Вспоминаем всем миром забытые песни(ч.3)
В эфире «Пионерская зорька!»
Продолжаю тему поисков забытых песен, которые читатели просят найти.
Виктор Ларин пишет : « С детства запомнил какой-то заскорузлый катушечный маг, на котором я со смехом слушал две песни, которые запомнились — это про медведя, который соседу на ухо наступил, и песня с бесконечно повторяющимся припевом — так уж случается, если влюбляются, слушают все соловья — юноши, девушки, бабушки, дедушки, папы, и мамы, и я. «
Насчёт оттоптаных ушей соседа ничего не нашлось, зато нашлось сразу две песни, где речь идёт от первого лица.
Первая- «У меня беда со слухом» , слова известного поэта-песенника Михаила Танича, с авторством музыки есть разночтения : в разных источниках указан Гарри Цыпуков и Борис Савельев. Возможно, это две разные аранжировки одной песни.
У меня беда со слухом:
Наступил медведь на ухо.
Отдавил мне ухо или два
Я пою и не ручаюсь,
За мотив я не ручаюсь,
Я ручаюсь только за слова,
Я пою, а мне соседи
Говорят: «Потише, Федя!»
И простору песне не дают,
Говорят мои соседи:
«В зоопарке есть медведи
Все тебе привет передают».
Все тебе привет передают».
Говорят мои соседи:
«Ты бы взял бы отпуск, Федя,
И ружье приличное купил.
И убил того медведя,
И убил того медведя,
Что тебе на ухо наступил!»
Взяв ружье для интересу,
Я иду себе по лесу
И, конечно, песенку пою.
А медведи, словно йоги,
До весны лежат в берлоге,
Ну, а я лежачего не бью!
Не бью!
Исполняли в своё время Владимир Макаров и ансамбль «Витаминки»(не совместно).
Вторая песня о проблемах с музыкальным слухом- «Баллада о мамонтах» барда Евгения Гурова.
Родился я, конечно, не без слуха,
Я с детства очень музыку любил, —
Но как-то наступил медведь на ухо,
Большой медведь на ухо наступил.
Не мотылёк, не бабочка, не муха,
Не заяц, не лисица – сам медведь.
И вот с тех пор остался я без слуха,
И вот с тех пор я не умею петь.
Ох, как ругал я этого медведя,
Убившего во мне мой божий дар.
Но как-то раз мой дядя, дядя Федя,
Большой любитель дам, вина и карт,
Спросил: – Ты знаешь, что такое мамонт?
Ты скажешь мне, что мамонт – это слон?
Твой слон тщедушен, хрупок, хил, и сам он
В сравненьи с братом-мамонтом смешон.
А мамонт – в нём, браток, такие тонны!
А мамонт – это целый три кита.
Из всех земных руин неслися стоны,
Когда он шёл по тундре не спеша.
Ведь мамонт – это двигатель прогресса.
Он шёл по тундре и вперёд смотрел,
И, невзирая на такой феномен веса,
Он, кроме травки, ничего, браток, не ел.
И до самой земли такие уши
Свисали у такого бугая!
И вот представь – идёт вперёд такая туша,
А впереди не видит . ничего.
И он не мог узреть неандертальца,
Который спал и мух во сне ловил.
Он шёл и наступил ему на . уши,
Естественно, их тут же раздавил.
А тот – потом летал, жужжал, как муха,
И десять дней скакал, потом ослаб.
Ему, поверь мне, было не до слуха.
Ну, и уже, конечно, не до баб.
Так что не думай плохо о медведях,
Люби девчат, как женщин Бонапарт.
Вот что поведал мне однажды дядя Федя,
Большой любитель дам, вина и карт.
По ссылке можно послушать песню.
С песней «Соловей» проблем нет, это очень популярная в 70-80х и исполнял её ВИА «Поющие гитары».
музыка-Х. Офрей, слова-Я. Голяков
Если, скажем, однажды
Вдруг, случится такое:
Соловьи перестанут
Песни петь под луною
Кто поможет влюбленным
В их таинственном деле?
Кто для них будет петь
Соловьиные трели ?
