Народные праздники россии осенью

Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла и их художественные элементы

Отсчет осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца – уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд – без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешел дроги, пробиралась она к своей полосе, связывала три снопика и укладывала их крестом. А на утро собирались в поле все жнецы. Закончив свою делянку, шли помогать одиноким, слабосильным, многодетным.

В деревнях собирали «братчину». Это был общий праздник урожая. Варили «мирское» пиво, т.е. всем «миром» (селом). Все, что было в полях, теперь на столах, а самым главным именинником был хлеб.

Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября – первый праздник встречи осени – первые осенины. В восьмой день – вторые осенины, а третьи – на Воздвижение, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла (двинулась).

В первый день сентября праздновали Семенов день, называли его в народе «Семеном — летопроводцем». Появился этот праздник с первых лет Христианства на Руси и был посвящен памяти Симеона Столпника (христианский свято, знаменит тем, что провел на столпе 37 лет в посте и молитве). Под Семенов день во всех избах гасили лампады и из печи добывали новый огонь, от которого вечером впервые с лета, зажигали лампады, свечи, лучины и начинали вечерние дела «при огне». В Семенов день справляли новоселье. Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную уборку.

Особенно весело и озорно отмечала этот день сельская молодежь. Интересен обряд «похорон мух». В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут». Вместе с похоронами мух и лето уходило. Деревенские девушки, разодетые в лучшие наряды, собравшись вместе, распределяли роли в спектакле «похороны мух». В нем принимали участие только девушки, а парней приглашали в качестве зрителей. Девушки ловили мух и комаров и помещали в «гробики» — углубления в моркови, репе, свекле. Пародийные похороны совершались по всем канонам этого обряда: отпевали, устраивали похоронную процессию, несли на «кладбище», причитали, копали «могилы», хоронили, насыпали холмики и ставили крестики. Во время этого спектакля девушки старались показать все свои достоинства: веселый характер, выдумку, находчивость, юмор.

Читайте также:  Осенняя обработка плодовых деревьев сроки

Разыгрывая потешную церемонию, девушки фактически устраивали себе смотрины. Ведь близился Покров – пора свадеб, сватовства.

Затем устраивались веселые «поминки», к которым присоединялись и парни. Во время церемонии, игр, плясок пары, приглянувшиеся друг другу могли сойтись поближе. А так как после Семенова дня начинались посиделки, то у них была возможность закрепить свои симпатии.

Сентябрь – месяц заготовок самых разных даров леса: грибы, ягоды, орехи, целебные корни. Рябина – одна из самых поздних ягод. 23 сентября – день Перта Рябинника, к этому времени ягоды, прихваченные морозцем, теряют свою терпкость. В этот день девушки, взяв корзинки, шли в лес. Сбор осенней ягоды превращался в настоящий праздник. Девушки водили хороводы у рябины, доверяли ей свои тайны. Собирая ягоду, обязательно оставляли часть плодов на дереве, не забывая о птицах, ведь зима – долгая.

Были в сентябре и другие праздники: в день Ивана Постного (11 сентября) затевали артельную рубку капусты, работали весело, с шутками и песнями. В день Святого Луки – Луков День (20 сентября) – устраивали луковые ярмарки.

Весь сентябрь шли праздники во славу нового урожая, собранного в поле, в лесу, в огороде.

В октябре тоже было немало праздников, но более значим был праздник Покрова (14 октября). История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несет им любовь и радость.

День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой. К этому времени кончалась тяжелая страда, и народ мог передохнуть, поехать на базар поторговать, купить обновы. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. К Покрову – дню девушки ткут «обыденную пелену». Собравшись вместе, они с особыми песнями трепали лен, пряли и ткали льняное полотно, стараясь непременно окончить всю работу в один день. Затем эту пелену несли к иконе Покрова Пресвятой Богородицы и шепотом просили жениха.

Начало ноябрю дает «зимний Кузьма и Демьян» (14 ноября). Этот день установлен Православной церковью в честь памяти святых Космы и Дамиана. Кузьму – Демьяна считали покровителем ремесел.

