Описание осени для ребенка 6 лет

Наблюдаем признаки осени вместе с детьми

После лета все вокруг начинает готовиться ко сну. Появляются первые признаки осени – становится холоднее, листья и травы желтеют, а небо часто хмурится. Важно подмечать происходящие изменения в природе и рассказывать о них ребенку с раннего детства. Это развивает наблюдательность и интерес к окружающему миру.

Осень и ее признаки

Полную картину об осени и ее признаках дает осенний лес. Он наполнен приятными грибными запахами, под ногами шуршит листва, потихоньку исчезают с виду насекомые, и птицы улетают в теплые края. Хорошо, если ребенок сможет все это наблюдать воочию – пощупать, понюхать, рассмотреть. Но если такой возможности нет, о происходящих изменениях в природе можно рассказать, используя наглядные примеры.

Описание осени:

  • становится холоднее;
  • птицы улетают на юг;
  • листья на деревьях желтеют и опадают;
  • часто стоит дождливая и ветреная погода;
  • ночи становятся длиннее, а дни короче;
  • люди собирают урожай овощей и фруктов.


С дошкольниками старше 5 лет рекомендуется изучать не только обобщенные изменения в природе, но и последовательные, по месяцам:

  1. Сентябрь. Раньше первый осенний месяц называли Хмурень, потому что его характерные признаки – это хмурое небо и пасмурная погода. Это пора бабьего лета и грибных дождей. Время, когда нужно брать с собой зонтик и обувать резиновые сапоги. Ранней осенью птицы готовятся лететь на юг и сбиваются в стаи. В лесу становится тише, а листья только начинают желтеть.
  2. Октябрь. Месяц Грязник. Практически все листья в середине сезона становятся желтыми, или как говорят, покрываются золотом (золотая осень). Ветер шумит листвой и срывает ее с деревьев. Оказавшись на земле, она пропитывается запахом сырости. В эту пору можно собрать удивительной красоты гербарий, корзинку грибов, каштаны для поделок в детский сад и школу.
  3. Ноябрь. Второе его название – Листогной. Листва вся сорвана и устилает землю. Лес стоит пустой и мокрый. Уже заметно похолодало, и нужно надевать не только куртку, но и шапку, варежки и шарф. Поздней осенью уже случаются первые ночные морозы, и утром опавшие листья часто покрывает иней. Со дня на день выпадет снег, и природа уйдет на трехмесячный покой.
Читайте также:  Оранжево зеленый осенний маникюр


В школьном возрасте наступление сезона дети учатся понимать отдельно по живой и неживой природе.

  • Живая природа (животные, насекомые, растения).

Осенние признаки: поспевание яблок, тыквы, корнеплодов, грибов; пожелтение и опадение листьев; сбивание птиц в стаи и отлет в теплые края; закупоривание муравейников на зимовку.

  • Неживая природа (небо, тучи, ветер, земля, погодные явления).

Распознать осень можно по заметному похолоданию, сырому и пронизывающему ветру, дождливой погоде. Земля становится мокрой и холодной, пачкает сапоги. Небо опускается ниже, оно часто затянуто серыми облаками. В середине осени утром часто наблюдаются туманы, а поздней осенью – иней.

Осень в картинках:

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок усвоил материал, попросите его назвать 3 признака осени и нарисовать рисунок осенней тематики.

Как отличить осень от других времен года?

Основной признак осени – это золотой лес. Только в это время года деревья будто раскрашивает невидимый художник. А еще все живое готовится к долгому зимнему сну. Медведи, белки, бурундуки, мыши, пчелы, ежи и муравьи делают запасы еды.

Чем отличается осень от других времен года (в картинках):

Как рассказать об осени интересно?

Наблюдать за изменениями природы не только познавательно, но и интересно для детей. Если проявить смекалку, можно организовать десятки увлекательных занятий и игр по теме. Это и загадки, и стихи об осенней поре, и проба урожая. Для закрепления материала полезно использовать задания с картинками.

