- «Осень в живописи, поэзии, музыке». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста
- «Осень в поэзии, живописи, музыке»
- Музыкально-познавательный час: «Осень в классической музыке русских и зарубежных композиторов».
- Просмотр содержимого документа «Музыкально-познавательный час: «Осень в классической музыке русских и зарубежных композиторов».»
«Осень в живописи, поэзии, музыке». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста
Галина Лавро
«Осень в живописи, поэзии, музыке». Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного возраста
«Осень в поэзии, живописи, музыке»
Цель: Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.
Задачи:
* Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.
* Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках.
* Учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами.
* Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление.
* Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её. Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении.
* Развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей.
* Учить детей получать радость от общения с искусством;
Предварительная работа.
Наблюдения за осенними явлениями в природе.
Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени.
Разучивание стихов и песен об осени.
Оборудование и атрибуты:
Разноцветные султанчики, легкие платочки и шарфики пастельных тонов, искусственные веточки с осенними листьями; музыкальные инструменты: треугольники; мультимедийный проектор, экран; музыкальный центр;
Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).
Оформление зала: Выставка репродукций картин осенних пейзажей; гирлянды из листьев.
Дети под музыку (Г. Свиридов «Весна и Осень») проходят в зал, рассаживаются врассыпную на ковре.
Музыкальный руководитель (М. Р.): Ребята, сегодня у нас с вами встреча очень необычная. Мы будем с вами путешествовать. Куда? Пока это загадка. Но очень скоро вы её разгадаете. Я предлагаю вам сейчас закрыть глазки и послушать!
Дети слушают «звуки осени» (CD «Из чего родилась музыка?» Треки: №36 «опавшей листвы…», №35 «ветер, ветер, ты могуч…», №41 «осень началась!», стихи. Ответы детей об услышанном.
Дети рассаживаются на стульчики.
М. Р. : В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Как вы догадались, каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора – пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» И каждый из них ответил по-своему.
Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)
А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)
А композитор? (нужны музыкальные звуки).
«Хорошо!» — сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами…». А поэтам Осень ответила: «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте! Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте!» Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?
На экране «Золотая осень» И. И. Левитана
М. Р. : Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Посмотрите внимательно на картину русского художника И. И. Левитана «Золотая осень». Какая здесь осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная). Задать вопросы о красках, о настроении, обсудить с детьми жанр (пейзаж).
А сейчас сложный вопрос: а можем ли мы услышать эту картину? Какие осенние звуки художник Левитан дает нам здесь услышать? Березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев тихо журчит прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Мы невольно слышим шелест листьев. (Ответы детей)
Золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!
Точно такая, как в стихотворении русского поэта И. Бунина “Осень” (читают родители).
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют
А между клёнами синеют.
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Далее детям предлагается посмотреть подборку слайдов с картинами других художников, с той же тематикой «Золотая осень». Обсуждаем краски и настроение.
М. Р. : Итальянский композитор (слайд-портрет) Антонио Вивальди посвятил Осени целый концерт для скрипки с оркестром! Он так и называется «Осень». В концерте три части. Послушаем маленький фрагмент первой части.
Слушаем отрывок из 1-й части Allegro концерта №3 А. Вивальди «Осень». Обсуждаем настроении: светлое, радостное, возбужденное, игривое.
М. Р. : Я предлагаю вам сейчас поиграть. Передать в движении это радостное, слегка возбужденное, игривое настроение. Мы должны создать яркую, красочную, пеструю, разноцветную картину осени.
Обсудить с детьми возможные движения: легкий бег, маленькие прыжки, поскоки, движения рук не плавные, можно встряхивать руками, «дирижировать», обратить внимание на сольные фрагменты, на чередование форте и пиано (можно предложить двигаться группами поочередно мальчики-девочки, предупредить, что будет предложено исполнить соло. Предложить детям атрибуты – разноцветные султанчики.
Импровизация «Краски осени» с разноцветными султанчиками. (А. Вивальди 1-я часть концерта «Осень»)
М. Р. : Но вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд. (слайд-портрет А. С. Пушкина). Великий русский поэт, А. С. Пушкин очень любил Осень. Он говорил: «Осень…любимое моё время…пора моих литературных трудов». Давайте, послушаем, какая Осень в стихах Пушкина? (Родители берут с выставки книги, читают стихи):
Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
М. Р. : Ребята, вы не почувствовали другое настроение? Не радость, восторг от буйства ярких красок звучат в этих строках, а что? (Ответы детей. Показать слайды-картины). Вот она, поздняя осень, увядающая. Природа словно притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи. Осень грустная, нежная, удивляющая.
