- Календарь русских народных примет, Осень
- Даты прихода осени по старинным календарям: осенние праздники
- Осенины
- Даты прихода осени по старинным календарям народов Урала
- Даты прихода осени по старинным календарям в России и значимые осенние праздники
- Церковные и народные календари
- Осенние праздники в Татарстане
- Осень и зима на нашей улице, по народному календарю
- Осень
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- Январь
- Февраль
- График температуры
Календарь русских народных примет, Осень
Русский народный календарь. Народные приметы. Время года — Осень: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Осень включает три календарных месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Осень подразделяют на подсезоны:
1-23 сентября — Начало осени;
24 сентября — 14 октября — Золотая осень;
15-22 октября — Глубокая осень;
23 октября -26 ноября — Предзимье;
27-30 ноября — Первозимье.
У осени есть и другие названия: «Осенины», «Мокропогодье».
В старину осень встречали трижды:
1) В Семен-день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) — день памяти Симеона Столпника — Семена Летопроводца;
2) На рождество Богородицы 21 сентября ( 8 сентября по старому стилю) — праздник женщин и женских работ
3) На день Феодоры 24 сентября (11 сентября по старому стилю).
В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября. Бабье лето делят на:
1) Молодое Бабье лето с 28 августа по 11 сентября
2) Старое Бабье лето с 14-го до 21 сентября.
Это о Бабьем лете П. Тютчев написал: «Есть в осени первоначальной короткая. Но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера».
Астрономическая осень начинается со дня осеннего равноденствия (22 сентября).
По фенологическому календарю начало осени связывается с отлетом птиц, опадением желтых листьев, первыми заморозками.
Различают два периода:
1) От первых заморозков до конца листопада;
2) От конца листопада до начала зимы. «Теплая осень — к долгой зиме». Осень начинается с 27 августа и длится 93 дня — по 26 ноября.
В народе примечали:
В лесу много рябины — осень будет дождливая, малосухая.
Большой урожай рябины — к большим морозам.
Орехов много, грибов мало — зима будет снежная и суровая.
Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы.
Кожица на луковках тонкая — зима будет мягкая, кожица толстая и грубая — зима суровая.
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
Пчелы к осени леток улья залепляют воском, оставляя чуть видное отверстие, — зима будет холодная; оставляют леток открытым — теплая.
Кошка мордочку прячет — на холод.
На осень приходятся православные праздники:
Рождество Богородицы, Воздвижение, Покров, Казанская, начало Рождественского поста; гражданские праздники: День знаний, День работников нефтяной и газовой промышленности, День танкистов, День работников леса и другие (см. По месяцам).
«Весна красна цветами, а осень снопами.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Осенью и у воробья пир. Осень — погоды перемен восемь.
Весною дождь парит, осенью мочит.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Весной что рекой прольет — капли не видать, осенью ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай.
Не будь в осень тороват (щедрый, расточительный), будешь к весне богат.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
Теплая осень — к долгой зиме.
Осенью серенько, так жди красного денька.
Если с дерева лист не чисто спадает — будет холодная зима.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо — морозы наступят не скоро.
Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу — то поздняя.
Появились опенки — лето кончилось.
Хлебород — перед строгой зимой.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко — так малы снега будут.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла.
Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.
Если луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы долго не отлетают, а зайцы долго не белеют, то осень будет протяжная и ведреная.
Куры начинают линять рано осенью — к теплой зиме.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая.
Если мыши во льну гнездо совьют, то в зиму большие снега будут.
Если мыши отрывают норы на теплую сторону — зима суровая.
Кроты и мыши делают большие запасы — к суровой и снежной зиме.
Если кроты к осени натаскивают в свои норы много жнивья или соломы — зима предстоит холодная».
21 сентября отмечали Рождество Богородицы. В народе называли этот день осенины, оспожинки Он же является и важной календарной датой — днем осеннего равноденствия. В течение нескольких веков (начиная с XIV века) Новый год отмечался в сентябре.
Осень не так богата на календарные праздники, как зима и весна. Особо выделяются Покров, Параскева Пятница, Дмитриева суббота. День Николы зимнего, Спиридон.
С Николы начинались и посиделки. Молодежь снимала на это время дом у одинокой женщины или вдовы. По вечерам парни и девушки собирались там, готовили святочные маски и костюмы для ряженых, веселились, пели, разыгрывали «поцелуйные игры».
На Николин день начиналось сватовство.
После Спиридона день начинает прибавляться. «От Спиридона солнце на лето, зима на мороз».
Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и выкрикивали как можно громче:
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красное солнышко, в дорогу выезжай!
Скатывали с гор колесо, которое потом сжигали у проруби, приговаривая при этом:
Колесо, гори, катись,
С весной красною вернись!
Подходил Новый год.
Годовой круг народных календарных праздников замыкался: вновь Святки.
