- Пушкин сделал!
- Названия осенних месяцев в языке разных народов
- Названия осенних месяцев, связанных с явлениями неживой природы
- Названия осенних месяцев, связанных с явлениями живой природы
- Названия осенних месяцев, связанных с трудом людей
- На Ямале издали национальный календарь
- Погода порадует уральцев еще несколькими теплыми днями
- Учитель физики из Тюмени победила в конкурсе Учитель года
- Свердловские власти озвучили список возможных мест, куда можно будет попасть только по QR-коду
- В Камышлове состоялось открытие самого большого в России памятника Павлу Бажову
- Все за сегодня
- Политика
- Экономика
- Наука
- Война и ВПК
- Общество
- ИноБлоги
- Подкасты
- Мультимедиа
- Общество
- Хуаньцю шибао (Китай): у саамов в году восемь сезонов
- Контекст
- The Economist: Россия не верит в глобальное потепление, и это ее убивает
- Саамы на Кольском полуострове
- Западные СМИ об оленеводстве на Кольском полуострове
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » окружающий мир » Названия осенних месяцев в языке разных народов
Названия осенних месяцев в языке разных народов
Названия осенних месяцев, связанных с явлениями неживой природы
сентябрь — «рюинь» (из-за рева осенних ветров)
сентябрь — «хмурень» (небо начинает хмуриться, идут дожди)
октябрь — «грязник» (от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь)
ноябрь — «грудень» (из-за груд замерзшей земли со снегом)
Названия осенних месяцев, связанных с явлениями живой природы
октябрь — «листопад» (потому что начинает опадать листва)
сентябрь — «вересень» — это название возникло благодаря цветению вереска
октябрь — «жовтень» — это время, когда активно желтеют листья на деревьях
Названия осенних месяцев, связанных с трудом людей
октябрь — «паздерник» — от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки.
октябрь — «кастрычнiк» — название произошло от слова «кострица» — это задеревеневшие части стеблей растений, из которых можно прясти пряжу.
октябрь — «капустник» — в этот месяц рубили капусту на зиму
Славянские названия осенних месяцев
- Сентябрь — рюинь (из-за рева осенних ветров и зверей), затем стали называть — хмурень (небо начинает хмуриться, идут дожди)
- Октябрь — листопад (потому что начинает опадать листва). Также и другие названия: «паздерник» — от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. «Грязник» — от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебник» — от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту.
- Ноябрь — грудень (из-за груд замерзшей земли со снегом)
Другие названия осенних месяцев у славян
Сентябрь — хмурень, ревун, зорёвник, дождезвон.
Октябрь — позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник.
Ноябрь — листогной, листокос, полузимник, бездорожник.
Названия осенних месяцев по-украински
- Сентябрь — вересень — это название возникло благодаря цветению вереска — ценного медоносного растения.
- Октябрь — жовтень — это время, когда активно желтеют листья на деревьях.
- Ноябрь — листопад — месяц получил название благодаря природному явлению — опаданию листьев.
Название осенних месяцев на белорусском языке
- Сентябрь — Верасень — время когда зацветал вереск.
- Октябрь — Кастрычнiк — название произошло от слова «кострица» — это задеревеневшие части стеблей растений, из которых можно прясти пряжу.
- Ноябрь — Лiстапад — время листопада.
Название осенних месяцев на чувашском языке
- Сентябрь — авăн — месяц молотьбы.
- Октябрь — юпа — месяц поминок.
- Ноябрь — чӳк — месяц жертвоприношения.
Названия осенних месяцев на бурятском
- Сентябрь — улари сара — месяц заморозков.
- Октябрь — уури сара — месяц зорь.
- Ноябрь — гуран сара — месяц диких коз.
Название осенних месяцев на осетинском языке
- Сентябрь — рухæны мæй.
- Октябрь — кæфты мæй.
- Ноябрь — джеоргуыбайы мæй.
Название осенних месяцев по-крымско-татарски
- Сентябрь — ilk küz ayı — первый осенний месяц.
- Октябрь — orta küz ayı — средний осенний месяц.
- Ноябрь — boş ay — пустой месяц.
Названия осенних месяцев по-башкирски
- Сентябрь — hарысай (желтый месяц, все желтее)
- Октябрь — kарасай (черный месяц)
- Ноябрь — kырпағай (дикий месяц)
Названия осенних месяцев на якутском языке
- Сентябрь — Балаҕан ыйа.
- Октябрь — Алтынньы.
- Ноябрь — Сэтинньи.
Названия осенних месяцев на корякском языке
- Сентябрь — лыгэчейпын (от лыгэ — правда, действительно, чейпык желтеть — о листьях).
