- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Русская осень в творчестве Исаака Левитана
- Биография и личность художника
- Осенняя живопись Исаака Левитана
- Картина «Золотая осень»
- «Октябрь (Осень)»
- ООД по развитию речи в подготовительной группе. Описательный рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Поздняя осень»
- Ход ООД:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- психология (674)
- рукоделие (377)
- ЖЗЛ (292)
- цветы,сад и огород (182)
- кулинария : блюда из курицы (170)
- вышивка (169)
- десерты (129)
- мода (68)
- кулинария рыба (31)
- котоматрица (26)
- игры (2)
- блюда из мяса (65)
- Выпечка (941)
- вяжем (7891)
- живопись (372)
- здоровье (1694)
- интересно (2653)
- интересные события,факты (956)
- кулинария (1931)
- кулинария салаты (121)
- мудры (1182)
- музыка (700)
- нужные нужности (2043)
- полезные советы (3005)
- поэзия (333)
- путешествия (255)
- разное (1222)
- рецепты красоты (471)
- советы по дому (196)
- цитаты (73)
- шитье (888)
- юмор (766)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Русская осень в творчестве Исаака Левитана
Вторник, 02 Октября 2018 г. 19:02 + в цитатник
Осень воспевали Пушкин, Бунин, Тютчев, Некрасов, Есенин, Фет. И среди художников были такие, которых особенно вдохновляла именно осень. Один из них – Исаак Ильич Левитан, тонко чувствующий, порой меланхоличный, но бесспорно весьма талантливый художник.
Его привлекало в осени все – ее красота, непогода, разные явления и периоды этого времени года. В его картинах осень предстает звонкой и томной, морозной и прелой, в ярких красках и в пастельных тонах. Палитра осени в картинах Исаака Левитана невероятно разнообразна.
И. Левитан «Осень»
Биография и личность художника
Жизнь и судьба Левитана была непростой. Он родился в образованной, но необеспеченной семье. Семья нередко была гонима за еврейское происхождение. Родители художника рано умерли, оставив своих детей без каких-либо средств к существованию. Студенческая жизнь Левитана прошла в условиях крайней нужды, порой ему даже негде было переночевать.
Возможно, именно невзгоды детства и юности послужили причиной проявления в его характере меланхолии и склонности к частым депрессиям. Творчество живописца полностью зависело от эмоционального состояния. Вдохновение охватывало художника на спаде тоски и депрессивных настроений. И именно творчество помогало ему прийти в себя, поверить, что есть в жизни и светлая сторона.
В нервном состоянии художнику никто и ничто не было нужно, он желал только одного – уединения. Ему было сложно с людьми, и даже в творчестве это проявлялось – он редко изображал людей на своих полотнах. Левитан уходил в лес, в поле и писал картины. Живопись возвращала ему желание жить, дышать полной грудью, верить в лучшее.
И. Левитан «Дубовая роща»
Лучший друг Левитана Антон Чехов снимал дачу в пригороде Москвы в Бабкино вместе с братом и сестрой. Исаак наведывался к ним в гости. Он поселился в соседней деревне Максимовка и усиленно работал. Писал этюды один за другим и увешивал ими все стены маленькой комнаты, которую снимал.
Три года подряд Исаак Ильич Левитан проводил лето на природе, порой до поздней осени. Работал без устали. Это был очень плодотворный период творчества в жизни художника. Очень много картин написал художник, вдохновленный природой этих мест.
И. Левитан «Поздняя осень. Усадьба»
Осенняя живопись Исаака Левитана
Очень много своих картин художник посвящал осени. Левитан отразил её такой, какой она бывает в разные периоды. В самом начале это время года еще так похоже на лето, еще много зелени, но уже появляются яркие осенние краски – цветут осенние астры и георгины, как пожар разгораются они в осенних картинах Левитана.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
И. Левитан «Савинская слобода»
Потом в один момент все желтеет, сначала одни деревья, а следом за ними и другие покрываются золотом. Эти изменения подробно отражены в картинах Левитана, он как будто боится упустить что-то важное, стремится донести до зрителя всю красоту и изменчивость осенней природы. Несмотря на скоротечность осенних дней, он успевает запечатлеть все нюансы.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…
И. Левитан «Золотая осень. Слободка»
И. Левитан «Осень. Река»
Прошла пара дней – листья облетели, шуршат под ногами, деревья оголились. Начинаются дожди, листва преет, становится тусклой, жухлой, по утрам покрывается инеем. Небо серое, низкое, последние птицы улетают большими стаями. На улице дождь, туман и сырость.
