Мнемосхемы по теме осень

Конспект занятия по речевому развитию «Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»

Наталья Владимировна Егорова
Конспект занятия по речевому развитию «Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №72 «Калинка» г. Калуга

Конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми старшей группы

«Составление описательного рассказа об осени с использованием мнемотехники»

Составила и провела Егорова Н. В.

Цель: Обучение составлению описательного рассказа об осени с использованием мнемотаблицы.

1. Учить детей составлять краткий рассказ об осени с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица, отвечать полным предложением. Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.

2. Активизировать использование прилагательных в речи детей, называть отличительные признаки осени, используя мнемотехническую таблицу.

Продолжать развивать наглядно-образное мышление, зрительную память, речевое дыхание, умение делить слова на слоги.

3. Воспитывать доброе отношение к природе.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, музыкальная.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, беседы, обучение работе по мнемотаблице, разучивание пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Материалы для работы: Мнемотаблица «Осень» общая и на листах А4, портативная колонка, муляжи овощей и фруктов, мешочек, мяч, конверт с письмом, ваза с осенними листочками, конверт с фотографиями.

Методы и приёмы:Практические: дидактические игры, физкультминутка, сюрпризный момент.Наглядные: рассматривание символов, показ.Словесные: беседа, художественное слово, повторное проговаривание, рифмование.

Ход занятия:

Дети, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними и давайте настроимся на занятие:

«Запоминает наша голова важные поступки, умные слова,

Слушаем внимательно, смотрим обязательно,

Друг друга не перебиваем, для ответа руку поднимаем.

Знаний много получаем!»

Ребята, какое время года у нас наступило? (зима). Я вчера вспомнила как мы гуляли на прогулке осенью, как собирали и побрасывали листочки, как грелись на осеннем солнышке. Я решила распечатать наши фотографии, чтобы показать вам какие мы были счастливые. Принесла фотографии с утра. Положила их вот сюда, но они куда-то делись! Вы их не брали?

А я вижу какое-то осеннее дерево и на нем лежит письмо. Написано

«Детям 11 группы»

«Осень закончилась, но я не хочу от вас уходить и на прощание решила с вами поиграть. На дереве спрятаны тоже фотографии, но только обо мне. Расколдуете их, составите рассказ, вот тогда и получите свои фотографии.Подпись: «Осень-проказница»»

Ребята, осень на прощание хочет с нами еще поиграть. Вы согласны? Все задания выполним? Тогда найдем наши фотографии! Молодцы!

Дети, присаживайтесь на стульчики.

Сейчас мы посмотрим, какое первое задание нас ждет? Перед нами вот такая фотография-символ. Надо узнать, что осень здесь спрятала?

Задание 1 «Листья на деревьях пожелтели и осыпались»

Что же изображено на этой фотографии?

Листья осенью (какие). (желтые, пожухлые, красочные). Осенью листья (что делают) -. (краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат).

Задание 2. «Часто дуют холодные ветра».

Ветер осенью (какой). (холодный, пронизывающий, резкий, влажный, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский).

День, когда дует ветер, (какой) -. (ветреный… а когда нет ветра?

Я предлагаю вам поиграть в игру:

«Ветер – ветерок – буря»

«На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря».

Задание 3: «Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди».

А что нарисовано здесь?

Солнце осенью (какое). (тусклое, неяркое).

Осенью солнце (что делает). (греет, светит).

А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное сырое, темное). Ребята, пока мы с вами разгадывали символы, к нам приблизилась злая тучка (Музыкальная игра с пальчиками)

Задание 4 «На реках и озерах появляется тонкий лед».

Ребята, что происходит с водоемами в конце осени? Вы слышали такое слово «ледостав»? (Замерзание рек, озер, образование сплошного неподвижного ледяного покрова.) А знаете, чем он опасен? Еще осень хочет в этом задании узнать, как мы умеем играть. Дети становятся в круг, воспитатель кидает мяч по очереди и называет слова.

Игра с мячом «Скажи наоборот»:

Осенний-весенний

Задание 5 «В садах и огородах убирают последние плоды».

Какие плоды собирают осенью?

Игра «Повар» (Назвать блюда, в которые добавляется тот или иной овощ.) или игра с мешочком.

Задание 6. «Перелетные птицы улетели в теплые края»

А какие птицы улетают от нас. А какие остаются?Нужно слова поделить на слоги: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь, клест, галка.

Задание 7 «Люди одели теплые вещи».

(шапка, куртка, шарф, перчатки, брюки, пальто, свитер, кофта.)

И здесь снова осень предлагает нам поиграть

АПКА – АПКА – АПКА — у меня есть шапка

УБА – УБА – УБА — меховая шуба

АРФ – АРФ – АРФ — мама вяжет шарф

ГИ – ГИ – ГИ — покупаем сапоги

АПКИ – АПКИ – АПКИ — мягонькие тапки

ТО – ТО – ТО — длинное пальто

РЮКИ – РЮКИ – РЮКИ — мы погладим брюки

ОФТУ – ОФТУ – ОФТУ — постирали кофту

ОХ – ОХ – ОХ — юбочка в горох

КИ – КИ – КИ — теплые носки

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ — вязаный жилет

ОТЫ – ОТЫ – ОТЫ — резиновые боты

АЩ – АЩ – АЩ — примеряем плащ

ОК – ОК – ОК – потерялся мой носок

КИ – КИ – КИ – мама вяжет мне носки

ЧАТКИ – ЧАТКИ – ЧАТКИ – мохнатые перчатки

ГУ – ГУ – ГУ – я одежду берегу

Задание 8 «За что я люблю осень

Игра «Доскажи словечко»

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесли.

