- СОЧИНЕНИЯ
- 6 класс. Входной диктант с комплексным заданием (уч. под ред. Н.М. Шанского). учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Наш лес осень задержалась
- Диктанты для 4 класса учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
СОЧИНЕНИЯ
Осень задержалась. Долго не замерзали зыбкие болота и реки. Но вот осенние дожди миновали. Мороз сковал землю и воду. Ночью повалил хлопьями снег. Ранний снег лег на ветки ели и яблони. Синичка оставила свой крохотный след на снежной скатерти. Чисто и бело кругом. Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесенные человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Береги лес!
Слова для справок: нанесенные, ожоги.
Примечание: Учитель предупреждает детей о постановке запятой.
Весь август я ходил на работу через ржаное поле. С каждым днем поле хорошело. Наливались желтые усатые колосья. От теплого легкого ветерка они качались в такт. Мне казалось, что по полю идут плотные литые волны. На самом краю поля росли две березки. Они слов-
но отбежали от лесной опушки и грелись на солнце. Тропка пробегала рядом. Березки-сестрички шепотом встречали меня ранним утром и провожали вечером. Русское поле и эти две молоденькие березки надолго остались у меня в памяти.
Слова для справок: словно.
Конец лета. Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лег в душистое сено, дышал пряным запахом травы, смотрел на облака. Словно комочки облаков, в зелени рябины замелькали белые сорочьи бока. Сороки качались на гибких ветвях. Тут я заметил, что все птицы подлетают только к одной рябинке.
Я подошел и попробовал ягоды со всех деревьев. Там, где сидели сороки, ягоды были сочными и сладкими. На других деревьях они оказались сухими и горькими. Вот так сороки!
Слова для справок: вышел, возвышалась, пряный, сорочьи, заметил.
Наступила ранняя осень. Погода стоит теплая. Дождя не было, а утром трава покрыта блестящими капельками воды. Откуда же появилась вода? Уж не из воздуха ли эта роса? Она появилась, в самом деле, из воздуха. Ночи стали холодные. За ночь остыла земля. В воздухе
всегда есть водяной пар. Коснувшись холодных предметов или растений, водяной пар превратился в капельки воды. Роса для растений полезна. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса образуется по утрам.
Источник
6 класс. Входной диктант с комплексным заданием (уч. под ред. Н.М. Шанского).
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
6 класс. Входной диктант с комплексным заданием (УМК од ред. Н.М. Шанского).
Комплексное задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков выполнения: — орфографического, морфемного, синтаксического разбора; — анализа текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_vhod_diktant.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Входной диктант с комплексным заданием
Конец сентября. Клён полыхает ярким багрянцем, и молодая берёзка у дома совсем пожелтела. А ведь она первая весной распустила свои клейкие листочки! Резкие порывы ветра сбрасывают с деревьев их летнюю одежду.
Листья крутятся, вьются в воздухе бабочками или маленькими парашютиками, устилают разноцветным ковром мокрую землю, сбиваются в кучи в укромных уголках дворов. С каждым днём всё позже восходит солнце и всё раньше прячется за край окрестных гор.
В лесу уже не услышишь весёлого птичьего щебетанья, не найдёшь съедобных грибов.
Долго идёт дождь, и его тонкие струйки льют и не останавливаются. (92 слова) (По Н. Соловьёвой)
1. Докажите, что записанное высказывание является текстом.
2. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
3. Разберите слова по составу (выполните морфемный разбор)
Пожелтела, листочки, восходит
Распустила, бабочками, прячется
4. Выполните синтаксический разбор предложения. Составьте схему.
Клён полыхает ярким багрянцем, и молодая берёзка у дома совсем пожелтела.
Долго идёт дождь, и его тонкие струйки льют и не останавливаются.
5. Графически объясните условия выбора орфограмм в словах.
Контрольный диктант направлен на выявление уровня развития умений выбора условий для написания:
— проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;
— чередующихся гласных в корне слова;
— проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова;
— гласных и, у, а после шипящих;
— разделительных ъ и ь;
— безударных падежных окончаний имён существительных и имен прилагательных;
— безударных личных окончаний глаголов;
— -тся и -ться в глаголах;
— предлогов с другими словами.
