Марина цветаева осень зажглась

Содержание
  1. Марина Цветаева — Стихи про осень
  2. Список стихотворений:
  3. Отзывы: 8
  4. Марина Цветаева — Красною кистью рябина зажглась: Стих
  5. Анализ стихотворения «Красною кистью рябина зажглась» Цветаевой
  6. Лучшие стихи Марины Цветаевой о любви, рябине и землянике
  7. 1. Красною кистью рябина зажглась, 1916 год
  8. 2. Бабушке, 1914 год
  9. 3. В огромном городе моем – ночь, 1916 год
  10. 4. Мне нравится, что вы больны не мной, 1915 год
  11. 5. Моим стихам, написанным так рано, 1913 год
  12. 6. Вчера еще в глаза глядел, 1920 год
  13. 7. Плохо сильным и богатым, год неизвестен
  14. 8. Ушел – не ем, 1940 год
  15. 9. Прохожий, 1913 год
  16. 10. Кто создан из камня, кто создан из глины, 1920 год
  17. Новое видео:
  18. Интерпретация стихотворения Марины Цветаевой — «Красною кистью рябина зажглась»
  19. Красной кистью рябина зажглась: роковая осень для семьи Цветаевых
  20. Мамина осень
  21. Осень первых стихов
  22. Осень Ивана Цветаева
  23. Осень первой катастрофы
  24. Осень Ариадны
  25. Осень Сергея Эфрона
  26. Осень Марины Цветаевой

Марина Цветаева — Стихи про осень

Список стихотворений:

Отзывы: 8

У Цветаевой неподражаемый слог. Кратко, но эмоционально написано. Мне кажется любителей ее творчества невероятно много и это абсолютно заслужено. Нужно уметь еще так написать!

Я ее просто обожаю. В отличие от Ахматовой, у Цветаевой «мягче рука пера».

я согласен с пушкиным

Смешно! Заученные штампы о «творчестве» Цветаевой. Непревзойденный, необыкновенный, для меня это смесь бульдога с носорогом, все что вижу, то пою. Я не считаю ее поэтессой.

А я просто учу стихотворение этого автора)

А я просто учу стихотворение этого автора)

Я согласна с Ташей.
Марина Цветаева не поэтесса, она — Поэт.

Марина Цветаева — Стихи про осень: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Читайте также:  Ловля большого леща осенью

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Источник

Марина Цветаева — Красною кистью рябина зажглась: Стих

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Анализ стихотворения «Красною кистью рябина зажглась» Цветаевой

Творчество молодой Марины Ивановны Цветаевой – бесконечное постижение тайников собственной души, поиск знаков, примет и символов. К этому ряду относится и стихотворение «Красной кистью рябина зажглась».

Стихотворение написано летом 1916 года. Поэтессе в эту пору 24 года, она автор нескольких сборников стихов, жена и мать. Ее литературная известность ширится. То последнее лето перед революцией она провела в семье сестры в городе Александров. Именно в этом деревянном домике она впервые по-новому прочла стихи А. Ахматовой и написала ей множество посвящений. Сюда с визитами наведывался О. Мандельштам. По жанру – философская лирика, по размеру – дактиль с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Рифмы и открытые, и закрытые, женская сменяет мужскую. Лирическая героиня – сама поэтесса. Композицию можно разделить на 2 части: тогда и сейчас.

М. Цветаева родилась 8 октября по так называемому «новому стилю», но в расчете на разницу в днях для еще XIX века. К концу XX века добавился еще один день. И теперь возникла путаница: 8 или 9 октября? Собственно, день апостола Иоанна Богослова приходится на 9 число месяца. Старенькая сестра М. Цветаевой также придерживалась этой даты, когда в современной России возродился интерес к поэтам рубежа веков. Для самой поэтессы был важен символизм дня рождения, связанный с днем памяти апостола. Впрочем, в более поздние годы она говорила, что родилась точно в полночь, в ночь с субботы на воскресенье. Но для собственного мироощущения выбрала понятие кануна, межвременья. Сам образ субботы был для нее глубоко символичен. В этом смысле, выходит, правы сторонники и той, и другой версии дня ее рождения. «Я родилась»: вневременное описание, рождение как человека, личности. «Спорили сотни»: как она считала, к ее появлению на свет причастны хотели быть все. «Хочется грызть»: нарочитая просторечность строки подчеркивает широкую, жадную до впечатлений натуру, М. Цветаевой. «Горькую»: пронзительная нота об огорчениях на жизненном пути, предчувствие будущей судьбы. В первом и втором четверостишиях заметно чередование инверсии: падали листья, спорили сотни. Такой прием подчеркивает ритм стихотворения. Олицетворение: спорили. Метафоры: зажглась, жаркой. Огонь, жар – один из основных образов этого стихотворения. «День был субботний»: почти библейская интонация. Эпитеты: жаркой, горькую. Рефрен: рябина.

