Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень»
Наталия Харченко
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень»
Цель: Обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Осень».
Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
Формировать умения составлять предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно.
2. Развивающие:
Развивать интонационную сторону речи.
Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа.
Расширять эмоционально-волевую сферу детей.
создать чувства группового единства.
Воспитывать интерес к природе, творческую активность.
Ход НОД:
Ребята, посмотрите, сколько в вашем зале гостей. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной. Пальчиковая гимнастика
— Здравствуйте! – ты скажешь человеку!
— Здравствуй! – улыбнётся он в ответ!
И, наверно, не пойдёт в аптеку, а здоровым будет много лет.
День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы отправимся сейчас.
Скажите дети, а на чём мы можем отправиться в путешествие? (машине, самолёте).
А я предлагаю пойти пешком, это укрепит наше здоровье.
Послушайте стихотворение и отгадайте к кому мы отправимся в гости:
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю.
Но не касаюсь сосен
Кт я?. (Осень)
Как хорошо в осеннем лесу. Ребята, а разве этот лес похож на осенний? Посмотрите, что в нем не так? (рассматриваем и подбираем слова признаки)
Трава какая? (зеленая, яркая, сочная …., а осенью трава какая? (желтая, сухая, жухлая ….)
Солнце какое? (яркое, жаркое, веселое…., а осенью (Бледное, не яркое, грустное) Облака какие летом? (голубые, воздушные, пушистые, а осенние облака какие (хмурые, серые) из таких облаков идут моросящие холодные дожди.
(На полу лежит конверт)
Посмотрите, здесь письмо! Для ребят из детского сада, от осени.
«Здравствуйте, дети, вот и пришёл мой черёд вступить в свои права, но лето не даёт мне это сделать. Для того чтобы помочь мне, вы должны выполнить задания. «
Воспитатель. Мы преодолеем все препятствия и поможем осени! Согласны? Тогда в добрый путь!
Задание 1. Игра «Подбери признаки»
-Осенью холодно, значит осень какая? Холодная.
-Осенью часто идет дождь, значит осень, какая? Дождливая.
-Осенью небо хмурое, значит осень, какая? Хмурая.
-Осенью собирают богатый урожай, значит осень, какая? Богатая.
-Осенью бывает печально, значит осень какая? Печальная.
— Осенью деревья одеты в золотой наряд, значит осень, какая? Золотая.
Задание 2. Игра с мячом «Назови ласково»
Гриб- грибок, грибочек, ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
3. Осень приглашает вас в свой сад-огород. В нём растёт много овощей и фруктов. Ребята, а какие овощи и фрукты вы знаете?
Дети: Яблоки, груши, бананы, апельсины, картошка, морковь…
Молодцы! Ребята, у осени случилось горе. Недавно по её чудесному саду пролетел злой Ветер-Колдун и разбросал весь урожай. Помогите ей, пожалуйста, его собрать!
(раздаю конверты. В них изображения разных овощей и фруктов из кусочков жёлтого картона. Дети должны собрать.)
Молодцы, ребята! А теперь пусть каждый из вас назовёт свой фрукт или овощ так: у меня жёлтый банан.
Ветер разбросал не только урожай, но и сорвал листочки, и они падают к вам на ладошки, хотят с вами поиграть. Упражнение на дыхание «Листочки»
Нужно набрать воздух через нос, а выдохнуть плавно через рот. Плечи поднимать не нужно.
Ветер щеки толстые надул, надул, надул
И на листочки пестрые подул, подул, подул.
Скоро, очень скоро
И наденет деревце
(Висит плакат с изображением дерева)
В:- Что это ребята?
В:- Реб. покажите и назовите, из каких частей состоит дерево?
Д:- Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.
В:- А что не так с нашим осенним деревом?
Д:- На нём зелёные листья.
В:- реб. Мы можем подарить нашему дереву жёлтые листочки, но для этого нужно красиво и правильно повторить предложения написанные на них.
(Д. берут листик и приклеивают на ветви дерева).
В:- Молодцы, вот наше дерево зашумело осеннею листвой.
Задание 5. Пальчиковая игра «Зазываем осень»
Давайте зазовем осень, пусть уже приходит в наш лес.
Осень, осень, Приходи! (трем ладошки друг о друга)
Осень, осень, Погляди! (зажимаем кулаки по очереди)
Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям)
Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь).
