Осенние месяцы – народные названия.
Каждый из осенних месяцев, как и все другие месяцы года, имеет свои удивительные народные названия.
В этих названиях отражены не только погодные условия месяца, но и детали из крестьянской жизни.
Таким образом, народные названия осенних месяцев знакомят детей с жизнью простых людей, которые занимались сельским хозяйством.
Второй этап творческой работы «Осенние месяцы».
Знакомству с этими названиями посвящен второй этап творческой работы «Осенние месяцы». Раздайте детям заготовки с информацией о названиях осенних месяцев..
- Попросите детей аккуратно разрезать каждую заготовку по линиям. В результате получится три прямоугольника, каждый из которых посвящен одному месяцу.
- Затем необходимо, чтобы дети наклеили эти прямоугольники на квадратик того цвета, который соответствует каждому месяцу. (Осенний фон для аппликации подготовлен на первом этапе выполнения работы).
Обсудите названия каждого месяца и отметьте самые интересные из них.
Первый осенний месяц – сентябрь – хмурень.
Название месяца сентября происходит от латинского слова «septem», что означает – семь. Ведь по старому римскому календарю начало года было в марте. Первый осенний месяц был седьмым от начала года.
Одно из народных названий сентября – «хмурень». Попросите детей объяснить, с чем связано такое название? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)
Октябрь – листопад.
Октябрь – восьмой месяц года по старому римскому календарю. Латинское слово «octo» означает – восемь. У славян этот месяц назывался «листопад», что вполне понятно.
По причине осенних дождей в октябре часто бывало много грязи. Отсюда и такое название месяца октября – «грязник».
И самое романтическое название этого месяца, которое обычно вызывает большой интерес у детей, — «свадебник». Это название связано с крестьянским бытом. Ведь работы по сбору урожая закончены, свободного времени стало больше. Крестьяне в это время дружно справляли свадьбы — создавались новые крестьянские семьи.
Ноябрь – листогной и полузимок.
Происхождение названия ноября тоже связано с латинским числительным – «novem» — девять.
Оба названия этого месяца – «листогной» и «полузимок» вполне очевидны. Дети обычно легко находят им объяснения.
Чтобы завершить работу, предложите детям наклеить в центре странички силуэт дерева оранжевого или желтого цвета. Этот цвет символизирует увядание природы осенью.
Так состоялось знакомство детей с народными названиями осенних месяцев.
Буду рада услышать ваши комментарии об этом занятии.
Оставайтесь на блоге «Ручеёк» !
Если Вы хотите получать регулярную информацию о новых публикациях на страницах экологического клуба «Ручеёк», оставьте свои контакты и подпишитесь на рассылку.
Источник
Конспект занятия для подготовительной группы по изучению представлений об осенних месяцах и моделях, их обозначающих
Елена Юрьевна Юртаева
Конспект занятия для подготовительной группы по изучению представлений об осенних месяцах и моделях, их обозначающих
Цели:
1) познакомить детей с названиями осенних месяцев (сентябрь,
2) обогащать знания детей об особенностях этих месяцев;
3) познакомить с моделями, обозначающими эти месяцы;
4) продолжать формировать умение соотносить разные виды
моделей между собой.
5) развивать у детей умение использовать символические средства
для познания окружающего мира;
6) воспитывать умение понимать учебную задачу и действовать в
соответствии с правилами.
Средства:
• иллюстрации, отображающие состояние растений в «начале» осени — в сентябре, в «середине» осени — в октябре и в «конце» осени – в ноябре;
• карточки-модели с изображением «условного» дерева в сентябре, октябре, ноябре;
• модели-«лепестки» желтого, оранжевого и коричневого цвета.
Способы:
Создание игровой ситуации «Посещение выставки пейзажей, введение роли экскурсовода», экспериментирование с моделями (соотнесение моделей с иллюстрациями, объяснение, вопросы, поощрение, физкульт минутка.
