Литературная гостиная на тему Осень. Сценарий для 7-8 класса
Цель:
Познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов.
Задачи:
Образовательные:
— Изучить произведения русских поэтов;
Развивающие:
— Развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов;
— Развивать коммуникативные навыки учащихся;
— Развивать выразительное чтение учащихся;
Воспитательные:
— Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
— Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;
— Воспитывать любовь к русской литературе, к России, к малой Родине.
Подготовительная работа:
Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени
оформить выставку книг и портретов русских поэтов.
Описание материала:
Предлагаю сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов «Очей очарованье – поэзия осени» для учащихся 7-8 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы во время проведения традиционных для многих школ предметных недель.
Оборудование:
Репродукции: Левитан « Золотая осень», С. Жуковский «На веранде. Осень», И. О. Остроухов «Золотая сень», В. Кузнецов «Осенний пейзаж», Ю. Клевер «Осенний парк» музыкальное сопровождение, проектор, компьютер, презентация
Учитель:
Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.
Звучит произведение Чайковского из цикла «Времена года» – «Осенняя песня».
Ведущий 1:
Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью.
А. В. Кузнецов «Осенний пейзаж»
Ведущий 2:
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели,
поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем, и унылые пейзажи, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни.
Ведущий 1:
«Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», — так сказал о золотой осени А.С. Пушкин. Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.
Чтец 2:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ведущий 1:
Осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. В стихотворении «Есть в осени первоначальной» Тютчев придаёт осенней тишине особую торжественность и прелесть и вместе с тем утверждает естественность происходящего, любуясь осенней тишиной, пустотой полей, мимолётной красотой осенней природы.
В. Поленов «Золотая осень»
Чтец 1:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Ведущий 2:
Певцом осенней грусти выступает в русской поэзии И. Бунин. С яркой и даже щеголеватой живописностью он описывает все краски осеннего леса — от багряного и лилового до тёмного и бесцветного. Но эта красота мимолётна, её скоро сменят мрачные и угрюмые тона. Иллюзорность сущего в природе и жизни — таковы ощущения поэта.
А. Шильдер «Овраг»
Чтец 2:
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт,
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.
Только замрёт, припадёт и послушает,
Снова взмахнёт, а за ним
Лес загудит, затрепещет — и сыплются
Листья дождём золотым.
Веет зимою, морозными вьюгами,
Тучи плывут в небесах.
Пусть же погибнет всё мёртвое, слабое
И возвратится во прах!
Зимние вьюги — предтечи весенние,
Зимние вьюги должны
Похоронить под снегами холодными
Мёртвых к приходу весны.
В тёмную осень земля укрывается
Жёлтой листвой, а под ней
Дремлет побегов и трав прозябание,
Сок животворных корней.
Жизнь зарождается в мраке таинственном.
Радость и гибель ея
Служат нетленному и неизменному —
Вечной красе Бытия!
«На веранде. Осень» Станислав Жуковский
Звучит мелодия Анна Герман «Осенняя песня»
Ведущий 2:
Осень! Ты самое лирическое из всех времён года! Пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, рябина. А деревья — сплошной океан золота. Летает в воздухе паутина, и стоит пряный запах уходящего лета. Как хочется, чтобы эта красота была вечной.
Осень вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор. Она заставляет вспомнить и летние дни. Осень Майкова — это воспоминание о только что прошедшем лете, о его красках. Поэт пользуется словом, как художник красками. Неслучайно одно из стихотворений Аполлона Николаевича Майкова названо «Пейзаж».
Картина «Золотая осень» Илья Остроухов
Чтец 2:
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь — и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще,
там,
Где пышный папоротник
дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…
Ведущий 1:
Осень вызывает у человека чувство чего-то величавого и торжественного. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин)
Звучит произведение А. Вивальди «Осень».
Чтец 3:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Ведущий 2:
Говоря об Осени, нельзя не вспомнить удивительно красивую поэзию поэта «серебряного века» Сергея Есенина. В своих стихотворениях он создаёт особый художественный мир, в котором главными образами являются земля и небо. Природа у Есенина – божественный храм. Поэт мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым, сильным, нежным, добрым, идущим в мире по широкой чистой дороге. Поэтому в его стихах образ пути наиболее важен. Послушаем стихотворение « О красном вечере задумалась дорога…»
Чтец 4:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зелёная из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щерблёный лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Всё гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Ведущий 1:
Красота жизни, красота Природы была смыслом, целью и пафосом ещё одного поэта «серебряного века»– Константина Дмитриевича Бальмонта. Александр Блок в статье «О лирике» (1907)писал: « Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну». Это верно даже тогда, когда слушаешь его стихи об Осени.
Чтец 5 :
За утром, преждевременно студёным
Июльский полдень в полдень сентября.
В лесах цветёт древесная заря
рубиново-топазным перезвоном.
Чу! Гончие бегут лесистым склоном,
Разливным лаем зайцу говоря,
Что косвенным прыжком метаться зря,
Что смерть прошла над тайником зелёным.
