Лес не сразу надевает золотой осенний убор как пишется

Правописание частиц

Упражнение 106.Объясните выбор частицы не или ни.

1. Кого ни спрашивали о Николае, все отзывались о нём хорошо. 2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет опрошен завтра. 3. Где я только не бывал! 4. Где я не бывал, так это в Австралии. 5. Где бы я ни бывал, я всегда тосковал о доме. 6. Каких удивительных зверей я не видал в зоопарке! Видел всех, и даже таких, о каких раньше ничего не знал. 7. Куда ни взглянешь, везде вода. 8. Дождь не прекращался ни на минуту. 9. На небе ни звёздочки. 10. Не могу я возразить вам.

Упражнение 107.Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните слитное или раздельное написание частицы не.

I. 1. Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, (не) просыхающими дорогами, с (не)пролазой грязью. 2. Разнообразие трав в наших лугах (не)слыханное. 3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова (Пауст.). 4. На мои вопросы он отвечал (не)брежно, (не)редко останавливая на мне свой (не)доумевающий взгляд. 5. Мы (не)спроста заговорили о поездке: (не)далёк был тот час, когда нам (не)минуемо придётся собираться в это (не) лёгкое путешествие.

II. 1. От (не)погоды уйти не удалось. (Не)настье с дождём и сыростью захватило путников на самом перевале. (Не)достаток продовольствия заставлял их торопиться. 2. Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий (П.). 3. Скромный цветок (не)забудка любит тень и влагу. 4. (Не) счастье случилось (не)ожиданно. 5. Сближению нашему мешало одно (не)доразумение.

Читайте также:  Сценарий праздника здравствуй осень младшая группа

III 1. На дворе (не)истовствовала буря, из-за метели нельзя было выехать в поле. 2. Злая старуха всегда (не)долюбливала соседку, а теперь (не)взлюбила и её молодую (не)вестку. 3. Ещё с вечера мне (не)здоровилось, и я (не)доумевал: что бы это могло быть, откуда это (не)домогание? 4. Если вам (не)по душе моё предложение, (не)нужно себя (не)волить, откажитесь участвовать в этой работе.

IV. 1. (Не)прекращавшаяся метель (не)давала возможности продвигаться вперёд. 2. В (не)освещённой части парка было прохладно. 3. (Не)доставленное письмо возвращено отправителю. 4. Экспедиция шла по (не)исследованным горам Памира.

V. 1. В Уссурийской тайге водится чёрный заяц, до сих пор ещё (не)описанный (Арc.). 2. Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищённое от ветра море кипело и металось во мраке (Кор.). 3. После тёплых дней (не)ожиданно стало опять холодно, и (не)успевшие отцвести лесные цветочки поблёкли. 4. Лес (не)сразу надевает золотой осенний убор. (Не)все деревья желтеют одновременно; ещё (не)тронутые краской осени, весело зеленеют высокие стебли трав. 5. (Не) засеянные, а лишь распаханные поля окружали нас.

Источник

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §9. Простое предложение. Упражнение №47

Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите предложение с обобщающим словом при однородных членах и расставьте в нём пропущенные запятые. Укажите нераспространённые предложения. Какой частью речи выражены в них сказуемые? • Назовите виды орфограмм на месте пропусков.
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё р..стут грибы красн..головые подосиновики зеленоватые и розовые сырое..ки скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разнос..тся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая тр..винка. По прозрач(?)ному высокому небу бегут и бегут обл..ка.
(И. Соколов−Микитов.)

Решение

Золотая осень
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики.
Нераспространённые предложения:
Пришёл (глаг.) сентябрь.
Чист (кратк. прил.) и прозрачен (кратк. прил.) воздух.

По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака . (Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., с однород. сказуем.)
Прозрачен — прил. (каков?) Н. ф. — прозрачный, кратк. ф., им. п., м. р., ед. ч. сказуемое.
Разносятся — глагол, (что делают?) разноситься, 2 спр., наст. вр., 3 л., ед. ч., сказуемое.
Орфограммы на месте пропусков:
− растут − слово с чередованием гласных в корне;
− красноголовые − соединительная гласная в сложном слове;
− сыроежки, скользкие − парные звонкие/глухие согласные в корне;
− отчётливо − буквы О/Е после шипящих;
− разносятся − безударные гласное окончание глагола;
− травинка, облако − безударные гласные в корне.

