- 5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г. план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Осенние явления природы – примеры в живой природе осенью (5 класс, окружающий мир)
- Предзимье
- Осенние явления в живой природе
- Листопад
- Миграции птиц
- Жизнь зверей
- Что мы узнали?
- Окружающий мир
- В гости к осени
- Время года осень
- Месяц сентябрь
- Месяц октябрь
- Месяц ноябрь
- Погода осенью
- Осенние изменения в живой и неживой природе
- Явления живой природы в осеннюю пору
- Перелетные птицы
5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_5_kl.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»
Подготовила и провела
учитель биологии и химии
Цель: Познакомить с осенними явлениями в жизни растений родного края, дать опережающие знания о листопадных и вечнозеленых растениях.
- Выявить изменения, происходящие с растениями в осенний период;
- Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений.
- Развивать умение проводить наблюдения в живой природе;
- Способствовать приобретению навыков правильного поведения в природе;
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.
- Познакомить с профессиями фенолога, эколога, фитодизайнера.
Основные понятия и термины
Листопад, листопадные и вечнозеленые растения.
Формы и методы обучения
Метод: Комбинированный (словесный, практический, исследовательский)
Формы: групповая, фронтальная
Предметные: учащиеся имеют начальные представления об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.
Метапредметные : развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные : формируются чувство любви к родной природе, бережное отношение к природе и элементы экологической культуру.
Подготовка к экскурсии: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды.
I. Вступительная беседа, в процессе которой выясняется, какие представления имеют школьники о естественных и искусственных сообществах растений. Школьники перечисляют особенности искусственного сообщества, отмечая, что сад, парк– это культурные насаждения растений и приводят примеры естественных сообществ.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)
1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?
2. Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.
3. Выяснить причины осенних изменений в природе:
- Что происходит с растениями осенью?
- Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
- Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
- Почему легко опадают желтые листья?
- Какое значение имеет листопад?
- Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
- Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
- Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
- У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
- У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
- А что происходит с наземными частями травянистых растений?
- А почки растений готовятся к зиме?
- Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)
Кто из вас знает о профессии фенолога, фитодизайнера, эколога? Рассказ учителя.
III. Конкурс. Узнай меня.
1. Учитель показывает листья различных растений. Учащиеся называют растения.
2. На подносе набор с сочными и сухими плодами. Учащиеся получают задание: отделить сочные плоды от сухих. Чем сухие плоды отличаются от сочных? Чем отличается ягода от костянки? Назовите растения.
- Самостоятельная работа учащихся по заданиям к экскурсии.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием. В конце экскурсии каждая группа предоставляет устный отчет о проделанной работе. Полный письменный отчет по экскурсии каждый ученик предоставляет в виде домашнего задания к следущему уроку.
Карточка — задания к экскурсии № 1
1. Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора. Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности можно выделить? Дайте своё названия этим зонам.
- Подсчитайте количество клёнов на территории школьного двора.
- Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни клёна. Соберите по 5 листьев клёна разной окраски.
- Д/З.
1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Напишите небольшое сообщение о клёне.
3. Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их к отчету.
Карточка — задания к экскурсии № 1
- Внимательно рассмотрите растения школьного двора. Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.
- Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами. Выясните название этого кустарника.
- Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.
- Д/З.
1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Напишите небольшое сообщение о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.
3. Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.
Карточка — задания к экскурсии № 1
- Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе №1. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.
- Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.
- Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.
- Д/З.
1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Зарисуйте несколько растений клумбы № 1 и подпишите названия этих растений.
3. Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету
4. Итоги экскурсии. Устный отчёт каждой группы.
Беседа о бережном отношении к природе.
Сейчас нам предстоит обсудить основные положения природоохранной памятки.
- Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
- Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
- Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
- Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
- Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
- Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
- Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
- Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин
V. Подведение итогов экскурсии:
1. Kакие методы биологических исследований были использованы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент).
2. Kакие виды биоценозов узнали на экскурсии?
3. Значение осенних явлений в жизни растений и животных.
4. Вспомните пословицы, загадки, связанные с осенними явлениями.
“Если лист ничком ложится, когда опадает, – к урожаю на будущий год”.
“Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы”.
“Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес”.
“Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба”.
“Много рук, а нога одна”. (Дерево.)
“Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет”. (Лист.)
“Летом одевается, зимой раздевается”. (Растение.)
“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”. (Лес.)
“Зимой и летом одним цветом”. (Хвойный лес.)
“Есть дерево: свет наставляет, больных исцеляет”. (Береза.)
“Осенью в щель заберется, а весной проснется”. (Муха.)
Задает вопросы: не было ли затруднений при выполнении заданий? Если имелись, то, какие были затруднения и почему?
Какие чувства вызвала у вас осень в природе?
Хотелось бы вам изучать природу нашего края?
Оформить отчет о выполнении заданий. В отчёте могут быть приведены стихи об осени
Источник
Осенние явления природы – примеры в живой природе осенью (5 класс, окружающий мир)
В России первый день осени знает каждый, кроме совсем маленьких детей. Первого сентября начинается учебный год во всех школах, техникумах, вузах страны. Это мир людей. В мире природы тоже происходят изменения — осенние явления природы. Осень называют предзимьем. Этот период, переходный между летом и зимой, очень важен для живой природы.
Предзимье
Осенние изменения в неживой природе означают приближение зимы. Солнце поднимается над горизонтом ниже и ниже, дни укорачиваются. Вновь изменяется температура воздуха, становится холодно. Наступает время ночных заморозков, когда температура опускается ниже 0 °С. Лужи покрываются корочкой льда, на растениях вырастают белые кристаллы инея.
Рис. 1. Осенний иней.
Холодные дожди сменяются мокрым снегом, иногда они смешиваются. Мокрый снег налипает на растения, покрывает дорожки. Такое явление называют слякотью. Пасмурными ночами из влажного, остывшего воздуха опускается густой туман.
На реках и озёрах образуется тонкая ледяная корка, которая легко ломается течением или ветром. По поверхности воды движется смесь мелких обломков и кристаллов льда — шуга. Проход по реке шуги означает приближение ледостава.
Осенние явления в живой природе
Живая природа готовится к зиме. Начинается листопад, улетают птицы, звери обживают зимние квартиры. Рассмотрим природные изменения подробнее.
Листопад
Осенью леса и парки выглядят особенно нарядно. Жёлтые, красные, зелёные листья долго держатся на ветках, но с первыми заморозками начинается листопад. В Сибири желтеют и облетают мягкие иголки лиственницы. Так деревья и кустарники готовятся к морозам. Холодная почва не может обеспечить растения водой. Из листвы испаряется много влаги, поэтому растения сбрасывают все листья.
Миграции птиц
Перелётные птицы собираются в стаи, обучают молодых птиц поведению в стае, активно кормятся, затем улетают. Некоторые летят общей группой, журавли выстраиваются в клин. Во главе клина летит самая опытная птица, молодняк держится сзади.
Равномерные взмахи крыльев в клине формируют потоки воздуха, облегчающие полёт. Поэтому клин перестраивается на лету — уставшие, ослабевшие птицы помещаются в середину шеренги, где лететь легче.
Рис. 2. Журавлиный клин.
Птицы, остающиеся на зимовку, чистят и утепляют гнёзда. Свиристели перелетают из тайги в смешанные леса и города, где кормятся рябиной и китайскими яблочками. Клесты питаются семенами хвойных деревьев, осенью кочуют в поисках урожайных ельников. Остаются зимовать вороны, синицы, глухари.
Жизнь зверей
Лесные обитатели во второй половине лета активно кормятся, нагуливая подкожный жир. Осенью у медведей, волков, лисиц, енотовидных собак отрастает густой, тёплый подшёрсток. У зайцев и мелких хищников (горностай, ласка) летняя шерсть сменяется зимней, белой.
Норные животные, грызуны, запасают корм в подземных кладовых. Белки делают запасы в корнях деревьев или в дуплах. Иногда в одном дупле зимует несколько белок. Медведи подыскивают места для берлог.
Рис. 3. Белки в дупле.
Что мы узнали?
Осенние изменения в неживой природе предупреждают окружающий мир о приближении зимы. Примеры явлений живой природы осенью свидетельствуют о подготовке растений и животных к смене сезона. В докладе для 5 класса можно рассказать о смене погоды и похолодании, листопаде, особенностях поведения животных и птиц в осенний период.
Источник
Окружающий мир
План урока:
В гости к осени
Каждое время года по-своему красиво и уникально:
- Зима радует человека снежным покровом, атмосферой новогодних праздников и катанием на санках;
- Весна – пением птиц, комфортной температурой и цветением деревьев;
- Лето – ягодами, фруктами и тёплым морем.
Разнообразие времен года
Однако одним из самых необычных периодов является осень – одно из четырёх времён года, а также переходный сезон между летом и зимой. В это время:
- Опадают разноцветные листья;
- Птицы летят на юг;
- Животные готовятся к спячке;
- Температура воздуха постепенно понижается.
Картина «времена года – осень» Джузеппе Арчимбольдо
Время года осень
Осень – красивое время года, особенность которого заключается в ярких красках окружающего мира. Осенью мир живой и неживой природы преображается.
Так, например, один раз в год люди наблюдают удивительное явление – листопад. Листья теряют зелёный цвет, приобретая различные яркие оттенки. Этот процесс происходит из-за того, что питательные вещества исчерпываются и образуются пигменты желтого, красного и оранжевого цветов.
Какие есть осенние месяцы
Осень складывается из трёх «этапов», каждый из которых имеет свои отличительные особенности:
Месяц сентябрь
Сентябрь – первый осенний месяц. В это время:
- Проливаются первые дожди;
- Небо все чаще бывает пасмурным;
- Трава и листья на деревьях меняют свой цвет с привычного ярко-зелёного на золотистый;
- Поспевают ягоды (ежевика, брусника), а также яблоки.
Однако холода, характерные для поздней осени, ещё не наступают. Земля сохраняет летнее тепло и сухость, по-прежнему светит солнце и летают птицы.
Также для сентября характерно «бабье лето». Это – период, когда летние жара и сухость затягиваются. Средняя продолжительность «бабьего лета» – две недели. Иногда этот срок составляет тридцать дней, а порой – полтора месяца, в зависимости от местоположения территории.
Месяц октябрь
Это – самый яркий осенний месяц. Именно в октябре:
- Желтеют и опадают листья;
- Животные и люди готовят запасы к зиме;
- Небо становится ярко-голубого цвета;
- Птицы поднимаются в стаи и летят на юг;
- Лягушки копают норки в земле.
Для октября в средней полосе России характерно такое явление как «Золотая осень». В эту пору природа пестрит яркими красками: листья на деревьях и земле становятся позолоченными, контрастируя с ярко-голубым небом.
Пейзаж И. Левитана «Золотая осень»
Месяц ноябрь
Погода поздней осенью не отличается яркостью. В этом месяце Земля идёт на «покой»:
- Опавшие листья становятся темно-коричневого цвета;
- Все чаще идут дожди и грады;
- Появляются туманы, которые иногда остаются до вечера;
- Животные меняют летнюю шубку на зимнюю;
- Лужи покрывает тонкий слой льда;
В некоторых регионах в конце ноября выпадает снег. Вся живая и неживая природа готовится к наступающей холодной зиме.
Названия осенних месяцев происходят от латинских слов:
- Название «сентябрь» пошло от латинского слова «septembe», что означает «седьмой месяц в году»;
- Октябрь – от «octo» (восьмой месяц в году);
- Ноябрь – «november» (девятый месяц в году).
Названия осенних месяцев в языках народов
В старину и по сей день название каждого месяца имеет своё особенное значение:
- Так, например, в Белоруссии сентябрь называется Верасень, так как в этом месяце цветёт вереск – вечнозеленый кустарник;
- Октябрь – Кастрычник. Название этого месяца произошло от наименования лугового растения – кострицы. Из высушенных его корней раньше делали пряжу и вязали тёплую одежду;
- Ноябрь – Листапад, так как в этом месяце заканчивается опадание листьев.
Погода осенью
Осень – самое яркое и прекрасное время года. В этот период температура воздуха меняется, вследствие чего происходят перемены в погоде в целом.
Поздней осенью природа меняется в неблагоприятную сторону. В заключительном этапе сезона на реках образуются льдины, которые движутся по течению. Это явление также бывает весной и называется ледоходом.
- Меняется направление ветра;
Движущиеся потоки воздуха становятся сильнее и порывистее. Северо-западный ветер приносит осадки и холода, характерные для осени.
Осенью ненастья в погоде учащаются. Холодный порывистый ветер приносит неблагоприятные явления: усиливаются дожди, появляется иней (застывшая роса), выпадает снег.
Гололедом называется слой льда, который образуется на деревьях, земле, зданиях и проводах во время заморозок и после дождя.
Осенние изменения в живой и неживой природе
Осень – переходный период между жарким летом и холодной зимой. Именно в это время года все объекты живой и неживой природы готовятся к затяжным заморозкам.
Основные явления неживой природы осенью
Из-за отдаления земли от солнца температура воздуха осенью понижается. Небесное светило находится не высоко над горизонтом, а дни становятся заметно короче, чем летом. Ясных дней почти нет, облачно и пасмурно.
Несмотря на то, что снег ещё не выпадал, на земле, траве и крышах домов образуется небольшой ледяной покров, который называется инеем.
Также осенью выпадает дождь и снег, на землю спускается туман, оставляя после себя влагу – росу.
Наблюдения за неживой природой осенью показывают, что изменения окружающей среды происходят не случайно: она словно создаёт благоприятные условия для живых организмов.
Так, осенние холода приходят на Землю постепенно, что помогает животным и растениям приспособиться к текущим условиям и подготовиться к будущим холодам.
Явления живой природы в осеннюю пору
Осенью мир живой природы преображается. Человек наблюдает чудесную картину: деревья и земля словно покрыты золотом, в небе кружат стаи перелетных птиц, а некоторые культуры дают свои плоды.
Несмотря на то, что в ноябре наступает «затишье» (листья полностью опадают, учащаются дожди и туманы, а птицы улетают на юг), природа в этом месяце по-своему красива и уникальна.
- Сезонная спячка животных
Животные и растения чувствуют наступление осенних холодов и заранее начинают готовиться к приближающейся зиме. Для этого медведи, ежи, барсуки, летучие мыши, белки, еноты и другие лесные жители впадают в спячку.
Осенью у этих животных замедляется обмен веществ, они усиленно питаются, тем самым откладывают «запасы» в виде жира. Этот процесс помогает им выжить зимой, так как на протяжении трёх месяцев в организм животных не поступают питательные вещества.
Также перед сезонной спячкой животные находят подходящее место с необходимыми для выживания условиями (комфортная температура, отсутствие света и безопасное местоположение). Обычно ими являются дупла, берлоги и норы.
- Изменение окраски шубки животных
Некоторые царства и классы живой природы (такие, как млекопитающие, деревья, кустарники) имеют свойство менять свой цвет в переходный сезон (осенью и весной). Так, например, окрас шубки зайца, песца и ласки меняется с серого на белый, а белки – с рыжего на серо-коричневый.
- Созревание ягод, овощей, зелени и фруктов
Помимо красочного пейзажа, природа радует человека и сезонными продуктами.
— Так, из овощей осенью созревают баклажан, кабачок, капуста, перец и морковь;
— Из фруктов – арбуз, виноград, груши, персики и яблоки;
— Из ягод – рябина, клюква, голубчика, брусника, боярышник и калина;
— Из зелени – шпинат, шалфей и другие.
- Изменение цвета листьев и их опадение
В сентябре деревья покрыты легкой позолотой, в октябре (в период «золотой осени») они принимают яркие оттенки. В ноябре же человек наблюдает слой темно-коричневых листьев на земле. Верхушки деревьев «оголяются», полностью избавляясь от летней «одежды».
Связь между неживой и живой природой осенью заметна: температура и изменение климата «предупреждают» животных и растения о скором наступлении похолоданий. Они, в свою очередь, используют ресурсы неживой природы в качестве места для ночевки (берлоги, опавшие листья и норы).
Перелетные птицы
Особой приметой в неживой природе осенью является перемещение птиц из северных краев в южные. Некоторые из них приспособлены к выживанию в холодной среде:
Зимуют также распространённые в России виды птиц:
Каждую осень группы перелетных птиц собираются в стаи и летят на юг. Дело в том, что многие виды пернатых покрываются пухом, который защищает их от заморозок. Однако некоторые виды птиц не имеют этого покрова, поэтому не приспосабливаются к холодам. Такими видами птиц являются:
- Зяблики;
- Трясогузки;
- Дрозды;
- Пеночки;
- Ласточки;
- Чибисы;
- Лесные коньки;
- Жаворонки;
- Славки черноголовые.
Фото перелетных птиц, летящих на юг
Иногда большие стаи зимующих перелетных птиц «рисуют» в небе различные фигуры. Такое явление называется мурмурацией.
Наблюдения за изменениями в живой природе и погоды осенью всегда интересны и полезны для вдохновения и познания окружающего мира. Пейзажи, характерные для этого сезона не оставляли равнодушными многих известных поэтов и писателей.
- Так, Александр Сергеевич Пушкин, известный российский поэт, считал, что осень – лучшее время года. Он посвятил ей множество стихотворений (например, «Осень», «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора, очей очарованье. » и другие);
- Описывая такое время года как осень, Иван Тургенев отмечал, что она похожа на «прочитанную. книгу». По мнению писателя, в ней таится грусть, воспоминания об ушедших временах и добрая тоска;
- Иван Бунин также считал осень удивительным временем года. Этому сезону посвящены стихотворения «Осень», «Октябрьский рассвет», «Листопад» и другие.
Источник