Русский народный календарь. Народные приметы,
Источник
Даты прихода осени по старинным календарям: осенние праздники
«Унылая пора, очей очарованье…», — так писал Александр Пушкин об осени. Когда же наступала эта пора у разных народов? Даты прихода осени по старинным календарям указываются различные. Все дело в том, что «осенины» — так называли приход осени — отмечали несколько раз.
Осенины
Первые осенины отмечали после сбора урожая, 14 сентября: проводили празднества, посвященные матери-земле, благодарили её за хороший урожай, который обеспечивал семью пищей на весь год. Так же на осенины было принято обновлять огонь: старый гасили и при помощи кремня добывали новый. Даты прихода осени по старинным календарям совпадают с праздниками солнечного календаря у славян.
Вторые осенины отмечались на 21 сентября, позже они стали совпадать с Рождеством Пресвятой Богородицы. Наступало осеннее равноденствие.
Осенины было принято встречать на берегу реки или озера. По утрам женщины выходили на берег с овсяным хлебом, чтобы угостить Осенину. В ее честь пели песни, танцевали, водили хороводы, после празднования хлеб ломали на куски и отдавали домашнему скоту.
27 сентября отмечали третьи осенины, позднее этот день совпадал с Воздвижением. Его называли еще змеиным днем. Считалось, что в этот день все звери и птицы отправлялись на зимовку в Ирий. По верованиям славян, эта страна находится на седьмом небе, после смерти туда отправляются души зверей и людей.
Даты прихода осени по старинным календарям народов Урала
В Пермском крае верили, что от укуса змеи в этот день может уберечь растение Марьин корень, его было принято носить на шее, а позднее стали надевать вместе с нательным крестиком. В словаре М. Власовой «Русские суеверия» есть такое упоминание: если встретишь змею, встряхни ее за хвост, тогда она тебя не тронет и никуда не уползет. Даты прихода осени по старинным календарям народов Урала также приурочены к празднествам сбора урожая и зависят от земледельческого календаря.
В 325 году нашей эры Первым Вселенским собором 14 сентября было установлено началом года. По некоторым преданиям, именно в сентябре произошло сотворение мира.
Даты прихода осени по старинным календарям в России и значимые осенние праздники
21 сентября отмечалось Рождество Пресвятой Богородицы. И в старые времена, и сегодня люди верят, что Пресвятая Дева избавляет от боли, несчастий и скорби. Также ее считают покровительницей детей, помощницей рожениц.
Семенов день принято отмечать 14 сентября, по народному календарю это день Симеона Столпника. До 17 века в этот день отмечали начало нового года.
Воздвижение Креста Животворящего праздновали 27 сентября. В это время было принято устанавливать кресты на строящихся церквях и храмах, также было принято устанавливать придорожные кресты.
Покров Пресвятой Богородицы приходился на 14 октября. Этот день по церковному календарю связан с явлением Богородицы верующим. Случилось это в 10 веке в одном из храмов Константинополя. А по народным традициям этот день связывали с завершением работ в полях и приходом зимы, появлением первого снежного покрова. Есть и другое толкование относительно появления этого праздника. Считали, что в одной деревне не пустили на ночлег странствующую Богородицу. Тогда разгневанный Илья-пророк послал на них гром, ливень, град и огненные стрелы, но Богородица сжалилась над людьми и своим покровом спасла деревню от гибели.
14 ноября отмечали Кузьминки — день Демьяна и Кузьмы. Его считали девичьим днем. Именно на эту дату назначали смотрины невест, девушки устраивали вечерние посиделки, готовили праздничные блюда. В этот день девушка считалась полноправной хозяйкой в доме.
Церковные и народные календари
Из всего вышеизложенного видно, что даты прихода осени по старинным календарям совпадают с церковными праздниками. Рождество Богородицы, которое празднуют в течение шести дней, приходится на славянский праздник осенин, которые отмечают целую неделю.
Календарь у славян был скорее земледельческим, это отражается и в названии месяцев, обычаев, приметах. Последние часто связывали со временами года, особенностями местности и климата. Так возникло некоторое разногласие относительно даты прихода осени. По старинным календарям одни и те же месяцы у разных народов назывались по-разному: так, например, и ноябрь, и октябрь называли листопаднем.
Осенние праздники в Татарстане
Даты прихода осени по старинным календарям народов Татарстана не имеют четких границ, так как не привязаны к народному земледельческому календарю. Но все же можно выделить несколько праздников, связанных с приходом осени.
Сэмбеле — праздник труда у татар, уходящий корнями в древность. В этот день праздновали сбор урожая с полей, люди отдыхали после тяжелых работ. Юноши и девушки присматривались друг к другу — считалось, что Сэмбеле предшествует свадебной поре. В этот день накрывали столы, устраивали танцы и пели песни.
Весьма похож на него праздник Саламат, его также приурочивали к сбору урожая. В отличие от Сэмбеле, в этот день не устраивали народных гуляний, а отмечали в кругу семьи. Главным блюдом считается выпечка из пшеничной муки, обжаренной на молоке – саламат, возможно, отсюда и название праздника.