- Октябрь — ымычв’илю (от ымыӈ — всё, в’илв’ил мокнуть).
- Ноябрь — кытэплё (от кытэп — баран, г’эйӈэк — кричать).
Название осенних месяцев на коми языке
- Сентябрь — кöч тöлысь
- Октябрь — йирым тöлысь
- Ноябрь — вöльгым тöлысь
Названия осенних месяцев на марийском языке
- Сентябрь — идым – месяц обработки урожая.
- Октябрь — кырпак – месяц первого снега.
- Ноябрь — кылме – месяц утренних морозов.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Источник
На Ямале издали национальный календарь
Календарь «Северная муза» с описанием ненецких месяцев выпустили в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Он рассказывает о значении месяцев в ненецкой культуре и традиционных занятиях.
«Например, май — месяц массового отела северных оленей, в календаре этот период описан как очень трудный для оленеводов. Потому что к предстоящему выпасу самок оленей, оказанию им помощи в защите и выхаживании детенышей все стойбище готовится заранее», — сообщили в пресс-службе правительства ЯНАО.
Выпущенные календари передадут в семьи ямальских кочевников для восстановления традиционной культуры.
У ненцев издавна существовало понятие год (по), месяц (иры). Календарный год разбивался на два: один охватывал зимний период, другой – летний, но это не исключало таких понятий, и соответствующих им терминов, как зима (сыра — снег), весна (нара — ранняя, до ледохода; януй, юнуй — поздняя), лето (та), осень (нэре). Ненцы вели счет времени по лунным циклам и состоянию солнца. В их календаре содержится 13 месяцев, из которых 12 постоянных и 1 високосный, добавляемый раз в несколько лет для выравнивания лунного и солнечного времяисчисления. Каждый месяц начинался с новолуния. Продолжительность месяца не соответствует установленному количеству дней, принятому в современном календаре. Она исчисляется четырьмя семидневками лунного месяца, т.е. протяженностью периода рождающегося и убывающего месяца.
Сейчас ненецкие названия месяцев употребляются редко, многие ненцы их не знают, пользуясь русскими. Иногда в обиходе встречаются лишь 12 ненецких названий, соответствующих 12 календарным месяцам.
Ненецкие месяцы
Первым месяцем нового года считается Носиндалва — Месяц песцового промысла (первый месяц нового года, нового круга жизни, ноябрь)
Нюдя пэвдей — Месяц малой темноты (декабрь)
Нарка пэвдей — Месяц большой темноты (январь)
Лимбя иры — Месяц орла (февраль)
Яра иры — Месяц выпадения оснований старых рогов и появления молодых мора-пантов, или Месяц поворота года (март)
Сие ниць — Месяц ложного отела (апрель)
Ты ниць — Месяц массового отела (май). Другое название этого месяца — Хохорей иры — Месяц прилета первых лебедей
Мангты иры (последний месяц весны) — Месяц гнездования птиц, или Нявды иры — незаконнорожденных оленят (июнь)
Ненянг иры — Комариный месяц (июль)
Пилю иры — Месяц оводов (август)
Вэба иры — Месяц листопада (сентябрь)
Хор иры — Месяц любви оленей (брачный период у животных) и добрых надежд людей (октябрь)
Погода порадует уральцев еще несколькими теплыми днями
Теплая осенняя погода задержится в Свердловской области еще на несколько дней.
Как сообщает Уральский Гидрометцентр, в четверг ночью столбики термометров покажут от -3 до + 2, днем — от 8 до 13 градусов и без осадков. В ночь на пятницу синоптики обещают -2 — +3, а в дневные часы те же 8 — 13, без осадков. В субботу ночью будет -1 — +4, днем 6 — 11 и небольшой дождь.
В уральской столице в четверг ночью будет 0 — +2, днем 9 — 11; в пятницу ночью — от +1 до +3, днем 10-12; в субботу +1 — +3 ночью и 8 — 10 днем. Осадков в эти дни не ожидается.
Фото: Борис Ярков
Учитель физики из Тюмени победила в конкурсе Учитель года
Учитель физики из тюменской гимназии №16 Екатерина Костылева стала победителем конкурса «Учитель года»-2021.
Как сообщает РИА Новости, Екатерина Костылева получит главный приз — Большого хрустального пеликана, а также станет советником министра просвещения РФ на общественных началах. Помимо работы в гимназии она руководит Центром молодежного инновационного творчества «Фаблаб ТюмГУ» и работает методистом Академии профессий будущего.