Примеры:

    • Дидактическая игра «признаки осени» с карточками. Для проведения необходимы следующие материалы: силуэт дерева, карточки с признаками разных времен года. Взрослый предлагает найти среди них осенние картинки и прикрепить их к дереву.
    • Подвижная игра. Дети делятся на команды по 5-6 человек. Перед каждой командой ставится коробка с осенними и летними картинками. Игроки выстраиваются в шеренги, по одному как можно быстрее находят нужные карточки, бегут и прикрепляют их прищепками к натянутой веревке. Затем передают эстафету следующему игроку из команды – и так пока не сыграют все участники. Группа, которая справилась быстрее, поднимает руки. В конце дети обсуждают развешанные признаки осени и называют новые.

  • На прогулке. На улице взрослый просит детей найти и показать признаки наступившей осени. Можно поделиться на 2 команды и обозначать найденные варианты яркими лентами (например, желтой для первой группы детей и красной для второй). Побеждают те игроки, которые отметят большее число правильных признаков.
  • Игра «отметь признаки осени». Перед ребенком кладутся карточки с признаками разных времен года. Простым карандашом он помечает только те, которые характерны для осени. Пример:

В России первый признак осени – это еще спешащие на свой первый урок ученики. 1 сентября празднуется День знаний, и все школьники приходят нарядными. Природа обозначает приход осенней поры пожелтением крон берез, вязов, лип, появлением опят на полянках в лесу, парящей в воздухе паутиной. Весь мир вокруг постепенно преображается!

Источник

Составление описательного рассказа об осени для старшей группы комбинированной направленности

Гурьева Ирина
Составление описательного рассказа об осени для старшей группы комбинированной направленности

Тема: «Составление описательного

рассказа об осени»

Программные задачи: 1. Обобщить представления детей об осени в рассказе.

2. Научить детей связно и последовательно рассказывать об осени по плану на картинках.

3. Развивать логическое мышление в игре «Так бывает осенью или не бывает.

4.Закрепить образование относительных прилагательных в игре: «Какой сок тебе дала Лена?» (грушевый, сливовый, вишнёвый).

Оборудование: картинки к теме «Осень», к игре «Какой сок пила Лена?»

1.Организационный момент: Игра с Буратино «Так бывает осенью или не бывает — ответы детей распространёнными предложениями. (Например.

1)- Осень наступает после зимы? – Нет, осень наступает после лета.

2)- Осенью солнце греет сильнее, чем летом? – Нет. Летом солнце греет сильнее, чем осенью. Осенью солнце греет слабо.

3)- Листья осенью на деревьях желтеют, краснеют, вянут и засыхают? – Да. Листья осенью желтеют, краснеют, вянут и засыхают.

4)-Осенью ветер срывает листья. Листья опадают – это называется снегопад? – Нет. Когда листья опадают – это называется листопад.

5)- Осенью дни длиннее, а ночи короче? – Нет. Осенью день короткий, а ночь длинная. И т. д.

2.1)Рассматривание картинок на панно.

2) Составление предложений по картинкам, объединение этих предложений в рассказ об осени.

3) Образец рассказа логопеда «Осень».

1. – Наступила золотая осень.

2. – Листья желтеют, краснеют, вянут и засыхают.

3. – Дует холодный ветер, он срывает листья с деревьев.

4. – Листья опадают – это листопад.

5. – По небу летят тёмные тучи.

6. – Льёт холодный дождь, везде лужи.

7. – Солнце светит и греет мало. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

8. – Птицы улетают в тёплые края.

9. – Люди надевают тёплую одежду: куртки, пальто, плащи, шапки, обувают ботинки и сапоги.

10. – Осенью люди убирают урожай овощей и фруктов.

3.Физкультминутка: игра «Листопад» с выполнением движений.

4. Рассказы детей об осени. (В слабой подгруппе с помощью логопеда.)