Источник

Задание 4. I. Сочетайте данные предлоги с существительными

I. Сочетайте данные предлоги с существительными. Полученные сочетания запишите и укажите падеж существительных. С некоторыми сочетаниями составьте предложения.

1) Вопреки (неверие, сомнение, предсказание, обещание, совет, желание, указание). 2) Согласно (приказ, распоряжение, предписание, заявление, устав, закон, договор, соглашение, обязательство, план). 3)Наперекор (судьба, враги, злые силы, расчеты, монополии). 4) Благодаря (заботы, уход, случай, старание, внимание, настойчивость, друзья, товарищи).

II. Составьте словосочетанпия с предлогами, которые пишутся в три слова.

1) В связи с (жара). 2) По отношению к (друзья). 3) В соответствии с (закон). 4) В отличие от (сверстники).

Задание 5. Выберите вариант написания сходных грамматических конструкций и расставьте знаки препинания.

Встал я поутру что (бы) на ночь не ложиться обувался на босу ногу топор то (же) надевал трое лыж под пояс подтыкал да дубинкой подпоясывался за (то) кушаком не подпирался. Шел я не путем – не дорогою все думал что (бы) мне выдумать. (От) того лыка березы надрал (по) тому озеру мостки перешел. Увидел утку топор кинул да не докинул (по) тому как перекинул слишком. (За) чем только такой легкий топор взял? Не жалко даже что потонул. В другой раз однако кинул и топор видно одумался отяжелел. (От) того берега отскочил в воду плюхнулся потонул снова. Вот незадача каждый раз одно и то (же) выходит. (За) чем же дело стало надо попробовать еще. В третий раз кинул метко да мимо. Утка всколебалась озеро и улетело.

(За) тем озером чисто поле лежало. Смотрю под дубом корова бабу доит. (И) так мне (по) чему-то молока захотелось стал просить полкувшина. (По) чему только не спросил целый? Она кувшин пополам перебила подала а молоко в землю и ушло.

Пошел я в деревню зашел в самую крайнюю избу что между избами затерялась. Вижу квашня бабу месит. То (же) годится ведь (от) того молока-то в пузе холодно так хоть хлебцем погреться что (бы) не простудиться. Стал каравай от куска просить а она как залает под окошком. (При) чем здесь лайка? Выскочил я на улицу в животе так (же) сытно как и прежде а лайка как мне под ноги закатится. Вот топор-то в утке остался что (бы) теперь в нее кинуть? Вижу на санях дорога а мужик то (же) от собак отбивается (при) чем так (же) как я голыми руками машет словно не знает что у него в оглоблях сани. Выхватил я за него сани из оглобель дал лайке по зубам (за) то что не укусила а мужику-то (за) чем та оглобля? Вот и унес с собой что (бы) (по) тому топору было чем память справить.

(И) так все закончилось благополучно пришел я домой да с горя спать повалился что (бы) на ночь не завтракать.

Задание 6. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните слитное или раздельное написание частицы НЕ.

1) (Не) скошенные луга так душисты, что с (не) привычки туманится и тяжелеет голова. 2) На мои вопросы он отвечал (не) брежно, (не) редко останавливая на мне свой (не) доумевающий взгляд. 3) От (не) погоды уйти не удалось. (не) настье с дождем и сыростью захватило путников на самом перевале. (Не) достаток продовольствия заставлял их торопиться. 4) Мчатся тучи вьются тучи, (не) видимкою луна освещает снег летучий. 5) Сближению нашему мешало одно (не) доразумение. 6) На дворе (не) истовствовала буря, из-за метели нельзя было выехать в поле. 7) Если вам (не) по душе мое предложение (не) нужно себя (не) волить, откажитесь участвовать в этой работе. 8) (Не) доставленное письмо возвращено отправителю. 9) Экспедиция шла по ещё (не) исследованным горам Памира. 10) Лодка приближалась к тому месту, где (не) защищенное от ветра море кипело и металось во мраке. 11) Лес (не) сразу надевает золотой осенний убор. (Не) все деревья желтеют одновременно; ещё (не) тронутые краской осени, весело зеленеют высокие стебли трав.

Задание 7. Перепишите, добавляя к каждому высказыванию слова автора. Раскройте скобки.