Простой обыватель не пойдет в такую погоду на прогулку, но художник берет краски и кисти и отправляется писать на природе картины в серо-охристой гамме. Живописные полотна передают всю тишину и неповторимость этих мгновений.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
И. Левитан «Осенний пейзаж»
И. Левитан «Долина реки»
Картина «Золотая осень»
Одной из самых ярких картин в творчестве Левитана считается «Золотая осень». Хотя художник и не считал её удачной, все же картина очень понравилась публике, и поистине стала шедевром русской живописи.
В картине осень предстает перед нами в самом своем расцвете – она яркая, сочная, выразительная. Яркое звонкое небо и темная гладь реки усиливают экспрессивный образ осени. Голубой и синий на контрасте с золотыми деревьями подчеркивают красоту и неповторимость солнечной русской осени.
И. Левитан «Золотая осень»
Смотришь на картину и сразу вспоминаются строки Ивана Бунина из стихотворения «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Это осень в самой яркой своей поре, бабье лето, время вдохновения.
«Октябрь (Осень)»
Совсем другое настроение передал Левитан в своей картине «Октябрь (Осень)». Она отражает печаль и уныние русской осени, тоску и грусть. Небо мрачное, деревья полуголые, трава пожухла. Природа будто находится в тревожном ожидании холодов и морозов. Через эти образы художник передает свое собственное драматичное настроение. Но и в этой печальной картине можно увидеть бесконечную любовь Левитана к природе, к такой разной осени.
И. Левитан «Октябрь (Осень)»
Об этом кратком периоде осени очень точно написал Александр Пушкин:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Насколько разные две эти картины, а ведь еще Левитан написал множество работ и этюдов, и все они различны по настроению, по эффекту, который они производят на зрителя. Увидим и прочувствуем задумчивость и меланхолию на картине «Осень. Туман», сочность и радость в живописи «Золотая сень. Слободка», прозрачность и лёгкий морозец на картине «Осень 1897 ».
И. Левитан «Осень. Туман»
Творчество художника очень многогранно, и, я надеюсь, что читатели вместе со мной прочувствовали многообразие осенних настроений на картинах Исаака Левитана и насладились русской осенью.
И чтобы еще больше окунуться в настроение русской осени, я предлагаю вам послушать произведение Петра Ильича Чайковского Октябрь
Источник
ООД по развитию речи в подготовительной группе. Описательный рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Поздняя осень»
Вероника Олина
ООД по развитию речи в подготовительной группе. Описательный рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Поздняя осень»
Конспект организованно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему:
«Составление описательного рассказа по репродукции картины
И. И. Левитана «Поздняя осень»
Обучающие задачи: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения; обогащать словарь детей;
Развивающие задачи: совершенствовать монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже;
Воспитывающие задачи: воспитывать любовь к природе родного края, внимание, чувство взаимопомощи.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, рассматривание оснних пейзажов, наблюдение за явлениями природы.
Словарная работа: стог сена, скошенная трава.
Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Поздняя осень», видео слайды с осенней тематикой, видеопрезентация с произведениями известных художников, музыкальная запись произведений из альбома «Времена года» «Ноябрь» П. И. Чайковского.
Ход ООД:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Восп. Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?
Дети. Ручка, блокнот, микрофон.
Восп. Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?
Восп. Как вы думаете,где работают журналисты?
Дети. На телевидении, радио, в редакциях журналов, газет.
Восп. Какие должны быть журналисты?
Дети. Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные.
Восп. А вы хотите сегодня стать журналистами?
Восп. Хотите создать свой журнал?
Восп. Пройдите к экрану и садитесь на стулья. (сели перед экраном).
Восп. Темой нашего журнала будет ответ на загадку. Слушайте внимательно.
Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. О каком времени года говорится в этой загадке?
Дети. В этой загадке говорится об осени.
Восп. Правильно вы отгадали загадку. Красоту и величие русской природы осенью воспевают художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.
Восп. А какие периоды осени вы знаете?
Дети. Ранняя осень- это сентябрь, первый месяц осени, когда листья только начинают желтеть, но ещё много зелёных листьев. «Золотая осень»— это второй месяц осени. В этот период все деревья наряжены в оранжево-жёлтые листья, будто в золоте, поэтому и получил название «Золотая осень». Поздняя осень- это ноябрь, когда на деревьях опадают все листья и природа готовится к зиме. .(Слайд 2,3,4,5)
Восп. А какой сейчас период осени? (Поздняя осень)
Восп. Итак, наш журнал мы посвятим осени.
