Наблюдение за почвой осень

Перспективное планирование наблюдений с детьми старшей группы (осень).

Планирование выполнено с учетом природных особенностей родного края.

Наблюдение за почвой.

Обратить внимание на следы, которые остаются после дождя на земле: в одной почве нога вязнет, а в другой остаются следы, но ноги сухие. Дети, зная свойства песка и глины, объясняют причину. Взять на прогулку три стеклянные баночки. Насыпать в одну из них песчаную землю, а в другую – глинистую. Налить воды, размешать и посмотреть, что будет. Песок осядет, а глина долго будет находиться в воде в виде мути. Дети наглядно увидят, что песок пропускает воду, а глина задерживает. После этого посмотреть, какой цвет земли в клумбе. Сравнить с песчаной и глинистой почвой. В третью баночку положить землю с клумбы. Когда дети размешают ее в воде, то увидят там какие-то корешки и ниточки. Это остатки от корней растений. Этими корнями растения высасывают из почвы питательные вещества.

Наблюдения за солнцем.

Обратить внимание детей на солнце, которое еще ярко светит. Видны кучевые облака. Пронаблюдав за солнцем несколько раз, сделать вывод, что солнце уже не греет так, как грело летом. Обратить внимание на изменение пути солнца. Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.

Наблюдения за осадками.

Обратить внимание детей, что теперь после дождя холодно и неприятно. По лужам босиком не побежишь.

Дети замечают, что темные тучи все чаще заволакивают небо и долго висят над землей. Понаблюдать за осенним дождем. Сравнить с летним. Спросить у детей, почему в народе говорят: «Осень студит воду.».Все чаще по утрам на лужах появляется хрупкий ледок.

Читайте также:  Осенний гриб раскраска для детей

Наблюдения за воздухом и ветром.

Понаблюдать с детьми с возвышенных мест окрестность. Пусть скажут, что они видят перед собой, слева, справа. Спросить: «Каких красок осенью в природе больше?» Сказать, что сейчас ранняя осень. Обратить внимание на ясность и четкость видимых предметов. Это объясняется прозрачностью воздуха. Воздух окружает всю землю. Он нужен растениям животным, людям. Все им дышит. В пасмурную погоду дуют ветры, становится холодно. Как вы стали одеваться?

Наблюдения за листопадом.

Понаблюдать, как опадают листья, прислушаться, как они шелестят. Вдохнуть запах вянущей листвы. Вспомнить какие были листья на березе и др. деревьях летом.

ИГРА «Угадай по описанию».

Помочь детям сделать вывод, почему облетают листья.

Подвести детей к ели или сосне и рассказать, почему эти деревья всегда зеленые. Хвоя – это те же листья, но видоизмененные. Рассмотреть листовицу, у которой осыпалась хвоя.

Рассмотреть деревья, которые остаются долго зелеными (дуб, сирень).

Во время листопада можно собрать различные листья для украшения группы и изготовления лото.

Наблюдение за деревьями.

Обратить внимание на деревья на участке. Что изменилось?

Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у разных деревьев разная: у дуба лист гладкий и твердый; у березы шершавый; у липы мягкий.

ИГРА «Узнай дерево по листу».

Обратить внимание детей на красоту отдельных деревьев.

· На каком дереве больше листьев желтого цвета;

· Покажите вблизи самое высокое и самое низкое дерево; Как они называются?

· У какого дерева кора гладкая, а у какого шероховатая?

· Сколько шагов до березы?

· На каком дереве или кустарнике еще зеленые листья?

· Какое самое красивое дерево? Где оно находится?

Наблюдение за плодами и семенами.

Рассмотреть плод клена, состоящий из двух частей. Каждая имеет крупное крыло, поэтому плод называют двукрылаткой. Пронаблюдать, как двукрылатка падает с дерева. Когда созревает, она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе. А ветер, подхватывая ее, далеко относит от дерева. Взять плод, вынуть семя, вскрыть и показать детям, что внутри его находится зародыш дерева (там видны миниатюрные зеленые листики).

Сравнить семена деревьев и кустарников.

Наблюдение за птицами.

Обратить внимание детей, что вначале осени птицы собираются в стаи и улетают на юг. Постараться показать детям отлет птиц.

Вспомнить, чем питались птицы летом, чем кормили они птенцов.

Первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми. Почему?

Летят птицы, не спеша, делая большие остановки.

Проводив в путь-дорогу перелетных птиц, посмотреть, кто же остался с нами на зиму.

Наблюдение за воробьями.

Рассказать, что воробьи питаются разнообразной пищей. Своих птенцов кормят насекомыми. Осенью они переходят на другой корм – зерно, крошки.

Обратить внимание на расцветку перьев у воробьев (она разная). Воробьи с полосками на крыле живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям.

Наблюдение за домашними животными.

На прогулке могут встретиться домашние животные (кошки, собаки).

Обратить внимание на то, что шерсть у них стала гуще (произошла линька).

Вспомнить, что у диких животных тоже произошла линька, но поменялась не только густота, а еще и цвет (заяц, белка).

Литература: Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: просвещение, 1989г.

Источник

Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой (почвой)»

Алла Юрьевна Котова
Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой (почвой)»

Цель прогулки: развивать у детей интерес ко всему живому, окружающему нас; учить устанавливать зависимость состояния почвы от погодных условий, путем проведения простых экспериментов.

В солнечный день на прогулке предложить детям потрогать землю,какая она:теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая).

Предложить детям провести несложный эксперимент. Полить землю из лейки (как будто прошел дождь). Потрогать землю,рассмотреть, отметить, что она потемнела,стала мокрой. (дети нажимают кончиками пальцев на поверхность).

Она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее. как от холодного дождя. Пока почва не прогрелась, в нее нельзя сажать семена, иначе они могут не взойти.

Приметы: ранняя весна-летом много непогожих дней;лес без ветра-к дождю.

Поговорки и пословицы: майский мороз не выдавит слез; пришел май-под кустом рай.

Зазеленеет даль полей,запевает соловей,

В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай? Что за месяц? Это май!

Дружно лопаются почки. распускаются листочки.

На траве роса дрожит,лось за радугой бежит.

Он желтый,и сыпучий, во дворе насыпан кучей,

Если хочешь,можешь брать и играть. (песок)

Подвижная игра «Зайцы и волк».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Презентация «Экспериментальная деятельность с неживой природой в детском саду» Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада «Чудесные капельки» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки». Цели.

Конспект наблюдения за явлением неживой природы с детьми старшей группы «Наблюдение за ветром» Конспект наблюдения за явлением неживой природы с детьми старшей группы «Наблюдение за ветром» Задачи: • Продолжать знакомить с некоторыми.

Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой» Цель прогулки:формировать у детей представление о марте,как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в.

Конспект прогулки «Наблюдение за снегом» Цель прогулки: уточнить представления детей о свойствах снега,развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с.

Мастер-класс «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24 г. Благовещенска» Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме.

Ознакомление дошкольников с неживой природой Работа с детьми среднего возраста осенью. Используя теплую погоду во время прогулок в сентябре, воспитатели организуют игры с песком во.

Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Выполнила: Ю. П. Давыдова, воспитатель МБДОУ «Детский.

Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» в старшей группе Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с живой и неживой природой «Зимующие птицы» Цели и задачи: Обогащение и закрепление.

Конспект занятия по знакомству с неживой природой «Вода» Цель: знакомство с водой, как важнейшего компонента природы. Задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами воды и её значением, показать.

Источник

Картотека наблюдений осенью для подготовительной группы

Светлана Аксененко
Картотека наблюдений осенью для подготовительной группы

Наблюдение №1.

Ежедневно наблюдатьза состоянием погоды в течение дня: тепло — холодно, солнечно – дождливо, ветрено, ясно – пасмурно. Развивать наблюдательность, умение точно описывать состояние погоды, развивать речь.

Прибежит и солнце спрячет, а потом ещё заплачет. (тучка)

П/игра «Мяч водящему».

Цель: упражнять детей в беге, точной передаче мяча, развивать внимание, воспитывать выдержку.

Наблюдение №2.

Наблюдение за состоянием неба: плывут тучи, облака (перистые, кучевые, на что? или кого? они похожи). Использовать в речи обращения, понятия – пасмурно – идёт дождь, нет солнца.

Напоминать о долготе дня, частях суток.

Что на небе вечером? (звёзды, луна, планеты).

П/ игра «Попади в окошко».

Цель: упражнять в метании в цель, соблюдать осанку, развивать глазомер.

Наблюдение №3.

Наблюдение за состоянием солнца. Обобщать знания детей о том, что солнце совершает определённый путь, находится в определённом месте в течение суток.

По голубому небу катается

Людям улыбается. (Солнце).

П/игра «Чьё звено быстрее соберётся?»

Цель: упражнять в умении быстро строиться в колонну, шеренгу; в ходьбе и беге по сигналу.

Наблюдение №4.

Наблюдение за ветром. Учить детей определять наличие ветра, его направление и силу с использованием флюгера, условных мерок.

«Я берёзку качну

Даже шапку утащу

А меня не видать

Кто я сможешь угадать? (Ветер).

П/ игра «Кошки – рыболовы»

Цель: Соблюдать правила игры, подлезать под верёвочку, упражняться в беге.

Наблюдение №5.

Наблюдение за осадками: туман, затяжной дождь, заморозки.Самостоятельно определять характер дождя: мелкий, моросящий, холодный, затяжной.

«Он идёт, а мы бежим

В дом укрыться мы спешим.