1) Говори мягче по форме, тверже по содержанию (персидская пословица). 2) Если кто(то) мыслит иначе, чем я, он (не) только (не) оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. (Ни) кому (не) интересно слушать собственное эхо (военный летчик, французский писатель XX в. А. де Сент-Экзюпери). 3) Настоящий мастер своего дела следит за ходом беседы, как рыбак за течением реки, и (не) задерживается там, где нельзя ожидать улова (английский писатель XIX в. Р. Л. Стивенсон). 4) (Ни) одно произнесенное слово (не) приносит столько пользы, сколько множество (не) сказанных (древнегреческий писатель, историк, философ-моралист Плутарх). 5) Краткость – сестра таланта. В хорошем рассказе, как на военном корабле, (не) должно быть лишнего винтика (русский писатель рубежа XIX – XX вв. А. П. Чехов). 6) Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (английский писатель, государственный деятель Ф. Честерфилд). 7) Манеры слишком часто остаются в пренебрежении, а между тем приобретение хороших манер очень важно как для мужчин, так и для женщин… Жизнь слишком коротка, чтобы можно было надеяться успеть вполне отделаться от дурных манер; кроме того, в манерах отражаются добродетели (шотландский экономист, философ Адам Смит).

Задание 8. Перепишите, заменяя цифры словами.

1) Сумма вышла если не круглою, то значительною, а именно достигла до 411 843 р. 1/8 коп. (Гарш.). 2) Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край (Ферс.). 3) А отцу Прохору написала, что он всегда будет получать от нее по 500 рублей в год (Мельн.). 4) Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоящее из 504 цифр, в течение 35 минут (Перель.). 5) В течение одной 1 000 000-ой доли секунды в наш глаз вступает 400 000 000 волн (Перель.). 6) В иных местах насчитывали до 150 рыб на каждые 10 саженей берега (Пауст.).

Задание 9. Развитие речи. Из данных предложений сконструируйте одно.

1) Сентиментализм – художественное направление в русском искусстве.

2) Сентиментализм – это ранняя проза Карамзина, стихи молодого Жуковского.

3) Сентиментализм ярко выражен в русской живописи XVIII века.

Источник

Слитное, дефисное написание наречий и раздельное написание наречных сочетаний

Упражнение 102. Перепишите предложения, раскрывая скобки. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.

I. 1. Придётся отложить эту работу (на) завтра. 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Она [изба] состояла из одной горницы, довольно опрятной, разделенной (на) двое перегородкой (П.). 4. Мятежники скрылись и через час показались из-за горы, скача (в) рассыпную. 5. После объяснений враждующие стороны решили пойти (wa) мировую. 6. Этак мы и (до) завтра не доедем (Ч.). 7. Приходилось идти по компасу (на) удалую (М.-С.).

II. 1. Пошел поезд, и всё ушло назад, (на) всегда, безвозвратно (Купр.). 2. «Старички» ходили (по) двое и (по) трое по зале (Кор.). 3. Ознобишин увидел, что (на) много старше стала Маша (С.-Ц.). 4. Я уехал (на) много лет в провинцию (Гил.). 5. Пастухи, уходя (в) глубь, (по) многу лет не видят своих аулов (Л.Н.Т.). 6. Как видно, что-то знал старик, и Давыдов решил идти (в) открытую (Шол.). 7. (На) поел едок Лихачёв крепко пожал руку Травкина (Каз.). 8. «Пропадет малец (за) зря», — сказал адъютант генералу. (Наг.).

III. 1. Сначала всё было (по) прежнему тихо (Кор.). 2. Так, сидя бок (о) бок, мы были далеки друг от друга (М.Г.). 3. Он обладал сказочной силой, с ножом ходил на медведя один (на) один (Гил.). 4. Изредка вспыхивал (по) летнему синий клочок неба (Шол.). 5. Злоба его прошла, и он смеялся так, как не смеялся (давним) давно (Шол.). 6. Ксендз (по) тогдашнему обыкновению благословил меня (Пауст.).

Упражнение 103. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Различайте слитное написание наречий и раздельное написание предлогов с существительными.

1. (С) начала подумай, потом отвечай. 2. Дожди шли беспрерывно (с) начала весны. 3. Как хорош лес (в) начале осени. 4. (В) начале я не почувствовал своеобразной красоты горного пейзажа. 5. (Во) время поездки к Эльбрусу экскурсанты любовались бурным Баксаном и чудесными горами. 6. Все собрались (во) время, никто не опоздал. 7. Кругом было (на) столько красиво, что все замолкли и с восторгом глядели (в) перед и (в) верх. 8. (На) сколько километров (в) верх поднялись (без) отдыха альпинисты? 9. Берёзка склонилась (на) бок, 10. (В) ширь и (в) даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 11. (В) даль туманную двигались отряды партизан. 12. Несмотря (на) конец сентября, под Москвой было (по) летнему тепло.