5. «Угощение» детей соком в игре, «Какой сок дала Лена?» (Лена мне дала грушевый сок; вишнёвый, сливовый, лимонный и т. д.)

6.Итог занятия: загадки, стихи (короткие) об осени.

Составление описательного рассказа о посуде нтеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно.

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы»» Задачи: — связная.

Конспект НОД для второй младшей группы «Составление описательного рассказа об игрушках — мишке и лисичке» НОД по речевому развитию. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и лисичке». Цель: продолжение обучения детей составлению.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды» Задачи: -связная речь: формировать умение составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; — словарь.

Конспект «Составление описательного рассказа по игрушке «Цыпленок» Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке цыпленок» Тип: контрольно-проверочный Группа: средняя. Виды детской деятельности: игровая,.

Конспект занятия по развитии речи в старшей группе «Составление описательного рассказа «Зима» Программное содержание: 1. Учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, сложные,.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине «На границе» Конспект открытого занятия Составление описательного рассказа по картине «На границе» Воспитатель: Кармаева С. В..

Конспект занятия по теме «Составление описательного рассказа по картине «Заяц» Конспект занятия по теме: «Составление описательного рассказа по картине «Заяц». Подготовила воспитатель: Бернат Ольга Викторовна Программное.

Составление описательного рассказа об игрушках — пароходе, лисе, петухе Задачи: — связная речь: учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; — словарь и грамматика: активизировать употребление.

Конспект для составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Зима» Тема: Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Зима» Цель: Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Источник

Конспект НОД по развитию речи «Придумывание рассказа по картине Осень» для детей старшей группы (5–6 лет)

Карпова Светлана
Конспект НОД по развитию речи «Придумывание рассказа по картине Осень» для детей старшей группы (5–6 лет)

Конспект НОД по развитию речи «Придумывание рассказа по картине Осень» для детей старшей группы (5-6 лет).

Цели: Закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

— способствовать закреплению знаний об осени, вспомнить ее признаки;

— учить детей составлять сюжетный рассказ, по картине используя приобретенные ранее навыки построения сюжета

— стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине

развивать речь детей

-активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Осень»

— обогащать словарный запас

— тренировать память, внимание

— учиться замечать красоту

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации», «Одежда».

1. Картины с изображением «Осени»

2. Заранее нарезанные кусочки бархатной ткани.

Ход НОД.

Воспитатель помещает на стенд картины с изображением «Золотой осени».

Воспитатель:- Ребятки сейчас одно из самых красивых времен года. Скажите, какое сейчас время года.

Дети:- Осень

Воспитатель:- Правильно, осень. Обратите внимание на картины. Как можно их назвать.

Дети:- Осень. Золотая осень. (дают свои предположения).

Воспитатель: Молодцы. Как вы считаете, правильно вы их назвали и почему.

Дети:- Да. (дают свои предположения: листочки желтые, очень красиво).

Воспитатель:- А еще такую осень называют бархатной. Как вы думаете почему.

Дети:- (дают свои предположения)

Воспитатель:- (берет в руку кусочки бархата и раздает детям, чтобы они потрогали). Ребятки вы сейчас держите в руках, кусочки бархатной ткани. Обратите внимание, какой он.

Дети:- Он мягкий. Пушистый. Его приятно трогать.

Воспитатель:- Правильно. Посмотрите еще раз на картины, какая там осень. Сравните ее с вашими бархатными кусочками.

Воспитатель:- Похожа наша осень на бархат.

Воспитатель:- Молодцы ребятки. Правильно. Осень изображённой на картинах. Такая же нежная, теплая, хочется потрогать ее листочки. Погулять на улице, поваляться в листьях. Она как бархат. Молодцы,а вы хотите поиграть?