Источник
Осень и зима на нашей улице, по народному календарю
Окончание публикаций о временах года с точки зрения народного календаря. Источники: очерк Бориса Рыбакова «Народный календарь» (журнал «Уральский следопыт», 1978, № 1), а также статья «Русский месяцеслов» в «Википедии». Дни даны по новому стилю. В XX и XXI веках разница между новым и старым стилями составляет 13 дней.
Осень
Осенью на Руси тоже встречали Новый год. Великий князь московский Иван III в 1492 году перенес начало года с 1 марта на 1 сентября, как было в Византии. Самой Византии тогда уже не было. На Руси развивалась концепция «Москва – третий Рим». Русское государство считали преемником византийского. Петр I с 1700 года заменил византийский календарь юлианским. Начало года перенес на 1 января.
Осени тоже посвящены пословицы, поговорки и приметы:
- «Всяк корешок в своей поре».
- «Бабье лето ненастно – осень сухая» .
- «Весна да осень – на дню погод восемь (дождь, снег)».
- «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет» (присловье).
- «Весенний дождь растит, а осенний гноит».
- «Весенний дождь из тучки, осенний – с ясного неба».
- «В сентябре одна ягода, и та – горькая рябина».
- «Холоден сентябрь, да сыт».
- «Октябрь землю прикроет, где листком, где снежком».
- «Октябрь ни колеса, ни полоза не любит».
- «Первая пороша – не санный путь».
- «Ноябрьские ночи до снега темны».
Осень знаменита разноцветьем. Цвет листьев рябины, осины и клена, сначала желтый, становится красным. Светло-желтые листья дуба темнеют и становятся коричневыми. Листья березы, вяза, липы, черемухи, а также хвоинки лиственницы желтеют, но оттенки у всех деревьев разные. В карнавале осенних красок участвуют оранжевый, пурпурный, зеленый и другие цвета. Первыми теряют листья береза, липа, вяз. За ними наступает черед осины, клена. Листья сирени опадают зелеными, когда появляется снежный покров.
Другая характерная черта осени – сокращение светового дня, которое начинается уже летом. «Петр-Павел (12 июля) час убавил, а Илья-пророк (2 августа) два уволок». На широте Москвы, на Петра световой день убывает на 27 минут, а на Илью – еще на 1 час 7 минут. К началу осени день убывает на 3 часа 42 минуты.
Сентябрь
1 сентября (19 августа ст. с.) – Андрей Стратилат, Тепляк, Фёкла-свекольница. «Теплый ветер (тепляк) держится – ушедшему лету вслед кланяется». При теплом ветре готов овес для уборки, начинали косить овес. В Екатеринбурге в этот день примерно +14 °C (с 1997 года, в 12 часов дня). Преимущественно облачно. «Свекольница – девкам невольница. надобно своему огороду кланяться». Дергали свеклу, морковь.
2 сентября – Самойлин день. Появляются опята. Начинают собираться в стаи перелетные птицы.
3 сентября – Василиса-льняница. Дергали лён.
5 сентября – Луп-брусничник (христианский святой III века Лупп Солунский). Первые заморозки. «Если брусника поспела, то и овес дошел». Убирали овес. Собирали бруснику.
7 сентября – Тит-гриборост. Замолотки (молотьба). «Тащит Тит в корзине последний гриб». «Грибы грибами, а молотьба за плечами».
8 сентября – Наталья-овсяница. С этого дня в одних местностях начинали косить овёс, а в других уборка овса заканчивалась.
9 сентября – Пимен-рябинник, Анфиса-рябинница. «Если на рябине много ягод, то зима будет суровая» (примета). Срывали рябину и кистями развешивали под крышу, чтобы прозябла, провяла, сахару набралась. Часть рябины оставляли на кустах птицам. «Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много».
10 сентября – Савва-скирдник, Анна-скирдница. «Красно поле снопами, а гумно – скирдами». Вывозили снопы, хлеб складывали в скирды, спешили убрать перед наступающим сентябрьским ненастьем.
11 сентября. «Иван-постный пришел, лето красное увел». Строгий однодневный пост. Поминовение православных воинов, убиенных на поле брани. «Иван-постный – осени отец крестный». «С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана». В некоторых местностях – начало бабьего лета. «Если журавли потянули на юг, то зима будет ранняя».
13 сентября – Киприан, Куприян. Копали картофель. Убирали свеклу, морковь. «Всяк корешок в своей поре». Собирали клюкву. Журавли начинали покидать родные болота.