Добавим, что в финал конкурса этого года вышли 85 человек из разных регионов страны. Среди них 15 преподавателей русского языка и литературы, 14 учителей английского языка и 14 учителей начальных классов, 11 преподавателей истории и обществознания, восемь учителей физики, семь учителей математики, шесть учителей биологии, пять учителей информатики, по два учителя химии и физкультуры, один учитель географии.
Свердловские власти озвучили список возможных мест, куда можно будет попасть только по QR-коду
Свердловские власти озвучили список возможных мест, куда можно будет попасть только по QR-коду.
Как сообщили в управлении Роспотребнадзора по региону, свободные от COVID-19 зоны могут быть организованы в заведениях общепита (кафе, рестораны, бары), музеях, театрах, концертных и выставочных залах, санаториях и базах отдыха, бассейнах, тренажерных залах и т.д. Полный список будет утвержден позднее.
Предполагается, что доступ туда будет открыт только для граждан, переболевших или вакцинированных от коронавируса.
«При входе в заведение или на мероприятие гражданин должен предъявить сертификат с QR-кодом, размещенным на портале Госуслуг, куда он попадает на основании сведений, полученных из единой информационной системы в сфере здравоохранения. Посетителям при входе потребуется и документ, удостоверяющий личность», — говорится в сообщении.
При этом отмечается, что отрицательные ПЦР-тесты не могут служить основанием для прохода в COVID-free зоны.
Добавим, что общее количество случаев COVID-19 на Среднем Урале по итогам последних суток превысило 142 тысячи.
Фото: Борис Ярков
В Камышлове состоялось открытие самого большого в России памятника Павлу Бажову
В День учителя в Камышлове состоялось торжественное открытие самого большого в России памятника автору уральских сказов Павлу Бажову.
Монумент выполнен из бронзы, мрамора и гранита, имеет вес более 5 тонн и высоту 5 метров. Он был изготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Как рассказал ИА «Повестка дня» председатель совета благотворительного фонда «Бажов» Сергей Полыганов, в идею памятника было заложено три момента из биографии писателя.
«Первый — это то, что он был учителем в течение 18 лет — с 1899 по 1917 годы. Второй момент — писательский, поэтому у Бажова в руках находится книга. Третий аспект — это общественно-политический опыт, который он получил. Это началось как раз в Камышлове, когда его избрали председателем Совета народных депутатов, а потом главой города. Затем он уехал в Казахстан, где, в том числе этот опыт и реализовал. Вот эти три строчки из биографии уникального человека мы хотели отразить в памятнике», — пояснил Сергей Полыганов.
По его словам, ранее жители города поддержали идею фонда назвать Центральную библиотеку Камышлова назвать именем Бажова. Теперь в городе напротив библиотеки Бажова есть и его памятник.
«Помимо того, что это самый большой памятник Бажову в стране, Камышлов также это единственный город в России, где есть сразу две библиотеки Бажова — детская и взрослая. Таким образом мы подчеркиваем уникальность этого города, потому что ранее исторически он был забыт как фактически вторая родина писателя. Оттуда родом его жена, мать его жены. В 1914 году они переехали именно сюда, на родину жены. Также здесь похоронена мать Бажова и его единственный сын Алексей. Этот город связан с именем Бажова, но не все об этом знают и мы как раз этим памятником постарались восстановить историческую справедливость», — подчеркнул Полыганов.
Добавим, что в рамках культурного фестиваля «День Бажова» в краеведческом музее Камышлова прошли «Бажовские чтения», а в кинотеатре демонстрировали фильм по сказам писателя.
Источник
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Хуаньцю шибао (Китай): у саамов в году восемь сезонов
Радиус Северного полярного круга примерно составляет 265 километров, он проходит по бескрайним снежным равнинам. Корреспондент «Хуаньцю шибао» наконец-то достиг небольшого поселка Инари, известного как «саамская столица Финляндии». Еще не было двух часов дня, а половина солнца уже опустилась за горизонт. Со 2 декабря здесь начинается полярная ночь. В течение 40 дней солнце не будет подниматься над горизонтом, и темнота и трескучий мороз накроют весь этот край. Саамы живут здесь уже несколько тысячелетий, окруженные лесом, вместе с северными оленями, занимаются рыболовством и охотой и являются единственными коренными жителями и кочевниками в Европейском союзе. Они продолжают жить в этом месте, несмотря на лютый мороз. С какими проблемами они сталкиваются в быту? Не стало ли их жизнь тяжелее при нынешнем глобальном потеплении? Наш корреспондент взял интервью у коренных жителей одного из поселков.