Ребята мы выполнили все задания
Задание 6. «Один – много»
Ребятки отгадайте загадку.
Он в голубой рубашке
Бежит по дну овражка.
В:- Назовите ласково наш ручей.
Д:- ручеек, ручеечек.
В:- реб. давайте отдохнём у ручья и снимем усталость: (речь с движением)
К ручейку мы все спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
Давайте мы с вами присядем возле ручейка отдохнём и насладимся последними тёплыми деньками.
7. «Ласковые, нежные слова».
У воспитателя корзина яблок.
Осень приготовила в подарок свои дары.
-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.
Берите яблочко и называйте ласковое слово.
Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.
Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.
Конспект НОД по развитию и выразительности речи в старшей группе «Осень бывает разная» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень бывает разная». Цель: Развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней.
Конспект НОД по развитию речи (с использованием интеллектуальной карты) в старшей группе. Тема. «Мой любимый город» Мой любимы город Программное содержание: закрепить знания детей о достопримечательностях города Саки; Продолжать учить детей в составлении.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень» Воспитатель Чирко Т. Н. СП «Детский сад «Одуванчик» Цель: закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: обобщить.
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС «Составление рассказа «Осень» Тема: «Составление рассказа «Осень». Цели: Образовательные: учить детей составлять описательный рассказ; граммати-чески правильно оформлять.
Конспект НОД развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Спасти заколдованную принцессу» Цель: • Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку; • активизировать словарный запас детей; • развивать связную.
Конспект открытого НОД по развитию речи «Золотая осень» с использованием приёмов ТРИЗ в старшей группе Конспект открытого НОД по развитию речи тема: «Золотая осень» с использованием приёмов ТРИЗ в старшей группе Цель: систематизировать представления.
Конспект занятия НОД по развитию речи «Осень» в старшей группе Образовательная область: «Познание» Вид деятельности: непосредственно — образовательная Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема:.
Конспект занятия с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе «Осень» МКДОУ «Шляпниковский детский сад» Конспект занятия с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе на тему «Осень» Воспитатель:.
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Рассматривание репродукции картины М. Башкирцевой «Осень» конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Рассматривание репродукции картины М. Башкирцевой «Осень». Воспитатель.
Занятие по развитию речи в старшей группе «В гости в королевство овощей» Тема: «В гости в королевство овощей» Цель: Расширить и углубить знание детей об овощах, их целебных свойствах. Формировать грамматический.
Источник
Конспект НОД по развитию речи «Осень золотая» (старшая группа)
Ирина Расулова
Конспект НОД по развитию речи «Осень золотая» (старшая группа)
Цель: обобщить и закрепить знания умения и навыки по подготовке к обучению грамоте.
-образовательные :уточнить и расширить представление об осени, ее приметах;
уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций, согласовывать числительные два, две с существительными.
-развивающие :развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти;тонкой и общей моторики;дыхания и правильного речевого выдоха; координации речи с движением.
— воспитательные:воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью. формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;воспитывать привычку следить за осанкой в различных видах деятельности.
Оборудование: бумажные листочки на ниточке, фигурный кленовый листочек из пластика; цветные карандаши, картинки с изображением листочков.
Предварительная работа: беседа о временах года, наблюдение на прогулке, дидактические игры.
Ход НОД
Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три.
И попрыгаем немножко. Раз, два, три.
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись
И друг другу улыбнулись.
Сегодня к нам на окно прилетел кленовый Листочек. Но это не простой Листочек, а волшебный. Он помогает преодолевать трудности и выполнять разные задания.
Сейчас Листочек пригласит вас в гости, а к кому –догадайтесь:
Листья с веток облетают,
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Когда это бывает?
(осенью).
Верно. Он приглашает вас в гости к Осени.
На место сядет тот, кому листочек ляжет на ладонь и попросит сказать слова наоборот.
1. Слов. игра «Скажи наоборот»:
Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели.
У дуба ствол толстый, а у березы
У клена листья большие, а у березы.
У березы ствол светлый, а у клена …
Осень ранняя – осень (поздняя)
Птицы прилетают – птицы (улетают)
Дождь начался – дождь (закончился)
Листья на деревьях – листья (на земле)
— Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием, я думаю, что вы легко справитесь и с остальными. Итак, волшебный Листочек приглашает нас в гости к Осени.