Так уж случается
Если влюбляются
Слушают все соловья
Юноши , девушки ,
Бабушки , дедушки ,
Мамы, и папы, и я
Помню как-то весною
Мы с любимой встречались
Улыбалась природа
Соловьи заливались
Я у них научился
И серьезно, без смеха:
Я с тех пор соловья
Заменяю с успехом!
Соловьи улетают
Осыпаются розы
Не влюбляйтесь зимою
Или осенью поздней
Ну а, если случится,
Огорчаться не надо
Я для вас, так и быть
Буду петь серенады!
Теперь внимание, ПОИСК ПЕСНИ !
Николь Лавальер просила отыскать песню, из которой помнит такие слова:
Обручальные кольца горят, боль или радость приносит их блеск.
Сразу боль не ощутима, но как прежде не дотронься,
Если на руках любимых ты увидишь эти кольца.
Помогите пожалуйста в поиске песни, вдруг кто-то вспомнит или найдёт текст в старом песеннике?
Заявки на поиск песен можно оставлять в комментариях или по почте poiskpesen@bk.ru
Спасибо за внимание к моим обзорам! Если статья вам понравилась, поддержите лайком.
Источник
Не берите соловьев на арапа
Александр Булынко
НЕ БЕРИТЕ СОЛОВЬЕВ НА АРАПА
Если, скажем, однажды вдруг случится такое –
Соловьи перестанут песни петь под луною,
Кто поможет влюбленным в их таинственном деле?
Кто для них будет петь, ха-ха, соловьиные трели?
Чилийская народная песня. ВИА «Поющие гитары»
Свои песни весною соловьи распевают
И влюбляются люди и детишек рожают.
Потому стало тесно людям всем на планете,
Что те птахи ночные им поют на рассвете.
А давайте все вместе соловьев мы заставим
Замолчать в одночасье, в клювы кляпы им вставим?
То-то будет «чудесно» – населенье планеты
Перестанет влюбляться, не появятся дети.
Ну а если вдруг кто-то увернется от кляпа,
Мы тогда соловьев всех возьмем на арапа*.
Объясним – Прекратите свои звонкие трели!
Почему вы поете? Как вы это посмели?
Соловьи распевают, и влюбляются люди,
И детишек рожают, и всегда это будет.
Будут вечно звучать соловьиные трели
Будут слушать их все, ха-ха, как бы вы не хотели!
БРАТЬ НА АРАПА
(фрагмент)
«Брать на арапа» — фразеологизм многозначный. Действовать грубо, нагло, применяя грубый нажим. Пытаться кого-то обмануть, перехитрить. Добиваться признаний при помощи несуществующих улик, брать на испуг. И даже — обыгрывать кого-нибудь в карты при помощи шулерских приемов. Все это охватывается одним и тем же оборотом — брать на арапа. Вот только почему именно на арапа, при чем здесь арап – чернокожий человек родом из Африки, иными словами, негр?
«Арап» в данном случае – это искаженное древнерусское слово «воропъ» (или врапъ), что значит – «налет, нападение разведывательного отряда». В летописях встречаются такие варианты слова «воропъ», как «наворопъ», «навропъ», «наврапъ». Грубый военный натиск, наглый грабеж, насилие, сила, добыча, полученная путем грабежа, — вот что значили эти слова. В разговорной речи позже они трансформировались в арап и «шарап». Возникли выражения «брать на шарап» и брать на арапа — захватить что-то грубой силой, нагло.
Есть, кстати, и еще одно выражение с арапом: «заправлять арапа» (или запускать арапа) — то есть обманывать, дурачить кого-то. Ну а источник все тот же — «воропъ» (или врапъ), то есть налет, нападение.
Марина Королева «Брать на арапа» — Неделя № 4543 от 13 декабря 2007 http://www.rg.ru/2007/12/13/koroleva.html
==========================================
ВИА «Поющие гитары»
СОЛОВЕЙ
(Чилийская народная песня — русский текст Я. Голякова)
Если, скажем, однажды вдруг случится такое –
Соловьи перестанут песни петь под луною,
Кто поможет влюбленным в их таинственном деле?
Кто для них будет петь, ха-ха, соловьиные трели?
Так уж случается – если влюбляются,
Слушают все соловья –
Юноши, девушки,
Бабушки, дедушки,
Папы, и мамы, и я.
Помню, как-то весною мы с любимой встречались,
Улыбалась природа, соловьи заливались.
Я у них научился и, серьезно, без смеха,
Я с тех пор соловья, ха-ха, заменяю с успехом.
Соловьи улетают, осыпаются розы.
Не влюбляйтесь зимою или осенью поздней.
Ну а если случится, огорчаться не надо,
Я для вас, так и быть, ха-ха, буду петь серенады.
Так уж случается – если влюбляются,
Слушают все соловья –
Юноши, девушки,
Бабушки, дедушки,
Папы, и мамы, и я.
Цикл «Наследие Грустного кенара».
Стихи и песни о птицах
================================
Источник
Для Вас, Дорогие Женщины, «Соловьи». (Эксклюзив от V. Moryaka и А. Речкина)
Перевод с Чилийской народной песни.( Я.Голякова)
Если, скажем, однажды
Вдруг случится такое:
Соловьи перестанут
Песни петь под луною.
Кто поможет влюблённым
В их таинственном деле?
Кто для них будет петь
Соловьиные трели?
( cвист авторский, /V.Moryak/
(Юноши, папы и дедушки. импровизация, тремя голосами, V. Moryak )
Так, уж, случается:
Если влюбляются,
Слушают все соловья –
Юноши, девушки,
Бабушки, дедушки,
Папы и мамы и я.
( cвист авторский, /V.Moryak/
Помню, как-то весною
Мы с любимой встречались.
Улыбалась природа,
Соловьи заливались.
Я у них научился,
И серьёзно, без смеха,
Я с тех пор соловья
Заменяю с успехом.
( cвист авторский, /V.Moryak/
(Юноши, папы и дедушки. импровизация, V. Moryak )
Так, уж, случается:
Если влюбляются,
Слушают все соловья –
Юноши, девушки,
Бабушки, дедушки,
Папы и мамы и я.
(. тремя голосами, импровизация, V. Moryak )
Соловьи улетают,
Осыпаются розы.
Не влюбляйтесь зимою
Или осенью поздней.
Ну, а если случится,
Огорчаться не надо.
Я для вас, так и быть,
Буду петь серенады.
Так, уж, случается:
Если влюбляются,
Слушают все соловья –
Юноши, девушки,
Бабушки, дедушки,
Папы и мамы и я.
.
Если, скажем, однажды
Вдруг случится такое:
Соловьи перестанут
Песни петь под луною.
Кто поможет влюблённым
В их таинственном деле?
Кто для них будет петь
Соловьиные трели?
( cвист авторский, /V.Moryak/
(Юноши, папы и дедушки. импровизация, V. Moryak )
Так, уж, случается:
Если влюбляются,
Слушают все соловья –
Юноши, девушки,
Бабушки, дедушки,
Папы и мамы и я.
( cвист авторский, /V.Moryak/
Гитара, ( Александр, Vladimir)
(идея, обеспечение, оформление, cвист. авторский, /V.Moryak/ )
(Юноши, папы и дедушки. импровизация, тремя голосами, от V. Moryakа )
Источник
Не влюбляйтесь весною или осенью поздней
НЕ ГУБИТЕ МОЛОДОСТЬ, РЕБЯТУШКИ.
Не губите молодость, ребятушки,
Не влюбляйтесь в девок с ранних лет.
Слушайте советы родных матушек,
Берегите свой авторитет.
Я ее использовал девчоночкой,
Потому что рано полюбил,
А теперь я плачу, сожалеючи,
Для меня и белый свет не мил.
Часто ее образ вспоминается,
Вижу ее карие глаза,
Нет ее, с другим она шатается,
Бросила, покинула меня!
Как-то возвращался поздно вечером,
С неба мелкий дождик моросил.
Шел без кепки пьяною походкою,
Тихо плакал и о ней грустил.
В переулке пара показалася.
Не поверил я своим глазам:
Шла она, к другому прижималася,
И уста скользили по устам.
Быстро хмель покинула головушку.
Из кармана вынул я бутыль
И ударил ей свою зазнобушку.
А что было дальше — позабыл.
Часто ее образ вспоминаю я,
Положивши голову на грудь.
Пой, звени, играй, гитара милая,
Что прошло, то больше не вернуть.
В нашу гавань заходили корабли. Пермь, «Книга», 1996.
Существует много вариантов, в том числе «нехулиганские» (см. «Полюбил я девушку простую»). В одном из сборников автором песни указан поэт Глеб Горбовский — автор хулиганской песни «Фонарики» (см.: Блатная песня: Сборник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, стр. 81), но это явная ошибка, так как другие источники датируют песню первыми десятилетиями 20 века. Исследователь блатного фольклора Фима Жиганец в сборнике «Блатная лирика» (Ростов-на Дону, 2001) пишет, что скорее всего, песня возникла еще до революции.
ВАРИАНТЫ (9)
1. Не губите молодость, ребятушки
Не губите молодость, ребятушки,
Не влюбляйтесь с малых, юных лет,
Слушайте советы родных матушек,
Берегите свой авторитет.
Полюбил я очень молодешенек,
Слишком очень рано полюбил,
А теперь я плачу всё жалеючи,
Белый свет становится не мил.
Полюбил я девку Валю скромную,
Полюбил не в шутку, а всерьез,
Провожал я валю до парадного,
Целовал я Валечку взасос.
С нею я по пять часов простаивал,
Застывала в жилах моих кровь.
Как-то раз пришла ко мне желанная
И сказала: «Кончена любовь».
«Что ты говоришь, моя желанная?
Разве я могу тебя забыть!
Полюбил тебя я не на шутку,
И не в силах я тебя забыть!»
Как-то раз осенней темной ночкою
C неба мелкий дождик моросил.
Шел без шапки пьяною походкою,
Тихо плакал и о ней грустил.
В переулке пара показалася,
Не поверил я своим глазам:
Шла она, к другому прижималася,
И уста скользили по устам.
Быстро хмель покинула головушку,
Из кармана вынул я бутыль.
И ударил я свою зазнобушку,
Шел до дому — всё как позабыл.
А теперь сижу я за решеткою,
Вспоминаю карие глаза…
Ай, зачем убил я сороковкою? –
И всё за то, что бросила меня.
В нашу гавань заходили корабли. Вып. 2. М., Стрекоза, 2000.
2. Выпустят колечки или челочки
Выпустят колечки или челочки,
Бровки и ресницы подведут…
Вот идут шпанистые девчонки
И моргают парням на ходу.
Полюбил я Аську, девку славную,
Полюбил впервые и всерьез,
Провожал до шумного парадного,
Крепко целовал ее взасос.
На свиданьях долго я простаивал,
Застывала в жилах даже кровь.
Вот пришла она, моя шпанистая,
И сказала: «Кончилась любовь».
Ой, гитара, ой, гитара милая!
Горе, слезы водкой не зальешь…
И тогда решил убить шпанистую,
Отомстить за горькую любовь.
Из-за леса пара показалася,
Не поверил я своим глазам:
Шла она, к другому прижималася,
И уста скользили по устам.
Тут же хмель покинула головушку,
Из кармана выхватил наган
И тогда убил свою шпанистую,
А в ответ услышал: «Хулиган!»
Вот теперь сижу я за решеткою,
Вспоминаю давние года…
Ах, зачем убил тебя, шпанистая,
Милая, хорошая моя.
В нашу гавань заходили корабли. Вып. 2. М., Стрекоза, 2000.
3. Не губите молодость
Не губите молодость, ребятушки,
Не влюбляйтесь в девок с юных лет,
Помните заветы родной матушки, да-да,
Берегите молодость навек.
Я молодость потратил, не жалеючи,
Я слишком очень рано полюбил
И теперь я плачу, сожалеючи, да-да,
Белый свет становится не мил.
Раз осенней тихой ясной ноченькой
С неба тихий дождик моросил,
Шел я с пьянки пьяною походочкой,
Тихо плакал и о ней грустил.
В переулке пара показалася,
Не поверил я своим глазам:
Шла она, к другому прижималася, да-да,
И уста тянулися к устам.
Мигом хмель покинула головушку,
Из кармана вынул я наган,
Выстрелил семь раз в свою зазнобушку,
А в ответ услышал: «Хулиган!»
Эх, зачем былое вспоминается?
Эх, зачем тоска волнует грудь?
Пой, гитара, плачь, гитара милая, да-да,
Что было, того уж не вернуть!
Последние 2 строки каждого куплета повторяются
Расшифровка фонограммы Бориса Рубашкина, CD «Любо, братцы, любо…», «RDM», 1995.
4. Дело было очень поздней осенью
Дело было очень поздней осенью,
С неба мелкий дождик моросил.
Шел домой я пьяною походкою,
Тихо думал и о ней грустил.
В переулке пара показалася,
Не поверил я своим глазам:
Шла она, к другому прижималася,
И уста тянулися к устам.
Сразу хмель покинула головушку,
Из кармана выхватил наган
И зарезал я свою зазнобушку,
А в ответ услышал: «Хулиган!»
Пой, гитара, пой, гитара милая,
Что прошло, того уж больше нет.
И прошу вас, милые ребятушки,
Не влюбляйтесь в девок с ранних лет.
Слушайте совета вашей матушки,
Берегите свой авторитет.
С фонограммы Алексея Козлова, альбом «Пионерские блатные песни», Sintez Records, 1996.
5. Это дело было поздней осенью…
Это дело было поздней осенью —
С неба мелкий дождик моросил.
Шел парнишка пьяною походкою,
Тихо плакал и о ней грустил.
Ой, играй, гитара семиструнная,
Пой, гитара верная мой!
В жизни я любил одну лишь девушку,
Да и та была мне не верна.
Незаметно пара показалася,
Не поверил я своим глазам:
Шла она, к другому прижималася,
И уста тянулися к устам.
Хмель мою покинул вмиг головушку.
Из кармана выхватил наган.
Выстрелил семь раз в свою зазнобушку,
А в ответ услышал: — «Хулиган!»
Эх, зачем былое вспоминается?
Эх, зачем тоска волнует грудь?!
Пой, гитара! Плачь, гитара милая!
Что прошло, того уж не вернуть.
Черный ворон. Песни дворов и улиц. Книга вторая / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин, СПб.: Издательский дом «Пенаты», 1996, с. 59-61.
Этот же вариант — Блатная песня: Сборник. М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — подпись «Глеб Горбовский», строка 15 «Выстрелил семь раз в свою зазнобушку». Указание на авторство Горбовского противоречит всем остальным встреченным источникам.
6. Не губите молодость, ребятушки
Не губите молодость, ребятушки,
Не влюбляйтесь в девок с юных лет,
Помните заветы родной матушки,
Берегите свой авторитет.
Я молодость потратил, не жалеючи,
Я слишком рано крепко полюбил.
И теперь я плачу, сожалеючи,
Белый свет становится не мил.
Это дело было поздней осенью,
С неба мелкий дождик моросил;
Шёл домой я пьяною походкою,
Тихо плакал и о ней грустил. (1)
В переулке пара показалася,
Не поверил я своим глазам:
Шла она, к другому прижималася,
И уста тянулися к устам. (2)
Мигом хмель покинула головушку,
Из кармана выхватил наган,
Выстрелил семь раз в свою зазнобушку,
А в ответ услышал — «Хулиган!» (3)
Эх, зачем былое вспоминается,
Эх, зачем тоска волнует грудь?
Пой, гитара, плачь, гитара милая,
Что прошло, того уж не вернуть!
(Я сидел в углу вагона тёмного,
В воздухе повисли мрак и пыль,
Поезд шёл в далёкую сторонушку,
В дикую, холодную Сибирь). (4)
Пролетела молодость, промчалася
За стеною в каменной тюрьме.
Чтоб такого с вами не случалося,
Вспоминайте, братцы, обо мне!
(1) Вариант —
«Помню, раз осеннею погодкою
(С неба мелкий дождик моросил)
Шёл без кепки пьяною походкою,
Тихо плакал и о ней грустил».
(2) Вариант — «И уста скользили по устам».
(3) Вариант —
«Три раза я выстрелил в зазнобушку,
Труп её упал к моим ногам».
Существует также ещё вариант —
«Быстро хмель покинула головушку.
Из кармана вынул я бутыль,
И ударил ей свою зазнобушку,
А что было дальше — позабыл».
(4) Редкий куплет: один из его вариантов даётся в книге Якова Вайскопфа «Блатная лира» (Иерусалим, 1981).
Известная песня городских окраин, чрезвычайно популярна в уголовном мире, а также вообще среди простого народа. Наиболее известна в исполнении Бориса Рубашкина. Скорее всего, возникла ещё до революции.
Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 90-92.
7.
1. Не губите молодость, ребятушки,
Не влюбляйтесь в девиц с ранних лет.
Слушайте советы добрых матушек,
Не теряйте свой авторитет.
2. Я ее растратил не жалеючи,
Потому что рано полюбил.
И теперь я плачу сожалеючи,
Для меня весь белый свет не мил.
3. Раз осенней тихой ясной ночкою
С неба мелкий дождик моросил.
Шел домой я пьяною походкою,
Тихо плакал и о ней грустил.
4. В переулке пара показалася,
Не поверил я своим глазам.
Шла она, к другому прижималася,
И уста скользили по устам.
5. Не стерпело сердце унижения,
Из кармана выхватил я нож,
И ударил я свою зазнобушку,
А что было дальше, позабыл.
6. Эх, зачем былое вспоминается,
Эх, зачем тоска сжимает грудь.
Пой, гитара, плачь, гитара милая:
Что прошло, того уж не вернуть.
Последнее двустишие куплетов повторяется
Слова и музыка — не позднее 1930 года.
Шел трамвай десятый номер… Городские песни. Для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). / Сост. А. П. Павлинов и Т. П. Орлова. СПб., «Композитор – Санкт-Петербург», 2005.
8. Берегите молодость, ребятушки
Берегите молодость, ребятушки.
Не влюбляйтесь в девок с ранних лет,
Слушайте советы добрых матушек,
Не теряйте свой авторитет.
Дело было осенью ненастною.
С неба мелкий дождик моросил.
Шел без кепки пьяною походочкой,
Тихо плакал и о ней грустил.
В переулке пара показалася.
Не поверил я своим глазам.
Шла она, к другому прижималася,
И уста скользили по устам.
Быстро хмель покинул головушку,
Из кармана выхватил наган.
И ударил в грудь свою зазнобушку,
А ему нанес семнадцать ран.
Пролетела молодость, промчалася
За решеткой в каменной тюрьме.
Чтоб такого с вами не случилося,
Вспоминайте чаще обо мне.
Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярск: Производственно-издательский комбинат «ОФСЕТ», 1995.
9.
1. Не губите молодость, ребятушки,
Не влюбляйтесь в девиц с юных лет.
Слушайте советы родных матушек,
Берегите свой авторитет.
(Вариант:
Слушайте советы добрых матушек,
Не теряйте свой авторитет)
2. Я ее растратил не жалеючи,
Потому, что рано полюбил.
И теперь я плачу сожалеючи,
Мне без милой белый свет не мил.
3. Часто ее образ вспоминается,
Вижу ее карие глаза.
Нет ее, с другим она встречается,
Бросила, покинула меня.
4. Раз осенней тихой ясной ночкою
С неба мелкий дождик моросил.
Шел домой я пьяною походкою,
Тихо плакал и о ней грустил.
5. В переулке пара показалася —
Не поверил я своим глазам.
Шла она, к другому прижималася,
И уста скользнули по устам.
6. Не стерпело сердце унижения,
Из кармана выхватил я нож,
И ударил я свою зазнобушку,
А что было дальше, я забыл.
(Вариант:
Быстро хмель покинула головушку,
Из кармана я достал наган.
Выстрелил я в милую зазнобушку,
А она хрипела: «Хулиган!»
7. Эх, зачем былое вспоминается,
Эх, зачем тоска сжимает грудь.
(Вариант:
Часто ее образ вспоминаю я,
Опустивши голову на грудь.)
Пой, звени, гитара моя милая,
Что прошло, того уж не вернуть!
Две последние строки куплетов повторяются
Павленко Б.М. «На Дерибасовской открылася пивная. »: песенник: популярные дворовые песни с нотами и аккордами / Сост. Б.М. Павленко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — (Любимые мелодии). C. 63-64.
Источник