Обрызган охрой мелкий изумруд.
Шафранные ковры затрепетали,
И лисьим мехом выкрасились дали.
Излом всех линий в сети веток крут,
«Туда! Туда! Ото всего, что тут»_
Отчаливая, птицы прокричали.
Ю. Клевер «Осенний парк»
Ведущий 2:
Послушайте стихотворение «Золотая осень» Бориса Пастернака. В нем мы видим неспешное любование красотой наступающей осени, философское размышление о жизни, о смене времен года, о вечности природы. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные — липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной».
Чтец 1:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Учитель:
Ребята, предлагаю Вам послушать стихотворение об осени нашего белгородского поэта Николая Николаевича Грищенко.
Любя А. А. Фета, Н. Н. Грищенко иногда подражал ему (стихи о природе), но в то же время он был индивидуален, образно реалистичен, избегал холодного и натурного эстетизма.
Природа сама по себе равнодушна, но благодаря перу Н. Н. Грищенко, она оживает! Природа уподобляется человеку: лишенная ореола вечности, она страдает.
В стихотворении «Осень кладёт монотонные блики…» отражается состояние души поэта. Лирический герой страдает вместе с природой, сердце оживает только тогда, когда заговорила лира: «Осторожно я трогаю струны рукой, И слова дорогие негромко, но властно Начинают кружить над притихшей рекой…». Не случайно в стихотворении используется образ лиры, ведь она — символ поэтического вдохновения, творчества.
Чтец 3:
Осень кладёт монотонные блики
На покрывало угасшего лета.
Мир умолкает… Печалью великой
Дышит усталая кромка рассвета.
Солнце встаёт, и являются взору —
Травы сухие, округа пустая.
Осень явилась негаданно скоро
И, паутиною в небе летая,
Всё пронизала невидимой грустью,
Всё пропитала теплом уходящим…
Только кричат одинокие гуси,
Нитью оторванной к югу летящие.
Чтец 2:
На сгоревшей траве, на поляне лесной
Я стою посредине осеннего мира,
И усталое солнце висит надо мной,
Как забытая в небе,
надолго умолкшая лира.
Осторожно я трогаю струны рукой,
И слова дорогие негромко, но властно
Начинают кружить
над притихшей рекой,
Продолжая мелодию осени ясной…
Учитель:
Белгородская поэтесса Светлана Таплинская написала замечательное стихотворение “Белая осень”. Оно посвящено поздней осени. Послушайте его.
И. Бродский «Поздняя осень»
Учитель:
Белое небо. Белая мгла.
Поздняя осень в гости пришла.
Стынут деревья. Иней на них.
Нет и в помине звезд золотых.
Тихо в лесу. Тишина на полях.
Белый туман поселился в дубах.
Белое небо. Белая мгла.
Белой колдуньей осень вошла.
Учитель:
А сейчас я предлагаю послушать стихотворения и прозаические миниатюры, сочиненные ребятами о чудеснейшей поре года – осени.
Звучит «Осенний вальс» Ф. Шопена
Учитель:
Вот и закончилась наша литературная гостиная. Прозвучали стихи об осени русских поэтов. Я уверена, что равнодушным не остался никто.
Осень — пора листопада, симфония музыки и грусти опавшего сада. Это пора яркого взгляда на жизнь, сезон творчества и созидания. Пора мечтаний и время преображения. Именно поэтому осень – любимое время года художников и поэтов, воспевших её красоту. Это всё – осень…
Всем спасибо! До новых встреч!
Источник
Поэтическая литературная гостиная «Осень» в произведениях русских поэтов
Ирина Гуськова
Поэтическая литературная гостиная «Осень» в произведениях русских поэтов
ПОЭТИЧЕСКАЯ «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»
Тема: Осень в произведениях русских поэтов.
Цель: Формирование любви детей к поэтическому слову.
— научить видеть вокруг себя прекрасное, замечать, наблюдать, узнавать;
— воспитывать любовь к природе, потребность в чтении и культуре чтения;
— учить детей выразительно читать поэтические произведения о зиме;
— учить передавать настроение, характер литературного произведения;
— учить отгадывать загадки;
— учить выступать на сцене, не бояться публичных выступлений;
— познакомить детей музыкальными произведениями, художественными полотнами об осени.
Оборудование: оформление музыкального зала, телевизор для показа слайдов, презентация «Осень в произведениях русских художников», компьютер, музыкальное оформление Вивальди «Осень», Чайковский «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Ход занятия.
1. Организационный момент
Дети входят в зал под музыку.
– Ребята, сегодня я пригласила вас в свою «Литературную гостиную». А тему нашего занятия вы сейчас определите сами,отгадав загадку:
Лес теряет бурый лист.
Дни короче стали.
И куда-то подались
Птиц тревожных стаи.
Трактор поле бороздит,
Часто дождик моросит.
Наступила… (осень)
– Правильно, сегодня, в последний день осени, мы поговорим о том, как разные поэты ее видят.