2. Упражнение «Подбери слова»
Вы сейчас посмотрите на картинку и подберёте как можно больше слов, отвечающих на вопросы, какой? какая, а волшебный Листочек вам в этом поможет.
а) Осень какая? (холодная, дождливая, разноцветная,).
Погода осенью какая? (дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая).
Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый).
б) Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопросы, что делают? что делает?
Листья осенью (что делают) (Листья осенью желтеют, опадают и т. д.)
Дождь осенью (Дождь осенью моросит, идет и т. д.)
Урожай осенью (Урожай осенью убирают).
Птицы осенью (Птицы осенью улетают).
Деревья осенью (Деревья осенью роняют листья).
Звери осенью (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки).
3. Слов. игра «Какое слово лишнее?»
А теперь я буду называть слова. Вы должны сказать какое лишнее. Будьте внимательны.
Лисичка, белый гриб, мухомор, подберезовик.
Яблоко, груща, лимон, помидор.
Воробей, ласточка, аист, цапля, трясогузка.
Зонт, куртка, шапка, перчатки, шарф.
Листья желтые летят,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
4. Упражнение на дыхание «Листопад»
Встаньте около стульчиков. Возьмите тот листочек, который вам нравится больше всех, поднесите его ко рту, сделайте глубокий вдох, а потом тихонечко подуйте на него, не надувая щек. А теперь с силой подуем на листочки. Вот какой листопад у нас с вами получился.
Вос-ль показывает, как правильно выполнять упражнение.
Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
5. Упражнение «Где листочек?»
— Листопад прекратился, но один листочек остался и решил поиграть с вами.
Скажите, куда упал листочек?
Дети отвечают, используя предлог на.
— Листочек упал на землю.
— Листочек упал на крышу.
— Листочек упал на траву.
— Листочек упал на девочку.
Физминутка «Осенние листья».
Осыпается наш сад,
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят.
(На каждую строчку четыре шага в такт).
6. Упражнение «Закончи предложение»
— Сейчас называю слово, а вы повторяете его со словом «осенний, осенняя, осеннее или осенние».
Дети: осенний лист
Дети: осенняя ветка
Дети: осеннее дерево
Дети: осенний лес
Дети: осенняя погода.
7. Согласование числительных два, две с существительными
— Посмотрите на картинки и скажите, что изображено на них.
— На картинке два листочка.
— На картинке две лужи.
— На картинке два дерева.
— На картинке две тучки.
— На картинке два зонтика.
8. «Раскрась листочек».
— Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. За это вам Листочек приготовил подарки-раскраски. Возьмите их и раскрасьте
— Листочки у вас получились очень красивые.
III. Итог и рефлексия.
— Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
— Мы рассказывали об осени; отгадывали загадки; говорили, куда упал листочек; говорили о двух предметах.
— Что мы делали на занятии?
— Мы играли с листочками, делали листопад, раскрашивали листочки.
Оценка работы детей: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо играли с Листочком, отгадывали загадки, отвечали на вопросы.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень золотая» Цель: формирование монологических умений по теме «Осень золотая». Задачи: Образовательные: — актуализировать знания обучающихся об осени.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Золотая осень» Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках. Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая» Задачи: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; 2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая» Тип занятия: комплексное Вид занятия: познавательное Программное содержание: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;.
Конспект занятия по развитию речи «Золотая Осень» в старшей группе Программное содержание: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; Продолжать учить составлять предложения по картинкам;.
Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» (старшая разновозрастная группа) Цели:учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени. Закреплять умение рисовать деревья, передавая характерные особенности.
Проект по развитию речи «Здравствуй, осень, золотая осень» в подготовительной к школе группе Проект по развитию речи Тема: «Здравствуй, осень, золотая осень!» (подготовительная к школе группа) Составила: Валова Екатерина Сергеевна,.
Сценарий осеннего праздника: «Золотая осень» (старшая группа) Выход под музыку попарно мальчик с девочкой в виде «Ручейка». Ведущий: Добрый день, друзья дорогие! В этом зале уже не впервые Мы проводим.
Экскурсия «Золотая осень в парке» (старшая группа) Задачи: 1. Дать детям конкретные представления об осенних изменениях в природе: изменяется цвет листьев деревьев, листопад, холодает, отлет.
Занятие по развитию речи на тему «Золотая осень» (старшая группа) Альбина Сахаутдинова Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Золотая осень» Интегрированные области: речевое развитие, познавательное.
Источник