Игра «Подбери действие»(Игра с мячом, дети стоят полукругом)

-Я бросаю вам мяч и называю слово-предмет. Вы должны подобрать

к нему как можно больше действий. Дождь осенью (что делает)

моросит, идет, капает и т. д.

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Трава осенью (что делает) — вянет, желтеет, засыхает.

Животные осенью (что делают)-готовятся к зиме, меняют шубки.

Воспитатель:- Ребятки, а как мы отличаем осень от других времен года. Что бывает только осенью.

Дети:- Наступает похолодание, листочки опадают. Птицы улетаю на юг.

(Воспитатель добавляет или одобрительно подсказывает)

Воспитатель:- Молодцы. Давайте немножко отдохнём.

(проводится физкульт-минутка «Листики»)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (дети приседают)

Дунул ветер — полетели, (поднимая руки верх, качают ими)

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (дети приседают)

Ветер снова набежал (поднимая руки верх, качают ими)

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели (дети кружатся)

И на землю тихо сели. (дети приседают)

Воспитатель: Составление рассказа об осени с помощью схем.

-Как много мы вспомнили про осень.

А сейчас давайте составим рассказ об осени. Поможет нам схема.

-Что означают эти картинки?

•Знак вопроса –о чем мы будем рассказывать;

•Облако–какие осенью облака;

•Капли дождя, снежинки–какие осадки бывают осенью;

•Наклоненное дерево–какой ветер осенью;

•Листья, трава–какие осенью листья и трава;

•Стрелочка -что еще можно сказать об осени.

Образец рассказа.

Наступила осень. По небу плывут тёмные, низкие облака. Осенью часто идет мелкий, холодный дождь. Иногда может пойти и снег. Осенью дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Трава желтеет, засыхает. Осенью в лесу растут грибы.

Дети составляют свой рассказ об осени с помощью схемы-модели.

Воспитатель:- (если дети затрудняются придумать, то воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает). Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным.

Воспитатель:- Какие вы молодцы. Какая чудесная у вас получилась осень в рассказах.

Воспитатель:- Устали. Теперь давайте поиграем.

Дети радостно:- Даааа.

Игра «Какой лист»

Дети выбирают конверты, в которых находятся разрезанные листья. Собирают их на ковре.

-Попробуйте собрать листочки из нескольких частей.

Какой у тебя лист? (дубовый, кленовый, березовый). Какого он цвета?

-А теперь скажи: «У меня желтый березовый лист»

Листья четырех цветов: красные, желтые, оранжевые, коричневые.

Воспитатель:- Какие вы молодцы. Понравилось вам говорить об осени.

Воспитатель:-Сегодня мы вспомнили о прекрасном времени года –об осени.

(Отметить каждого ребенка). На память о нашем занятии я дарю вам осенние раскраски.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей «Составление рассказа «Осень» Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой.

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Зима, зима!» Тема: Составление рассказа по картине «Зима, зима!» Задачи: -Учить отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по картине.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Петушиная семья» в средней группе Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рыжики» Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа.

Конспект занятия «Составление рассказа по картине «Повар» для детей старшей группы по области: речевое развитие детей Тема: Составление рассказа по картине «Повар». Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине» Конспект занятия в детском саду по развитию речи в средней группе: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Дети пришли.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию. Составление рассказа «Осень наступила» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию. Составление рассказа на тему «Осень наступила». Цель: обучение.

Конспект занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Повара» Занятие учителя – логопеда по формированию связной речи у детей подготовительного возраста в группе комбинированной направленности. Тема.

Конспект занятия «Составление рассказа по картине Петровой Т. «Отлет птиц» для детей старшей группы Конспект занятия «Составление рассказа по картине Петровой Т. «Отлет птиц» (для детей старшей группы) Задачи: образовательные – обучать.

НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Средняя группа Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картину.

Занятие по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» Программное содержание: 1. Учить детей составлять рассказ по картине с использованием схемы. 2. Упражнять в подборе определений к явлениям.

Источник

Оцените статью