Детско-родительский проект «Осень — чудная пора! Любит осень детвора!»
Елена Скороделова
Детско-родительский проект «Осень — чудная пора! Любит осень детвора!»
Тип проекта: познавательно-творческий
Длительность проекта: среднесрочный
Срок реализации проекта: с 21 сентября по 30 октября
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель
Итоговый продукт проекта: развлечение «Праздник урожая в кафе «Осеннее»
Цель: Формирование познавательного интереса детей к окружающему миру, родной природе, истории своей страны через знакомство с народной культурой
Формировать знания детей об осени, как времени года, об осенних изменениях в природе.
Расширять представление детей о многообразии и пользе даров природы
Развивать умение видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок.
Систематизировать знания детей о процессе выращивания и изготовлении хлеба
Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину на Руси и в настоящее время.
Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей.
Формировать уважение и благодарное отношение к труду сельских жителей.
Знакомить детей с русскими осенними праздниками (Осенины, Капустник, Покров)
Воспитывать любовь к Родине при знакомстве с культурой русского народа.
Приобщение родителей к участию в жизни дошкольного учреждения и группы
Привлекать родителей к совместной творческой деятельности с детьми через проектный метод.
Повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства в процессе реализации проект
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности, не только как активных участников, но и как разработчиков проекта.
Дети узнают об осенних праздниках, получат представления о традициях, культуре и быте русского народа.
У детей систематизируются знания об осени, о многообразии и пользе даров природы.
Дети познакомятся с сельскохозяйственными работами в осенний период.
Дети узнают о процессе изготовления хлеба, научаться беречь его.
Дети приобретут навык сбора информации под руководством взрослых.
У родителей возникнет желание принимать активное участие в жизни группы, в совместной творческой деятельности с детьми.
Модель трех вопросов
Что мы знаем об осени?
Осенью собирают урожай,падают листья
Растут грибы и ягоды, можно собрать коллекцию листьев
Улетают птицы в теплые края
Осенью бывает много праздников
Осенью проходят ярмарки и выставки даров природы
Что мы хотели бы узнать об осени?
Почему осенью опадают листья?
Какие праздники бывают осенью?
Что такое ярмарка?
Как узнать об осени?
Спросить у мамы
Прочитать в книгах
Узнать в интернете
Прочитать в энциклопедиях, сходить на экскурсию в парк, на выставку «Дары природы»
Провести с детьми мастер-класс по изготовлению украшений из природного материала «Бусы из рябины»
Мама Кристины М.
Собрать листья и сделать гербарий
Подобрать стихи об осени и сделать альбом
Ежегодно в нашем городе в преддверии осени проходит ярмарка «Дары природы». В этом году мы посетили ее совместно с родителями. На ярмарке дети получили массу впечатлений и стали задавать родителям много вопросов: «Что такое ярмарка?», «Почему проводятся такие ярмарки?», «Откуда пошла традиция проводить ярмарки?». Родители обратились с просьбой рассказать детям о народных осенних традициях, о дарах осени, осенних праздниках. В результате возникла идея разработать и реализовать совместный проект на осеннюю тему «Осень чудная пора! Любит осень детвора!»
Реализация проекта
Подбор иллюстраций по теме проекта,
Разработка конспектов РОД, бесед,
Подбор художественной литературы (стихи, загадки, рассказы, сказки,
Подготовка презентаций для детей по теме проекта.
Мотивация детей и родителей
Тема недели «Закружила Осень золотая»
Беседы: «Золотая осень», «Осенины- праздник урожая»
РОД: «Осень чудная пора!»
Презентация «Золотая осень»
Конструирование книжка – малышка «Бродит Осень по дорожке»
Рисование «Волшебные превращения листьев»
Пение песен «Ходит Осень», «Улетай журавлик, да не на совсем»
Музыкальная игра «Осень спросим»
Чтение художественной литературы: А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»,Э. Шим «Отчего осень грустна?», Д. Крупская «Желтый листопад», О. Белявская «Листопад»
П. Чайковский «Времена года»,
А. Вивальди «Времена года»,
С. Прокофьев «Фея Осени»
Рассматривание картин и составление рассказов И. Левитан «Золотая осень», Б. Поленов «Золотая осень», А. Куинджи «Осень»,
РОД: Составление описательного рассказа об осени по картинно-графическому плану
Составление рассказов на тему «За что я люблю осень?»
Физкультминутка: «Осенние листья»
Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенний букет», «Вышел дождик погулять
Подвижные игры: «Краски», «Раз, два, три – этот лист бери!», «Найди пару»
Игра-соревнование «Кто быстрее соберет букет из листьев?»
«Времена года», «Осенние приметы», «С какого дерева листок?», «Найди лишнее», «Разрезные картинки».
Экскурсия в осенний парк
Мастер-класс для детей «Бусы из рябины» (мама Мирославы К.)
Создание альбома стихов об осени «Осенние странички»
Выставка совместных рисунков «Разноцветная осень»
Итоговый продукт недели – создание портрета Осени и альбома Краски Осени
Тема недели «У тебя мы осень спросим: «Что в подарок принесла?»
Беседы: «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?», «Труд людей осенью», «Капустные посиделки»
РОД «Посылка из деревни»
Презентация «Что у осени в корзине?»
Рисование «Овощи лежат на тарелке»
Чтение художественной литературы:
Н. Кончаловская «Садовод», сказка «Петушок и бобовое зернышко», Д. Родари «Приключения Чипполино», Е. Благинина «Милый сад», Г. Цыферов «Притча о садовниках», Ю. Коваль «Удивительная грядка»
Рассматривание картин И. Грабарь «Яблоки и астры», А. Герасимов «Дары Осени»
РОД составление описательных рассказов об овощах и фруктах с использованием картинно-графического плана
Пересказ сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Вершки и корешки»
Физкультминутка: «Урожай», «Овощи»
Пальчиковая гимнастика «Будем мы варить компот»,
Подвижные игры: «Орешки для белочки», «Хозяин сада и яблоки», «Овощи и фрукты», «Съедобное — несъедобное!», «Я знаю 5 названий!»
Дидактические игры: «Что, где растет?»
«Чудесный мешочек», «Целое и часть»,«Две корзинки», «Вершки-корешки»
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Совместная подготовка костюмов к инсценировке сказки «Овощной теремок»
Выставка поделок «Чудеса с грядки»
Консультация «Овощи и фрукты — ценные продукты»
Итоговый продукт недели: инсценировка сказки «Овощной теремок»
Тема недели «Дары леса»
Беседа «Осенние дары леса»
Рассматривание иллюстраций о грибах, ягодах
Презентация «Грибное царство»
Конструирование из природного материала «Старичок — лесовичок»
Аппликация «На лесной полянке выросли грибы»
Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Девочка и грибы», В. Катаев «Чудесный кувшинчик», С. Михалков «Мухомор», И,Бунин «В лесу», З. Александрова «Грибной дождь», И. Соколов-Микитов «Земляника», «Лесная малина»,К. Бальмонт «Поспевает брусника»
Составление описательных рассказов с использованием картинно-графического плана
Физкультминутки: «Здравствуй, лес!»
Пальчиковые игры: «За ягодами», «Грибы»
Подвижные игры: «У медведя во бору» (с усложнением, «Белки в лесу», «Орешки для белочки»
Дидактические игры: «Собери грибы в корзинку», «Лесовик и лесные ягоды», «Грибная полянка», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»
Выставка поделок из природного материала «Гости сказочного леса»
Совместное создание гербария
Кукольный спектакль для детей по сказке В. Сутеева «Под грибом»
Итоговый продукт недели – создание гербария
Тема недели «Слава хлебу на столе»
Беседы «От зернышка до булочки», «Профессии людей, вырастившие хлеб», «Какие машины помогают людям растить хлеб?
Презентация «Откуда хлеб пришел?»
Рассматривание книг, альбомов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба,
Рассматривание иллюстраций по теме
Опытно-исследовательская деятельность «Где лучше хранить хлеб», Посадка семян пшеницы, наблюдение за их ростом», «Как готовить тесто»
Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь», Т. Яблонской «Хлеб»
Лепка из соленого теста «Веселая булочная»
Чтение художественной литературы:
В. Пальчинскайте «Хлеб», Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную», В. Орлов «Колосок», В. Крупин «Отцовское поле», М. Бородицкая «Булочная песенка», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», белорусская сказка «Лёгкий хлеб», С. Богдан «Как колосок на стол хлебом пришел», стихотворение Я. Аким «Пшеница», Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый»
Загадки, пословицы и поговорки о хлебе.
Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена
Пересказ укр. нар. сказки «Колосок»
РОД «Хлеб всему голова»
РОД Пересказ рассказа И. Сенчиной «Хлеб святой»
Придумывание рассказов о хлебе
Физкультминутки: «Калачи», «Урожай у нас хорош» “В землю зёрнышко попало”
Пальчиковые игры: «Каша»,»Месим тесто», «Откуда хлеб пришел?»
Игра-эстафета «Разгрузи машину с мукой»
Подвижные игры: «Каравай», «Пирог»
Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Что из какой муки испекли», «Разрезные картинки», «Назови хлебобулочные изделия», игра для развития мелкой моторика «Золушка», «Посчитай зерна»
Сюжетно-ролевая игра «Булочная»
Консультация «Значение хлеба в жизни человека»
Итоговый продукт недели: коллаж «Что можно сделать из муки?»
Тема недели «Это ярмарки краски»
Беседа “Осенняя ярмарка, как способ повеселиться и дарами похвалиться”
Просмотр презентации “Народная ярмарка”
Рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века
Музыкальная игра «Карусель»
Танец с ложками
Аппликация «Украшение кувшина»
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Как старик корову продавал»
Разучивание потешек, прибауток
Составление рассказа по картинам Б. Кустодиева «Ярмарка», «Осенний сельский праздник»
Народные подвижные игры: «Заря, заряница», «Плетень», «Пугало», «Соревнования на осеннем лугу»
Игры хороводы «Где был Иванушка?»
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
Совместное приготовление салатов для развлечения «Праздник урожая в кафе»Осеннее»
Сценарий праздника «Чудная пора — осень!» Праздник Осени в средней группе Под музыку «Чудная пора — Осень» дети с листочками в руках заходят в зал и танцуют. Дети: 1. Осень, осень.
Детско-родительский проект «Осень в гости просим» МБДОУ детский сад №16 ст. Привольная «Осень в гости просим» Детско-родительский проект Комиссарова Л. Н. Кирильченко Е. А. (Слайд №1).
Фотоотчёт «Осень-чудная пора!» Осень – это прекрасное время года Вы знаете, что на Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда.
Фотоотчет «Осень — чудная пора» «Осень — чудная пора» Когда осеннею порой Иду я по тропинке. Мне нравится пейзаж лесной,- Он словно на картинке!Работы, сделанные детьми.
Сценарий развлечения «Осень — чудная пора!» Цель:Воспитывать любовь к природе. Задачи:1. Создавать радостное настроение. 2. Закреплять у детей представление об осенних изменениях в природе.
Осень-чудная пора (фотоотчёт) Осень- чудная пора. В нашем детском саду осенью уже стало доброй традицией проводить конкурс-выставку. Она называлась «Осень -чудная пора».
Сценарий утренника «Осень — чудная пора» Осенний утренник «Осень — чудная пора». ВЕДУЩИЙ. Заглянул сегодня праздник в каждый дом, Потому что бродит осень за окном. Заглянул осенний.
Проект «Осень — чудная пора!» Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности.
Проект «Осень — чудная пора» (вторая младшая группа) Проект «Осень-чудная пора» Автор проекта:воспитатель Бабженко Светлана Геннадьевна Участники проекта: Дети 2 младшей группы, воспитатели,.
Сценарий праздника «Осень — чудная пора» Ведущий. Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости.
Источник
Образовательная технология «Модель трёх вопросов»
Марина Салахова
Образовательная технология «Модель трёх вопросов»
Образовательная технология «Модель трёх вопросов«
Образовательная технология «Модель трех вопросов».
Группа №11 воспитатель Салахова М. Ю
Актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования.
Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта. Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
2. Что мы хотим узнать?
3. Как узнаем об этом?
Сам процесс деятельности состоит из 4 этапов.
3. Реализация проекта.
4. Завершение проекта с дальнейшей презентацией.
Каждый этап основывается на результатах предыдущего, а итог становится основой для планирования индивидуальной работы с детьми.
В создании проекта модель трех вопросовможно разделить на три пункта:
1. План — утренний групповой сбор.
2. Дело — работа в центрах активности.
3. Анализ — ежедневный сбор информации.
Следуя пунктам в создании проекта посредством модели трех вопросов, мы начинаем работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора. Утренний сбор — это разговор на вольную тему, где каждый имеет право на суждение, свой выбор. Взрослый направляет детей на самостоятельность, самоорганизацию.
Структура Утреннего сбора состоит из приветствия, обсуждения новостей, обмена информацией и далее переходит в реализацию этапов модели трех вопросов.
1-й этап — выбор темы
Выбор темы целесообразно осуществить в конце недели, по завершении предыдущего проекта. Таким образом, к началу рабочей недели материалы, необходимые в центрах активности, будут готовы к использованию детьми в процессе образовательной деятельности. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворяются интересы и потребности ребенка, запросы родителей, воспитатель — инициатор.Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.
Например: наша тема «Удивительная бумага». Игровая ситуация – бумажный самолетик.
— Уточнить представление детей о бумаге и её свойствах, процесс изготовления и ее применение.
— Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.
— Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.
— Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.
— Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
— Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки внимания, память и мышления, развивать мелкую моторику рук.
— Обогащение активного словаря: шероховатая, глянцевая, гофрированная, тонкая, гладкая, металлическая.
2-й этап — планирование
Мы, помогая в решении данных задач, задаем детям вопросы, инициируя общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о бумаги. По мере того, как дети отвечают на вопрос, фиксируем их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Можно фиксировать ответы всех детей схематично или записывать печатными буквами и обязательно указывать рядом их имена. В нашем случае мы зафиксировали ответы детей в таблице.
Затем задаем вопрос: «Что мы еще хотим узнать о бумаги?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся,мы спрашиваем: «Как нам найти ответы на наши вопросы?» Можно заранее придумать с детьми символы сбора информации в картинках. Мы использовали картинки с изображением методов по образовательной технологии «Методика проведения исследований в детском саду» А. И. Савенкова,в которой представлены основные методы исследования с детьми: подумать самостоятельно, спросить у специалиста / взрослого, посмотреть / прочитать в книге, узнать в интернете / компьютере, понаблюдать, провести эксперимент. Важно отметить, что наряду с изображением методов необходимо указывать название каждого метода. Таблица, составленная по модели трех вопросов, — основа для планирования деятельности, несущая информацию о первоначальном запасе знаний каждого ребенка. Таким образом, уже на этапе планирования
ребенок является непосредственным участником образовательной деятельности.
Заполненная таблица размещается в приемной в виде информационного стенда «Почемучка», там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжают разговор с детьми дома – будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги, телепередачи, познавательные мультфильмы. Таким простым способом, родители станут участниками образовательного процесса.
3-й этап — реализация проекта
Следующим шагом является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду, используя метод составления «Паутинки», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта учитывая возрастные особенности детей. Мы обеспечиваем детей оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, помощниками выступают родители. В процессе реализации проекта решаются такие важные задачи, как возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности и максимальная реализация образовательного пространства группы, в работе с которым они формируют специфические знания, умения и навыки. Мы организовываем деятельность детей в центрах активности, направляем и контролируем осуществление проекта, то есть выступаем как организатор, помощник, но не лишаем детей самостоятельности.
И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта
Анализируем проделанную работу, собранную информацию родителей и детей, которая позволяет планировать дальнейшие действия, например, в индивидуальной работе с детьми, работе с родителями. Далее проводим подготовку продукта деятельности к презентации.
Дети представляют зрителям презентации исследований, приготовленных совместно с родителями.
Из презентации Миланы дети узнали о происхождении бумажной посуды.
Ратмир рассказал, как можно изготовить бумагу в домашних условиях.
Александра поделилась своей информацией о фольге, что из фольги можно сделать поделки.
Артем рассказал о том, что делают из макулатуры и собирая ее мы спасаем деревья.
Семья Киры собрала информацию о елочной бумажной игрушки прошлого.
Конечный продукт нашей совместной работы: воспитатель – дети – родители – это лэпбук, который будет использоваться при планировании дальнейшей работы с детьми.
Наполняемость лэпбука осуществляется нами и исследованиями родителей и детей.
Модель трех вопросов предполагает индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, основанный на убеждении в том, что все дети особенные и обладают уникальными задатками и способностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребенок развивается в своем, присущем только ему темпе и обладает определенными склонностями и интересами. Педагоги должны использовать свои знания об особенностях развития детей, а также свой опыт взаимоотношения с дошкольниками и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие воспитанников в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и возможности
Для эффективной работы по данной технологииважно соблюдать следующие условия:
1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.
2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.
3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
4. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Источник