Правописание предлогов

Упражнение 104. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

I. 1. (В) следстви. ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (Гер.). 3. (В) продолжени. дороги мы два раза переехали через реку (Акс.). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Т.). 6. (В) течени. двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Тёмные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кав.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 10. Катер пошёл со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.).

II. 1. (По) среди обширных трудов своих не переставал осведомляться о своем любимце (Пушкин). 2.Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени. старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс.). 4. (В) последстви. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Акс.). 5. У многих русских рек, (на) подоби. Волги, один берег горный, другой луговой (Т.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 7. Имейте (в) виду — задание ответственное (Эренб.).

Правописание союзов

Упражнение 105. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написание.

1. Один только месяц всё так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л.Т.). 4. Тёплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошёл на то (же) место и всё так (же) сделал, как тогда (В.Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.). 10. Мы выпили по стакану воды, при (чём) старик нам кланялся в пояс (Т.). 11. Все зависит от того, что скажет врач. 12. Девушка работает и притом учится. 13. Итак, всё ясно. 14. Поступали и так и сяк. 15. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв.). 16. Сверкнула молния, и вслед за (тем) послышался резкий удар грома. (Арс.). 17. По голосу его, по (тому), как он вдыхал запах воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только по (тому), что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 18. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (Грин). 19. Я всегда был за (то), чтобы знать всю правду, как бы горька она ни была. 20. В стороне села небо чуть засветилось, под тучами заиграли бледно-голубые зарницы — не (то) загорелось что-то, не (то) стали опять пускать ракеты.

Правописание частиц

Упражнение 106.Объясните выбор частицы не или ни.

1. Кого ни спрашивали о Николае, все отзывались о нём хорошо. 2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет опрошен завтра. 3. Где я только не бывал! 4. Где я не бывал, так это в Австралии. 5. Где бы я ни бывал, я всегда тосковал о доме. 6. Каких удивительных зверей я не видал в зоопарке! Видел всех, и даже таких, о каких раньше ничего не знал. 7. Куда ни взглянешь, везде вода. 8. Дождь не прекращался ни на минуту. 9. На небе ни звёздочки. 10. Не могу я возразить вам.

Упражнение 107.Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните слитное или раздельное написание частицы не.

I. 1. Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, (не) просыхающими дорогами, с (не)пролазой грязью. 2. Разнообразие трав в наших лугах (не)слыханное. 3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова (Пауст.). 4. На мои вопросы он отвечал (не)брежно, (не)редко останавливая на мне свой (не)доумевающий взгляд. 5. Мы (не)спроста заговорили о поездке: (не)далёк был тот час, когда нам (не)минуемо придётся собираться в это (не) лёгкое путешествие.

II. 1. От (не)погоды уйти не удалось. (Не)настье с дождём и сыростью захватило путников на самом перевале. (Не)достаток продовольствия заставлял их торопиться. 2. Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий (П.). 3. Скромный цветок (не)забудка любит тень и влагу. 4. (Не) счастье случилось (не)ожиданно. 5. Сближению нашему мешало одно (не)доразумение.

III 1. На дворе (не)истовствовала буря, из-за метели нельзя было выехать в поле. 2. Злая старуха всегда (не)долюбливала соседку, а теперь (не)взлюбила и её молодую (не)вестку. 3. Ещё с вечера мне (не)здоровилось, и я (не)доумевал: что бы это могло быть, откуда это (не)домогание? 4. Если вам (не)по душе моё предложение, (не)нужно себя (не)волить, откажитесь участвовать в этой работе.

IV. 1. (Не)прекращавшаяся метель (не)давала возможности продвигаться вперёд. 2. В (не)освещённой части парка было прохладно. 3. (Не)доставленное письмо возвращено отправителю. 4. Экспедиция шла по (не)исследованным горам Памира.

V. 1. В Уссурийской тайге водится чёрный заяц, до сих пор ещё (не)описанный (Арc.). 2. Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищённое от ветра море кипело и металось во мраке (Кор.). 3. После тёплых дней (не)ожиданно стало опять холодно, и (не)успевшие отцвести лесные цветочки поблёкли. 4. Лес (не)сразу надевает золотой осенний убор. (Не)все деревья желтеют одновременно; ещё (не)тронутые краской осени, весело зеленеют высокие стебли трав. 5. (Не) засеянные, а лишь распаханные поля окружали нас.

Источник

Оцените статью