Именно такая осень в звуках «Осенней песни» П. И. Чайковского. Великий русский композитор написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе. В этом произведении представлены все 4 времени года. 12 фортепианных пьес цикла соответствуют 12 месяцам. Мы сегодня с вами откроем этот альбом “Времена года” на осенней страничке, и услышим пьесу “Октябрь”, которую композитор назвал “Осенней песней”. Прочитать детям эпиграф:
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой)
Исполнение на фортепиано «Осенней песни» П. И. Чайковского.
М. Р. : Но вернемся к Антонио Вивальди и послушаем вторую часть его концерта. Какое настроение в музыке? (Ответы детей) Грустное, печальное, жалобное, плачущее, тихое монотонное звучание.
Давайте попробуем передать это настроение. Девочки в движении, с помощью легких шарфиков нарисуют картину поздней осени. Мальчики, игрой на треугольниках, воспроизведут нам звучание дождя.
Вновь обсудить с детьми возможные движения: очень плавные, медленные, легкие; динамику и способы игры на треугольниках: очень тихо, осторожно, бережно.
Импровизация с шарфиками и музыкальными инструментами «Поздняя осень» (А. Вивальди 2-я часть концерта «Осень»)
М. Р.: И вот сейчас мы перелистаем еще одну поэтическую страничку. (слайд-портрет С. Есенина).
Замечательный русский поэт С. Есенин очень любил русскую природу и воспевал все её красоты. В его стихах об осени можно даже ощутить запахи: «пахнет яблоками и мятой», «ромашкой и медом». Услышать звуки: «плач глухарей», «песню рыбаков». Послушайте!
Читают стихи дети, взрослые.
Вот приходит осень с цепью кленов голых,
Что шумят как восемь чертенят веселых.
Мокрый лист с осины и дорожных ивок
Так и хлещет в спину, в спину и загривок
Елка ли, кусток, только вплоть до кожи
Сапоги промокли! Одежонка тоже… («Сказка о пастушонке Пете» 1925. г. Фрагмент).
Топи, да болота, синий плат небес.
Хвойной позолотой взвенивает лес.
Тенькает синица меж лесных кудрей,
Темным елям снится гомон косарей.
По лугу со скрипом тянется обоз,
Суховатой липой пахнет от колес.
Слухают ракиты посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!
Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега
Тянется дым, у малиновых сел
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овес,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос…
М. Р. : Стихи у Есенина особенные, певучие. Не случайно, на его стихи написано много музыкальных произведений: песен, романсов. Давайте, послушаем:
Смотрим видеоклип на романс Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая». После прослушивания обсудить с детьми: понравился ли романс, почему?
М. Р. : Наша с вами встреча подходит к концу. Послушайте фрагмент еще одного стихотворения С. Есенина:
Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.
Я предлагаю вам взять листочки и придумать свой осенний танец.
Импровизация детей с листьями под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа)
В заключение подвести небольшой итог встречи:
* Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, знакомились с картинами замечательных русских художников.
* Осень – удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.
* Спросить детей, какой видели осень поэты, художники, композиторы? А какой видите осень вы?
Подарить детям открытки-репродукции осенних пейзажей.
Под музыку Г. Свиридова «Весна-осень» дети выходят из зала.
Источник
Музыкально-познавательный час: «Осень в классической музыке русских и зарубежных композиторов».
Цель данного мероприятия: Дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова, Антонио Вивальди. Интересная презентация, музыкальные произведения, репродукции картин художников-пейзажистов, поэтические строки, пословицы и поговорки, загадки и физкультминутка — всё это было посвящено прекрасному времени года – осени. Ребята познакомились с фортепианным альбомом П.И.Чайковского, узнали о концерном цикле А.Вивальди «Времена года», послушали фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова «Осень», а затем ответили на вопросы викторины. На мероприятии присутствовали не только обучающиеся, но и учителя, которые с большим удовольствием слушали музыку, принимали участие в беседе, активно подпевали песни осеннего репертуара вместе с ребятами. Много интересной и полезной информации узнал каждый, кто побывал на этом музыкально-познавательном часе.
Просмотр содержимого документа
«Музыкально-познавательный час: «Осень в классической музыке русских и зарубежных композиторов».»
МКОУ «Горяйновская основная общеобразовательная школа»
Поныровского района Курской области.
Внеурочное воспитательное мероприятие по предмету «Искусство» (Музыка)
для учащихся 1-4 классов:
Подготовила и провела: учитель музыки
Дата проведения: 30 октября 2017 г.
Цель мероприятия: Воспитывать культуру слушания через восприятие классической музыки русских и зарубежных композиторов. Дать представление о многообразии и богатстве музыки, поэзии, живописи, их общей жизненной основе, взаимовлиянии и взаимодополнении на примере творчества П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова, Антонио Вивальди.
Образовательные:
— расширять кругозор учащихся;
— формировать элементарный слушательский опыт на основе музыки;
— учить сопоставлять музыкальный и художественный образ, опираясь на средства музыкальной выразительности.
Развивающие:
— развивать творческое воображение;
— развивать вокально-хоровые навыки;
— развивать воображение.
Воспитывающие:
— воспитывать любовь к музыке;
— пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету;
— воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;
— воспитывать образное мышление; эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства;
— формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы;
— совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
— обогащать духовный мир .
Георгий Васильевич Свиридов. Антонио Вивальди. П.И.Чайковский . 1915-1998 1678-1741 1840-1893
Ход занятия: Дети входят под музыку Е.Дога «Вальс»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему мероприятия, которое я для вас подготовила. Слушайте внимательно!
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? — .
(Осень) Слайд 1
Сегодня мы с вами поговорим о музыке осени. Вот и осень пришла к нам незаметно. Разная она бывает – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. А какие признаки осени вы можете назвать?
Дети: Становится холоднее, птицы улетают на юг, солнце светит не так ярко. Слайд 2
Педагог: Хорошо. Молодцы, скажите, а вы любите осень?
Дети: Да, нет.
Педагог: А за что вы любите осень?
Дети: За то что красиво становится вокруг.
Педагог: А вы можете назвать какие-нибудь пословицы или поговорки об осени?
Дети: Ответы детей
Педагог: давайте посмотрим на экран (на экране пословицы об осени). Прочтите их и дайте смысловое объяснение этим пословицам.
Дети: Читают по очереди и высказывают мнения. Слайд 3
1.Осень — перемен восемь.
2.Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
3.Придет осень, да за всё спросит.
4.Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
5.Осенью и у кошки пиры.
Педагог: Все эти пословицы об осени, о ее погоде и о том, что именно в это время года люди собирают урожай, делают запасы на зиму.
Осень- эта прекрасная пора, не смотря на то, что погода часто бывает капризно. Это время года привлекало и привлекает внимание поэтов, художников, и конечно же композиторов. Так и наш русский композитор Петр Ильич Чайковский, который жил в 19 веке. Создал цикл фортепианных пьес «Времена года», этих пьес 12. Как вы думаете, почему именно 12?
Дети: По числу месяцев в году. Слайд 5
Педагог: Правильно. Чайковский долгое время жил в Петербурге, там издавался журнал под названием «Нувеллист» — от слова «новелла», что значит — небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март. Все они потом были объединены в альбом красочных, музыкальных зарисовок, который получил название «Времена года».
Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил на прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора!
Сейчас мы послушаем 3 осенних пьесы из фортепианного альбома «Времена года».
Первая из них называется «Сентябрь». «Охота».
Первые дни осени приносят с собой возможность предаваться любимой забаве, как господ, так и простолюдинов — охоте. И эпиграфом к этому произведению стало четверостишие А.С. Пушкина, подчеркнувшего охотничий азарт, громкий гул рожков и лай своры борзых.
«Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.»
Словно вторя ему, Чайковский начинает пьесу с громких аккордов — зова охотничьих рожков. Быстрый темп (аллегро) в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле. Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. Небывалый азарт только успевает захватить слушателей, как лирическая мелодия рисует в воображении крадущихся по следу зайца гончих, веселую и шумную погоню и финал — ловлю беглеца и конец охоты.
Напоминаю, что музыку слушаем в тишине. (Слушание и просмотр видеофильма на экране)
Вторая пьеса носит название «Октябрь». «Осенняя песнь».
В качестве эпиграфа для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А.Н. Толстого, в котором по ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят. «
Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)
Третья осенняя пьеса из альбома «Времена года» называется «Ноябрь». «На тройке».
Поэтическим эпиграфом для этого произведения Чайковский взял стихотворение Н.А. Некрасова.
«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши».
Некрасов писал о ноябре, преддверии русской зимы, как о первой пороше, на которой оставляет след тройка, звенящая издалека веселым колокольчиком, разгоняющим тревогу на душе. Чайковский тоже пьесу «ноября» посвятил исконно русскому сюжету — быстрой езде на тройке лошадей, радости первому снегу и пока ещё не колючему ветру, овевающему щеки. Морозы уже бодрят, но солнце светит ярко, и снег блестит по копытами мчащихся коней. Зимний пейзаж прекрасен, его подчеркивает аллюр — темп, взятый в середине произведения, а грустные отголоски высоких и тонких нот сменяются приближением звука колокольчика, протяжной песней ямщика — мелодией, затихающей вдали.
(Слушание и просмотр видеофильма на экране)
Педагог: А теперь немножко отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.
Гриша шел — шел — шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два — грибок, (Наклоны вперед.)
Три — грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. — дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.
Педагог: Продолжаем нашу беседу о музыке Осени в произведениях русских и зарубежных композиторов.
Наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России. Еще один русский композитор, который обратился к теме осени — это Георгий Васильевич Свиридов. Слайд 11
Родился он в маленьком городке Фатеже. Курской губернии. С девяти лет стал учиться играть на рояле, но гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Вскоре Свиридов по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Чуть позже Георгий Васильевич получил музыкальное образование и стал прекрасным композитором. За свой талант он был удостоен многих государственных званий и наград. Давайте прослушаем фрагмент музыкального произведения Г.В.Свиридова,
который называется «Осень». И ответим на вопросы: Слайд 12 -13
Педагог: Какие музыкальные инструменты вы услышали? Ответы учащихся.
— Какая была музыка по характеру выбрать из предложенных ответов на экране.
(Радостная, напряженная, торжественная, загадочная,
ласковая, восторженная, поэтичная, стремительная, спокойная, таинственная, взволнованная, беспокойная, нежная, грустная, изящная) Слайд 14.
— Что бы вы нарисовали, слушая эту музыку?
Дети: Осень.
Педагог: Многие творческие люди посвящали временам года свои произведения: поэты – стихи, художники – картины, композиторы – музыку. Одним из таких великих композиторов был Антонио Вивальди. Он первым создал концертный цикл, посвященный всем временам года. Антонио Вивальди родился в Италии. Он был аббатом (т.е. священником), получил музыкальное образование – как скрипач-исполнитель и композитор. Вивальди создал много музыкальных произведений, но самым известным из них является цикл «Времена года», состоящий из 4-х концертов для скрипки с оркестром. Мы послушаем фрагмент концерта «Осень». И ответим на вопросы. Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка? Слушание «Осень»
Педагог: Каково настроение этой осени? Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
Дети: Ответы детей.
Педагог: А как вы думаете, если бы композитор рисовал иллюстрацию к этому произведению, какие бы он использовал краски?
Дети: Ответы детей.
Педагог:
Конечно, музыка итальянского композитора отличается от нашей музыки, и осень у нас разная, поэтому осенние произведения пронизаны настроениями и чувствами своего народа.
И в завершение нашего мероприятия мы тоже исполним осенние песенки, выученные на уроках. Подумайте, с каким настроением мы будем исполнять эти песни?
1-2 класс «Осень в золотой косынке» сл. и муз Н.Б.Бобковой Слайд 16.
3-4 класс «Падают, падают листья» сл. М.Ивенсен, муз. М.Красева. Слайд 17.
1-4 класс «Скворушка прощается» сл. М.Ивенсен муз. Т. Попатенко Слайд 18.
Педагог: Молодцы ребята. О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: Об осени.
Педагог: Посмотрите и ответьте на вопросы осенней викторины. Слайд 18.
Как называется праздник 1 сентября?
Когда в России день учителя?
В каком месяце «День матери»?
Какого числа последний день осени?
Время года между летом и зимой?
Чем укрыта земля осенью?
Цвет – символ осени?
Листья каких деревьев осенью краснею?
Кто такие «Хмурень», «Грязник» и «Листогной»?
(Призы за правильные ответы)
Педагог: С творчеством, каких композиторов познакомились?
Дети: П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова, А. Вивальди.
Педагог: Наше занятие окончено, я надеюсь, что много интересного и полезного вы узнали сегодня на нашем мероприятии. Спасибо, до свидания! (Выходят под музыку)
Источник