Предварительная работа:
• наблюдение за деревьями во время прогулки;
• беседы о состоянии листьев на деревьях;
• чтение стихов С. Маршака «Времена года» (осенние месяцы, рассматривание иллюстраций;
• повторение с детьми содержания моделей-карточек, обозначающих начало, середину и конец осеннего сезона.
Рефлексия:
Дети запомнили названия месяцев осени, их особенности, модели, их изображающие, дети научились соотносить разные виды моделей между собой.
Содержание непосредственной образовательной деятельности:
— Восп. : «Дети, заметили ли вы, что нового сегодня появилось у нас в группе?»
— Дети: «На стенде появились иллюстрации осенних пейзажей.»
— Восп. : «Правильно, сегодня мы с вами побываем на выставке пейзажей.
Сначала экскурсоводом буду я, а затем кто-то из вас по желанию.
— Восп. : «Какое время года изображено на всех этих иллюстрациях?»
— Восп. : «Иллюстрации обозначены номерами по порядку. Как вы думаете,
на какой иллюстрации изображена природа в начале осени?»
— Дети: «На иллюстрации №1»
— Восп. : «Почему вы так думаете?»
— Дети: «На этой иллюстрации на деревьях есть еще зеленые листья, но
большая часть листьев уже пожелтела»
— Восп. : «Правильно, а на какой иллюстрации изображена природа в конце
— Дети: «На иллюстрации № 3, так как на ней деревья почти без
листьев. Листья мокрые и темные лежат под деревьями»
— Восп. : «Правильно, а на какой иллюстрации изображена середина осени?»
— Дети: «На иллюстрации №2, так как на ней деревья стоят в золотом
уборе, а также много оранжевых и красных листьев»
— Восп. : «Правильно, листья темнеют от дождей и ночных заморозков. А теперь давайте повторим еще раз на каких иллюстрациях изображены начало, середина и конец осени.»
— Восп. : «На стенде справа расположены модели дерева в разные периоды
осени. Кто хочет соотнести эти модели с иллюстрациями?»
Трое детей по очереди снимают со стенда съёмные модели — «деревья» и прикрепляют рядом с соответствующей иллюстрацией начала, середины и конца осени.
— Восп. : «Время года «ОСЕНЬ» длится три месяца. Начальный, первый, месяц
осени называется «Сентябрь». Повторите со мной, пожалуйста!»
— Восп. : «Почему он так называется, мы поговорим позже, на другом занятии,
а сейчас посмотрите на доску и скажите, пожалуйста, какой
карточкой-моделью с изображением дерева мы обозначаем начало
— Дети: «На карточке-модели, обозначающей начало осени, изображено
дерево с желтыми листьями.»
— Восп. : «Правильно, поэтому начальный, первый месяц осени «Сентябрь»
мы также обозначим моделью — «деревом» с желтыми листьями. Ещё
его можно обозначить более кратко моделью — «лепестком» желтого
А сейчас я передаю роль экскурсовода. Кто желает?»
Выходит ребенок, берет указку.
— Восп. : «Покажи нам, пожалуйста, на доске сначала иллюстрацию, а затем
карточку-модель, обозначающую середину осени.»
— Восп. : «Расскажи, почему листочки на дереве оранжевого цвета.»
— Ребенок: «Из-за частых дождей и ночных заморозков листья темнеют,
становятся оранжевыми и бурыми.»
— Восп. : «Спасибо, садись, пожалуйста. Средний, второй месяц осени
называется «Октябрь». Повторите, пожалуйста!»
— Восп. : «Обозначим месяц осени «Октябрь» моделью-«деревом» с
оранжевыми листьями или более кратко — моделью-«лепестком»
оранжевого цвета. Приглашаю к доске следующего экскурсовода!»
Выходит ребенок, берет указку.