Кузьминками (так называли этот день в народе) девушки начинали череду девичьих праздников. Праздновались они несколько дней. На эти дни девушки откупали в деревне самый просторный дом, приносили угощение, накрывали стол. На вечеринку приходили парни, тут – то и начиналось веселое действо. Из соломы и ухой травы делали чучело, рядили в мужскую одежду, нарекали Кузьмой. «Кузьма» был участником игр и хороводов, общими усилиями ему подбиралась невеста. Устраивали потешную свадьбу, где девушки пели, как полагается свадебному обряду, величальные песни, провожали в опочивальню. Неожиданно по неизвестным причинам «Кузьма» заболевал и умирал. Все также устраивали потешные похороны по всем правилам настоящих. Чучело укладывали в деревянное корыто и несли через всю деревню за околицу, там сжигали (иногда топили в реке). При этом громко кричали, свистели, били в тазы. Этими действиями, по древнему поверью, прогоняли нечистую силу, злых духов со всей деревни, чтобы они не мешали пережить долгую холодную зиму. Затем все возвращались в село и продолжали веселиться до утра.

Осень – пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи наступающей зимы.

Источник

Народные праздники россии осенью

Народные календарные осенние праздники на Руси

Праздники на сентябрь (календарные даты указаны по старому и новому стилю)

Мы как всегда постарались собрать для вас разные версии .

Сентябрь — вересень — ревун — рюень — хмурень .

Про это время в народе говорили :
В сентябре лето кончается , осень начинается .
Август варит , сентябрь к столу подаёт .
В сентябре мужика не изба греет , а цеп.
Холодёнек хмурень-сентябрь , да щедро кормит.
Чем суше и теплее простоит сентябрь , тем позднее наступит зима.

Сентябрьская погода отличается своим непостоянством , но чем сентябрь суше и теплее , тем лучше будет осень , тем позднее наступит настоящая зима .
Поздний отлёт птиц предвещает тёплую осень и мягкую зиму , наоборот — поздний листопад -зиму суровую , плохую весну и неурожай на следующий год.

1/14 сентября — Семён Летопроводец , первые Осенины или Засидки .
Осенны — это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. В календаре этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая.
В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние людей на будущий год.
В Семёнов день проводили похороны мух и тараканов , считалось , что с этого дня они пропадают до весны.
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей .

В сентябре Осенины празднуются три раза: 14, 21 и 27 сентября.

1/14 сентября — день Семена -летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
8/21 сентября — праздновали Оспожинки — День Осеннего равноденствия , праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права.
14/27 сентября — Воздвиженье. Все приметы и обряды этого дня были связаны со словом «двигаться».
Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, «хлеб с поля на гумно движется», «птица в отлет двинулась», и даже «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась».
По народному поверью в этот день змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую Ирием . Посему устраивались проводы их с просьбами передать послания ушедшим в мир иной.

«Воздвиженье – праздник змей. Сдвигаются в одно место змеи. Они уходят в землю, сдвигаются туда». 27 сентября стараются не ходить в лес, полностью предоставляемый в распоряжение змей. Пошедшего 27 в лес змеи могут затащить под землю.
В этото время праздновали День Огненного Волха.
Волх — Бог войны, защитник Ирийского сада , муж Лели. Он был рожден от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его — Мать Сыра Земля, с ней всегда связывались представления о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ. Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, всю Вселенную. У Волха для этого было больше возможностей, чем даже у самого Черного Змея, которого удалось обмануть Сварогу и Семарглу. Молодой бог обладал не только силой, но и хитростью. Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный сокол — молодой богатырь из русских сказок — это прообраз Волха. А по некоторым источникам, упоминаемый в сказаниях Серый Волк — этот же персонаж), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки — вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над Миром. Но случайно он услышал, как поет в Ирийском саду Леля, и заслушался он этой песнею, и забыл обо всем на свете. Тогда впервые увидел Волх, как Леля «по небесному саду похаживает, золотыми кудрями встряхивает и сплетает венок из лилий, напевая песню печальную. ». И Волх забыл о своем желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к гибели. Он стал тайным любовником Лели. Но не мог Волх стать супругом Лели, ибо он принадлежал Подземному миру, и должен был быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает гость, ее сестры (Жива и Марена) истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Волх прилетел, ранил крылья, и потому вынужден был вернуться в Пекельное царство. И тогда Леля ушла из небесного царства, долгие годы она искала Волха. Нашла же Леля его, лишь когда «изломала три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба». Когда Леля шла босиком по острым камням, она поранила свои ноги, и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый Герой Любовью был превращен в главного его защитника. Войну сменил мир.

В старину на Руси очень важным днём были вторые Осенины на 21 сентября, в день Осеннего Равноденствия, когда день равен ночи.
В момент равноденствия центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор и переходит из Северного полушария в Южное. Поэтому в Северном полушарии после этого начинается осень, а в южном весна.
К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали предков.
Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась всем миром , т.е. общиной.. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.

