а затем повторить его целиком.

-Летом солнце яркое, а осенью .

-Летом небо светлое, а осенью .

-Летом день длинный, а осенью .

-Летом тучки ходят высоко, а осенью .

-Летом деревья стоят одетые в листву, а осенью .

-Летом дует теплый ветер, а осенью .

Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать.

Цели: Развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки )

Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора, Громко ветер завывает. Это все когда бывает? (Осенью)

Целый день он шлепал, шлепал, Ямы лужами заштопал. (Дождь)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал: (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Цель. Координация речи и движения.

К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! — (Дети стоят лицом в круг; ритмичные

Он пускает пузыри. приседания.)

Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)

Стали мокрыми цветы. (Наклон, потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивают

Сушит перышки скорей. кистями.)

Упражнение «Какое слово не подходит?»

Цели. Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя

Дождь, дождевик, дождливый, подожди, дождевой.

Ива, ивовый, пиво, ивняк.

Осень, осенний, синий.

Жёлтый, желтеть, жёсткий, желтизна.

Капля, капать, копать, капелька, накапало.

На клёне желтеют берёзовые листья. Когда идёт дождь, на улице сухо.

Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные.

Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе,

словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут.

Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые

По Г.Скребицкому и В.Чаплиной

1) О каком времени года говорится в рассказе?

2) Какого цвета лес был летом?

3) Какого цвета стали березки и клены осенью?

4) Какие деревья не изменили своего цвета?

5) Какого цвета стали осины осенью?

6) Как кружатся листья осенью?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подобраны речевые игры и упражнения для закрепления изученного материала дома по лексическим темам: «Осень», «Деревья», «Перелетные птицы» для детей 6-го и 7-го года жизни.

Эта картотека будет полезна воспитателям и родителям детей с ОНР третьего уровня речевого развития.В неё включены рекомендации и задания по расширению словарного запаса детей 4 лет, по коррекции.

Непосредственая образовательная деятельность «Закрепление изученного» по математике в подготовительной группе. Лексическая тема «Осень». В гости к ребятам приходит осень с заданиями на листьях. Выполн.

Данный материал состоит из заданий, подобранных по лексическим темам. На практическом материале каждой лексической темы у ребёнка происходит обогащение словарного запаса, преодоление нарушений граммат.

Домашнее задание по лексической теме «Осень&quot.

Задания-пятиминутки для закрепления лексико-грамматических навыков по лексическим темам у детей с ОВЗ.

Уважаемые родители!Лексическая тема «Осень. Осенние прииметы»Предлагаю Вам игры и упражнения для ознакомления и закрепления детьми данной темы.

Источник

Лексическая работа «Осень» (старшая группа)

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа «Осень» (старшая группа)

Тема: «Осень»

Цель: Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к

изменениям в природе, явлениях природы. Формировать первичные представления об

экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе.

Существительные:осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина,

ясень, липа, тополь, клён, ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.

Глаголы:наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья, пожухнуть, расписать, хмуриться (небо, облетать, накрапывать.

Прилагательные:жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний,

унылый, пасмурный, золотая (осень, серые (дни, проливной, моросящий.

Наречия: мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.

Материалы для чтения и заучивания наизусть

Осень художница

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, — только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета.

Посмотрите — роща золотом одета».

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Наша осень правда золотая,

Как её иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет жёлтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки, скуластые, крутые,

То и дело шлёпаются вниз,

И зерна потоки золотые

Из колхоза морем разлились.

КЛЁН С. Васильева

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клёна кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Такой разноцветный, нарядный, весёлый —

Чудесно, что клёны растут возле школы!

Осенние клёны — цветов хороводы,

И жёлтый, и красный среди непогоды.

Найду я зелёного капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета.

Осень А Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрЬ

Закличка «ОСЕННЯЯ»

Осень, осень,

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)

На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)

Без рук, а холст ткет. (Паук.)

От осени к лету поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Осень – запасиха, зима – прибериха. Холоден сентябрь, да сыт

Разбросала осень листья,

Разукрасила их кистью.

Мы в осенний парк пойдём,

В букеты листья соберём.

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

(Делают волнообразные движения ладонями.) (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

(Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

(Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,

на обеих рукаходновременно на каждый лист.)

(Звонко хлопают в ладони.)