Постановки знаков препинания:
— в конце простого предложения;
— при однородных членах предложения;
— в сложном предложении.
Комплексное задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков выполнения:
— орфографического, морфемного, синтаксического разбора;
Источник: Селезнёва Е.В. Диктанты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.; науч. ред. Н.М. Шанский «Русский язык. 6 класс» / Е.В. Селезнёва. — М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 127, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предлагаемые тексты диктантов можно использовать как входной контроль по русскому языку в начале года в 5 классе, так и итоговый контроль при повторении пройденного за курс начальной школы.
Диктант для 5 класса.
Благодаря такому виду диктанта проверяется не только усвоение правописания слов, но и обеспечивается комплексность в решении семантических, фонетических, словообразовательных, лексических, грамматичес.
5 класс. Контрольный диктант за 1 четверть. Начало зимыКонтрольный диктант направлен на выявление уровня развития умений выбора условий для .
7 класс. Диктант за 1 четверть (прогр. под ред Н.М. Шанского). Перелет через Северный полюс.
1.Назначение работы- выявить степень соответствия уровня подготовки класса общим базовым требованиям к подготовке учеников, оканчивающих 6 класс.
Контрольный диктант с грамматическим заданием проводится для того, чтобы оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 7 класса. Диктант предназначен для итогов.
Источник
Наш лес осень задержалась
Осень задержалась. Долго не замерзали зыбкие болота и реки. Но вот осенние дожди миновали. Мороз сковал землю и воду. Ночью повалил хлопьями снег. Ранний снег лёг на ветки ели и яблони. Синичка оставила свой крохотный след на снежной скатерти. Чисто и бело кругом. Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесённые человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Береги лес!
Слова для справок: нанесённые, ожоги.
Примечание. Учитель предупреждает детей о постановке запятой.
Весь август я ходил на работу через ржаное поле. С каждым днём поле хорошело. Наливались жёлтые усатые колосья. От тёплого легкого ветерка они качались в такт. Мне казалось, что по полю идут плотные литые волны. На самом краю поля росли две берёзки. Они словно отбежали от лесной опушки и грелись на солнце. Тропка пробегала рядом. Берёзки-сестрички шёпотом встречали меня ранним утром и провожали вечером. Русское поле и эти две молоденькие берёзки надолго остались у меня в памяти.
Слова для справок: словно.
Конец лета. Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лёг в душистое сено, дышал пряным запахом травы, смотрел на облака. Словно комочки облаков, в зелени рябины замелькали белые сорочьи бока. Сороки качались на гибких ветвях. Тут я заметил, что все птицы подлетают только к одной рябинке.
Я подошёл и попробовал ягоды со всех деревьев. Там, где сидели сороки, ягоды были сочными и сладкими. На других деревьях они оказались сухими и горькими. Вот так сороки!
Слова для справок: вышел, возвышалась, пряный, сорочьи, заметил.
Наступила ранняя осень. Погода стоит тёплая. Дождя не было, а утром трава покрыта блестящими капельками воды. Откуда же появилась вода? Уж не из воздуха ли эта роса? Она появилась, в самом деле, из воздуха. Ночи стали холодные. За ночь остыла земля. В воздухе всегда есть водяной пар. Коснувшись холодных предметов или растений, водяной пар превратился в капельки воды. Роса для растений полезна. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса образуется по утрам.
(По В. Корабельникову)
Бежит через лесную полянку ёжик. Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кружки свились скользкие змейки. Трудно находить и жучков.
В осенние дни готовит хлопотливый ёжик жилище на зиму. Ночью и днём таскает он в нору мягкий мох, душистые листочки. Придёт зима. Накроет его нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом тепло ему.
Слова для справок: ящерки.
Поздняя осень уже не может удержать тепло. Холодный ветер далеко проник на юг. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Лес весь просвечивается. Мы подъезжаем к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся жёлтые листья. Они тихо шумят. Порой будто весна стоит в осеннем наряде. Все знают бруснику. Кустики её покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелёными.