Перед вами первая страница нашего журнала «Пословицы и поговорки об осени» (Слайд 6).
Какие вы знаете пословицы и поговорки об осени?
Дети. Осенью птицы летят низко- к холодной, высоко-к теплой зиме
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы
Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой
В ноябре зима с осенью борются
Много желудей на дубу уродилось–к лютой зиме
Большой урожай рябины- к большим морозам.
Восп. Молодцы. А теперь давайте перейдём к второй странице нашего журнала. Она — поэтическая. (Слайд 7) (осенняя картинка)
Восп. Мы с вами учили наизусть отрывки из стихотворений об осени,кто хочет их прочитать? (Дети читают наизусть)
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная осень
С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу,
Приближалась довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Первым вестником зимы
Снег кружится мелкий
Листья падают с дубов
Плотно будто бы ковром
Так по-своему они
Восп. Прекрасные стихи об осени. Да действительно поэты в своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой восторг.
А теперь выйдем на ковер и немножко отдохнем
Ветер северный подул: «С-с-с», (Руки вверх, покачивание влево-вправо)
Все листочки с липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на них)
Полетели, закружились (Побежали, закружились)
И на землю приземлились. (На пол опустились)
Дождик стал по ним стучать: (Изображают дождик пальцами рук)
Град по ним заколотил
Листья все насквозь пробил.
Хорошо отдохнули, займите свои места.
Восп. Переходим к третей странице нашего журнала –она художественная.
Восп. Дети, посмотрите как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе. Я предлагаю вам насладиться красотой картин известных художников, а поможет нам в этом прекрасная музыка композитора П. И. Чайковского «Времена года», ноябрь. (Слайд № 8-12) -осенние картины известных художников.
(дети смотрят видео презентацию картин известных художников под музыку)
Восп. Ребята, вам понравились картины? (Да)
Восп. Картины отличаются друг от друга сюжетом, но их можно объединить, назвав одним словом. Каким словом?
Дети. Картины называются пейзажем.
Восп. Почему вы так решили? Что такое пейзаж?
Дети. Пейзаж – это картина, а которых изображена природа.
Восп. Многие художники посвятили свои картины осеннему времени года. Несколько картин об осени написал известный русский художник И. И. Левитан. (Слайд № 13) — портрет Левитана. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года.
Восп. Предлагаю поместить в нашем журнале статью о картине И. И Левитана «Поздняя осень».
Согласны? Да. Посмотрите все на экран.
Восп. Какое время года изобразил Левитан?
Дети. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил позднюю осень.
Восп. Художник так и назвал её – «Поздняя осень».
Восп. По каким признакам вы узнали, что на картине изображена поздняя осень?
Дети. В ноябре деревья стоят уже без листьев. Трава пожелтевшая, пожухлая. Небо в тучах. Идут частые проливные дожди, поэтому на картине изображена большая лужа.
Восп. Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, что нарисовано на переднем плане?
Дети. Луг со скошенной травой, лужи.
Восп. А что нарисовано вдалеке?
Дети. Вдалеке виден лес и стог сена, который заготовили сельские жители для корма домашним животным.
Восп. Какая часть суток изображена на картине?
Дети. Мне кажется, что это начало дня, потому что день светлый.
Восп. Что еще вы видите вдалеке?
Восп: Как художник изобразил деревья поздней осенью?
Дети. Художник изобразил на картине деревья пожелтевшие. Вдалеке виднеются берёзы с золотыми, ещё не опавшими листьями. Рядом с берёзами стоят зелёные ёлки. Ели как- будто защищают от ветра берёзы и поэтому на них сохранилась листва.
Восп: Что изображено в правом нижнем углу картины?
Дети. В правом нижнем углу картины, художник лужу, поздней осенью часто идут дожди и образовалась большая лужа. В луже плавают желтые листья, словно кораблики.
Восп. Посмотрите и скажите, как художник изобразил небо на картине?
Дети. Небо хмурое, покрыто нависшими облаками, как – будто сейчас пойдёт дождь или идёт не одну неделю
Восп. В каких тонах написана эта картина?
Дети. Картина написана в серых, мрачных тонах. Природа как — будто засыпает.
Д: В этой части картины мы видим продолжение неба, которое художник изобразил мрачным, покрытое серыми, дождливыми облаками. Вдалеке деревья стоят голые, они уже давно скинули свою листву. А, стройные березки ещё не все скинули свою пожелтевшую, как золото листву. Вечно зелёные ели, стоят, как бы оберегая березы от сильного ветра и холодов.
