Мила мне осенняя роща где каждый березовый лист шелестит надо мной

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. 9-й класс

Класс: 9

– находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными;
– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
– правильно употреблять в речи данные виды предложений.

– развивать навыки исследовательской деятельности;
– развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы причтении стихов, понять настроения, чувства поэтов.

– воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
– воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах;
– воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Оформление и оборудование урока: компьютер, видеопроектор, мультимедиа, карточки для индивидуальной работы, запись на доске для орфоэпической и лексической работы.

Я люблю эти дни,…
Когда все так понятно в природе,
Так ясно и тихо кругом…
(Ю. Левитанский)

I. Слово учителя:

Читайте также:  Надо ли перекапывать огород весной если копали осенью

Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны – величие, великолепие природы, буйство красок. С другой – печаль, пронизывающая сердце тоска.

Тема осени – это вечная поэзия, когда сердце природы и сердце человека сливаются. Описание осени позволяет людям творческим выразить сокровенное, потаённое. Сегодня мы, погружаясь в тайны осени, познакомимся с СПП с придаточными определительными и повторим орфограммы в различных морфемах.

1. Один ученик вызывается к доске, он вставляет пропущенные буквы в данные слова, объясняет устно встретившиеся орфограммы. (Презентация. Слайд 2 . )

З..л..тые о..блески природы, застыли в ..цепенени. ра..цвело последн..м цветом, надоедл..вый дождь, м..лчаливый лес, прощ..льный кру.. жур..влей, смывала д..ждями, ве..т покоем, светлая п..чаль, тихая рад..сть, совершенное оч..рование, взры.. эмоций и чу..ств, вдохновенный ТВ..рец, предн..значение, л..рическ..е время года, п..йзажная 2 лир..ка.

2. В это время индивидуальная работа по карточкам (2 человека у доски):

    Я хотел, чтоб сердце глуше
    Вспоминало сад и лето,
    Где под музыку лягушек
    Я растил себя поэтом. 5 (пунктуационный разбор)
    (С.Есенин)

Дополнительные вопросы:
– Определи тип первого придаточного.
– Расскажи о СПП с придаточными изъяснительными.

  • Нечаянный лист прошуршит
    И кратким паденьем внушит,
    Что осень собой означает. 4
    (Ю.Гречко)
  • Дополнительные вопрос:
    – В роли “скрепы” в твоем предложении выступило союзное слово что. Как отличить союз от союзного слова?

    3. Индивидуальная работа по карточке (на месте). (Приложение 2)

    – Как вы понимаете значение сочетания “пейзажная лирика”?
    – А что такое пейзаж?Давайте обратимся к словарю. (Слайд 3, 4 . )

    (Реализация индивидуального задания ученика.)

    По страницам словарей:

    ПЕЙЗАЖ. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где paysage – суф. производное от pays . )

    В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

    1. Работа с текстом:

    – Какова тема текста? (В тексте говорится о великом композиторе.)
    – Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке.)
    – Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо.

    (Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

    – Докажите, что предложение сложное. Выделим грамматическую основу.
    – Выделите главную и придаточные части графически.
    – Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом.)
    – От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное.)
    – На какой вопрос она отвечает? (Какой?)
    – Построим схему предложения.
    – Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.
    – При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов.)
    – Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (Нет.)

    2. Итак, заполним таблицу: (Слайд 15–20 . )

    1. Вид придаточного определительное
    2. Вопрос. какой?
    3. Контактное слово (часть речи) сущ.
    4. Средства связи. союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др.
    5. Возможны указательные слова. тот, такой
    6. Позиция по отношению к контактному слову всегда постпозиция

    Составление опорной схемы и запись ее в Справочники. (Слайд 21.)

    – Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.

    1. Работа в группах.

    Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему. (Приложение 3)

    Карточка для 1-й группы:

    1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
    2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
    3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)

    Карточка для 2-й группы:

    1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
    2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
    3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

    Карточка для 3-й группы:

    1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
    2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
    3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)

    Карточка для 4-й группы:

    1. Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
    2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
    3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

    Результаты исследовательской работы учащихся. (Слайды 22–25.)