14 сентября (1 сентября ст. с.) – Семен-летопроводец. Семеновы осенины – первая встреча осени. Последний посев озими. Начало бабьего лета. Если в этот день ясно, осень будет теплая. В Семенов день начинали прясть нити и собирать кросна (ткацкий станок). С Семенова дня начинались «засидки» – работа в избах при свете лучины или свечи. Для закрепления горящей лучины использовали специальное приспособление – светец. С Семенова дня до Гурия (28 ноября) длились свадебные недели. В 1492–1699 гг., когда год на Руси начинался по-византийски, этот день был первым днем года. Он был ежегодным сроком уплаты оброков, податей и пошлин.
Бабье лето начинается 14 сентября и заканчивается 21 или 27 сентября (согласно «Толковому словарю» Даля). У нас оно длится одну неделю. 17 и 18 сентября 1998 года температура достигла +24 °C. Но тепло может запоздать. В 2015 году тепло неожиданно пришло 28 сентября (+20 °C в 12 часов дня). Теплое бабье лето бывает не каждый год. «Бабье лето ненастно – осень сухая». Бабье лето считалось и бабьим праздником, и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лён.
19 сентября – михайловские морозцы (холодные утренники, заморозки). Осенние заморозки, сначала очень редкие, становятся более частыми с третьей декады сентября, после бабьего лета.
20 сентября – Лука. Луков день. Начиналась заготовка репчатого лука.
21 сентября. Осенины, вторая встреча осени. Рождество Богородицы. Осенние спожинки – праздник, посвященный собранному урожаю, плодородию и семейному и общинному благополучию. Собирали и убирали на хранение лук. В северных районах убирали ульи в омшаники (помещения, утепленные мхом).
23 сентября – Петр и Павел рябинники. Осеннее равноденствие. По народному поверью, с этого дня солнце ослабевает. Собирали рябину, оставляя часть птицам.
24 сентября – Федора. «Всякое лето кончается». «Не каждое лето до Федоры дотянет, даже бабье». В некоторых местностях встречали осень. Федора – покровительница озимых хлебов.
26 сентября – Корнилий. По народному поверью, это – последний теплый день осени. Собирали корнеплоды: репу, свеклу, редьку.
27 сентября. Воздвиженье. Осенины, третья, и последняя, встреча осени. «Последний воз с поля сдвинулся, а птица в отлет пошла». Улетали ласточки. «Пришло Воздвиженье – кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась». «На Воздвиженье – первая барыня – капуста». Срубали и начинали засолку.
28 сентября – Никита – гусепролёт, репорез. Срезали репу. Отлет диких гусей. «Гуси на хвосте зиму тащат».
30 сентября – Вера-Надежда-Любовь-Софья (три дочери и мать). Праздник всех Софий, Вер, Надежд и Любовей.
Октябрь
1 октября – Арина – журавлиный лёт. «Если на Арину журавли полетят, то на Покров надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день – раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу». Ныне 20-градусные морозы начинаются не раньше 14 ноября. Собирали шиповник.
2 октября – Зосима. «Пчелиная девятина». Готовили пчел к зимовке и убирали ульи в омшаники. Теплой осенью последним сроком этой работы было 10 октября (Савватей). Отмечали праздник меда.
3 октября – Астафьевы ветры. В зависимости от направления ветра получали прогноз на осень: западный – к дождям, северный – к холоду, восточный – к вёдру, южный – к теплу. В этот день назмили землю.
4 октября – Кондрат. Праздник для девушек на выданье («Дворы»).
7 октября – Фёкла. Замолотки. Начинали утреннюю молотьбу в овинах, на заре.
8 октября – Сергей-капустник. Рубили капусту, заполняли бочки мелко нарубленным капустным листом. «Если первый снег на Сергея, то зима установится на Михайлов день (21 ноября)».
9 октября – Иван-путник. Граница всем полевым работам.
13 октября – Григорьев день, Михаил-соломенный. Обновляли постели, набивая подушки и матрасы новой соломой.
14 октября (1 октября по старому стилю) – Покров. Первое зазимье, начало предзимья, встреча осени с зимой, народный праздник. Свадьбы. Наём и сделки. «Покров землю покроет (не листком, так снежком)». «Каков Покров, такова и зима». «На Покров ветер с востока – зима холодная». «Первая пороша – не санный путь». С 1997 года снежный покров на Покров был восемь раз, причем только временный. Можно предположить, что в прошлые века снежный покров в этот день был чаще, и не только временный, но иногда и постоянный. Богородицу, с которой связан этот праздник, считают заступницей людей, покровительницей земледелия. В современном климате примерно на Покров заканчиваются осенние заморозки и постепенно начинаются легкие морозы. С этого дня начинались регулярные девичьи посиделки. Если позволяла погода, в этот день собирали последние грузди и рыжики.
15 октября – Киприан и Устинья. В будни девушки занимались прядением или шитьем.
17 октября. «С Ерофея холода сильнее». «На Ерофея и зима шубу надевает».
18 октября. «Харитины – первые холстины». «Харитина – вечная ткачиха». «Харитина пряла, ткала, Берегиня пособляла». Ткали бельевое полотно и холсты для верхней одежды. Катали шерсть на валенки. Убывает световой день. «Отстал от ночи день – запнулся валенком за пень». На 18 октября день убывает на 7 часов 15 минут, долгота дня составляет 10 часов 19 минут.