Что? Скажите наугад!

Ну конечно. (листопад)

Сапоги надеть нам нужно:

От дождя у дома… (лужа)

И сапожки, и ботинки бережет Алеша,

Надевает в дождь и слякоть осенью (галоши)

И осенью зеленый весь

Стоит густой, сосновый (лес)

Чтобы было нам тепло,

Носим осенью (пальто)

Мы у рыжих листьев

-Кто же вас раскрасил?

Отвечают: — … (Осень)

Летом от жары спасает

Осенью нас согревает

Есть у туч осенних серых

Свой сердитый вождь,

Целый день пускает стрелы —

Ребята, мы фотографии все расколдовали, картинки все повесили на доску и сейчас попробуем составить рассказ по схеме. Послушайте, я сначала расскажу.

Рассказ воспитателя с указкой.

ОСЕНЬ

Осенью листья на деревьях желтеют и осыпаются. Часто дуют холодные ветра. Солнышко редко появляется из-за туч. Идут затяжные дожди. На реках и озерах появляется первый лед. Перелетные птицы улетают в теплые края. В садах и огородах люди убирают последние плоды. Мы одеваем теплые вещи. Мне нравится осень за то, что она дарит нам яркие краски (можно поиграть с листочками, осень приносит нам урожай).

Рассказ ребенка (3 чел.) по таблице, далее, если есть время без таблицы по памяти (2 чел).

Итог что же было интересного в нашем путешествии? Дети называют игры. Что помогло нам составить рассказ об осени?

Ребята, а вот и наши фотографии появились.

Работа с мнемотаблицами:

1. Взрослый читает рассказ, в процессе чтения последовательно указывает на картинки;

2. После прочтения дети воспроизводят рассказ по одному предложению (с использованием мнемотаблицы: по вопросам взрослого или по картинкам);

3. Повторное чтение (при необходимости)

4. Затем весь текст пересказывается ребенком использованием мнемотаблицы);

5. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст (без мнемотаблицы).

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы»» Задачи: — связная.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект ООД по речевому развитию «Зимние забавы. Составление рассказа по сюжетным картинкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.

Конспект «Составление описательного рассказа по игрушке «Цыпленок» Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке цыпленок» Тип: контрольно-проверочный Группа: средняя. Виды детской деятельности: игровая,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Самоанализ НОД по речевому развитию в средней группе «Составление рассказа с использованием предложенных предметов» Занятие проводилось с детьми средней группы. На занятии присутствовало 12 детей. Цель: упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях.

Источник

Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице (средняя группа –от 4 до 5 лет)

света сироткина
Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице (средняя группа –от 4 до 5 лет)

Тема: «Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице»

(средняя группа –от 4 до 5 лет)

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

1. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица, связно, в логической последовательности.

2. Развивать словарный запас- называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу.

3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

4.Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

5. Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.

6. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

Материал:Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень»,корзина, указка, мяч,фонограмма с музыкой «Танец с осенними листочками»,музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка, угощения.

Предшествующая работа: наблюдение за осенними изменениями в природе,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами –рисунками мнемоквадратов,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Чтение худ. литературы».

Смена позиций: орг. момент-стоя в кругу на ковре;

1 часть-сидя за партами

музыкально-динамическая пауза- в кругу на ковре;

2 часть- за партами

итог- на ковре в свобрдной позиции.

Ход Н. О. Д. :

Дети стоят в круту,звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение

«Уж небо осенью дышало Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном, таинственном времени года-осени.

-А кто вспомнит, как называется музыка, которую мы слушаем и кто её написал?

-Назовите осенние месяцы?

-А какие периоды осени вы знаете (раняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

-А чем отличается ранняя осень от поздней (ответы детей)1

Игра «Погода осенью«

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

• Когда идет дождь — дождливая.

• Когда дует ветер — ветреная

-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, появляется корзинка.

-Ребята, посмотрите- это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.

Возьмите осенниелисточки в руки и давайте выполним зрительную гимнастику:

Мы листочки увидали

И с листочками играли

Листья вправо полетели

Глазки вправо посмотрели

Листья влево полетели

Глазки влево посмотрели

Ветер листья поднимал

И на землю опускал

Все на землю улеглись

— Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.

-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)

-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? (Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? (о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с осенними листочками, возьмите листья и встаньте в круг.

Песня-танец с осенними листочками. (дети под фонограмму поют и танцуют)

Молодцы, хорошо потанцевали- проходите, садитесь на стульчики.

-Посмотрите какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень, давайте поиграем пальчиками.

Ве Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

— сж Сжимание и разжимание пальцев

— за Сгибание по одному пальцу на обеих

Рру руках одновременно на каждое

Ладони на парту

Итог Н. О. Д. : Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?

-Что вам сегодня понравилось?

-Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.

-Может кто-то хочет рассказать стихи про осень?

-Замечательные стихи вспомнили ребята.

-Дети, а за ваши умения и старания осень передала вам осенние дары. Ой, ребята, а таинственная осень приготовила для вас ещё картинки, но по ним мы будем составлять рассказы в следующий раз. О чём мы будем говорить (показываю картинки- об одежде людей осенью, о труде людей осенью). А сейчас угощайтесь дарами осени и набирайтесь витаминов.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Осень», в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного.

План интегрированного осеннего развлечения. Средняя — младшая группы. Цель: Научить воспитателей подбирать материал к данному плану, взаимодействовать и импровизировать при ведении.

Источник

Читайте также:  Когда можно садить хвойные деревья осенью
Оцените статью