Меж еловых мягких лап

Где сучок давно засох —

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

(Поглаживают ладонями обеих рук колени.)

(Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

(Постукивают ребрам ладони по коленям.)

(«Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.)

(Сводят руки над головой.)

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(Осень)

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

Все мрачней лицо природы:

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

«Приметы осени»

Цель: уточнить представления детей об осенних приметах, активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления, называет их. предложения.

Дид. игра «Один – много»

Цель: Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа. (солнечный день — солнечные дни; красивое дерево-, хмурая туча-, серое облако-, холодный дождь-, сильный ветер-, птичья стая-, глубокая лужа-, резиновый сапог-… и т. д.)

Дид. игра «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением. (большой — маленький, умный – глупый, светлый – темный, чистый – грязный, добрый – злой, холодный – горячий, солнечный – пасмурный, новый – старый, грустный – веселый и т. д.)

Дид. упр. «Подбери действие»

Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы. (Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идет, моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.) Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)

Дид. игра «Чьи листья»

Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и т д)

Игра «Четвёртый лишний»

Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление

сложноподчинённых предложений, развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из

которых изображено одно время года, а на четвёртой —другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках

изображена осень. И т. п.

Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование

относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.Например: Дубовый лист — между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

Слова: осень, погода, дождь, ива, тополь, сосна, дуб, клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.

Игра «Сколько звуков?»

Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,

учить определять количество и последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

• назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

• назвать звук перед или после заданного;

• назвать звук между заданными.

Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.

Тексты для пересказа

Лето кончилось. Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами. Из дупла липы раздавался голосок кукушонка. Пришла осень. Всё перелётное население улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря. Дождь хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка. В. Бианки

Вопросы:- Какое время года наступило после лета?

— Какие приметы осени описываются в рассказе?

— Чей голосок раздавался из дупла липы?

— Почему кукушонок остался один?

— Как жилось кукушонку в дупле?

ОСЕНЬ

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки. В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птиц…По И. Соколову-Микитову

Вопросы:- О каком времени года говорится в рассказе?

— Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

— Какие птицы улетели первыми?

— Какие ещё птицы готовятся к отлёту?

Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.

Вот он остановился, прислушался. Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле это листья с деревьев падают, шелестят. Можно, конечно, набраться зайцу храбрости и не оглядываться.Но может случиться так: не поддастся заяц обману падающих листьев, а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.

Вопросы:- О каком времени года рассказ?

— Кто вышел из густых ёлок?

— Почему заяц прислушался?

— Правильно ли заяц осторожничает?

Коллективная работа (старшая группа) Уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться с вами опытом, показать, как мы с детьми делаем коллективные аппликации. Данную работу можно.

Лексическая работа по теме «Детский сад. Воспитатель. Врач». Цель: Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского.

Лексическая работа по теме «К нам весна шагает» Цель: учить воспринимать красоту природы родного края, замечать весенние изменения в природе. закреплять умение воспринимать образ весны.

Лексическая работа по теме «Одежда, обувь» Цель: -познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов; — закрепить знания о назначении одежды; — провести.

Лексическая работа по теме «Осень. Деревья» Цель: познакомить детей с деревьями нашего региона, дать представление о жизни деревьев осенью; обратить внимание детей на окрас листьев.

Лексическая работа по теме: «Посуда» Цель: Формирование представлений детей о посуде. Продолжать расширять представления детей посуде. Формировать навыки культурного поведения.

Лексическая работа по теме: «Продукты питания» Цель: Продолжать знакомить детей с разными продуктами питания. Закреплять знания о том, где они продаются, для.

Лексическая работа по теме: «Птицы и насекомые осенью» Цель: Познакомить с особенностями перелетных и зимующих птиц, с поведением насекомых осенью. • сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие.

Лексическая работа по теме: «8 марта. Женский праздник.» Цель: • Формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях, первоначальных представлений о родственных отношениях в семье.

Картотека материалов по лексическим темам «Осень. Признаки осени», «Осень. Деревья осенью», «Огород. Овощи» (старшая группа) 1. Осень. Признаки осени Дыхательные упражнения. И. П. : 1- попеременно выставлять прямые руки вперед – «ловить капли», вдох носом; 2- на.

Источник

Читайте также:  Виноград золотая осень описание
Оцените статью