20 октября. «На Сергея-зимнего начинается, а с Матрены (22 ноября) устанавливается зима». Теперь 20 октября в среднем плюсовая температура. «Если на Сергея земля снегом прикроется, то с ноябрьской Матрены установится зима».
21 октября. «С Трифона-Пелагеи все холоднее». «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьет». «Худо, коли зима врасплох застанет – шапкой с ног свалит». «Если до Трифона и Пелагеи с березы не опали листья, то снег ляжет поздно».
22 октября – Яков-студеный, древопилец. Наступала пора заготовки дров. «Осеннее полено горит жарко, вешнее и летнее ему не чета» Ожидали, что Яков крупицу снежную пошлет. «Яков белую крупицу на землю посылает, тропы остужает, день карнает». До этого дня растут сыроежки.
23 октября – Евлампий-зимоуказатель. «Если рога месяца на север – быть скорой зиме».
24 октября – Филиппова канитель. Крестьяне возили зерно на мельницу. Наступала распутица, на дорогах была грязь.
27 октября – Параскева-грязниха, трепальница. Этот день отмечался неустойчивой погодой. «На Грязниху не бывает сухо». Трепали лён.
30 октября – Осий-осенний. Конец летнего пути. «На Осия колесо с осью до весны прощается». Телегу убирали в сарай. Лошади давали роздых. «Быстро тает день – не привяжешь за плетень».
31 октября – Лука. «Зима со бела гнезда сымается, к мужику в гости сряжается».
Ноябрь
4 ноября – день Казанской иконы. По народному календарю, «до Казанской не зима, с Казанской не осень». В наше время в этот день приблизительно 0 °C. «Бывает, что на Казанскую дождь дождит, а к вечеру сугробами снег лежит». Разгар осенних свадеб. Свадьбы старались играть на Казанскую, так как «кто на Казанскую женится, счастлив будет». «Казанская – бабья заступница».
5 ноября. На Якова-гужника занимались починкой упряжи. «Вожжи да гужи, дуги да оглобли – мужицкая забота».
В народном календаре представлены осенние работы:
- дергали лён;
- убирали овес;
- собирали бруснику, рябину, клюкву, шиповник, грибы;
- шла молотьба;
- перед ненастьем вывозили с полей снопы, хлеб складывали в скирды;
- убирали репу, копали картофель, убирали свеклу, морковь, редьку;
- заканчивали сеять озимь;
- мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен;
- пряли нити и собирали кросна (ткацкий станок);
- заготавливали репчатый лук;
- убирали ульи в омшаники;
- срубали и солили капусту;
- заканчивали полевые работы;
- набивали подушки и матрасы новой соломой;
- пряли, ткали полотно и холсты, шили;
- катали шерсть на валенки;
- чинили шубы, шили рукавицы;
- заготавливали дрова;
- возили зерно на мельницу;
- трепали лён;
- когда заканчивался летний путь, убирали телеги в сараи до весны;
- чинили упряжь.
В этом разделе рассмотрены те особенности зимы, которые не вошли в публикацию о морозах.
Зиме посвящено много пословиц, поговорок и примет:
- «Если на рябине много ягод, то зима будет суровая».
- «Большой урожай грибов – к долгой зиме».
- «Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь его холодней».
- «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются».
- «Ноябрь зиме дорожку торит».
- «Ноябрь – ворота зимы».
- «Дым из трубы столбом – к холодам».
- «Перед холодом ярко блестят звезды в ночи».
- «Кошка в клубок – мороз на порог».
- «Ожидай оттепели, если дружно расчирикались воробьи».
- «Какова зима, таково и лето».
- «Зимнее тепло – летний холод».
- «Лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная».
- «Если зимой холодно и сухо – летом сухо и жарко».
- «Зимой вьюги – летом ненастье».
- «Коренная зима в трех месяцах владыка».
- «Весной бесполье, летом страдные работушки, осенью бездорожица, зимой – зимушка морозная».
- «Зима в одну ночь становится».
- «Зима ночью во двор крадется».
- «После большого урожая строгая зима».
- «Снег на полях – хлеб в закромах».
- «Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит».
- «Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст».
- «Декабрь год кончает, зиму начинает».
- «Январь – новому году начало, зиме середина».
- «Январю-батюшке – морозы, февралю – метели».
- «Если в январе март, бойся в марте января».
- «Вьюги да метели по февраль налетели».
- «Февральская ростепель ничего не стоит».
- «Готовь сани летом, а телегу зимой».
- «Не бойся зимы, бойся отзимка (в апреле)».
Во второй пятидневке ноября температура становится минусовой (в 12 часов дня). Главный признак зимы – среднесуточная температура ниже нуля. Наступает климатическая зима, которая длится примерно до конца марта. Позимки бывают и после марта.