Слова для справок: просвечивается, держатся.
Стояли осенние дни. Мы ехали лесом. Вдруг стало пахнуть гарью. Раздался треск. Зашумели вековые ели. По узкой полосе поползли горящие хвойные ветки. Наша лошадка быстро помчалась по дороге. Повозка запрыгала. Вот промчалась белка. Пробежали лоси. Пролетели с шумом лесные птицы. Блеснула змейка. Быстро запылала верхушка ёлки. Страшен огонь в лесу.
Слова для справок: стало, страшен.
Середина ноября. Стоит тёплая осень. Можно ещё за грибами сходить. На пустыре остались поздние цветы. Они удивительно красивы. Но на пороге уже вьюжная зима. Многие птицы становятся соседями человека. Масса ворон приходит в движение ещё до наступления холодов. Серая ворона на редкость осторожная. Зимний день начинается с поиска пищи. Сытая ворона не оставляет без внимания лишний кусок. Она спрячет его в осенние листья или под снег.
Слова для справок: становятся, внимание.
Наступила осень. Листья в лесу пожелтели. Ветер срывает их и разносит по воздуху. По небу плыли хмурые тучи. Плохо было бедному утёнку.
Раз вечером из-за леса поднялась целая стая больших птиц. Они были белые, с длинными стройными шеями. Птицы взмахнули своими широкими крыльями. Они полетели с холодных лугов за синее море.
Источник
Диктанты для 4 класса
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Контрольно измирительные диктанты для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01._diktanty_dlya_4_klassa.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно – измерительные материалы
Итоговые контрольные работы.
Контрольный диктант за 1 четверть.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нити паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных озёрах чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз оголились. ( 70 слов)
По И. Соколову-Микитову)
- В девятом предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
- Разобрать по составу: холодная, подосиновик, грустно.
- Сделать звуко-буквенный разбор слова гриб.
Контрольный диктант за первое полугодие.
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели.
Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству. С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жучков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы, не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.
- Выписать три словосочетания с именами существительными. Определить падеж и склонение имён существительных.
- Запиши имена существительные в форме множественного числа в именительном падеже. Выдели в словах ударный слог.
Директор, инженер, столяр, шофёр, доктор.
Контрольный диктант за 3 четверть.
Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С её конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку берёзки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Её песенка позванивает, как маленький колокольчик.
- Обозначь окончания и падеж имён прилагательных в единственном числе.
- Подбери и запиши антонимы к словам широкий, ясный, громкий.
- Подбери и запиши синонимы к словам известный. Застенчивый, красный.
Итоговый контрольный диктант.
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно бегут ребятишки по последнему снежку
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
- В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
- Разбери по составу слова природа, пришкольный, приветливый.
Задание: Списать, раскрывая скобки. Обозначить приставки, подчеркнуть глаголы с частицей не.
Когда мы (вы)ходим (в)поле, мы видим, как там, вдали, небо (со)единяется (с)землёй. Сколько раз мы пытались (до)йти (до)того места, где небо (со)единяется (с)землёй, и ничего у нас (не)получалось. Мы идём (к)этой полоске, но она (у)даляется (от)нас.
А почему она (у)даляется? Ведь мы только хотим (на)неё (по)смотреть. Стоит нам (с)делать шаг – и она (ото)двигается (на)шаг. А если мы (по)едем (от)неё – она движется (за)нами. Можно идти всю жизнь –и никогда (не)придёшь.
Тематические проверочные работы.
Контрольный диктант по теме «Повторение»
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля отправились дети на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропку. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.
- Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
- Обозначь грамматическую основу в третьем предложении.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную , только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд . Она очень испугалась.
- Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.
- Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Как мужик убрал камень.
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.
- Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2,3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
- Разобрать как часть речи имя существительное (за) выдумку.
3*.Составь из слов пословицу. Измени окончания имён существительных.
Мать, не, лучше, друг, сыщешь.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза.
Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
- Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.
- Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.
На … небе загорелись … звёзды.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.
Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!
- Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
- Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.
Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.
- Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
- Поставь глаголы в неопределённую форму.
Источник