Северные олени — опора саамов в Арктике
Историческая родина саамов, известная как Сапми, расположена в северной части Арктики — Скандинавии — и на Кольском полуострове за Полярным кругом и принадлежит четырем странам: Норвегии, Швеции, Финляндии и России. В настоящее время численность саамов насчитывает около 75000 человек, и примерно 8-10% саамов зависят от разведения северных оленей. Только саамы, занимающиеся оленеводством, сейчас продолжают вести традиционный образ жизни за Северным полярным кругом. Юсуо — коренной саам, его семья живет в десятках километров от поселка Инари и уже несколько поколений занимается разведением оленей. В темноте снежных равнин после заката солнца он рассказал мне древнюю саамскую легенду, которая гласит, что олень изначально был животным, принадлежащим богу солнца, и тот подарил оленя людям, поэтому с тех пор саамы и олени неразлучны.
В Саамском музее в Инари я узнал, что северные олени являются «ковчегом жизни» для арктических саамов, обеспечивая их молоком, мясом, шкурами и являясь источником дохода, а также важным средством передвижения. Юсуо рассказал, что времена года саамов зависят от жизненного цикла северных оленей. Таким образом, в саамском году восемь сезонов: зимне-весенний период с марта по апрель, когда олени выходят из лесов и обзаводятся потомством. Весна начинается в апреле и заканчивается в мае — это период вскармливания детенышей. Весенне-летний период в июне — время, когда олени находятся на свободном выпасе и сами добывают себе пищу. В это время пастухи могут отдохнуть. За этот период нужно только подготовить ушные бирки для оленей, потому что в июле наступает следующий этап — полярный день, за который нужно успеть сделать очень важную работу — пробирковать всех молодых оленят. Летне-осенний период — август — месяц закалывания самцов оленя и подготовки к зиме. Осенний сезон, длящийся с сентября по октябрь, — время спаривания оленей и одновременно подготовка к смене дислокации зимой. С ноября по декабрь у саамов зимний период, за него нужно успеть собрать всех оленей в стада и перегнать их в низины, где сохраняется больше растительности для корма. В зимний период с декабря по февраль наступает полярная ночь, поэтому саамы перегоняют все оленьи стада в леса, ведь только там можно найти пищу и убежище от суровых холодов арктической зимы.
«Однако мы тоже не отстаем в развитии от остального мира, — сказал Юсуо, хлопая рукой по боку снегохода, на заднем сидении которого я сижу. — Сейчас мы используем снегоходы, чтобы подгонять оленей, это экономит время и силы по сравнению с лыжами и ходьбой, как это было раньше». В 60-х годах XX века в саамском мире произошла «революция снегоходов», что ознаменовало начало современной индустрии оленеводства. Небольшая часть стада оленей, принадлежащих семье Юсуо, также имеет GPS и GSM маяки. Теперь можно отследить местонахождение оленьего стада с компьютера или мобильного телефона, но эти современные средства являются лишь вспомогательными. Традиционные знания и методы выпаса по-прежнему являются основой оленеводства, существующего в пределах Северного полярного круга.
Я спросил Юсуо, сколько оленей имеет его семья, он рассмеялся и ответил: «Такие вопросы нельзя задавать сааму, потому что это то же самое, что спросить у вас, сколько вы зарабатываете». Он сказал, что если бы я спросил любого саама, то он бы ушел от ответа и ответил бы что-то неопределенное, вроде: «Достаточно, чтобы заполнить эту речную долину».
Как изменилась жизнь на Северном полюсе
Не так давно в финском городе Рованиеми, который расположен за Северным полярным кругом, состоялся съезд лидеров коренных народов Арктики, на котором представители саамов, инуитов, алеутов и других коренных народов обсудили собственные экологические и социальные проблемы. Сапми в течение восьми месяцев в году покрыта снегом. На протяжении сотен и тысяч лет саамы копили знания о том, как выжить в вечной мерзлоте. Только для описания снега в саамском языке существует 360 слов. Глава группы Саамского парламента, отвечающей за вопросы Арктики и окружающей среды, Гун-Брите Рейтер заявила что со времен постиндустриальной эпохи средняя температура воздуха в районе Сапми выросла на 2.3°C (по данным WWF), а средний показатель скорости потепления климата здесь в два раза выше, чем средний мировой показатель. Это оказывает непосредственное влияние на состояние снега и льда, которое изменяется и становится непредсказуемым. В настоящее время снежный покров ложится намного позднее, а его объем постоянно меняется, что создает проблемы как для людей, так и для оленей. Пробуя рыхлый снег под ногами, оленевод Юсуо говорит, что на протяжении длительного зимнего периода главная пища оленей — это лишайник и уснея. «Нюх у северных оленей очень чувствительный, они могут найти лишайник под метровым слоем снега, тогда они используют рога и копыта, чтобы раскопать снег и поесть». Однако из-за глобального потепления иногда верхний слой снега тает, а потом снова замерзает, образуя крепкую ледяную корку. Через нее северные олени не только не могут учуять лишайник, но и не в состоянии разбить ее, чтобы поесть. По мере уменьшения снежного покрова и его толщины северным оленям становится сложнее дотянуться до уснеи, которая висит высоко на деревьях. Ежегодно множество оленей умирают от голода, из-за чего людям приходится покупать сено или специальный зерновой корм, чтобы помочь оленям пережить зиму. Такое чаще всего случается в оленеводческих районах южных финнов, и саамам на севере все еще трудно перенять подобную практику. По их мнению, олени всегда существовали за счет вольного выпаса в лесах.