Около 7 ноября появляется постоянный снежный покров, сначала тонкий. В 2014 году он образовался уже 16 октября (на три недели раньше среднего срока), а в 2008 году – только лишь 12 декабря. Санный путь устанавливался несколько позже, когда толщина снега увеличивалась.
8 ноября – Дмитриев день. Заканчивается сезон сватовства. «До Дмитрá девка хитрá, после Дмитра ещё хитрее (вышед замуж)»,
10 ноября – Параскева Пятница (покровительница одноименного дня недели), Параскева Льняница, языческое женское божество Мокошь. Параскеву Пятницу считали заступницей женщин, она покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению, исцеляла людей, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли. В народном сознании образ Параскевы объединялся с образом Богородицы. Святую Параскеву почитали 10 ноября и по пятницам: в девятую пятницу после Пасхи, а также в пятницы перед главными годовыми праздниками. Языческое божество Мокошь – покровительница женских ремесел, браков.
11 ноября – Анастасия, Настасья-овечница. Начинали стричь овец. «Руном с овцы одевались и отцы».
12 ноября – Синичкин день. Массовое появление синиц около домов. Прилетали тоже кочующие снегири и щеглы. Этот день в прошлом был связан с приближением похолодания, которое теперь обычно приходит в следующей, четвертой пятидневке.
14 ноября (1 ноября ст. с.). «Кузьминки – об осени поминки, встреча зимы». В этот день встречали зиму по народному календарю. Кузьма и Демьян – кузнецы, покровители ремесел, брака и домашней птицы. «На Кузьму и Демьяна – курицу на стол». «Не заковать реку без Кузьмы и Демьяна». Кое-где с этого дня начинали обучать детей грамоте. Около 14 ноября на Урал могут прийти первые 20-градусные морозы, хотя так рано это случается очень редко, раз в десятки лет.
15 ноября – Акиндин, Акундин. Обминали коноплю и лён, продолжали обмолачивать хлеб.
Санный путь в прошлом играл важную роль в системе транспорта страны в зимнее время. В народном календаре есть сведения о том, когда он устанавливался и рушился. Для проезда саней по снегу снежный покров должен стать достаточно толстым. По сведениям народного календаря, «зимний путь устанавливался в четыре недели от Сергея (20 октября)», то есть во второй половине ноября. В дальнейшем утолщение снежного покрова продолжалось, и на Прокопа-зимнего (5 декабря) люди устанавливали вдоль дорог вешки, чтобы в метель не сбиться с пути. «Пришел Прокоп, разрыл сугроб, по снегу ступает, дорогу копает». По данным народного календаря, когда преобладали оттепели, санный путь мог установиться и в декабре.
Портиться санный путь начинал весной – на Прокопа-перезимнего (12 марта). «Прокоп-перезимний дорогу рушит». На Кирилла – «дери полоза» (31 марта) ездить на санях становилось трудно. До большой воды люди готовили телеги и другие колесные повозки. «Выворачивали оглобли», то есть убирали сани на летнее хранение, по данным разных публикаций народного календаря, как на Гаврилу Благовеста (8 апреля), так и на Илариона – «выверни оглобли» (10 апреля). В народе считали, что «на санях либо неделю не доездишь, либо неделю переездишь». Окончательно зимний путь рушился на Терентия (23 апреля).
16 ноября – Агапий-кросник. Праздник ткачих. Агапий глядит, может ли девушка поставить ткацкий станок (кросна) без подсказки матери. «На Агапия выткешь кросна, тогда и о женихе будет подумать не поздно» (кроснами называли и ткацкий станок, и нитяную основу станка, и холст-новину). «Льняное золото растит девку царевной. Неумехам да нерадивицам добрая судьба сама не выткется».
19 ноября – Павел-исповедник, ледостав. «Мороз и вьюга обнялись, в любови вечной поклялись». На реках появлялся лёд. Снег в этот день – к снежной зиме.
20 ноября – Федот-ледостав. «Лишь бы Федот льдом воду сплотил».
21 ноября – Михайлов день. Приблизительно с этого дня ожидали приход двадцатиградусных морозов, рассмотренных в публикации «Морозы Урала по народному календарю». В наше время морозы более вероятны 23 ноября. Возможна и оттепель: «Если Михайло путь порушит, не жди пути до зимнего Николы» (19 декабря).
Все зимние морозы, отмеченные в народном календаре в прошлые века, становятся более редкими и менее сильными. Зимние дни постепенно утрачивают морозный характер.
Нередко случается так, что одно и то же похолодание в южных районах Урала не достигает уровня морозов, а в северных температура опускается ниже -20. Получается, что каких-то морозов в Екатеринбурге и южнее нет, а в Ивделе и севернее они есть.
27 ноября – Филипп. Конец свадебным неделям. Заговенье (мясоед) перед Рождественским постом. Занимались прядением («Куделица»). «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом». «У нерадивой пряхи и про себя нет рубахи». «Соха кормит, веретено одевает».