В древние времена на Осеннее Равноденствие праздновали праздник урожая, посвященный Богу Роду и его божественным спутницам – Рожаницам.
У праздника так же есть и другие названия – Овсень и Новолетие (с 7000 лета от с.м. по 7208 лето от с.м. в этот день праздновали Славянский Новый год . До 7000 лета от с.м. или 1492 года по Юлианскому календарю Новолетие на Руси праздновали в марте) .
На Украине его называют Осенний Световид , Сивояр , а у западных славян он назывался — Радогощь (Рады гостям).
Овсень, Таусень, Усень, Авсень – названия славянского бога смены времён года (в зависимости от говора местности произносились по-разному).
Мать-Природа готовится ко сну, а врата Ирия закрываются до Коляды. На Руси этот день всегда отмечали пирогами и выпечкой, брусникой и яблоками, а также народными гуляньями, игрищами, песнями и хороводами. К празднику пёкся огромный медовый пирог (в человеческий рост). И во время празднования за пирогом прятался жрец и спрашивал: «Зрите ли мя, детушки?».
Если жреца не было видно, то урожай был богатым. Если же народ кричал, что жреца видно, то урожай был бедным.

Народная примета гласила: «Рябины в лесу много — осень будет дождливая, если мало — сухая. Много ягод на рябине предвещает суровую зиму». У славян существовало поверье, что рябина защищает дом от тёмных сил, поэтому в праздник Радогощь ветка рябины вешалась на оконные рамы для охраны на всю зиму.

В это же время осуществлялся обряд “обновления огня”, везде гасили старый огонь и торжественно зажигали новый трением дерева о дерево или с помощью кресала.
В этот день благодарят Богов за щедрость прошедшего года, урожай и достаток, загадываются желания на новый год, а также воздаются почести предкам и украшаются их могилы.
В народных приметах об этом времени говорится: «лето замыкается и ключи от него сизая галочка за море синее уносит»; «осень зиме на встречу движется»; «лешие в лесах смотр зверям перед зимой устраивают».
В Беларусии этот праздник называют Багач (Ражство Божай мацi, Раство, Другая, Малая Прачыстая, Другi святок, Спожка ).
Багач — лубок (корзина) с лучшим зерном , собранным со всех дворов , в середину которого вставлялась свечка. Зерно собирали с первого снопа и по жменьке приносили жители всей деревни. Свечку для Богача готовили под пение «дажынкавых» мелодий. Зажжённая свеча, как прообраз солнца, источник тепла относит обряд к празднованию осеннего равноденствия.
«Богачом» называли лубок ржи со вставленной в него свечой, который стоял в течение всего года в доме, в красном углу сельского головы . В день же праздника все жители села устраивали встречу «Богача», для чего во дворе головы устанавливали стол, покрытый белой скатертью, на него ставили лубяную посуду, в которую насыпали рожь, пшеницу, ячмень и другое зерно, снесенное со всех дворов.

С Богачом совершался обряд обхода деревни всеми жителями с целью защиты от лиха и вoрога. «Богáч» символизирует единение деревенской общины. От одного Богачá до второго лубок с зерном находился у какой-нибудь одной семьи. Когда подходило время нового Богачá, жители участвовали в праздничном ритуале обхода деревни и переноса лубка к соседям. По весне первый посев делался семенами из этого короба.
На Богача женщины выполняли охранительный обряд – вокруг двора пoсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.
В церковном христианском календаре вторые Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Богородицы.
Также, назывался Пасекин день. В этот день убирали пчёл, собирали лук. День луковой слезинки. Приметы говорили, что «Всякому лету конец».
«Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».»Пчёлам безделье — летала птаха мимо страха : ах моё дело на огне сгорело «
Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также кормят этим хлебом домашний скот для приплода.

На Руси в Осенины существовал обычай угощения новобрачными, которые недавно сыграли свадьбу, всей своей родни. К молодоженам приходили родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости должны были хвалить Хозяйку и учить уму-разуму. А Хозяин показывал гостям двор, инструменты для жатвы, летнюю и зимнюю упряжь лошадей и угощал гостей свежесваренным пивом , поэтому этот день ещё называли «Поднесеньев день».
Именно поэтому в этот день почитали славянскую Богиню Ладу. Делалось это не случайно, т.к. она считалась богиней весенне-летнего плодородия и покровительницей свадеб и брачной жизни. В связи с этим, решение о заключении брачного союза принималось именно в летне-осенний период. Игрались же свадьбы чаще всего после полевых работ.

Источник

Оцените статью