2. Работа по теме
— Осень для каждого поэта разная: веселая или грустная, унылая, сырая или яркая и красочная. Послушайте, какая осень у великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
— Вот какая яркая, красочная осень. Такая же осень и у Николая Алексеевича Некрасова.
Ребенок читает стихотворение Н. А. Некрасова
ОСЕНЬ
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи, лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
— А у Алексея Плещеева осень совсем другая: хмурая, скучная, пасмурная.
Ребенок читает стихотворение А. Плещеева
Дождик так и льется,
Мокнет под окном,
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Ребенок читает стихотворение А. Плещеева
ОСЕНЬ
Осень наступила,
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
— А вот у поэта Афанасия Афанасьевича Фета осень задумчивая и немного грустная.
Ребенок читает стихотворение А. А. Фета
Ещё вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
… Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – всё одето
Каким-то тусклым серебром.
Ребенок читает стихотворение А. А. Фета
ОСЕНЬЮ
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
— Вот какая разная осень у русских поэтов. А сейчас я хочу узнать, сможете ли вы отгадать загадки про осень.
Солнца луч проглянет редок,
Ветер дунет – и летят
Золотые листья с веток.
В парках снова … (ЛИСТОПАД)
После ливня грозового
Развезло дорогу снова.
На дороге … (ЛУЖИ)
Похожи, как братик на брата,
На каждом пенечке
Осень, осень, подожди!
Прекрати свои … (ДОЖДИ)
С криками вдали
Чтоб в хозяйстве был порядок,
В огороде с пышных грядок
— Молодцы, ребята. Приметы осени вы знаете. А кто назовет мне осенние месяцы? Поэты тоже писали стихотворения про разные осенние месяцы.
Ребенок читает стихотворение К. Д. Бальмонта
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
— Скажите мне, какая самая красочная примета осени? Конечно листопад.
И листопад разные поэты описывают совсем по-разному.
Ребенок читает стихотворение А. Майкова
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ ПО ВЕТРУ КРУЖАТ
Осенние листья по ветру кружат,
Осенниелистья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Ребенок читает стихотворение И. Бунина
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
— Совсем скоро вы пойдете в школу, у вас будут разные уроки. А сегодня вы послушаете «урок листопада».
Ребенок читает стихотворение В. Берестов
«А дальше, ребята, урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок прозвенит, одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных дверей!»
И парами, парами следом за нею,
За милой учительницей своею
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело!
«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.
Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает».
А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.
Играем и носимся под листопадом
С печальной, задумчивой женщиной рядом.
3. Подведение итогов
— Вот такое прощание с осенью у нас получилось. Молодцы, вы сегодня очень многое рассказали про осень, узнали много нового. Я хочу подарить всем ребятам, которые мне помогали, небольшие подарки. Вы можете нарисовать рисунки в память об ушедшей осени.
4. Завершение занятия
Дети под музыку выходят из зала.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-osen_4qru7.ppt | 9043,5 Кб |
«Кубань — родимая сторонка». Природа Кубани в произведениях поэтов России Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 Белоглинского района» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Тема: «Кубань.
Сценарий досуга для детей и родителей «Поэтическая гостиная «Моя Родина — Россия» Досуг для детей и родителей Поэтическая гостиная «Моя Родина – Россия» Цель: Воспитание чувство патриотизма, любви к России, гордости за.
Стихи о Пасхе русских поэтов. Фотоотчет о детском мастер-классе «Пасхальная открытка» Стихи о Пасхе русских поэтов На Воскресение Христа Душа моя, ликуй и пой, Наследница небес: Христос воскрес, Спаситель твой Воистину.
Фотоотчет о конкурсе чтецов «Поэтическая осень» Приветствую я вас, друзья мои, Прослышал я, что есть средь вас чтецы – таланты! И вот я здесь… Узнали вы меня? Я – Александр Сергеевич Пушкин,.
Классный час для учащихся 3–4 класса «Тема дружбы в произведениях русских писателей» Классный час «Тема дружбы в произведениях русских писателей» Цели: 1. Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке.
Литературная гостиная «Осенины» в форме игры «Что? Где? Когда?» Литературная гостиная «Что? Где? Когда?» на тему: «Осенины». Цель: Обобщить знания детей о времени года – осень. Совершенствовать навыки.
Литературная гостиная «Ленинград. Блокада. Дети» В группе за столом сидят бабушки и дедушки детей группы. 1 вед. Город –герою Ленинграду посвящается! Мы – ленинградцы! Что влюблены в наш.
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по теме «Времена года в стихах русских поэтов» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Времена года в стихах русских поэтов» Ведущий: Придумала мать дочерям имена.
Сценарий литературной гостиной «Осень в произведениях русских поэтов» (старшая группа) Сценарий постановки сказки «Волк и 7 козлят. » Цель: Приобщение дошкольников и родителей к театральной деятельности. Задачи: Расширить представления.
Тематическое занятие для подготовительных групп «Поэтическая осень» Сценарий тематического занятия для подготовительных групп «Поэтическая осень» Вход парами под музыку по кругу, садятся на свои места. 1.
Источник