28 ноября – Гурий-морозный. В оттепель говорили: «Гурий на пегой кобыле ездит (грязь и снег)».
Декабрь
1 декабря (18 ноября ст. с.) – Платон и Роман. Начало календарной зимы. «С утра тепло – значит быть оттепелям в начале зимы, холод да вьюга в полдень – такой будет середина зимы, а если под вечер закрутит метель – то уйдет зима неохотно».
4 декабря – Введение. «Ворота зимы». «Введение или зимы не ставит, или сряжает на зимний торг сани». Праздник молодой семьи.
8 декабря – Климент. В ригах продолжали обмолачивать хлеб. Дома пряли. Поверье о том, что «мороз в этот день ярый случается», возможно, устарело.
9 декабря – Юрий-холодный. «Весной Георгий с летом, а Никола с кормом; в осень Георгий с мостом, Никола с гвоздем».
12 декабря. «На Парамона снег – быть метелям до Николина дня (19 декабря)».
14 декабря – Наум Грамотник. Начинали обучение детей грамоте.
17 декабря. Считали, что на Варвару день увеличивается: «Варвара ночи урвала, дни притачала». На самом деле это происходит после солнцестояния.
18 декабря. На Савву устанавливался прочный санный путь. «Укатает Савва, будет земля укрыта справно».
19 декабря – Никола-зимний. «Никола – второй после бога заступник». Покровитель земледелия и скотоводства. «Подошел бы Николин день, будет и зима». «Если на Михайлов день (21 ноября) зима закует, то на Николу раскует». Если зима до Николы была суровой, то после Николы предстоят оттепели до Спиридона-солнцеворота (25 декабря). Начало зимнего сватовства.
20 декабря – Амвросий, Абросим. С этого дня до Рождества не было никаких праздников. «Пришел Амвросий – праздники отбросил». Девицы принимались за шитье.
25 декабря – Спиридон-солнцеворот. «Солнце поворачивает на лето на радость свету». Дни Спиридона-солнцеворота длятся по 29 декабря. «После солнцеворота хоть на воробьиный скок да прибудет дня». На 29 декабря на широте Москвы день увеличивается на 4 минуты.
28 декабря – Стефан, Трифон. По данным народного календаря, мороз в этот день в прошлые века бывал «грозен».
29 декабря – Аггей-инесей. «Если иней в этот день – теплые Святки (с 7 января)».
31 декабря. Модест – заступник скота. Канун Нового года.
Январь
1 января – Новый год, день памяти Ильи Муромца.
5 января – Федул-зимний. В народном календаре этот день назван «морозной порой». Теперь 5 января мороз приходит только в 17% зим, главным образом в составе рождественской волны холода. А рождественская волна холода чаще начинается 6 января, в сочельник (30% дней 6 января – морозные).
6 января – Рождественский сочельник. В последний день Рождественского (40-дневного) поста пищу принимали только с появлением первой вечерней звезды. Есть в этот день полагалось сочиво (кашу с медом – кутью). Перед Рождеством колядовали: пели обрядовые песни, желали хозяевам счастья и благополучия, хорошего урожая в новом году, собирали дары. Проводились гадания.
7 января – Рождество. По значимости второй праздник после Пасхи. «Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня (12 июля)». «На Рождество оттепель – весна будет ранняя и теплая». «На Рождество дня прибывает на куриную ступню (на полчаса)». В действительности на широте Москвы день прибывает на 18 минут. Все святочные дни (с 7 января) продолжались обряды и ритуалы.
12 января – Анисья. Резали свиней и гусей.
13 января – Маланья, Васильев вечер, канун старого Нового года. Как и в канун Рождества, ели ритуальную кашу – кутью, а также много другой снеди. Считали, что щедрый стол («как на Маланьину свадьбу») обеспечит достаток на следующий год. «На Васильев день дня прибывает на куриный шаг (на час)». На широте Москвы – на 32 минуты.
14 января – Васильев день, старый Новый год.
15 января – Сильвестр (в русском варианте – Селиверст). По народному поверью, и на земле, и под землей (в подземном мире) студено-морозно. В народном календаре утверждается, что «на Сильвестра день прибывает, а мороз крепчает». Теперь усиление мороза незаметно. 15 января мороз бывает лишь в 13% зим. Крепчать мороз начинает, как правило, с 16-17 января, с приближением крещенской волны холода. «Куриный праздник». Чистили курятники.
При внимательном чтении поговорок народного календаря можно выявить дни, которые в прошлые века, вероятно, бывали морозными. В наше время некоторые упомянутые в народном календаре «ярые морозы» перестали приходить. Морозы приходят соответственно многолетней статистике.
18 января – Крещенский сочельник. Канун праздника Крещения. Обязательными блюдами была кутья, блины и овсяный кисель.
19 января – Крещение. Домой приносили освященную воду. Завершались Святки.
