Мир природы животные осенью

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» на тему «Дикие животные осенью»
план-конспект урока (3 класс)

Скачать:

Вложение Размер
zhizn_dikih_zhivotnyh_osenyuzh_3_klasse.docx 27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: Сезонные изменения в природе

Вид занятия: Урок

Тема: « Дикие животные осенью»

Цель: продолжить работу по формированию целостной картины природных изменений осенью на примере осенних изменений в жизни животных.

Тип урока: комбинированный.

— Формировать у обучающихся представление о том, как животные готовятся к зиме.

-Закрепить полученные ранее знания.

-Учить обобщать полученные знания.

— Коррекция и развитие устной речи, обогащение словарного запаса.

— Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оснащение занятия: компьютерная презентация, предметные картинки животных, детёнышей животных, времени года «Осень».

Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. ; Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми)

Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009. (Логопед в ДОУ)

Методическая копилка учителя и воспитателя / http:zanimatika.narod.ru/

1.Организационный момент. Настрой на работу.

— Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем и покажем, как мы учимся, работаем на уроке. На уроке «Мир природы и человека» будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить. Ушки будут слушать, глазки смотреть, голова думать, рука подниматься, а рот говорить.

2 . Повторение. Актуализация знаний.

— Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

— Ребята, а какая сейчас осень, т.е. сейчас начало, середина или конец осени?

Какие приметы осени мы наблюдали? Что вы еще знаете про осень?

3. Основная часть занятия.

— Но с приходом осени изменяется и жизнь зверей.

-Как мы называем животных, которые живут в лесу? (Дикие животные)

. — Почему их называют дикими? (Дикие животные сами добывают себе еду).

-Тема нашего урока «Дикие животные осенью», Давайте рассмотрим подробно, чем заняты животные осенью, как животные готовятся к зиме.

Ребята, послушайте внимательно загадку, если отгадаете, узнаете про каких животных, будем говорить на уроке.

Загадка. Может быть, вы не поверите мне,
Но я увидела грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут.
Надеты на ветки маслята, опята.
Кто их на зиму сушит ребята?
Правильно. Это белка . Что вы знаете про белку? Как белка готовится к зиме? Как называется жилище белки?
Белка делает себе запасы на зиму. Ведь зимой, когда выпадает снег, невозможно найти пищу. Она тащит все в свое жилище. Жилище белки называется дупло.

— Кто знает, какие запасы делает белка осенью (грибы, орехи, шишки)

— Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

— Где они растут? Орехи и шишки растут в лесу на деревьях, грибы — на земле)

— Правильно. Лес, природа их кормит. Надо беречь природу. Нельзя ветки ломать, цветы рвать, шуметь в лесу.
К наступлению холодов белочка выстилает дупло сухой травой, вход в дупло закрывает травой, сворачивается калачиком, накрывается хвостом и дремлет. Просыпается только для того, чтобы поесть.
Цвет своей шёрстки белочка тоже меняет. Летом белочка была рыжая, а сейчас с приходом осени меняет шубку на серую

— А как вы думаете, почему цвет шерстки стал другим? (ответы детей)

— Так белка от врагов прячется. Деревья зимой стоя голые и серые, и серый цвет белки меньше заметен среди таких деревьев?

— А теперь постарайтесь отгадать следующую загадку.

Загадка. Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь).

-Как вы догадались, что это медведь? Что вы знаете про медведя? Какие заботы у медведя осенью? Как медведь готовится к зиме? Как называется жилище медведя?
Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал . Осенью он готовит свою берлогу. В лесной глуши медведь выбирает укромное место под корнями деревьев. Выроет ямку, выстелет её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскает веток, закроет вход. Вот и готово медвежье жилье – берлога. А так как, он подготовил себе уютное жилище и запасся толстым слоем жира, ему не страшна зимняя стужа.

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись.

Хвост пушистый — крас а,

А зовут ее …. лиса .

Вы знаете про лису? Какая она? Как лиса готовится к встрече зимы? Готовит лиса запасы на зиму? Как называется дом лисы?

Дом у лисы – нора. Там она может спрятаться от зимней стужи.

Лиса тоже не готовит себе на зиму запасы еды. Они питаются мышами. Про неё говорят: «Лиса мышкует». Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат полевки-грызуны, похожие на мышей. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью так, что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.
Загадка

Что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной.

И, стоит среди травы –

Уши больше головы.

Правильно это заяц.

-Как заяц готовится к зиме? Делает заяц запасы на зиму? Есть у зайца жилище? Чем заяц в лесу питается? Почему заяц меняет шубку?

С наступлением холодов заяц меняет свою серую шубку на «белую», теплую. Замена серого цвета белым спасает зайца зимой от хищных зверей. Ведь у зайца много врагов: волк, лиса. Летом и осенью зайцу легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. В отличие от белки заяц не делает на зиму не запасов еды, не строит себе жилье. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает, тихо ли кругом и побежит искать себе пищу. Питается заяц молодыми веточками, корой деревьев.

Весь в иголках. (еж)

— Правильно ребята, это еж. Что вы знаете про ежа? Как ёж готовится к зиме? Как называется жилище его?