Будет к нам стучать в окно

Нет! Не пустим всё — равно!» (Дождик).

П/ игра «Перегонки парами»

Цель: Упражнять в беге парами, не расцепляя рук, соблюдать правила игры.

Наблюдение №7.

Наблюдение за деревьями.Как разные деревья готовятся к зиме: лиственные и хвойные. Рассмотреть почки деревьев и кустов после опадения листьев. Напомнить о назначении коры, почек, плодов, семян, оставшихся листьях.

Осенью раздевается. (Лес)

П/ игра «Охотники и звери».

Цель: Упражнять в прыжках, лазании, беге, соблюдать правила игры.

Наблюдение №6.

Наблюдение за деревьями «Листопад». Отметить окраску и разнообразие листьев деревьев. У берёзы — жёлтые, у осину красные итд. По форме – треугольные, овальные, с зубчиками. Понаблюдать, как падают листья – кружатся в воздухе или сразу падают вниз.

«Сарафан надела осень

Листик жёлтый, листик красный

П/ игра «Ловишки на одной ноге»

Цель: Упражнять в прыжках на одной ноге, соблюдать равновесие.

Наблюдение№8.

Наблюдение за птицами (и водоплавающими).

Установить последовательность отлёта птиц. Почему они не летят все сразу? Поведение птиц перед отлётом (собираются в стаи). Позаботиться о зимующих птицах, приготовить кормушки, корм.

«Птицы на юг улетели

Гуси, грачи, журавли,

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Цель: упражнять в умении вести диалог, выполнять действия по словесному сигналу в беге.

Наблюдение №9.

Наблюдение за насекомыми. Обратить внимание, как насекомые (жуки, бабочки, комары, мухи) готовятся к зиме. Заворачиваются в листья, майский жук – в землю зарывается, осы вьют домики на ветках, балках итд. Мухи залетают в комнату. В водоёмах – ряска опускается на дно, водомерки выходят на сушу.

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас. (комар)

П/ игра «Пас по кругу».

Цель: соблюдать правила игры, бросать точно в руки, ловить мяч.

Наблюдение №10.

Наблюдение на цветнике. Цветущих растений осталось мало. Закрепить названия цветов, которые остались на клумбах. Показать образование семян, для чего они нужны? Собрать зрелые, приготовить конверты для хранения. Можно пересадить бархатцы, астры в горшок и наблюдать за ними в группе.

Мои цветы — оранжевое пламя,

А листья — как зеленые медали.

В названии — восточная страна.

Ну что, ребята, вы меня узнали? (Настурция)

П/ игра «Мышеловка».

Цель: соблюдать правила игры, действовать по сигналу.

Наблюдение № 11.

Наблюдения на огороде. Закрепить знания детей об овощах и других культурах. Какие растут на нашем огороде, какие росли и их уже убрали? Труд взрослых после сбора урожая. Какие машины помогают человеку на полях убирать урожай?

Почему в народе говорят так? «День – год кормит».

П/ игра «Выше ноги от земли».

Цель: Развивать умение быстро реагировать на сигнал, ориентировку в пространстве.

Цикл наблюдений «Наша берёза» с детьми второй младшей группы Осень. 1. Знакомство детей с деревом: название, короткое и эмоциональное описание с помощью стихов Л. Каваляка За окном берёзки В праздничном.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой.

Картотека физминуток для подготовительной группы Комплекс физкультминутки 1. Упражнения для отработки рефлекса «Избегания». Задачи: Развивать тактильные, слуховые и вестибулярные анализаторы.

Картотека речевых игр для старшей и подготовительной групп Сентябрь 1 неделя – обследование 2 неделя – обследование 3 неделя «Где позвонили?» стр. 25 Цель: Развитие слухового внимания, определение.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей-подготовительной группы «Птицы осенью» Цель: Расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах. Задачи: — закреплять понятия «зимующие» и «перелетные».

Методическая разработка «Система непрерывных наблюдений за снегом» в логопедической подготовительной группе 1. Форма работы: наблюдение за снегопадом. Цель: Продолжать знакомить с сезонным явлением – снегопадом, выявление зависимости характера.

Перспективное планирование наблюдений на улице в подготовительной группе на год Перспективное планирование наблюдений на сентябрь Объекты Содержание Методические приемы Растительный мир • Наблюдать красоту осенних листьев.

Экологический проект в подготовительной группе «Деревья осенью» Экологический проект в подготовительной группе «Деревья осенью» Автор: Сажнева Елена Александровна, воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад.

Занятие по экологии для средней группы «Изменение в жизни растений осенью. Листопад» Занятие по экологии Для средней группы Тема: «Изменения в жизни растений осенью. Листопад». Цель: выявить имеющиеся знания детей об изменении.

Источник

Оцените статью