— Восп. : «Покажи нам, пожалуйста, на доске сначала иллюстрацию, а затем
карточку-модель, обозначающую конец осени»
— Восп. : «Опиши нам карточку-модель и объясни, почему она такая»
— Ребенок: «В конце осени все лиственные деревья сбрасывают свой покров,
поэтому на карточке хорошо видны ствол и ветви дерева. Они
коричневого цвета и без листьев»
— Восп. : «Спасибо, хорошо, садись, пожалуйста. Последний, третий месяц
осени называется «Ноябрь», повторите, пожалуйста»
Дети хором повторяют название месяца.
— Восп. : «Обозначим месяц осени «Ноябрь» карточкой-моделью с коричневым
деревом без листьев, а также моделью-«лепестком» коричневого
Потренируемся: я буду показывать вам модели — «лепестки», а вы
вместе со мной будете называть месяцы, которые они обозначают —
сентябрь, октябрь или ноябрь»
Дети хором повторяют за воспитателем названия месяцев.
Физкультминутка:
Дети двигаются под стихи С. Маршака об осенних месяцах года.
Игра средней подвижности «Составь пару»:
— Восп. : «Ребята, разбейтесь на группы по 3 человека. Каждый из вас
должен взять по одной карточке с моделью-«деревом» и
по одной модели-«лепесток». По моему сигналу вы
должны образовать пары, у которых модель-
«дерево» и модель-«лепесток» обозначают один и тот же осенний
месяц. Необходимо правильно назвать этот месяц»
Повторение нового материала:
— Восп. : «Итак, ребята, давайте повторим, что нового мы сегодня узнали.
Сколько месяцев длится время года «Осень»?
— Восп. : «Как называются месяцы?»
— Дети: «Сентябрь, октябрь, ноябрь»
— Восп. : «Какой месяц обозначается моделью-«лепестком» желтого цвета?»
— Восп. : «Какой месяц обозначается оранжевым моделью-«лепестком»?»
— Восп. : «Какой месяц обозначается коричневым моделью-«лепестком»?»
— Восп. : «Молодцы! Я думаю, что вам было интересно на этой выставке.
— Восп. : «Ребята, давайте назовем тех, кто активно участвовал в проведении
— Восп. : «Ребята, будем ли мы с вами еще организовывать такие выставки?»
— Восп. : «Я рада, мне тоже было интересно. На этом наше занятие
Используемые в занятии средства:
• игровой прием – организация выставки пейзажей, выбор экскурсовода;
• хоровые и индивидуальные ответы;
• коллективные проговаривания названий месяцев;
• использование художественного слова;
• игры средней подвижности с моделями;
• организация игр по подгруппам;
• словесное поощрение активности детей;
• подведение совместно с детьми итога занятия;
• оценка самими детьми своей активности на занятии;
• обращение к материалу предыдущих занятий.
«Знахарские посиделки» Конспект занятия в подготовительной группе по формированию представлений о лекарственных растениях «Знахарские посиделки»Конспект занятия в подготовительной группе. Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования.
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе представлений в подготовительной к школе группе. Подготовила: Догонина С. И. Программное содержание: I. Организационный момент. II. Повторение.
Конспект занятия для детей с ОНР подготовительной группы «Формирование представлений детей о гласных звуках и буквах» Данное занятие является этапом формирования предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Оно позволяет закрепить.
Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе на Тему: «Космическое путешествие» Цель занятия: учить применять полученные детьми знания на практике. Образовательные задачи: • Уточнить знание плоских геометрических фигур:.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей разновозрастной группы с 3–5 лет Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей разновозрастной группы с 3-5 лет Программное содержание.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие по городу Первоклассников» Цель: способствовать проявлению познавательной активности детей в математических играх.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Программное содержание: Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закрепить умение.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «В цирке» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Зубарева Елена Анатольевна.
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша Программные задачи: Способствовать усвоению детьми обобщенных способов действий, развитию пространственного мышления, воображения, мелкой.
«Сказочная математика». Занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы Конспект по формированию элементарных математических представлений Тема : «Сказочная математика». Программное содержание: Учить детей.
Источник