Неопределенная температура и постоянно изменяющаяся толщина снежного покрова делает частые оленьи маршруты по поверхностям замерзших озер особенно опасными: неоднократно возникали случаи, что олени или люди проваливались под лед и погибали. Кроме того, ставшее более засушливым лето за Северным полярным кругом принесло частые лесные пожары, что оказало сильное влияние на места выпаса оленей. В условиях местной окружающей среды после лесных пожаров земле требуется несколько десятков лет на восстановление. Юсуо сказал, что, поскольку температура повышается, появляются новые виды животных в районе Сапми, например, за последние два года он обнаружил новые виды паразитов на крупах оленей. Эти новые виды паразитов и вирусов сделали северных оленей и других арктических животных более уязвимыми к болезням.
Кроме того, изменения климата повлекли за собой изменения в образе жизни арктических животных. В середине лета происходит пора делать бирки для детенышей оленей, так как это имеет важное экономическое и социальное значение для саамов. В то же время это был пик активности москитных роев. Чтобы укрыться от укусов насекомых, северные олени сбиваются в стада, прижимаются друг к другу, чтобы уменьшить площадь открытого кожного покрова. В результате это самое благоприятное время для саамов, чтобы отловить детенышей и обирочить. Однако в последние годы этот «союз» людей и природы был разбит, потому что теперь иногда бывает так, что комары не нападают роем на оленей, и людям становится труднее отловить оленят, свободно бегающих по лесам за оленихами.
Однако больше всего саамов беспокоит то, что из-за вырубки лесов, развития промышленности и добычи полезных ископаемых, строительства инфраструктур облик Северного полюса неуклонно меняется. Из-за вырубки лесов олени не только лишаются основного источника пропитания в зимне-весенний период — уснеи — но, даже если посадить новые деревья, уснея вряд ли вырастет, поскольку это растение предпочитает крепиться к старым многолетним деревьям. Появление открытых полян в лесу и изменение освещенности также повлияют на рост лишайников и мхов.
Контекст
The Economist: Россия не верит в глобальное потепление, и это ее убивает
Саамы на Кольском полуострове
Западные СМИ об оленеводстве на Кольском полуострове
В то время, как качество пастбищных угодий ухудшается, рост развития инфраструктуры в районе Сапми, например, строительство шахт, ветряных электростанций и дорог, также разрушает и сокращает места кормления оленей, а традиционный ареал обитания северных оленей за Полярным кругом постепенно становится все меньше.
Вопрос жизни и смерти для саамов
«Для нас изменения в Арктике напрямую затрагивают вопрос жизни и смерти», — говорит Рейтер. Саамы многие тысячелетия оберегали этот край, они уже отошли к самым северным местам земного шара, и у них нет пути для отступления. Рейтер сказала: «Мы не знаем, откуда мы пришли изначально, и поэтому не можем никуда больше уйти». Эта фраза отзывается в сердцах многих саамов, у некоторых при ее произнесении сразу краснеют глаза.
Юсуо носит традиционную синюю одежду саамов с яркой окантовкой, украшенную сложным узором. Он выглядит как человек исключительной жизненной силы. В минус десять градусов он не надевает верхнюю одежду и говорит: «Мы все к этому привыкли и для нас это не холодно. Видите, на мне даже нет сапог из оленьей кожи». Саамы из поколения в поколение живут здесь и научились приспосабливаться к суровому полярному климату и окружающей среде Арктики, а также разбираться в нраве полярных лесов и погоды. В их глазах все живое в природе имеет душу и историю: у гор, воды, ветра, грома — у всего есть своя душа. Именно это благоговение перед природой заставляет саамов бережно заботиться об этой хрупкой арктической земле.
Посреди бескрайней снежной пустыни Юсуо смотрит на стоящего вдалеке оленя: «Это наш дом, здесь есть лес, есть олени, и мы никуда не уйдем».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник