- Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме:»Перелётные птицы осенью». план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- НОД в старшей группе по познанию на тему «Осень. Перелетные птицы» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект НОД «Птицы осенью»
Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме:»Перелётные птицы осенью».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия для детей с ОНР | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 37 комбинированного вида
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной к школе логопедической группы с ОНР по теме: «Перелётные птицы осенью».
Учитель — логопед МБДОУ
«Детский сад» № 37
Ахсарова Кристина Энверовна
Владикавказ 2015 г.
Закрепить представления о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизировать знания детей о перелётных и водоплавающих птицах осенью, их внешнем виде, образе жизни. Учить детей отвечать на вопросы полными, развернутыми предложениями. Автоматизация произношения свистящих звуков в связной речи. Совершенствование навыков анализа и синтеза слов, фонематических представлений. Обогащение словаря детей словами синонимами. Закрепление навыков чтения слов и предложений, образования родственных слов.
Коррекционно – развивающие цели :
Развитие навыков связной речи, зрительного гнозиса и мнезиса (внимания и памяти), логического мышления, памяти, внимания, воображения, тонкой (пальчиковой) и общей моторики. (« Су – Джок» терапия).
Воспитывать умение слушать педагога, друг друга, бережное отношение к природе, птицам, родному краю. Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование : Раздаточный материал, столы, презентация к мероприятию, ноутбук, пособие «Звуковые схемы», «мячики с шипами» , музыкальный центр, СD с записью криков улетающих журавлей, резиновый мяч среднего размера.
Дети входят в зал под музыку…
Логопед: – Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Ребята, вы наверно уже догадались, что занятие будет необычным.
— Прослушайте отрывок из стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели»:
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Логопед: – О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени! О красивом, прекрасном времени года!
Логопед: — Верно, молодцы! Вспомните и назовите основные признаки осени.
Дети: Осенью часто идут дожди, холодно. Листья желтеют, краснеют и падают на землю. Животные готовятся к зиме ( строят норки, берлогу, дупла, меняют шубки, делают запасы на зиму т.д.) Птицы улетают в тёплые края. Люди одевают тёплую осеннюю одежду.
Логопед: – Как птицы готовятся к зиме? Назовите перелётных птиц?
Дети: В тёплые края улетают : ласточки, журавли, кукушка, скворцы, лебеди, дикие гуси, утки, вьюрки, соловьи, аисты т.д.
Логопед: – Почему улетают?
Дети: Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно и голодно, птицам трудно найти корм.
Логопед: Встаньте полукругом, рассмотрите птиц на экране. Какие птицы улетают первыми в тёплые края? (Слайды)
Дети: Первыми улетают «насекомоядные птицы». Это ласточки, стрижи, соловьи т.д. Затем улетают птицы, которые питаются семенами и ягодами растений. Затем водоплавающие птицы. И последними улетают грачи, и первыми возвращаются в родные края.
Логопед: – Чем покрыто тело птиц?
Дети: Тело птиц покрыто перьями. Перья помогают сохранить тепло, и придают красивую окраску.
Логопед: – Кто как улетает?
Дети: Журавли улетают клином, кукушка – поодиночке, дикие утки, гуси, лебеди – вереницей, скворцы, ласточки, грачи – стаей.
Логопед: – Верно! О птицах вы много знаете. А теперь сосчитаем птиц.
Пальчиковая гимнастика «Птички»
(С использованием Су – Джок терапии)
Я мячом круги катаю,
И ладошки разминаю
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Раз, два, три, четыре, пять
Птиц закончили считать!
Логопед: – Ребята, пока мы с вами считали птиц к нам прилетел важный гость! А кто это, отгадайте по первым звукам в словах. (Слайд)
Логопед: – Верно! Это грач! Грач какая птица?
Дети:- Умная, красивая, важная, полезная!
Логопед: — Составьте звуковую схему!
Логопед: – Грач прилетел к вам с письмом! Что же в письме написано? Слушайте внимательно!
Здравствуйте ребята! Меня зовут грач Гриша. Я приготовил для вас задания, постарайтесь их выполнить правильно, и тогда вас ждёт сюрприз!
Ребята! Вы хотите получить сюрприз?
Логопед: — Но сначала мы немного подвигаемся и поиграем!
Подвижная игра « Улетают, остаются»
( Выполняйте движения вместе со мной)
Правила игры: Логопед перечисляет названия птиц, а дети бегают по залу и машут крыльями. Если дети услышат название перелётной птицы продолжают летать, и приседают на корточки лишь тогда, когда услышат название зимующей птицы.
Логопед: – А вот и следующая игра « У кого кто?» ( Мяч передают дети друг другу, называя слова)
У грача – грачата (грачонок)
у скворца – скворчата (скворчонок)
у ласточки – ласточата (ласточонок)
у кукушки – кукушата (кукушонок)
у журавля – журавлята (журавлёнок)
у аиста – аистята (аистёнок)
Игра «Скажи иначе » (Обогащение словаря словами – синонимами)
Стая – косяк, караван;
Большая птица – крупная птица, огромная.
Логопед: — Молодцы! С этими заданиями вы легко справились, а вот и посложнее, помогите грачу Грише подобрать родственные слова к слову журавль. Грач нуждается в вашей помоши!
Игра « Подбери родственные слова»
Дети сидят полукругом на ковре , каждый вспоминает и надбирает по схеме родственные слова.
Журавль – журавлиха – журавлик – журка – журавушка – журавлиная – журавлиный;
Грач – грачиха – грачонок – грачата – грачиный;
Аист – аистиха – аистята – аистиный.
Логопед: — Ребята, пока мы подбирали родственные слова, грач Гриша прилетел к своим друзьям на озеро Бекан. (Слайды)
Подойдите к доске рассмотрите это озеро. Вы слышали о таком озере? Это уникальное озеро для нашей республики! Оно образовалось почти 75 лет назад. Его питают 300 родников. Вода в озере чистая, родниковая!На озеро прилетают дикие утки, гуси, лебеди, нырок, и такие редкие птицы как чёрные аисты , и даже — египетский пеликан!
Логопед: — Повторите названия птиц!
Сколько родников питает озеро? Когда образовалось озеро? т.д.
Какие вы молодцы! Птиц вы знаете, хорошо считаете, а писать и читать умеете? Вот сейчас и проверим!
Проводиться игра « Грамотейка» ( Дети читают слова и предложения ,а затем соединяют их с картинками) (Слайд)
Итог: Молодцы! Со всеми заданиями справились, и вам грач Гриша дарит памятки о птицах, обитающих на озере Бекан и занесенных в Красную книгу Северной Осетии. Каких птиц запомнили? Что нового узнали? Грачу Грише пора улетать вместе с друзьями в тёплые края, попрощайтесь с ним, помашите руками. И для гостей приготовили подарки (аппликация «Грачи»). Дети дарят гостям свои работы, прощаются с ними. До новых встреч!
Источник
НОД в старшей группе по познанию на тему «Осень. Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект открытого занятия в старшей группе «Осень. Перелетные птицы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen._pereletnye_ptitsy.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В старшей группе
Воспитатель: Зайнуллина С.Ю.
1) закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Организационный момент. Повторение пройденного материала.
— Ребята, послушайте стихотворение (читаю стихотворение Маргарита Ивенсен «ОСЕНЬ»):
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).
-Дети, а сейчас давайте определим признаки осени. Поиграем в игру «Что бывает осенью». Вы мне будете говорить да или нет.
Опадают листья (да)
Дети загорают у реки (нет)
Люди убирают урожай на полях (да)
Птицы улетают на юг (да)
— А что ещё бывает осенью?
Введение темы «Перелетные птицы»
— Ребята, когда я пришла в садик нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)
Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»
— Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Как вы думаете, откуда можно узнать?
-Правильно из словаря, энциклопедии.
Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.
— Давайте повторим вместе со мной – «орнитологи». А кто такие «орнитологи»?
— Встали все. Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.
— Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?
— А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).
— Посмотрите, здесь у меня очень много птиц и нужно их распределить на перелетных и зимующих птиц. Вы, мне поможете?
— Отгадайте, пожалуйста, загадки :
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей)
— Послушайте как поет соловей /аудиозапись/
2. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) /аудиозапись/
— Правильно вы отгадали, эти птицы куда относятся? Почему? (потому что они улетают в теплые края)
— Правильно. Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).
— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).
— Правильно. Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. А теперь давайте попробуем описать аиста. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
Пальчиковая игра «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/
— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).
— Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.
— Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
— Как вы думаете, как летят птицы — как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?
— Вы обращали внимание, что некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками» , все вместе. Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином » в виде треугольника. Другие, как утки, цапли выстраиваются «цепочкой», в одну линию и еще называют «прямой фронт» . Гуси чаще всего летят «косяком» .
— А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Упражнение «Отгадай и присядь»
— Встали врассыпную. Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел , голубь , ласточка, синица, грач, сорока , скворец, снегирь , аист, журавль, воробей , цапля.
Упражнение «Скажи одним словом»
— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
— А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.
— Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?
— Что нового вы узнали про полет птиц?
— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Источник
Конспект НОД «Птицы осенью»
Олеся Герасименко
Конспект НОД «Птицы осенью»
Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.
формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров., различать особенности поведения птиц.
развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.
воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Интеграция образовательных областей:
социально- коммуникативное развитие
Методы и приёмы.
словесные: загадывание загадок о птицах, беседа о птицах, вопросы, рассказ.
наглядные: рассматривание иллюстраций о птицах, д\и «Покорми птичку», «Кого не стало?»
практические: упражнение, движения детей, имитирующие поведение птиц
активизация словаря: снегирь, синица, зёрнышки, лучи, корм, тёплые края, конверт.
обогащение словаря: запрокидывая, перелётные, зимующие, чёрнокрылый, рябина.
Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций.
Педагогические средства: иллюстрации с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла.) Аудиозапись с голосами птиц.
собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза 1,2,3 открывайте. Ребята я птичья фея, ой а где же мой волшебный чемоданчик, ах вот он. Ребята в этом чемоданчике лежат интересные задания, но что бы его открыть и узнать, что там лежит нужно отгадать загадку.
У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются с яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
Воспитатель: правильно ребята птицы. Говорить мы сегодня будем о птицах. Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.
Воспитатель: Эту птицу каждый знает,
В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
Громко с самого утра:
Всех торопит (Воробей)
Воспитатель: правильно ребята это воробей.
Воспитатель: Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Воробьи летают стайкой. Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм.Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. Воробьи между собой перекликаются «чив – чив».В народе говорят: «мал воробей, да удал» Ворону, воробья, мы видим в городе круглый год.
Воспитатель достаёт из конверта иллюстрации птиц и предлагает детям из иллюстраций найти воробья. Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид воробья.
-Чем покрыто тело воробья?
-Какой у него клюв?
-Как кричит воробей?
— Где легче найти корм воробью?
-Воробей зимующая птица?
Воспитатель: отгадайте ещё одну загадку
Особа всем известная,
Увидит тучку тёмную
Взлетит на ель зелёную.
И смотрит, словно с трона.
Воспитатель: правильно ворона. Ребята покажите её на картинке
Воспитатель: ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.
— Ребята что вы запомнили о вороне?
-Чем она питается?
-Какого цвета у неё перьевой покров?
— Какой у вороны клюв?
-Чем отличается ворона от воробья?
Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».
Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону,и говорит такие слова:
«Как под елочкой зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло раскричались.
Вот собака прибегает,
И вороны улетают.
И зимой ей не сидится:
Под моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку (Синица)
Воспитатель: правильно ребята синица. Покажите её на картинке.
Воспитатель: синичка живёт там где холодно, тепло она не любит. Она маленькая, шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь».
Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?
-Какого у неё цвета грудка?
-Какой у неё клюв?
-Где живёт синица?
— Почему её так назвали?
Скачет шустрая синица
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево- вправо)
И с дорожки – на плетень,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять (Снегирь)
Воспитатель: правильно ребята снегирь. Красавец снегирь прилетает перед первым снегом.И народ заметил: снегири прилетели- значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами.
— Какого цвета у снегиря грудка?
— Чем питается снегирь?
— В какое время года прилетает снегирь?
-На что похож свист снегирей?
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Воспитатель: дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы.
-Ребята, какой у этой птицы клюв?
— Чем он питается?
-Чем покрыто тело воробья?
— Чем отличаются птицы друг от друга?
Д\и «Кого не стало»
Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из птиц, а затем предлагает отгадать, какой птицы не стало.
Воспитатель: многие виды птиц издают очень приятные для человеческого уха звуки. Пение служит птицам для общения друг с другом
Психогимнастика «Птички» (с сопровождением аудиозаписи)
Воспитатель: ребята давайте представим с вами, что мы птицы.
Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки.Им снятся приятные сны: о лете, о тёплом солнышке, как они поют. Утром когда лучи солнышка касаются их, птички просыпаются, расправляют сначала одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь во круг. А потом принимаются за дело летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его тёплым лучам.
Рефлексия: дети садятся на ковре по кругу.
— О каких птицах мы говорили?
— Что нового узнали?
— Что понравилось вам?
Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить, вам необычный кубик на нем изображены птицы, что бы вы могли вместе с воспитателем узнать ещё много нового и интересного о птицах.
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в средней группе «Лужи осенью» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия с использованием нетрадиционных приемов рисования. Несколько похожая на кляксографию.
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за шиповником осенью» Цель: продолжить знакомство детей с лекарственным растением шиповник. Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о растительном.
Конспект прогулки «Наблюдение за бабочкой осенью» Вот и осень вступила в свои права. Все чаще небо хмурится, идет из тучки дождь… Но буквально сегодня погода нас приятно удивила. Солнышко.
Конспект прогулки «Наблюдение за цветником осенью» Цель прогулки: Уточнить у детей названия цветов с целью определения их строения (найти стебель, листья,цветки,корни). Побуждать к сравнительным.
Конспект прогулки «Наблюдение за ивой осенью» .
Конспект прогулки «Наблюдение за листьями клена осенью» ] Цель прогулки: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру; закреплять представления.
Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью» .
Конспект прогулки «Наблюдение за растениями осенью» Цель прогулки: Уточнить представления детей о том, что растения живые- они растут и изменяются. Развивать наблюдательность,умение делать.
Конспект прогулки «Наблюдение за тополем осенью» Цель прогулки: Знакомить детей с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда и почему бывает тополиная метель). Воспитывать.
Систематизация дидактического материала по теме «Перелетные птицы осенью» Тема: «Перелетные птицы» Сроки: 1-я неделя ноября. Итоговое событие: Выставка рисунков. Проект «Перелетные птицы нашего края» Задачи: Дать.
Источник