Восп. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
Дети. Когда я смотрю на картину, мне печально,грустно, потому что уходит лето.
Восп. Чем вам нравится картина?
А сейчас приглашаю вас на ковер, немножко отдохнем и поиграем в игру «Будь внимателен»
Я буду произносить разные слова. Как только услышите слово, которое связана с осенью, вы должны хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть.
Лето,сентябрь, капель, метель, слякоть, дождь, снегопад, листопад, ненастье, ласточка, ноябрь, сугроб, одуванчик, золотая, земляника, грибы, август, октябрь.
Восп. Садимся на стульчики. Ребята, давайте составим рассказ по этой картине. Расскажите о том, какое время года изображено на картине?Кто автор этой картины? Расскажите о стоге сена, об осеннем небе, об облаках, о берёзах и елях. Выразите свое отношение к картине.
Восп. Теперь, кто сможет составить рассказ?
(Далее заслушивает рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)
Примерный рассказ
Наступила поздняя осень. Трава на полях убрана в стога.
Небо совсем пасмурное. На небе тёмно-синие тучи и серые облака. Осенью часто идут дожди и поэтому, образовались большие лужи. В лужах плавают жёлтые осенние листья, похожие на маленькие кораблики.
Нигде не видно птиц и не слышно птичьих голосов. С берёз уже облетели листья,поэтому они стоят совсем голыми: кажется, что им холодно и они потеснее прижимаются друг к другу.
Тёмные, тусклые тона отражают осеннее состояние природы.
Лес в ожидании холодов, первых заморозков, первого снега.
Вся природа в ожидании — ещё немного и наступит зима.
Воспитатель. Ребята. Скажите, пожалуйста, кто хочет что-то добавить к рассказу Дианы.
Восп. Молодец! Ты придумал много интересных сравнений, красивых слов! Садись.
Восп. Молодцы ребята, вы придумали интересные рассказы по картине Левитана «Поздняя осень»
Теперь выйдем на осеннюю полянку! (приглашаю детей в круг). А ну – ка, вокруг себя повернись и в листочки превратись.
Дети. Мы листики осенние, (руки вверх)
На веточках висели. (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели, (покружиться)
И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели. (садимся на корточки)
Анализ:итак, наше занятие подходит к концу. Скажите, о чем мы сегодня беседовали?.с какой картиной мы сегодня познакомились? Что больше всего понравилось, что нового узнали? Чей рассказ по картине вам больше всего понравилось?
А теперь приглашаю на сюрпризный момент, выходим на коврик, встали в круг.
— Ну что же журнал наш готов. Вы славно потрудились и я думаю наш журнал очень понравится читателям.
— А вам понравилось быть журналистами? Ну что же собирайте самостоятельно интересный материал и будете рассказывать о нём своим товарищам. Может в будущем кто-то из вас и станет настоящим журналистом.
И я вам дарю вот такие блокнотики, где вы можете делать какие-то заметки, ведь многие из вас уже знают буквы. А кто не знает, тому пригодится в будущем.
«Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Поздняя осень». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Поздняя осень Цель: Систематизировать и пополнять словарный.
Конспект занятия по ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» Пр. сод. : Учить детей рассматривать пейзажную картину, отвечать на вопросы.
Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» для детей старшего дошкольного возраста Пр. содержание: Закреплять знания детей о признаках осени, о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Обучение детей творческому рассказыванию.
Конспект ООД в подготовительной группе «Поздняя осень» с использованием нетрадиционной техники рисования «отпечаток» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно эстетическому воспитанию в подготовительной группе «Поздняя осень».
Конспект занятия по рассматриванию пейзажной картины в старшей группе И. И. Левитана «Золотая осень» Задачи 1. Формировать умение у детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень». Цель: закрепить представление.
Конспект занятия в подготовительной группе по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Цель: Составление рассказа-описания по картине И. И. Левитана «Золотая осень» с использованием поэтических текстов об осени и рисунков детей.
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Поздняя осень» Муниципальное Дошкольное Учреждение №2 «Солнышко» НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему : «Поздняя Осень».
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины И. Левитана «Берёзовая роща» Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Занятие Тема: Рассматривание картины И. Левитана «Берёзовая роща» Авторы (ФИО,.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Рассматривание репродукции картины К. С. Петрова-Водкина «Селедка» Цель: формировать навыки связной речи Программное содержание: закрепить знания детей о жанре натюрморт; активизировать словарный запас детей,.
Источник