-Жилище его называется норка. А свою норку к зиме он готовит так: выберет место, где листья сухие и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так, соберет листья на свои колючки, подбежит к ямке под пнем, избавится от листьев и снова за ними побежал. Дом себе на зиму готовит.

— А чем же еж будет питаться зимой? (ответы детей)

Ягод, грибов, зеленых растений нет, насекомые тоже попрятались. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.

И так, ребята мы посмотрели, какие изменения произошли в жизни животных осенью. Осенью у животных много забот, они готовятся к зиме. Что мы можем сказать про медведя? Как белка готовится к зиме? Как приспосабливаются к наступлению холодов заяц и лиса?

5. Заключительная часть занятия
Мы побывали в гостях у осени, вспомнили признаки осени, названия месяцев, отметили, какие изменения произошли в природе и как лесные жители подготовились к зиме. А теперь давайте проверим, как вы всё это запомнили.

-Игра «Закончи предложение»

Давайте с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я говорю, а вы заканчиваете фразу.

Заяц зимой белый, а летом … (серый)
Заяц пушистый, а еж … (колючий)
Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
Еж маленький, а медведь … (большой)
Еж спит днем, а охотится … (ночью).

— Игра. С кем живут звери в своих жилищах? Я называю взрослого зверя, а вы его детёныша.

а) Заяц – зайчонок

б) – А теперь я называю одного детёныша, а ты как говорят, если их много.

Летом животные растят детенышей, не мешать им, не трогать детей, не приносить домой. Осенью не мешать запасать корм, не разорять их жилище, не убивать, не беспокоить.

Выполняется задание на доске:

Задание: выбрать из 3 животных (еж, белка, заяц) то, о котором говорится в вопросе:

1. Какое животное делает осенью запас шишек, орехов, сушит грибы?

2. Какое животное нагуливает летом и осенью жир?

3. Какое животное днем прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, побежит искать себе пищу?

-Игра. Я называю вам животных. Если это дикое животное, которое живет в лесу, вы топаете, если домашнее – то хлопаете (лиса, кошка, заяц, собака, лошадь, белка, ёж, корова, волк, медведь).

Молодцы! Справились с заданием.

Ребята, давайте подведем итог занятия.

С какими животными мы сегодня познакомились?

Чем они питаются?

— Как летом и осенью надо охранять животных?

Ребята, вы сегодня оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы.

Ребята вам понравилось наше занятие? Оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат листики разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листик определённого цвета и приклеит его на веточку:

Красный листик — «мне было интересно»,

Желтый листик — «я узнал много нового»,

Зеленый листик — «мне было трудно все запомнить»,

После этого веточки с разноцветными листиками крепим на доску, любуемся получившимся «Деревом Познания».

7.Д.З. — Ребята, вы сегодня все работали хорошо. Задание на дом: разукрасить диких животных.

1. Игра «Закончи предложение»

Давайте с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я говорю, а вы заканчиваете фразу

— Наступила … осень.
— Солнце светит…
-Дни стали короче, а ночи…
— Погода…холодная
— Листья на деревьях… пожелтели, опали.
-В тёплые края улетели… птицы.
-Звери подготовились к… зиме.
-Медведь спит в … берлоге.
-Белка заготовила запасы, поменяла … мех
-Белка сушит на зиму… грибы.
— У лисы мех стал….,
-Заяц зимой станет… белым.

2.Игра «Третий лишний».
Бельчонок, медведица, зайчонок (взрослое животное);
Заяц, еж, белка (делает запасы на зиму);
Еж, заяц, медведь (линяет, не спит всю зиму).

3. Описание животных по вопросам.

Заяц всего боится. Он какой? (трусливый). Каким еще его можно назвать? (пусть дети порассуждают — например, быстрый, косой, осторожный).

Лиса всех обманывает. Она какая? (хитрая). Что делает лиса? (крадется, хитрит).

Волк на всех рычит. Он какой? (злой)…

Медведь какой? (косолапый, неуклюжий, сильный, сластена). Что делает медведь? (переваливается, ревет, спит, косолапит).

4. Дидактическая игра. Угадай по описанию.

Ребята, посмотрите. Деревьев в лесу много, а животных не видно совсем. Давайте подойдем к мольберту, на котором есть картинки (висят оборотной стороной). Я сейчас буду называть вам слова, а вы подумайте, к какому животному они относятся?

-злой, голодный, серый (волк)
-маленький, длинноухий, серый или белый (заяц)
-рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса)
-большой, неуклюжий, косолапый (медведь)
-маленькая, пушистая, любит орешки (белка)
— маленький, колючий (ёжик)
(по мере называния открываются предметные картинки и появляются животные)

5. А теперь загадайте мне животное:

Дети загадывают животное и описывают его, логопед старается отгадать.
Она маленькая, у нее пушистый хвост. Она живет в дупле. Запасает на зиму грибы, орехи (белка)
Он большой, неуклюжий, косолапый. Зимой спит в берлоге, любит мед, ягоды (медведь)
Он маленький и колючий. Зимой спит в норке, любит грибы, яблоки (Ёж)

6.Дидактическая игра «Чей хвост?»

— Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост) у волка – (волчий хвост)

У зайца – (заячий хвост) у медведя – (медвежий хвост)

У белки – (беличий хвост) у оленя – (олений хвост)

У рыси – (рысий хвост) у лося – (лосиный хвост)

Источник

Конспект НОД » Жизнь зверей осенью»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Непосредственно-образовательная деятельность.

Познавательное развитие. Формирование представлений о мире и природе

в подготовительной к школе группе. Тема: «Жизнь зверей осенью»

Скачать:

Вложение Размер
nod_zhizn_zverey_oenyu.docx 21.58 КБ

Предварительный просмотр:

о мире и природе

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Жизнь зверей осенью»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической.

Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о диких животных, развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей.

Образовательные: научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных диких животных. Сформировать представление о животном, его внешнем виде и условиях жизни.

Развивающие: развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.

Речевые: способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к диким животным, их значимости в жизни человека, любознательности.

Демонстрационный материал: использование СМАРТ-доски, презентация в виде наглядного пособия «Дикие животные», использование наглядно – электронного пособия «Цепочка жизни животных в лесу».

Методические приемы: игровая и проблемная ситуации, «живые картинки», беседа-диалог, индивидуальная работа, дидактическая игра «Дикие животные», физкультминутка, подведение итогов.

  1. Рассматривание иллюстрации из серии детских книг и энциклопедий с изображением диких животных и их детенышей.
  2. Чтение русских народных сказок о животных.

— С.А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках» Москва, «Школьная пресса», 2005г.

— Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольники. Учим. Развиваем. Воспитываем.

Занятие проходит в форме цепочки (живых картинок) из фрагментов выступления детей, которые представляют то или иное животное леса и рассказывают обо всех изменениях в жизни этого животного осенью.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

— Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А, как вы думаете, что происходит осенью в лесу? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки (золотая березка, красный клен, коричневый дуб, зеленая ёлочка.

— Почему изменился лес? (ответы детей) на экране солнышко невысоко над лесом, облака, тучки)

— Представьте, что мы в лесу.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» – «Ноябрь».)

— А кого не хватает в нашем лесу? (Животных) Давайте подумаем и пофантазируем, каких животных мы можем встретить в осеннем лесу?

Слайды презентации появляются после того, как «живые картинки» (ребята в костюмах и масках животных) расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных, сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)

Громадный, одетый в тёплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовётся косолапым, а ступает так тихо, что не один сучок под его лапами не хрустнет.

Ребёнок в маске медведя:

Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес угощает нас грибами и ягодами. В дупле можно найти мёд диких пчёл, собрать корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето, и его нам хватает на всю зиму. Осенью мы ищем себе берлогу. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. А зимой прикроет снежное одеяло сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Нет ли дыма? Нет пожара?

Что вы?! Это же плутовка Рыжая головка,

Хвост пушистый – вот краса!

Девочка в костюме лисы:

А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.

Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ёжик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!»

На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до тех пор, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил жучков и червей…

И ежик побежал в свой уютный домик, где в спячке проведёт зиму.

Игра «Кто лишний?» (медведь, лиса, ёж)

И я предлагаю отгадать загадку:

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом – серая, а зимой – белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.

Послушайте следующую загадку

Кто? Ягоды, грибочки, орехи запасает?

Чтоб зимой их кушать, сказки мамы слушать.

  1. Целый день я всё скакала,

Осенью ведь дел не мало:

Выбрать на зиму дупло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу

Собираю мягкий мох,

А орешек если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите –

Льется с веток листопад

Я меняю свой наряд.

Была я рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится гуще и пышнее.

Мальчик в костюме волка:

Запасов на зиму мы, волки не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Игра « Кто лишний?» (заяц, белка, волк)

И так наша прогулка подходит к концу и пора нам возвращаться в детский сад. Но прежде скажите, с какой целью мы совершили прогулку в осенний лес? (Чтобы узнать о жизни зверей осенью. Как звери готовятся к зиме.)

Физкультурная пауза «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Ещё эдак, ещё так.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так и вот так

Дружно дерево качали.

И из речки воду пили.

Вот так и вот так

Медвежата воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали,

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали.

— Что помогает зайцу спасаться от врагов? (Нос, чуткие уши, быстрые ноги и шубка.)

— А что говорят в народе о ногах волка? (Волка ноги кормят)

Д/игра «Найди домик».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи:1 .Образовательные:Учить детей рассказывать и полным ответом отвечать на вопросы восп.

Конспект НОД мероприятия «Звери готовятся к зиме. Поздняя осень»Автор: Никитина Татьяна Валерьевна.Цель. Развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности.Задачи:- форми.

Презентация к НОД в подготовительной группе «Жизнь зверей осенью&raquo.

Цели: Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ». Учить детей повторять слова и действия по образцу взрослого. Формиров.

продолжить расширение и углубление знаний о жизни диких животных леса средней полосы России.

Конспект «Жизнь зверей осенью — создана в помощь педагогам.

Источник

Читайте также:  Как обрезать миндаль декоративный осенью
Оцените статью