20 января – Зимний свадебник, собор Иоанна Предтечи. Начало малой свадебной поры – от Крещения до Масленицы.
21 января – Емельян-зимний, Емельян – накрути буран. Следили за ветром. Если ветер с юга – лето будет грозовое. «Метель зиме за обычай». «Зимний ветер морозу помощник – пуще холодит». Вечером принято было рассказывать истории и сказки: «Мели, Емеля, твоя неделя».
22 января – Филиппов день, скрута будняя (будничные заботы). «Пришла пора – забот гора» (после праздников). «Не та хорошая хозяйка, что красно говорит, а та, которая вкусно щи варит».
23 января – Григорий-летоуказатель. «Иней на стогах – к мокрому лету».
24 января – Федосей-весняк. «Если в январе март, бойся в марте января».
25 января – Татьянин день. «Проглянет солнышко – к раннему прилету птиц».
27 января. Нина – обиход скотины.
29 января – Петр-полукорм. В этот день проверяли, сколько корма осталось у скота.
30 января – Антон-перезимник. По народному календарю этот день – середина зимы. Обнадежит Антон теплом на один день, и придут морозы.
31 января – Афанасий-ломонос. «Это не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а ты подожди Тимофея-полузимника (4 февраля), тимофеевских морозов».
Февраль
Январь и февраль считались лучшим временем для спиливания и рубки деревьев, так как в них было меньше всего сока.
1 февраля – Макарий. «Если метель разгуляется – долго будет погода метельная, на всю Масленицу».
2 февраля – Ефим-метельный. «На Ефима в полдень солнце – к ранней весне, если метель – вся Масленица метельная». «Завизжит метелица – всю неделю прометелится».
4 февраля – Тимофей-полузимник. «Тимофеевский мороз ползимы с собой унес». «С ветром стужа – что есть хуже, чем позимы!» (позимы, позимки – поздние морозы, весенние холода).
5 февраля – Агафий-полухлебник, Агафоник. Проверяли состояние хлебных запасов.
6 февраля – Аксинья-полухлебница, полузимница. Проверяли, осталась ли половина хлеба. «Какова Аксинья, такова и весна».
7 февраля – Григорий Богослов, зимоуказчик. «Каков день с утра, такова будет первая половина следующей зимы. А погода с полудня до вечера предвещает вторую её половину».
8 февраля – Фёдор-студит, Фёдор-заметуха. «Январь (ст. с.) два часа дня прибавит». Относительно зимнего солнцестояния день прибывает на 2,5 часа. «Январь – привалило дня на куриный переступ».
15 февраля – Сретенье. Какова погода на Сретенье – такова весна будет. Если на Сретенье оттепель – к ранней теплой весне. На Сретенье снежок – весна будет затяжная и дождливая. Если холода – жди весну холодную.
16 февраля – Семен и Анна. Починки. Ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь.
19 февраля – Вукола-телятник. Начало весеннего отёла коров.
21 февраля – Захар-серповидец. «Не обрежешь вовремя серпа, не нажнешь в поле снопа». Поновляли насечку серпов.
22 февраля – Никифор-Панкрат. «Не всяк Панкрат хлебом богат». Плели лапти.
23 февраля – Прохор-весновей.
24 февраля – день Власия («коровьего бога»), день языческого бога Велеса («скотий бог», покровитель скота). Отмечали «коровий праздник». В языческую эпоху, по предположениям, с этого дня начиналась Масленица.
28 февраля – Онисим-овчар (пастух овец), зимобор. «На Онисима-зимобора зима с весной начинает борьбу – кому идти вперед, а кому вспять повернуть».
«Февраль (ст. с.) три часа дня прибавит». На широте Москвы за февраль по старому стилю день прибывает на 2 часа 3 минуты. От солнцестояния прибавка дня составляет 4 часа 35 минут.
Масленица – весенний праздник дохристианского происхождения, проводы зимы и встреча весны. Масленая (сырная) неделя начинается за 56 дней (8 недель) до Пасхи, приходится на вторую половину февраля – начало марта. Описание Масленицы и других праздников – в книге Николая Белова «Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день» (2011 и другие годы издания).
Зимние работы по народному календарю:
- стригли овец;
- пряли, собирали кросна, ткали, шили;
- кузнечные работы;
- обминали коноплю и лён;
- обмолачивали хлеб;
- заготавливали дрова;
- устанавливали вешки вдоль санного пути;
- проводилось обучение детей грамоте;
- работы по скотоводству;
- чистили курятники;
- проверяли, сколько корма осталось у скота;
- проверяли состояние и количество хлебных запасов;
- ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь;
- подновляли насечку серпов;
- плели лапти;
- убирали снег.
График температуры
На графике показаны похолодания и потепления, обычно повторяющиеся ежегодно. Сведения – с 1997 года, приблизительные.
На сайте «Ураловед» вышли четыре публикации о временах года на основе народного календаря:
Источник