«Красной кистью рябина зажглась» — произведение М. Цветаевой, где лаконичность соседствует с глубиной содержания.

Источник

Лучшие стихи Марины Цветаевой о любви, рябине и землянике

1. Красною кистью рябина зажглась, 1916 год


Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

2. Бабушке, 1914 год


Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
– Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли.

3. В огромном городе моем – ночь, 1916 год


В огромном городе моем – ночь.
Из дома сонного иду – прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет – путь,
И где-то музыка в окне – чуть.
Ах, нынче ветру до зари – дуть
Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.

Есть черный тополь, и в окне – свет,
И звон на башне, и в руке – цвет,
И шаг вот этот – никому – вслед,
И тень вот эта, а меня – нет.

Огни – как нити золотых бус,
Ночного листика во рту – вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам – снюсь.

4. Мне нравится, что вы больны не мной, 1915 год


Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!

5. Моим стихам, написанным так рано, 1913 год


Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

6. Вчера еще в глаза глядел, 1920 год


Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала?!”

И слезы ей – вода, и кровь –
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
“Мой милый, что тебе я сделала?”

Вчера еще – в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою – немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
“Мой милый, что тебе я сделала?”

Спрошу я стул, спрошу кровать:
“За что, за что терплю и бедствую?”
“Отцеловал – колесовать:
Другую целовать”,- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе – я сделала?

Всё ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo – что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое…
– За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!

7. Плохо сильным и богатым, год неизвестен


Плохо сильным и богатым,
Тяжко барскому плечу.
А вот я перед солдатом
Светлых глаз не опущу.

Город буйствует и стонет,
В винном облаке – луна.
А меня никто не тронет:
Я надменна и бедна.

8. Ушел – не ем, 1940 год


Ушел – не ем:
Пуст – хлеба вкус.
Всё – мел.
За чем ни потянусь.

…Мне хлебом был,
И снегом был.
И снег не бел,
И хлеб не мил.

9. Прохожий, 1913 год


Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной,
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед,—
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

10. Кто создан из камня, кто создан из глины, 1920 год


Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и нагробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

Новое видео:

Источник

Интерпретация стихотворения Марины Цветаевой — «Красною кистью рябина зажглась»

Стихотворение написано в августе тысяча девятьсот шестнадцатого года. До осени чуть меньше месяца, а рябина в мире Цветаевой уже в цвету. Хотя нет, не так. Рябина в огне, как жизнь и как кисть поэта.

Марина Цветаева родилась двадцать шестого сентября в пору цветения рябины. В день Иоанна Богослова, как говорит стихотворение. И разве это не благословение? Нет, отвечают нам колокола, что спорят и предвещают нелегкую и «спорную» судьбу поэта. Ведь быть с Богом и быть под его крылом – разные вещи. Как доказательство, жизнь Цветаевой, которую она не «испьёт».

Казалось бы, ничто не мешает поэту использовать слово «есть» в стихотворении, но это не о ней и не её. Цветаева «грызёт» жизнь, вгрызается в попытках оторвать свой кусочек счастья. Но у неё ничего не выйдет, и она предрекает это. Ведь жизнь циклична: в ней невозможна резкая перемена, на что указывают повторы слов «рябина» и «кисть» в третьей строфе – незаменимых и неизменных спутников жизни Цветаевой. Они же – самые экспрессивные образы в стихотворении.

Вернёмся к рябине. Она зажигается, как свеча. Она не расцветает, как розы. Рябина – символ человеческой жизни, скоротечной в масштабах вселенной, но очень и очень яркой. И кисть – это её часть, а в стихотворении – рука Цветаевой, горящая огнём лирики и создающая произведения, что помогут рябине гореть дольше, а может, и целую вечность.

Что же оставляет после себя это стихотворение? Тоску и печаль, если быть честным. Но в то же время надежду и чувство покоя, ведь жизнь хоть и скоротечна, а судьба неизменна, но они наши, и мы всё ещё можем пройти свой путь, с достоинством пронеся данный нам крест, как это сделала когда-то Марина Цветаева.

Источник

Красной кистью рябина зажглась: роковая осень для семьи Цветаевых

Рожденная осенью, она очень любила эту самую осень, посвящала ей стихи. По странному стечению обстоятельств, именно осенью происходили все самые значимые события в семье Цветаевых . По большей части – трагические.

Мамина осень

Детство Марины было безоблачным – «лучше сказки», как она сама писала. И оно осталось бы таким, если бы осенью 1905 года мама, Мария Александровна , вернувшись в Россию, вновь не заболела туберкулезом. В свое время болезнь отступила в санаториях Италии, где ради мамы всей семьей жили с 1902 года. В этот раз спасти Марию Александровну не удалось, и в 1906 году Цветаевы осиротели. Взрослела Марина трудно: ее свободомыслие не позволяло ей без проблем окончить обучение, она постоянно меняла гимназии, даже выезжала на учебу за границу. Благо, капитал отца позволял ей путешествовать.

Осень первых стихов

Первый сборник стихов Марины «Вечерний альбом» вышел осенью 1910 года. Это было самой важной для нее книгой: ее заметили знаменитые поэты и литературные критики — Максимилиан Волошин , Николай Гумилев и Валерий Брюсов . В 1911 году, посетив по приглашению Волошина его крымский «Дом поэтов», она познакомилась с будущим супругом, Сергеем Эфроном. Свадьба состоялась через полгода после знакомства.

Осень Ивана Цветаева

В сентябре 1913 года скончался отец Марины, и это стало невосполнимой утратой. Иван Владимирович был душой семьи. Он был не последним человеком в ученом мире России: ученым, археологом, профессором московского университета. Он стал создателем, а потом и первым директором Музея изящных искусств, который в наши дни носит имя Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.

Осень первой катастрофы

Еще через год, в октябре 1914, Цветаева бросила мужа ради переводчицы Софии Парнок . Она ушла из семьи на два года. Впоследствии Сергей простил ее, и семья воссоединилась. За это время родился сборник стихов «Подруга», посвященный любовнице. По окончании этой связи, которую сама Марина назвала первой катастрофой в ее жизни, Цветаева написала, что иметь только лишь гомосексуальные отношения — это жуть, а гетеросексуальные – скука.

Осень Ариадны

Первая дочь, Аля (Ариадна) , родилась у Марины тоже осенью – 18 сентября 1912 года. Ее судьба сложилась тяжело, даже жестоко. В глубоком детстве она чуть не умерла в приюте, где ее оставила Цветаева. Когда мать вернулась навестить дочерей, Аля была в критическом состоянии: брюшной тиф, сыпной тиф, грипп, еще что-то – девочка практически умирала. Мать унесла ее оттуда в одеяле, оставив младшую дочь в приюте, где та вскоре умерла от истощения. В 1922 году Але посчастливилось выехать за границу вместе с матерью и братом.

Но тоска по Родине и сочувствие пришедшему в Россию большевистскому строю заставили ее примкнуть к «Союзу возвращенцев» и в 1937 году вернуться в Москву. Это стало роковой ошибкой для Эфронов-Цветаевых. Когда семья в полном составе в 1939 году перебралась в СССР, Ариадну арестовали и под пытками заставили оклеветать отца. Позже она провела 8 лет в лагерях.

Отказавшись быть «стукачкой», была на грани смерти, спас ее Самуил Гуревич , агент НКВД, гражданский муж. Конечно, вызволить Алю не удалось, но он хотя бы добился ее перевода в другой лагерь. В 1948 году ее освободили, а через год снова арест с теперь уже пожизненной ссылкой. Реабилитировали ее только в 1955 году. Пока Аля была в лагерях, на фронте в 1944 году погиб ее 19-тилетний брат Георгий , служивший в штрафбате как сын предателя.

Осень Сергея Эфрона

Муж Цветаевой родился 11 октября 1893 года. Влюбленный в Марину, он прощал все ее приключения и измены. Страдал, хотел развестись, жаловался дочери и друзьям, но каждый раз оставлял эту затею. Вслед за Ариадной в октябре 1937 года он бежал в СССР, обвиненный в заказном убийстве. Его тоже арестовали, пытками довели до полусумасшедшего состояния и в 1941 году 16 октября расстреляли как шпиона в рамках «разгрузки» тюрем прифронтовой зоны Москвы. Несмотря на слабое физическое и психическое здоровье, Сергей так и не свидетельствовал против своих соратников из «Союза возвращения» и отказался дать любые показания против своей жены. Он так и не узнал, что его жена покончила с собой, но в галлюцинациях его последних дней она была мертва.

Осень Марины Цветаевой

Марина всю свою жизнь была мятущейся натурой. Выросшая в обеспеченной семье, она не была приспособлена ни к быту, ни к семейной жизни. Будучи талантливой переводчицей и поэтом, она не умела найти себе достойного применения. Ее романтической натуре чужда была практическая составляющая. А во времена кровавых перемен в жизни целой страны это отсутствие деловой жилки стало роковым для всей семьи. Она тратила редко появляющиеся деньги на то, без чего можно было обойтись. Приоритеты в ее жизни часто были перекошены. Свое личное она ставила выше, чем интересы кого бы то ни было, включая самых близких. И даже при всем том, что она нежно ухаживала за больным мужем, при том, что она боролась за хорошее образование и воспитание сына, ей не удавалось посвятить себя этому полностью.

Постоянные влюбленности Марины не добавляли больному мужу покоя, который был ему необходим, а сын, наблюдая приключения матери, презирал ее за интрижки, прилюдно хамил, вел себя вызывающе, незадолго до ее смерти называл страшной деревенской старухой. А когда мать, не выдержав лишений и издевательств, ушла из жизни на пороге осени 31 августа 1941 года, написал своему другу в письме: «Марина Ивановна повесилась. И я ее одобряю».

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал .

Источник

Оцените статью