    2. Работа устная: (Слайды 26–29.)

    – Замените причастный оборот придаточным определительным, в качестве скрепы используйте данные союзы:

    1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк)(Которая.)
    2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (Что.)
    3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (Какие.)

    Учитель: Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной. Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом: “Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: “Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату”. Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”. Но нам никуда не деться от законов разговорной речи.

    3. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ: (Слайды 30–33.)

    1. Художественные средства, которые были использованы при написании “Деревни”, тяготеют к классицистическим традициям.
    2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.
    3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
    4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

    (В 1–3 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 4 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом.Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, оно не будет характеризовать существительное края.)

    V. Творческая работа. (Слайд 34.)

    – Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? (Об осени, предложение СПП с придаточным определительным.)

    – Прослушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского, нашего соотечественника, который жил и работал в середине прошлого века, был участником Великой Отечественной войны.

    Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
    Что становится явной вся тайная суть естества, –
    Все просторней, все глуше в осеннем лесу – музыканты уходят —
    Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача –
    И последняя флейта замрет в тишине – музыканты уходят –
    Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча.
    Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
    Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
    Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
    И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.

    – А о чем вам подумается, когда вы увидите непревзойденные полотна Левитана, посвященные осени и услышите композицию П.И.Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.

    – Напишите сочинение-миниатюру на тему “Осень – вечная поэзия” или “Что я чувствую, погружаясь в тайны осени”. Используйте в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы и СПП спридаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе.

    (…, какие кружились вчера в незатейливом танце.
    …, которые радуются последним теплым лучам.
    …, что пестреет на увядающей траве.
    …, что благоухают свежестью.
    …, которое наполнено чувством безысходной грусти.
    …, который словно жалеет о чем-то.)

    – Ребята 1-й группы пусть составят 3–4 предложения, используя данные придаточные и вдохновляясь репродукцией картины Левитана. (Слайд 35.)

    VI. Рефлексия и подведение итогов урока: (Слайд 36.)

    • Что нового мы узнали сегодня на уроке?
    • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
    • Что особенно понравилось?

    1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
    2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
    3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
    4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
    5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

    VII. Домашнее задание: (Слайд 37.)

    Найти и выписать в тетрадь 3–4 СПП с придаточными определительными из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”

    Источник

    Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной?

    Русский язык | 5 — 9 классы

    Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной.

    ( выделить грамматическую основу, составь схему).

    Грамматическая основа : Мила(сказуемое) мне(подлежащие) ;

    Лист ( что делает?

    ) — шелестит — грамматическая основа

    мила, осенняя, каждый, березовый — определения

    надо мной — обстоятельство.

    Расставить запятые, выделить грамматическую основу и составить схему предложения Но вы вдвоем, вы не со мной?

    Расставить запятые, выделить грамматическую основу и составить схему предложения Но вы вдвоем, вы не со мной.

    Сочинение на тему осенняя березовая роща?

    Сочинение на тему осенняя березовая роща.

    Какой ты представляешь золотую осень в березовой роще?

    Какой ты представляешь золотую осень в березовой роще?

    Составить предложения на тему осень с грамматическими основами?

    Составить предложения на тему осень с грамматическими основами.

    Напишите сочинение миниатюра на тему — Умирает каждый лист, В роще шорох, шелест, свист?

    Напишите сочинение миниатюра на тему — Умирает каждый лист, В роще шорох, шелест, свист.

    Какая грамматическая основа в предложение?

    Какая грамматическая основа в предложение?

    Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

    Выдели грамматическую основу и составь схему?

    Выдели грамматическую основу и составь схему.

    Разобрать предложение осенью листья шуршат и шелестят по составу?

    Разобрать предложение осенью листья шуршат и шелестят по составу.

    Выделите грамматическую основу ты царица всех милее, всех румяней и белее?

    Выделите грамматическую основу ты царица всех милее, всех румяней и белее.

    Слышался шелест и трещание кузнечиков , гудение болотной птицы?

    Слышался шелест и трещание кузнечиков , гудение болотной птицы.

    Выделите грамматическую основу.

    Перед вами страница с вопросом Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

    Источник

    Оцените статью